Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию: Цикл комплексной НОД по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста "П.И.Чайковский и его музыка"
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа) по теме

Кузнецова Ольга Валентиновна

Предлагаю методическую разработку, включающую в себя конспекты комплексных занятий по слушанию музыки по теме "Чайковский и его музыка". Знакомство с музыкальными произведениями из "Детского альбома", фрагментами из балетов "Щелкунчик", "Лебединое озеро", "Спящая красавица", а также Ноктрном cis-moll, Сентиментальным вальсом.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию:

Цикл комплексной НОД по слушанию для детей старшего дошкольного возраста

«П. И. Чайковский и его музыка»

Составила: музыкальный руководитель

Кузнецова О. В.

Пушкин

2016


ЦЕЛЬ: Приобщение детей к классической музыке на примере творчества П. И. Чайковского

ЗАДАЧИ:

  • Воспитывать интерес к музыке, потребность слушать знакомые и новые музыкальные произведения;
  • Обогащать слушательский опыт разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
  • Развивать воображение, фантазию, умение импровизировать;
  • Расширять словарный запас ребенка, развивать умение выражать словами характер музыки и ее настроение.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Музыкальная (восприятие музыкальных произведений, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения);
  • Восприятие художественной литературы (чтение сказок, стихотворений);
  • Изобразительная деятельность (рисование)

Пояснительная записка.

С самого раннего возраста ребенок способен воспринимать окружающую его красоту. И уже в это время важно подсказать ему: остановись, взгляни вокруг, прислушайся, как это прекрасно! Впечатления от первой встречи с искусством живут очень долго, порой всю жизнь. Поэтому мне, педагогу-музыканту, так важно уже в детском саду приобщать детей к подлинным образцам музыкального искусства, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса, и через музыку, живопись, поэзию формировать личность, способную сопереживать, сострадать, понимать красоту и добро.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.

Слушание (восприятие) музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушание музыки – универсальный вид деятельности, ведь без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой- драматизацией, их нужно обязательно прослушать.

Работу по слушанию музыки провожу в разных формах (в зависимости от цели и музыкального развития детей): как часть классического занятия, тематическая интегрированная НОД, тематические музыкальные развлечения, музыкальные спектакли, использую классическую музыку на праздничных утренниках.

Для многих детей дошкольного возраста восприятие музыки представляет большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства (литература, живопись). В связи с этим, на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов, прибегая к помощи зрительных образов и выразительного слова. Все средства, используемые на занятиях, должны помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание.

Во время музыкальной НОД дети учатся понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. Учатся в движениях, пластических этюдах, танцевальных композициях предавать настроения, чувства героев, создавая целостный музыкальный образ; различать звучания инструментов симфонического оркестра. Каждому ребенку я даю возможность высказаться, поделиться своими впечатлениями и выразить музыкальный образ в изобразительном творчестве, а также «озвучить» игрой на детских музыкальных инструментах.

Чтобы привить детям интерес и любовь к музыке, важно использовать для слушания не только произведения, рекомендованные программой. Обогащает дошкольников  опыт восприятия классической музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей. Важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке разных времен и стилей. Какую музыку можно рекомендовать для слушания дошкольникам? Необходимо шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П.Чайковского, Э.Грига, Р.Шумана и других. Кроме фортепианной музыки, можно давать детям слушать фрагменты симфонических произведений, написанных композиторами для детей, например «Детской симфонии» Гайдна, симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк». Помимо «детской» музыки, очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времен – старинную музыку Вивальди, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Шумана, Глинки, Чайковского и других зарубежных, русских и современных композиторов-классиков.

На танцевальную музыку многие дети реагируют непроизвольными движениями. Эту особенность восприятия можно использовать в методике работы, давая ребятам возможность передавать характер музыки в двигательных импровизациях. Можно порекомендовать использовать самую разнообразную танцевальную музыку: от старинных танцевальных пьес из сюит Баха (например, из сюиты для камерного оркестра си минор – «Бурре», «Полонез», «Менуэт», «Шутка») до вальсов Шопена, Шуберта, балетной музыки П.Чайковского. Дети легко воспринимают ритмичную маршевую музыку. Могут передавать характер разных маршей, оттенки настроения музыки в ходьбе.

