Главные вкладки

    Музыкальный проект "Все мы музыканты"
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Харитонова Татьяна Михайловна

    Данный проект помогает развивать мышление, творческую инициативу, сознательные отношения в  детском коллективе. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon muzykalnyy_proekt_vse_my_muzykanty.doc99.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                               

                                     

                             «Музыкальный проект в ДОУ».

    МБДОУ № 23 «Колокольчик» г. Павлово

    Разработчик проекта: Харитонова Татьяна Михайловна

    Номинация «Дошколята»

    Название проекта: «Все мы музыканты».

    Тип проект: познавательно – творческий, средней продолжительности, групповой.

    Участники проекта: воспитанники и воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

    Время реализации проекта: с 1 апреля по 10 июня.

         

                                                   

                                                           

        Структура педагогического проекта.

    1. Аналитико – прогностическое обоснование проекта.

    Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально – эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.  Игра в оркестре является одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость. При совместной игре в ансамбле или оркестре формируется чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность за общее дело, способствует установлению отношений творчества и сотрудничества между детьми. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений в  детском коллективе. К концу учебного года подготовительной группы дети умеют играть много пьес и песен в оркестре на детских музыкальных инструментах и на русских народных инструментах. Мне хотелось бы активизировать имеющийся у детей прошлый опыт, пополнить их знания, дать возможность еще раз выступить с оркестром.

    С этой целью я провожу беседу с детьми подготовительной группы, предлагаю им разрешить проблемную ситуацию: малыши очень ждут выступления оркестра русских народных инструментов музыкальной школы, а у них сломались инструменты. Дети предлагают разные варианты, останавливаемся на том, что мы и сами умеем играть в оркестре и сможем заменить музыкантов.

                               2. Концепция проекта.

    Цель:  формирование основ музыкальной, художественной и эстетической культуры детей, создание богатого внутреннего мира старшего дошкольника, развитие их творческого потенциала, их личной позиции; включение детей в культуру собственного народа через фольклор.

    Обеспечение эмоционально – психологическое благополучия и здоровья детей.

    Образовательные задачи:

    1. Расширять знания детей о мире  музыкальных     инструментов,           обогащать их  кругозор.
    2. Накапливать ребенком опыт восприятия искусства.
    3. Формировать музыкально – эстетическое сознание.
    4. Обогащать словарь детей.        

           Развивающие задачи:

    1. Развивать дифференцированность музыкального восприятия, различать смену настроений, элементы формы (фраза, часть); средства выразительности (акцент, пауза, динамические оттенки, тембр);
    2. Развивать музыкальные способности:     ладовое чувство,                   музыкально – слуховые представления, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, тембровый и динамический слух.
    3. Развивать творческое мышление и воображение.
    1. Развивать слуховое внимание, способность сосредоточения.
    2. Развивать интерес к музыке своего народа с целью ознакомления с духовной культурой, традициями.
    3. Активизировать творческие проявления детей.

    Воспитательные задачи:

    1. Воспитывать умение слушать партнеров; играть,       не       заглушая их.
    2. Воспитывать внимательное отношение к малышам и сверстникам, доброжелательность, готовность к взаимопомощи, сотрудничеству.
    3. Воспитывать музыкальный и эстетический вкус, интерес и любовь к народной музыке.
    4. Воспитывать интерес к игре на детских и русских народных инструментах.
    5. Воспитывать детей на почитании старых традиций, на уважении к прошлому.
    6. Формировать умение использовать полученные знания в быту, на праздниках, развлечениях, на досуге.

    3 .  Стратегия и тактика проектных действий.

    Этапы проекта

      Задачи этапа

            Проектные мероприятия

    Временной отре

    зок испол

    нения

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    1.Этап:

    Подготовитель

    Ный






    Постановка цели, поиск форм реализации проекта. Сбор информации, материала, заинтересовать детей, мотивировать детскую деятельность.

    Формировать проблему, ввести детей в игровую ситуацию. Музыкальный руководитель просит старших детей помочь в решении проблемы: малыши хотят послушать оркестр народных инструментов, а музыканты не могут придти в наш садик.

    Дети активно предлагают различные варианты, затем сходятся во мнении, что они и сами хотели бы выступить, потому, что на всех утренниках исполняли русские народные мелодии в оркестре, надо только вспомнить и  повторить все песенки; обсуждают репертуар.

