Музыкальный проект "Все мы музыканты"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Данный проект помогает развивать мышление, творческую инициативу, сознательные отношения в детском коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_proekt_vse_my_muzykanty.doc | 99.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкальный проект в ДОУ».
МБДОУ № 23 «Колокольчик» г. Павлово
Разработчик проекта: Харитонова Татьяна Михайловна
Номинация «Дошколята»
Название проекта: «Все мы музыканты».
Тип проект: познавательно – творческий, средней продолжительности, групповой.
Участники проекта: воспитанники и воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Время реализации проекта: с 1 апреля по 10 июня.
Структура педагогического проекта.
- Аналитико – прогностическое обоснование проекта.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально – эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Игра в оркестре является одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость. При совместной игре в ансамбле или оркестре формируется чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность за общее дело, способствует установлению отношений творчества и сотрудничества между детьми. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений в детском коллективе. К концу учебного года подготовительной группы дети умеют играть много пьес и песен в оркестре на детских музыкальных инструментах и на русских народных инструментах. Мне хотелось бы активизировать имеющийся у детей прошлый опыт, пополнить их знания, дать возможность еще раз выступить с оркестром.
С этой целью я провожу беседу с детьми подготовительной группы, предлагаю им разрешить проблемную ситуацию: малыши очень ждут выступления оркестра русских народных инструментов музыкальной школы, а у них сломались инструменты. Дети предлагают разные варианты, останавливаемся на том, что мы и сами умеем играть в оркестре и сможем заменить музыкантов.
2. Концепция проекта.
Цель: формирование основ музыкальной, художественной и эстетической культуры детей, создание богатого внутреннего мира старшего дошкольника, развитие их творческого потенциала, их личной позиции; включение детей в культуру собственного народа через фольклор.
Обеспечение эмоционально – психологическое благополучия и здоровья детей.
Образовательные задачи:
- Расширять знания детей о мире музыкальных инструментов, обогащать их кругозор.
- Накапливать ребенком опыт восприятия искусства.
- Формировать музыкально – эстетическое сознание.
- Обогащать словарь детей.
Развивающие задачи:
- Развивать дифференцированность музыкального восприятия, различать смену настроений, элементы формы (фраза, часть); средства выразительности (акцент, пауза, динамические оттенки, тембр);
- Развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, тембровый и динамический слух.
- Развивать творческое мышление и воображение.
- Развивать слуховое внимание, способность сосредоточения.
- Развивать интерес к музыке своего народа с целью ознакомления с духовной культурой, традициями.
- Активизировать творческие проявления детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать партнеров; играть, не заглушая их.
- Воспитывать внимательное отношение к малышам и сверстникам, доброжелательность, готовность к взаимопомощи, сотрудничеству.
- Воспитывать музыкальный и эстетический вкус, интерес и любовь к народной музыке.
- Воспитывать интерес к игре на детских и русских народных инструментах.
- Воспитывать детей на почитании старых традиций, на уважении к прошлому.
- Формировать умение использовать полученные знания в быту, на праздниках, развлечениях, на досуге.
3 . Стратегия и тактика проектных действий.