Небольшие произведения используются целиком, более объемные –фрагментарно. Важно выбрать яркий небольшой отрывок, чтобы дети увлеклись, сосредоточенно слушали музыку. Важно соблюдать чувство меры, не наскучить детям, идти от их желаний, проявлений интереса. Самое важное – дать детям почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке.

Рекомендуемые приемы: контрастное сопоставление музыкальных произведений, оркестровка (нахождение выразительных тембров детских музыкальных инструментов, соответствующих звучанию, и игра на них), передача характера музыки в движениях, чтение стихотворений, показ репродукций картин (лучше нескольких, в сравнении, перекликающихся с характером музыки), самостоятельная изобразительная деятельность.

Симфоническую музыку лучше всего использовать в записи (или давать ее в сравнении с фортепианным звучанием), чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность. Таким образом, появляется возможность познакомить детей с инструментами симфонического оркестра. Разумеется, не всеми сразу, а постепенно – с теми, роль которых в создании музыкального образа наиболее значительна.

Детям старшего дошкольного возраста можно рекомендовать слушать сказки-балеты П.И.Чайковского, и не только слушать, но и включаться в посильную музыкальную деятельность (применяя приемы оркестровки, инсценировки, передачи характера музыки в движениях).

Для работы со старшими дошкольниками по теме «П.И.Чайковский и его музыка» я разработала цикл комплексных тематических занятий, включающих в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, чтение стихов, сказок; просмотр видеоматериалов; двигательные импровизации, игра на музыкальных инструментах, рисование).


«Старинная французская песенка»

Под Вальс из «Детского альбома» дети заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики. На экране видят портрет П.И.Чайковского.

Муз.руководитель: Тихо, тихо сядем рядом –

                Входит музыка в наш дом

                В удивительном наряде,

                Разноцветном, расписном.

                И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит

И ведет нас за собой.

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы послушать уже знакомую и еще неизвестную вам музыку П.И. Чайковского. С нами всегда его музыка. Дня не проходит, чтобы по телевидению или по радио, в концертном зале или театре не звучали произведения Петра Ильича. Его музыка радует и волнует людей всего мира, она всегда искренняя, всегда правдива.

Мы с вами будем знакомиться с разными произведениями композитора. Сегодня мы послушаем музыку из «Детского альбома». Послушайте пьесу, которая вам уже знакома (исполняется «Новая кукла»). Как она называется? Как звучала музыка? Какой у нее был характер? Какой инструмент исполнял эту пьесу? (Если прослушать пьесу в оркестровом переложении, то можно задать вопрос: Что изменилось в звучании?)

А теперь какая пьеса звучит? (слушают «Марш деревянных солдатиков»). Прозвучала музыка иного характера: шутливая, веселая. Что мы еще можем с вами сказать об этом произведении? (предлагается детям порассуждать о характере и средствах музыкальной выразительности). Давайте еще раз послушаем этот марш (предложить детям подыгрывать на треугольниках, румбах, барабанах, бубнах).

Петр Ильич Чайковский много путешествовал. Он бывал в разных странах: во Франции, в Италии, Америке, Германии. И в каждой стране он слушал народные песни, запоминал их, обрабатывал, записывал. Давайте сейчас послушаем «Старинную французскую песенку» (прослушивание). Понравилась ли вам музыка? Что вы представляли под эту музыку? О чем мечтали? (дети предлагают свои варианты) Каждый из вас мечтает о чем-то своем. Как вы думаете, можно ли свою мечту нарисовать красками? Давайте пофантазируем немного. Кому-то нравятся цветы, облака, может кто-то придумает волшебную сказку и расскажет о ней красками. (Дети рисуют фантазии красками, в это время фоном звучит «Старинная французская песенка». В конце занятия обсудить получившиеся рисунки, обязательно всех похвалить за старания).