    Две недели.

    2 этап: органи

    зационный












    Составление обоснованного плана действий. Разработка  всего учебно - воспитательного процесса на основе тематики проекта, организовать развивающую предметную среду. Разработать  сценарий  концерта. Поддержать у родителей потребность в совместной творческой деятельности.

    Музыкальный руководитель  помогает детям вспомнить знакомый репертуар, подобрать музыкальные  инструменты, отремонтировать их, активизирует прошлый опыт детей в форме бесед, дид/игр.  Помогает объединить детей в рабочие группы, распределить амплуа, вносит в группу д/игры. Проводит с родителями беседы, консультации по изготовлению инструментов.

    Дети в свободной деятельности в группе и, вынося инструменты на прогулку, проигрывают песенки. Дети первого уровня помогают желающим вспомнить или освоить музыкальный материал. После этого объединяются в небольшие группы, организуют импровизированные концерты. Дети играют в д/и: «Угадай на чем играю», «Узнай и повтори», «Ритмическое лото», «Учитесь танцевать»,  «Угадай мелодию», «Озвучь сказку», рассматривают альбомы: «Симфонический оркестр», «Оркестр народных инструментов», альбомы – паспорта музыкальных инструментов, отгадывают загадки, вспоминают пословицы и поговорки о русских народных инструментах.

    Две недели

    3 этап:    формирующий















    Организация совместной(с педагогами, родителями и детьми) творческой и практической деятельности. Работа над частями проекта, коррекция.  Проведение занятий с   детьми. Оказание помощи в решении индивидуальных задач развития. Продолжать закреплять и

    формировать у детей разнообразные знания, умения, навыки.

    Музыкальный руководитель проводит тематические, доминантные занятия с использованием технических средств.  «Путешествие в великую музыкальную страну», «Ярмарка», «Весна – красна», «На родной сторонушке», музыкальная гостиная с презентацией народных инструментов – балалайка и ложки. Помогает выявить таланты и умения родителей, практически помогает организовать ансамбли.

    Дети по своему желанию и выбору осваивают музыкальные инструменты, закрепляют навыки; интересуются, на каких инструментах умеют играть их родители, бабушки и дедушки. Вместе с мамами дома подбирают стихи, пословицы, загадки для пополнения альбомов – паспортов музыкальных инструментов. Обсуждают костюмы для выступления и принимают участие в их изготовлении, привлекают родителей. Дети объединяются в ансамбли, подбирают и разучивают стихи, изготавливают пригласительные билеты, приглашают детей и сотрудников на концерт.

    Шесть недель.


    4 этап: итоговый

    Коллективная реализация проекта, его демонстрация: организация и проведение концерта.

    Подготовка к презентации, оформление зала.

    Проведение концерта.

    Дети участвуют в генеральной репетиции, оформлении зала, вместе с родными участвуют в концерте.

    Одна неделя.

       4.  Ожидаемые результаты проекта.

    Результаты проекта для детей:

    1. Умение детей принимать проблему и искать способы ее решения.
    2. Развитие  творческого мышления, воли, стремления к                                                          достижению цели, умения планировать свою работу.
    3. Развитие коммуникативных навыков.
    4. Положительно – эмоциональное и осознанное отношение к народной музыке.
    5. Сформировать у детей представление о разнообразии музыкальных инструментов.
    6.  Развитие музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками.

    Родители:

    1. Вовлечение родителей в педагогический процесс.
    2. Сближение с детьми и педагогами.
    3. Проявление интереса к событиям, происходящим в детском саду.

    Воспитатели:

    1. Укрепление отношений с родителями.
    2. Повышение самообразования.
    3. Повышение интереса к русскому народному творчеству и игре на музыкальных инструментах.

                    5. Ресурсная база проекта.

    Материально – технические ресурсы:

    Книги, иллюстрации, музыкальный центр, аудиозаписи, видеозаписи, комплект: проектор – экран, ноутбук.

    Программно – методические ресурсы:

    1. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова.
    2. Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах. Н. Г. Кононова.
    3. Музыкально – дидактические игры для дошкольников. Н.Г.Кононова.

    4.  От зимы до осени. Г. Науменко, З. Новлянская.