Этапы проекта | Задачи этапа | Проектные мероприятия | Временной отре зок испол нения | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | |||
1.Этап: Подготовитель Ный | Постановка цели, поиск форм реализации проекта. Сбор информации, материала, заинтересовать детей, мотивировать детскую деятельность. | Формировать проблему, ввести детей в игровую ситуацию. Музыкальный руководитель просит старших детей помочь в решении проблемы: малыши хотят послушать оркестр народных инструментов, а музыканты не могут придти в наш садик. | Дети активно предлагают различные варианты, затем сходятся во мнении, что они и сами хотели бы выступить, потому, что на всех утренниках исполняли русские народные мелодии в оркестре, надо только вспомнить и повторить все песенки; обсуждают репертуар. | Две недели. |
2 этап: органи зационный | Составление обоснованного плана действий. Разработка всего учебно - воспитательного процесса на основе тематики проекта, организовать развивающую предметную среду. Разработать сценарий концерта. Поддержать у родителей потребность в совместной творческой деятельности. | Музыкальный руководитель помогает детям вспомнить знакомый репертуар, подобрать музыкальные инструменты, отремонтировать их, активизирует прошлый опыт детей в форме бесед, дид/игр. Помогает объединить детей в рабочие группы, распределить амплуа, вносит в группу д/игры. Проводит с родителями беседы, консультации по изготовлению инструментов. | Дети в свободной деятельности в группе и, вынося инструменты на прогулку, проигрывают песенки. Дети первого уровня помогают желающим вспомнить или освоить музыкальный материал. После этого объединяются в небольшие группы, организуют импровизированные концерты. Дети играют в д/и: «Угадай на чем играю», «Узнай и повтори», «Ритмическое лото», «Учитесь танцевать», «Угадай мелодию», «Озвучь сказку», рассматривают альбомы: «Симфонический оркестр», «Оркестр народных инструментов», альбомы – паспорта музыкальных инструментов, отгадывают загадки, вспоминают пословицы и поговорки о русских народных инструментах. | Две недели |
3 этап: формирующий | Организация совместной(с педагогами, родителями и детьми) творческой и практической деятельности. Работа над частями проекта, коррекция. Проведение занятий с детьми. Оказание помощи в решении индивидуальных задач развития. Продолжать закреплять и формировать у детей разнообразные знания, умения, навыки. | Музыкальный руководитель проводит тематические, доминантные занятия с использованием технических средств. «Путешествие в великую музыкальную страну», «Ярмарка», «Весна – красна», «На родной сторонушке», музыкальная гостиная с презентацией народных инструментов – балалайка и ложки. Помогает выявить таланты и умения родителей, практически помогает организовать ансамбли. | Дети по своему желанию и выбору осваивают музыкальные инструменты, закрепляют навыки; интересуются, на каких инструментах умеют играть их родители, бабушки и дедушки. Вместе с мамами дома подбирают стихи, пословицы, загадки для пополнения альбомов – паспортов музыкальных инструментов. Обсуждают костюмы для выступления и принимают участие в их изготовлении, привлекают родителей. Дети объединяются в ансамбли, подбирают и разучивают стихи, изготавливают пригласительные билеты, приглашают детей и сотрудников на концерт. | Шесть недель. |
4 этап: итоговый | Коллективная реализация проекта, его демонстрация: организация и проведение концерта. | Подготовка к презентации, оформление зала. Проведение концерта. | Дети участвуют в генеральной репетиции, оформлении зала, вместе с родными участвуют в концерте. | Одна неделя. |
4. Ожидаемые результаты проекта.
Результаты проекта для детей:
- Умение детей принимать проблему и искать способы ее решения.
- Развитие творческого мышления, воли, стремления к достижению цели, умения планировать свою работу.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Положительно – эмоциональное и осознанное отношение к народной музыке.
- Сформировать у детей представление о разнообразии музыкальных инструментов.
- Развитие музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками.
Родители:
- Вовлечение родителей в педагогический процесс.
- Сближение с детьми и педагогами.
- Проявление интереса к событиям, происходящим в детском саду.
Воспитатели:
- Укрепление отношений с родителями.
- Повышение самообразования.
- Повышение интереса к русскому народному творчеству и игре на музыкальных инструментах.
5. Ресурсная база проекта.
Материально – технические ресурсы:
Книги, иллюстрации, музыкальный центр, аудиозаписи, видеозаписи, комплект: проектор – экран, ноутбук.
Программно – методические ресурсы:
- Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова.
- Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах. Н. Г. Кононова.
- Музыкально – дидактические игры для дошкольников. Н.Г.Кононова.
4. От зимы до осени. Г. Науменко, З. Новлянская.