Неаполитанская песенка

Дети заходят в музыкальный зал под звуки «Итальянской песенки» из «Детского альбома».

Муз.рук-ль: На предыдущем занятии мы с вами, ребята, слушали пьесу из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Давайте вспомним, как она называется (слушают небольшой фрагмент, вспоминают название пьесы). А сейчас предлагаю вам послушать пьесу, которую композитор написал во время своего путешествия по Италии. (слушают «Неаполитанскую песенку»). Вы конечно же узнали, как называется это произведение? А сейчас послушаем пьесу еще раз, и вы мне скажете, что изменилось (муз.рук-ль предлагает прослушать отрывок из балета «Лебединое озеро». Дети отвечают, что музыка звучала в исполнении симфонического оркестра). Правильно, музыка сейчас была разукрашена всеми цветами симфонического оркестра. А солирующую мелодию этой песенки исполняет музыкальный инструмент, который называется труба. (Показать изображение трубы и рассказать, что звук из нее извлекается, когда в нее вдувают воздух. Поэтому такие инструменты называются духовые). Звонкий голос трубы передает ощущение простора. Сразу представляется, как корабль вплывает в морской залив, на берегу которого расположен итальянский город Неаполь. Корабль покачивается на волнах и музыка неоднократно повторяет один и тот же напев, словно морские волны набегают на берег и откатываются назад, и снова набегают на берег. А потом на берег сбегается веселая и шумная толпа горожан, которая начинает танцевать под звуки оркестра.

И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех.

При заключительном прослушивании «Неаполитанской песенки» раздать детям музыкальные инструменты и атрибуты (ленточки и др.) и предложить подыграть и потанцевать, импровизируя любые движения.

Осенняя печаль

Дети входят в зал под звучание «Старинной французской песенки» П.Чайковского. Слушают ее.

Муз.руководитель: Ребята, отгадайте загадку:

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

Тихо песенку поет, убаюкивает?                                (Дождь)

Еще недавно солнышко было таким теплым. Мы радовались лету, цветам, ягодам. Загорали и купались в реке. Но вот подул холодный ветер, небо затянуло тучами, начались дожди… Что же произошло? Почему наша природа так изменилась? (Ответы детей) Да, осень – грустная, но очень красивая пора. Чем же так красива осень?

Попросим девочек выразить осеннюю красоту – потанцевать с кленовыми листочками! Сейчас зазвучит Вальс Чайковского – и начнется танцевальная импровизация! (Звучит «Anastasie-valse»). Какая красота! И в то же время осенью мы почему-то грустим. Как вы думаете почему? Осенью природа прощается с цветами, с листочками… Вы видели, как собираются в стаи перелетные птицы? С ними мы тоже прощаемся до весны. Жалко провожать их в дальние края, правда?

Чайковский очень любил это время года. Он целые дни проводил на воздухе: наблюдал, как меняются краски природы, дышал запахами влажной земли, грибов…

Петр Ильич гулял даже в дождливую погоду, потому что от дождя осенние краски становятся еще ярче, осенние запахи – еще острее. Осенние впечатления Чайковского нашли отражение в его музыке. Послушаем песню «Осень» на стихи поэта А.Плещеева (звучит фонограмма).

Наше занятие называется «Осенняя печаль». Мы представляем дождь, стаи улетающих птиц, разноцветную листву садов и парков, ветер, который кружит опавшие листья. Осенние цветы на клумбах (астры, георгины) напоминают нам, что они цветут последними.

Осень иногда называют художницей. Какие же краски она принесла с собой? Не забудьте о них, когда будете рисовать «осеннюю печаль». Постарайтесь придумать красивую, но печальную осень, а я включу для вас «Осеннюю песнь» Чайковского.

(Дети рисуют красками. Звучит пьеса «Октябрь. Осенняя песня» из альбома «Времена года». Педагог и дети рассматривают рисунки).

