Музыкальный кружок "Юный музыкант"
план-конспект занятия по музыке по теме

Таипова Татьяна Юрьевна

Моя программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства на инструментах.

Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками.

 

Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. 

Цель программы: помочь детям активно войти в мир музыки, сделать ее естественной и потому необходимой в жизни ребенка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_muzykant.docx269.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Юный музыкант»

Музыкальный руководитель Таипова Татьяна Юрьевна

Традиционно в отечественной системе музыкального воспитания певческая деятельность занимает ведущее место. Это объясняют М. С. Осеннева, Л.А. Безбородова и другие следующими причинами:

- Песенным началом российской музыкальной культуры: все народные праздники, обряды, все церковные богослужения сопровождались пением. Поэтому пение самый массовый вид народного исполнительства.

- Общедоступностью, так как певческий голос сравним с музыкальным инструментом, которым обладает от природы каждый человек с рождения.

- Адекватностью пения психолого-возрастным особенностям детей, и в частности их стремлению к активным формам освоения искусства, их деятельностной природой.

- Особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и музыки.

- Значимостью воспитания чувств человеческой общности в современном мире, так как коллективное пение обладает большими возможностями сближения людей, объединяя их, оно создает условия для эмоционального музыкального общения.

Именно поэтому хоровому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Кроме того, значение певческой исполнительской деятельности трудно переоценить и в личностном развитии ребенка.

Пение не только развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус и весь комплекс музыкальных и музыкально-сенсорных способностей, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений. Пение способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию, так как раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Велико значение пения в развитии речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь.

Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях.

Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.

В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.

 Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Благодаря тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Хорошая детская песня – одно из средств воспитания ребенка. Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Народные песни, песни классиков и особенно русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Песни глубоко воспринимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего – это живое, непосредственное общение исполнителя с детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. В пении, как и других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Не осознавая еще до конца содержания текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под веселую музыку, засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Совместное пение развивает чувство коллективизма. Эту особенность пения замечательно подметил К. Д. Ушинский: «В песне, - пишет он, - а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Вот почему наши крестьяне поют хоровую песню при всякой работе, требующей соединения сил; вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудность учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…».

Систематическое и планомерное обучение простейшим певческим умениям в детском саду подготавливает детей к занятиям в школе, где пение является одним из учебных курсов.

С развитием общей музыкальности у детей проявляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Во время пения происходит активизация умственных способностей. Дети прислушиваются к звучанию мелодии песни, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре песни. Отвечая на вопросы воспитателя, о содержании после того как она прозвучала, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер песни, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.

Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо поддерживать еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.

В определенной степени песня влияет и нафизическое развитие детей. Пение увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию, поднимается эмоциональный тонус и улучшается работоспособность организма.

Разнообразные по характеру и сложности песни обогащают музыкальный опыт ребенка, содействуют воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, развитию слуховых представлений, чувства ритма.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.

Занятия певческой деятельностью способствуют общему развитию личности ребенка. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность.

Усвоение материала зависит во многом от природных способностей детей, уровня общего развития. Поэтому очень важен индивидуальный подход. Каждому надо создавать такие условия, чтобы было достаточно трудно и в то же время интересно выполнять то или иное задание. Преемственность в воспитании и обучении дает возможность обеспечить последовательное развитие музыкальных способностей ребенка в певческой деятельности.

Практика показывает, что некоторые педагоги детских садов формально подходят к работе над песней. Они разучивают песни с целью исполнения их на праздничном утреннике. В основном учитывается тематика песен, эффективность их звучания. При этом не решаются последовательно программные задачи по данному виду музыкальной деятельности детей. В конечном итоге дети не приобретают устойчивых певческих навыков, так необходимых в дальнейшем для успешного обучения в школе. Часто такие педагоги не задумываются, да и не умеют определить программное содержание песни, проанализировать ее трудности, наметить приемы их преодоления с тем, чтобы работа над каждой песней положительно влияла на певческие умения детей. Необходимо, чтобы педагоги научились видеть ближнюю и дальнюю перспективу с учетом последовательности и постепенности усложнения заданий в разучивании каждой песни в младшей и средних группах детского сада.

Певческая деятельность в ДОУ представлена следующими видами:

Пение для развития музыкального восприятия:

- слушание песен, не предназначенных для пения;

- слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения;

- пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей).

Исполнение песен:

 

 

 

- пение с сопровождением и без него;

- пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах;

- пение для сопровождения движений (хороводы).

Пение в музыкально-образовательной деятельности:

 - пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний;

- педагогический анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер).

Песенное творчество:

 - импровизация;

- сочинение мелодий к заданным текстам;

- сочинение хороводов.

Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние: исполнение и слушание песен, и песенное творчество. Разнообразны также формы их организации: занятия (коллективные и индивидуальные), самостоятельная деятельность, праздники и развлечения.

 Таким образом, певческая деятельность – это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

В процессе пения активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.

Инструментально - хоровой кружок «Юный музыкант» предназначен для детей 3 – 7  лет. Предполагается 60 занятий в год. Занятия проводятся с октября по апрель,  два раза в неделю во второй половине дня.

   Продолжительность занятия 20 – 30 минут.

Дошкольный возраст является периодом, когда формируются основы творческой личности ребенка, осознание моральных норм, которые приняты в обществе. По этой причине основная цель педагога в любом дошкольном учебном заведении состоит в формировании творчески развивающей обстановки, которая помогла бы гармонизировать отношения детей с окружающей средой, в воспитании чувствующего, рассуждающего, способного любить и активно действовать человека, готовой творить в любой сфере своей жизни. 

Моя программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства на инструментах.

Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками.

Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Цель программы: помочь детям активно войти в мир музыки, сделать ее естественной и потому необходимой в жизни ребенка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект музыкальной сюжетно- ролевой игры "Мы- музыканты"

Эту игру я составила для детей подготовительной к школе группе. Игра нравится детям, т.к. в ней есть стихотворный материал, карточки- схемы, слайды  музыкальных инструментов,картинки, собственно ...

Музыкальное занятие "Мы - музыканты"

На занятии дети учатся сами изготавливать шумовые инструменты и играть с ними....

Конспект музыкального занятия «Веселые музыканты»

Цели и задачи:- Образовательная: Способствовать расширению музыкального кругозора через слушания песни  «Дудка». Способствовать активному пению через песню «Веселый колокол». Обогащение сло...

Музыкальный проект "Все мы музыканты"

Данный проект помогает развивать мышление, творческую инициативу, сознательные отношения в  детском коллективе....

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности ребенка.

Многие выдающиеся педагоги и психологи, занимающиеся музыкальным воспитанием, признают, что ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Все остальное производное от него. ...

Статья для родителей от музыкального руководителя "Музыканты до рождения"

Музыканты до рождения, мелодии массаждные, купальные, обеденные, музыкальный театр для маленьких,...

музыкальная игра "Музыканты"

музыкальная игра "музыканты"...