5.«Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду.
6. Журналы «Музыкальный руководитель» №№ 1, 6- 2005г., 3,4,5- 2007г., 2,3,6- 2008г., 2,4- 2009г., 2,3,4.5.6,8- 2010г., 1,3.5- 2011г., 2- 2012г.
7. Диск «Презентация музыкальных инструментов – гусли, ложки, балалайка».
8. Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.
9. Паспорта музыкальных инструментов «Балалайка», «Гармошка», «Ложки», «Барабан».
На нашей ярмарке смех да веселье!
В зеле декорация: ярмарка. На столах разложены русские народные и детские музыкальные инструменты. Приглашены родители, бабушки, дедушки детей подготовительной группы.
Выходят Хозяюшка и Петрушка (взрослые в русских народных костюмах).
Хозяюшка: Ой вы, красны девицы да добры молодцы! Приглашаем всех на ярмарку веселую! Проходи, честной народ! Ярмарка уж у ворот!
Под аудиозапись русской народной мелодии «Я с комариком плясала» в зал вбегают дети подготовительной группы. Первые двое держат дугу с колокольчиками, а за ними трое детей свистят в свистульки. Дети второй младшей группы следуют за большими детьми. Объехав зал, дети подготовительной группы встают у стульчиков около центральной стены, а малыши садятся на стульчики около гостей (зрители).
Петрушка: Здравствуйте, почтенные господа!
Мы приехали на ярмарку сюда!
Народ собирается, ярмарка открывается!
А ярмарка не простая, а музыкальная.
Идите ногами, смотрите глазами,
Берите руками, а платите не деньгами,
А музыкальными номерами.
Хозяюшка: У нас игрушечки славные, занятные, забавные.
Смотрите, любуйтесь, долго не торгуйтесь.
И чего тут только нет! Да и сами ребята вам сейчас расскажут:
Дети подходят и берут музыкальные инструменты: рожок, балалайку, гармошку.
1 реб. Под березой на лугу скрипочка играет.
Вторит ей дружок – рожок, нежно подпевает.
2 реб. Услыхал певец баян, вышел на лужайку
И привел к своим друзьям гостью балалайку.
3 реб. Уж она развеселилась – тренькает, поет,
Расплясался, разрезвился на лугу народ.
4 реб. Вдруг гармошка – озорница в танце в круг влетела,
В такт танцорам и певцам весело запела.
5 реб. И пошел тут перепляс! И до поздней ночи!
Если весело у нас, кто же спать захочет!
Хозяюшка: А мы про нашу русскую березку песенку знаем и вам сыграем.
Слушайте русскую народную песню «Во поле береза стояла»
Петрушка: Скорей ко мне ступайте, инструменты разбирайте!
(после исполнения оркестра инструменты убирают на место)
Хозяюшка: Эй, девчонки - хохотушки и ребята – молодцы,
Запевайте – ка частушки, веселитесь от души.
Петрушка: И вы, гости, не отставайте, в частушках нам подыграйте!
(раздают малышам шуршунчики, бубны с горохом, родителям – ложки).
Мальчики и девочки встают напротив друг друга, исполняют частушки.
Петрушка: Сколько ребят собралось, умных да смышленых. Сейчас я вас проверю – загадки загадаю про товары, что на ярмарку попали:
У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку.
Он и пляшет, и поет - если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян, голосистый мой… баян.
Петрушка: А баян у нас выбрал старший брат Ксюши – Ваня,
Он исполнит на баяне русскую народную песню «Земелюшка - чернозем»
Хозяюшка: А наши ребятки умеют играть на похожем инструменте (показывает). Вы узнали его? Правильно, это аккордеон. Послушайте в исполнении нашего детского оркестра русскую народную мелодию «Барашеньки».
(Дети инструменты не убирают)
Петрушка: Загадаю вам еще загадку:
Издает прекрасный звон наш цветной….. металлофон.