Осенью мы иначе, чем весной или летом, воспринимаем окружающий мир. Грустная природа напоминает нам об изменчивости и быстротечности жизни. Мы грустим, но тем сильнее возникает желание остановить уходящее время: «Что ж ты рано, осень, в гости к нам пришла? Еще сердце просит света и тепла…»

Мечты

Дети входят в зал под звуки «Мелодии» П.Чайковского (фрагмент). Слушают ее.

Муз.руководитель: Продолжаем нашу встречу с музыкой Чайковского. Петр Ильич жил давно, а музыка его звучит по сей день. Ее любят не только в России, но и во многих других странах: поют романсы, ставят в театрах оперы и балеты, исполняют на фортепиано, скрипке, виолончели, в оркестрах.

Концертные залы не бывают пустыми, когда исполняется музыка Чайковского: ее слушают взрослые, дети, молодежь. Как вы думаете, ребята, почему музыка Чайковского так нравится людям?

Сегодня мы помечтаем под «Сентиментальный вальс» Чайковского. Мечтать – значит думать о самом сокровенном или придумывать для себя красивые желания. (Дети слушают «Сентиментальный вальс»). О чем вам мечталось под эту прекрасную музыку? (Высказывания детей о прослушанной пьесе). Каждый из вас мечтал о своем. Мне хочется прочитать вам стихотворение М.Лермонтова «Звуки». Мы узнаем, о чем мечтал поэт под звуки взволновавшей его музыки. (Читает отрывок из стихотворения «Мечты» М.Лермонтова):

Что за звуки! неподвижен внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

Всемогущий! что за  звуки! жадно

Сердце ловит их,

Как в пустыне путник безотрадной

Каплю вод живых!

И в душе опять они рождают

Сны веселых лет

И в одежду жизни одевают

Все, чего уж нет.

Принимают образ эти звуки,

Образ милый мне;

Мнится, слышу тихий плач разлуки,

И душа в огне.

Как вы думаете, можно ли свою мечту нарисовать красками? Давайте пофантазируем немножко. Кто-то нарисует небо, облака, кто-то нарисует море или лес. Кто-то захочет нарисовать красивый луг с цветами, у кого-то получатся интересные узоры на стекле. Можно нарисовать свою маму.

Мечтайте, как вам пожелается, и рисуйте свою мечту! А вдруг придумается то, чего еще  никто не знает. Вместе с вами будет прекрасная музыка Чайковского. (Дети рисуют под «Andante cantabile». Педагог и дети рассматривают рисунки и обсуждают нарисованные образы).

Во все времена музыка не только развлекала, но и утешала людей в их горестях. Расстроился, опечалился человек, а добрая, ласковая музыка успокоит его, поддержит, напомнит, как прекрасна все-таки жизнь…

Чайковский мечтал о том, чтобы мы полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру. Мы догадываемся об этом, когда слушаем его удивительную музыку. Вам нравятся эти мечты? Могут ли они осуществиться? (ответы детей)

Если кто-нибудь из вас станет музыкантом, то обязательно сыграет пьесы Чайковского. Как мне хочется помечтать об этом…

Вальс

Дети входят в зал. Их встречают звуки «Вальса» из «Детского альбома» П.Чайковского.

Муз.руководитель: Прозвучал вальс Чайковского. Знаете ли вы, что Петр Ильич очень любил танцевать? В молодости он часто бывал на балах, где танцевали польку, мазурку, галоп, вальс. Молодой композитор прекрасно играл на рояле танцевальную музыку, и друзья приглашали его к себе домой как музыканта, чтобы порадовать, повеселить своих гостей. Королем танцев считался в те времена вальс – легкий, плавный, красивый танец.

Вальс танцевали парами на праздничных вечерах. Некоторые вальсы Чайковский посвятил знакомым девушкам и назвал их «Ната-вальс», «Anastasie-valse». Мы слушали эти вальсы раньше.