    5.«Детство». Программа   развития и воспитания детей в детском саду.

    6. Журналы «Музыкальный руководитель» №№ 1, 6- 2005г., 3,4,5- 2007г., 2,3,6- 2008г., 2,4- 2009г., 2,3,4.5.6,8- 2010г., 1,3.5- 2011г., 2- 2012г.

    7. Диск «Презентация музыкальных инструментов – гусли, ложки, балалайка».

    8. Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.

    9. Паспорта музыкальных инструментов «Балалайка», «Гармошка», «Ложки», «Барабан».         




    На нашей ярмарке        смех да веселье!

    В зеле декорация: ярмарка. На столах разложены русские народные и детские музыкальные инструменты. Приглашены родители, бабушки, дедушки детей подготовительной группы.

    Выходят Хозяюшка и Петрушка (взрослые в русских народных костюмах).

    Хозяюшка:       Ой вы, красны девицы да добры молодцы! Приглашаем всех на ярмарку веселую! Проходи, честной народ! Ярмарка уж у ворот!

    Под аудиозапись русской народной мелодии «Я с комариком плясала» в зал вбегают дети подготовительной группы. Первые двое держат дугу с колокольчиками, а за ними трое детей свистят в свистульки. Дети второй младшей группы следуют за большими детьми. Объехав зал, дети подготовительной группы встают у стульчиков около центральной стены, а малыши садятся на стульчики около гостей (зрители).

    Петрушка:                    Здравствуйте, почтенные господа!

                                            Мы приехали на ярмарку сюда!

                                             Народ собирается, ярмарка открывается!

                                             А ярмарка не простая, а музыкальная.

                                             Идите ногами, смотрите глазами,

                                            Берите руками, а платите не деньгами,

                                              А музыкальными номерами.

    Хозяюшка:               У нас игрушечки славные, занятные, забавные.

                                        Смотрите, любуйтесь, долго не торгуйтесь.

               И чего тут только нет! Да и сами ребята вам сейчас расскажут:

    Дети подходят и берут музыкальные инструменты: рожок, балалайку, гармошку.

    1 реб.                          Под березой на лугу скрипочка играет.  

                                         Вторит ей дружок – рожок, нежно подпевает.

    2 реб.                           Услыхал певец баян, вышел на лужайку

                                          И привел к своим друзьям гостью балалайку.

     3 реб.                          Уж она развеселилась – тренькает, поет,

                                             Расплясался, разрезвился на лугу народ.

    4 реб.                            Вдруг гармошка – озорница в танце в круг влетела,

                                           В такт танцорам и певцам весело запела.

    5 реб.                            И пошел тут перепляс! И до поздней ночи!

                                          Если весело у нас, кто же спать захочет!    

    Хозяюшка:              А мы про нашу русскую березку песенку знаем и вам сыграем.

           Слушайте русскую народную песню «Во поле береза стояла» 

    Петрушка:                     Скорей ко мне ступайте, инструменты разбирайте!

    (после исполнения оркестра инструменты убирают на место)

    Хозяюшка:            Эй, девчонки -  хохотушки и ребята – молодцы,

                                    Запевайте – ка частушки, веселитесь от души.

    Петрушка:              И вы, гости, не отставайте, в частушках нам подыграйте!

    (раздают малышам шуршунчики, бубны с горохом, родителям – ложки).

    Мальчики и девочки встают напротив друг друга, исполняют частушки.

    Петрушка:          Сколько ребят собралось,  умных да смышленых. Сейчас я вас проверю – загадки загадаю про товары, что на ярмарку попали:

                                          У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку.

                                           Он и пляшет, и поет -  если в руки попадет.

                                          Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем.

                                           Весельчак, а не буян, голосистый мой…                     баян.

    Петрушка:        А баян у нас выбрал старший брат Ксюши – Ваня,

           Он исполнит на баяне русскую народную песню «Земелюшка - чернозем»          

    Хозяюшка:             А наши ребятки умеют играть на похожем инструменте (показывает). Вы узнали его? Правильно, это аккордеон. Послушайте в исполнении нашего детского оркестра русскую народную мелодию «Барашеньки».  

    (Дети инструменты не убирают)

    Петрушка:       Загадаю вам еще загадку:

                            Издает прекрасный звон наш цветной…..                   металлофон.