Хозяюшка: Послушайте в исполнении оркестра русскую народную мелодию
«Во поле береза стояла»
(дети убирают инструменты)
Петрушка: А вот еще одна загадка:
Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит.
А всего – то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай – ка, это наша….. балалайка.
Балалайка, балалайка, веселее заиграй – ка!
Хозяюшка: А кто – же да на балалайке умеет играть? Бабушка – золотая сударушка.
Бабушка Алины исполнит нам русскую народную песню «Как пошли наши подружки».
Петрушка: Эх, прялку продам, коромысло продам. Балалаечку куплю и плясать пойду!
Хозяюшка: Вот и наши мальчики любят плясать с балалайками. Они исполнят танец под русскую народную мелодию «Светит месяц».
Петрушка: Слушайте загадку: Деревянные подружки звонко бьются друг об дружку.
Расписные, как матрешки, угадали? Это….. ложки.
Мальчик: Мы и пели, и плясали, и еще хотим плясать.
А теперь мы вас попросим нашу пляску поддержать!
Хозяюшка: Объявляю танец с ложками. Русская народная мелодия «Полянка».
Петрушка: Вы отгадали все загадки, уважили Петрушку. А это кто к нам явился? (обращает внимание на ширму). На ней появляется кукла – Купец.
Купец: Я купец – в торговых делах удалец
Петрушка: А зачем вы на ярмарку пришли?
Купец: Торговать.
Петрушка: Воровать?
Купец: Да не воровать, а торговать.
Петрушка: А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду.
Купец: Ладно, пировать так, пировать. У тебя деньги пировать есть? Надо иметь двести рублей.
Петрушка: Пять гвоздей? Сейчас принесу.
Купец: Да не гвоздей, а рублей. Играют на народных инструментах
Петрушка: Да не гонял я голубей.
Купец: Да не смеши, Петрушка, людей.
Петрушка: Просишь меня – побей? С удовольствием!
(Петрушка берет палку, бьет Купца и приговаривает):
Пей, Купец, чай, головой не качай.
Над деньгами не трясись, а с Петрушкою делись.
(Купец убегает).
Петрушка: Ой, что – то я устал. Потешьте меня, ребята. Спойте песню и сыграйте.
Дети исполняют русскую народную песню «Долговязый журавель». На каждый проигрыш
между куплетами дошкольники играют на народных инструментах по тексту песни.
Хозяюшка: Ярмарке уже пора закрываться,
А нам еще на карусели кататься.
«Карусель» проводится под фонограмму русской народной песни «Как у наших у ворот».
Хозяюшка: Тут и ярмарке конец, а кто слушал – молодец.
Петрушка: Надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.
Хозяюшка: А пока вы слушали, огурцы на огороде зайцы скушали.
Петрушка: Коль не вышло с огурцами, угощай нас леденцами.
Под фонограмму русской народной мелодии в зал вносят угощенье. Дети получают леденцы.
Хозяюшка: Получили леденец? Вот и ярмарке конец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие "Мы - музыканты"
На занятии дети учатся сами изготавливать шумовые инструменты и играть с ними....
Конспект музыкального занятия «Веселые музыканты»
Цели и задачи:- Образовательная: Способствовать расширению музыкального кругозора через слушания песни «Дудка». Способствовать активному пению через песню «Веселый колокол». Обогащение сло...
Музыкальное занятие «Весёлые музыканты»
Музыкальное занятие «Весёлые музыканты»...
Конспект музыкального занятия «Мы музыканты-оркестранты» (старший дошкольный возраст)
Предлагаю вашему вниманию конспект доминантного музыкального занятия, в котором основным видом музыкальной детской деятельности является игра на музыкальных инструментах. На протяжении все...
музыкально-дидактическая игра "Музыканты из мультфильмов2"
народные инструменты...
Сценарий музыкального досуга "Веселые музыканты"
Сценарий музыкального досуга "Веселые музыканты"...