Приближаются новогодний и рождественский праздники. Вспомним, сколько радости нас ждет впереди: белый снег, пушистая елочка, Дед Мороз со Снегурочкой, подарки. Есть у Чайковского и зимний вальс. Попросим наших девочек потанцевать под этот вальс с белыми ленточками и снежинками! (Несколько девочек танцуют под пьесу «Декабрь. Святки» П.Чайковского из фортепианного альбома «времена года»).

Любовь к вальсу Чайковский сохранил на всю жизнь. Он сочинил множество вальсов. Под их звучание танцевали, их просто слушали – они необыкновенно красивы!

Чайковский сочинял вальсы и для своих балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Представим себе легких, прекрасных девушек, исполняющих «Вальс цветов», и помечтаем под музыку Чайковского. (Дети слушают «Вальс цветов».)

Вальсы Чайковского наполняют нас радостью, надеждой. Мы словно попадаем в волшебный мир Счастья и Красоты.

Мама

Муз.руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наше музыкальное занятие будет посвящено самому доброму, самому нежному, самому дорогому для каждого человеку. Догадались, о ком пойдет речь? Правильно, о МАМЕ. Мама – самое понятное слово на земле. На всех языках оно звучит одинаково нежно. Сколько тепла таит в себе это магическое слово. Мамина любовь согревает нас всю жизнь. Закрой глаза, прислушайся, и ты услышишь мамин голос, он живет в тебе самом, его не спутаешь ни с одним другим голосом.

От чистого сердца,

Простыми словами,

Давайте, друзья,

Потолкуем о маме…

Многие великие поэты прославляли в своих стихах мам. Кто из вас хочет прочитать нам стихи о маме?

Дети читают стихи о маме

Очень красивые стихи! Ребята, как вы себя чувствуете, если рядом с вами ваши мамы? Какое у вас настроение в минуты общения с мамой? (спокойно, уютно, тепло, настроение радостное). А когда мамы нет дома, что вы испытываете? (печаль, тоску, грусть, скуку).

Му.руководитель: Грустно было и маленькому мальчику Пете, когда его мама уехала из дома на несколько дней. Петя очень любил свою маму, скучал по ней. В печали Петя сел к роялю, долго что-то бормотал про себя, напевал и перебирал клавиши… Наконец, сочинил музыку. Пьеса получилась немного грустной, но ведь это и вправду грустно, когда мама уезжает. Прошли годы, маленький Петя вырос и стал композитором, которого узнали и полюбили все люди на земле за его прекрасную музыку. А вы, ребята, узнали, о ком идет речь? (Муз.руководитель показывает портрет П.И.Чайковского. Дети называют фамилию композитора.)

Музыка, которую мы услышим сегодня, написана П.И.Чайковским специально для «Детского альбома» тоже посвящена самому близкому и дорогому для каждого из нас человеку. «Мама» - так называется эта пьеса. Послушайте музыку и скажите, какие чувства композитор испытывал к своей маме.

Звучит аудиозапись пьесы «Мама» П.И.Чайковского

Дети: Композитор любил маму, не огорчал ее, относился к ней с нежностью.

Муз.руководитель: Музыка Чайковского без слов, как мы называем такую музыку? (инструментальная.) Какой инструмент исполняет музыку? (Фортепиано.) Какой характер музыки? (она нежная) Как она звучит: плавно или отрывисто, тихо или громко, в быстром или спокойном темпе? (Плавно, тихо, в спокойном темпе.)

А сейчас еще раз послушайте небольшой фрагмент пьесы и выберите наиболее подходящие к этой музыке цвета. Поможет вам в этом музыкальная палитра. (Дети слушают музыку, выбирают цвета и обосновывают свой выбор) Почему вы не выбрали черный цвет?

Дети: Черный цвет печальный, не ласковый, злой, а мамы злыми не бывают.

Муз.руководитель: Ребята, народная мудрость гласит: «Мама в доме, что солнышко на небе». А чего же не хватает у нашего солнышка?

Дети: Лучей.