    Хозяюшка:              Послушайте в исполнении оркестра русскую народную мелодию

                                             «Во поле береза стояла»

             (дети убирают инструменты)

    Петрушка:           А вот еще одна загадка:    

                                        Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит.

                           А всего – то три струны ей для музыки нужны.

                          Кто такая, отгадай – ка, это наша…..                                    балалайка.

                         Балалайка, балалайка, веселее заиграй – ка!

    Хозяюшка: А кто – же да на балалайке умеет играть? Бабушка – золотая сударушка.

    Бабушка Алины  исполнит нам русскую народную песню «Как пошли наши подружки».

    Петрушка:   Эх, прялку продам, коромысло продам. Балалаечку куплю и плясать пойду!

    Хозяюшка:    Вот и наши мальчики любят плясать с балалайками. Они исполнят танец под русскую народную мелодию «Светит месяц».

    Петрушка:        Слушайте загадку:   Деревянные подружки звонко бьются друг об дружку.

                                                       Расписные, как матрешки, угадали? Это…..                   ложки.

    Мальчик:                Мы и пели, и плясали, и еще хотим плясать.

                                     А теперь мы вас попросим нашу пляску поддержать!

    Хозяюшка:                      Объявляю танец с ложками. Русская народная мелодия «Полянка».

    Петрушка:       Вы отгадали все загадки, уважили Петрушку. А это кто к нам явился? (обращает внимание на ширму). На ней появляется кукла – Купец.

    Купец:                      Я купец – в торговых делах удалец

    Петрушка:               А зачем вы на ярмарку пришли?

    Купец:                       Торговать.

    Петрушка:                         Воровать?

    Купец:                       Да не воровать, а торговать.

    Петрушка:               А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду.

    Купец:                        Ладно, пировать так, пировать. У тебя деньги пировать есть? Надо иметь     двести рублей.                          

    Петрушка:                           Пять гвоздей? Сейчас принесу.

    Купец:                          Да не гвоздей, а рублей.  Играют на народных инструментах

    Петрушка:                 Да не гонял я голубей.

    Купец:                         Да не смеши, Петрушка, людей.

    Петрушка:                     Просишь меня – побей? С удовольствием!

    (Петрушка берет палку, бьет Купца и приговаривает):

                                          Пей, Купец, чай, головой не качай.

                                          Над деньгами не трясись, а с Петрушкою делись.

    (Купец убегает).

    Петрушка:                    Ой, что – то я устал. Потешьте меня, ребята. Спойте песню и сыграйте.

    Дети исполняют русскую народную песню «Долговязый журавель». На каждый проигрыш

    между куплетами дошкольники играют на народных инструментах по тексту песни.

    Хозяюшка:                  Ярмарке уже пора закрываться,

                                          А нам еще на карусели кататься.

    «Карусель» проводится под фонограмму русской народной песни «Как у наших у ворот».

    Хозяюшка:                     Тут и ярмарке конец, а кто слушал – молодец.

    Петрушка:                      Надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.

    Хозяюшка:                     А пока вы слушали, огурцы на огороде зайцы скушали.

    Петрушка:                     Коль не вышло с огурцами, угощай нас леденцами.

    Под фонограмму русской народной мелодии в зал вносят угощенье. Дети получают леденцы.

    Хозяюшка:                    Получили леденец? Вот и ярмарке конец!                                        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкальное занятие "Мы - музыканты"

    На занятии дети учатся сами изготавливать шумовые инструменты и играть с ними....

    Конспект музыкального занятия «Веселые музыканты»

    Цели и задачи:- Образовательная: Способствовать расширению музыкального кругозора через слушания песни  «Дудка». Способствовать активному пению через песню «Веселый колокол». Обогащение сло...

    Музыкальное занятие «Весёлые музыканты»

    Музыкальное занятие «Весёлые музыканты»...

    Конспект музыкального занятия «Мы музыканты-оркестранты» (старший дошкольный возраст)

    Предлагаю вашему вниманию конспект доминантного  музыкального занятия, в котором основным видом музыкальной детской деятельности является игра на музыкальных инструментах.  На протяжении все...

    Сценарий музыкального досуга "Веселые музыканты"

    Сценарий музыкального досуга "Веселые музыканты"...