Муз.руководитель: Как вы думаете, что будет лучами нашего солнышка? Лучами будут наши ладошки. Нужно обвести ладошку карандашом на листе бумаги, а затем вырезать ножницами нарисованную ладошку.

Под руководством воспитателя и муз.руководителя дети выполняют задание. В это время звучит еще раз аудиозапись пьесы «Мама» П.И.Чайковского.

Муз.руководитель: Что, по-вашему, означают слова «Мама в доме, что солнышко на небе»?

Дети: Мама дома – значит в доме тепло, так же как и всем людям на земле от солнечных лучей.

Муз.руководитель: Как вы думаете, а наше солнышко похоже на наших мам?

Дети: Похоже. Оно доброе. У него много рук, значит, как мама, оно успеет сделать много добрых дел.

Муз.руководитель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? О ком мы сегодня говорили и пели? А с какой новой музыкальной пьесой познакомились? Кто автор? Молодцы, сегодня мы с вами проделали большую работу на занятии. А наше с вами солнышко мы обязательно покажем вашим мамам. До свидания.

Ноктюрн до-диез минор, Op.19

Дети входят в зал под пение соловья (фонограмма), слушают его.

Муз.руководитель: Приходилось ли вам наблюдать, как наступает вечер, а затем на землю спускается ночь? Усталое солнышко скрылось за горизонтом. Постепенно темнеет. Природа готовится ко сну: дневные цветы закрывают свои лепестки, замолкают птицы на ветвях, рыбы погружаются на дно… На небе появляются ночные светила – месяц и звезды. Становится так тихо, что можно услышать шуршание ежика в траве…

Выйдешь из дома и любуешься ночной красотой: на клумбах расцвели ночные цветы, а вдали запел, защелкал соловей. Ночь вступила в свои права…

(Звучит «Ноктюрн» П.Чайковского, фрагмент в записи.)

Мы прослушали пьесу Чайковского «Ноктюрн» - ночную музыку. Петр Ильич очень любил светлые лунные ночи. В эти часы он размышлял о жизни: вспоминал о прошлом, мечтал о будущем. Лунный свет, тишина и свежесть наполняли его любовью к окружающему миру…

Когда Чайковский бывал вдали от Родины, он очень тосковал по родным местам, писал своим друзьям, что только в России чувствует себя счастливым. Послушаем романс Чайковского «Растворил я окно». (Дети слушают в записи романс, затем рассказывают о своих впечатлениях). О ночной природе написано немало лирических стихотворений. Вот как описал красоту летней ночи поэт И.Никитин, современник Чайковского:

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встает,

Красным заревом лес обдает.

Кротко звезд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме, стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

Ребята, вам нравится ночная природа? А можно ли ее нарисовать? Что вы нарисуете? Представим себе прекрасную летнюю ночь и «расскажем» о ней красками! Для вас будет звучать музыка Чайковского. Слушайте ее и рисуйте. (Дети рисуют красками. Звучат пьесы «Ноктюрн» и «Баркарола». Музыкальный руководитель и дети рассматривают рисунки).

Сколько интересных, загадочных настроений выражают ваши рисунки! Ночь открывает нам свои таинства. Не случайно Чайковскому нравилось мечтать при лунном свете, размышлять о Вечности, а затем сочинять об этом удивительную музыку.

«Сказочная Фея»

Дети заходят в зал под Увертюру к балету «Щелкунчик».

Муз.руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Какое у вас настроение? Готовы ли вы совершить путешествие в страну Ее Величества Музыки? (ответы детей) Тогда в путь! А как вы думаете, что такое балет? Что делают артисты во время спектакля: поют или танцуют? А можно их кем-нибудь заменить (певцами, дирижером)? (ответы детей)

Как мы с вами выяснили, балет – это праздник, где артисты с помощью танца, без слов, передают сюжет сказки, рассказа или истории. Балет – это дружба музыки и танца. А как можно без слов передать образ персонажа? (ответы детей) Правильно, движениями и выразительными жестами.

На наших занятиях мы уже слушали с вами музыку П.И.Чайковского. Посмотрите на портреты композиторов – на каком изображен П.И.Чайковский? А какие его музыкальные произведения вы помните? (ответы детей)

Петр Ильич сочинил множество произведений: фортепианных пьес, песен, балетов. Некоторые произведения мы уже с вами слушали. А сейчас с помощью волшебной палочки мы перенесемся в театр, где на большой сцене идет представление балета-сказки для детей «Щелкунчик». Вы знаете эту сказку? Напомните мне, как нужно вести себя в зале? (тихо, громко не разговаривать, внимательно смотреть и слушать)

Итак, волшебство начинается, и я перемещаю вас не просто в зрительный зал, а в сказку.

(муз.руководитель взмахивает палочкой, звучит волшебная музыка)

Муз.руководитель: Снежные хлопья летят за окном, дети танцуют около елки. В зале появляется Фокусник, он дарит Маше игрушку, которая может щелкать орехи. Но брат Маши сломал игрушку, и она грустит. Праздничный вечер заканчивается, все укладываются спать, но Маше не спится. Она заходит в зал. Ей кажется, что игрушки оживают и начинают расти. Вдруг появляется мышиное войско. Щелкунчик вступает в поединок, и войско спасается бегством. Щелкунчик превращается в принца-юношу. Он приглашает Машу в чудесный город Конфетенбург, в гости к Фее Драже, где начинается карнавал сладостей – шоколад, кофе, чай, леденцы и цветы – все танцуют в этом замечательном городе.

А сейчас мы с вами послушаем волшебную музыку из балета «Щелкунчик». Это Танец Феи Драже.

Слушание Танца Феи Драже

Муз.руководитель: Мы с вами прослушали замечательную музыку. Вы помните, как она называется? Какая музыка по характеру? Что она вам напомнила? Какие чувства у вас вызвала эта музыка? Как вы думаете, какой инструмент подходит для образа Феи Драже? (ответы детей)

Правильно, но только это не колокольчики. Инструмент, который напоминает звон колокольчиков, называется челеста. (показ иллюстрации) Композитор Чайковский очень долго искал необычный инструмент для того, чтобы с помощью его волшебных звуков создать сказочный, искрящийся, словно переливающийся образ Феи Драже. Композитор случайно нашел челесту в далекой Франции и специально привез в Россию, чтобы на нем исполнять Танец Феи Драже. Посмотрите внимательно, на какой инструмент похожа челеста? (на фортепиано) Правильно, внешне челеста очень напоминает фортепиано, но она немного меньше по размеру и конечно отличается своим неповторимым волшебным звуком.

А сейчас, ребята, предлагаю вам пофантазировать на бумаге с помощью карандашей и красок под эту волшебную музыку. Вспомните, что Принц и Маша попали в сказочный город Конфетенбург. Представьте, какие жители могут жить в этом сказочном городе. Представьте его хозяйку – Фею Драже. И нарисуйте свои впечатления.

Дети рисуют под музыку

Муз.руководитель: А теперь нам пора домой. (звучит бой курантов) Слышите, сила волшебной палочки заканчивается с последним ударом часов.

Музыка Чайковского звучит,

Всех нас звучаньем удивит.

Мягкая, душевная,

Легкая, напевная.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожно! Осторожно!

Не вспугнуть бы нам его.

Пусть льется музыка рекой…

Будем, музыка, дружить с тобой!

Вот и пришло время нам прощаться. Вам понравилось путешествие в страну Ее Величества Музыки? А театр вы еще посетите? Спасибо, что помогли провести увлекательное занятие. До новой встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Методическая разработка «Физкультурно-экологический праздник «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, СПОРТ, ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методическая разработка «ФИЗКУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, СПОРТ, ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!» Летний оздоровительный  период...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».

Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических  знаний детей о правилах дорожного движения....

Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушен...

Авторская методическая разработка.Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Авторская методическая разработка .Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями ...