Музыкальный проект "Все мы музыканты"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Харитонова Татьяна Михайловна

Данный проект помогает развивать мышление, творческую инициативу, сознательные отношения в  детском коллективе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnyy_proekt_vse_my_muzykanty.doc99.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                           

                                 

                         «Музыкальный проект в ДОУ».

МБДОУ № 23 «Колокольчик» г. Павлово

Разработчик проекта: Харитонова Татьяна Михайловна

Номинация «Дошколята»

Название проекта: «Все мы музыканты».

Тип проект: познавательно – творческий, средней продолжительности, групповой.

Участники проекта: воспитанники и воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Время реализации проекта: с 1 апреля по 10 июня.

     

                                               

                                                       

    Структура педагогического проекта.

  1. Аналитико – прогностическое обоснование проекта.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально – эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.  Игра в оркестре является одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость. При совместной игре в ансамбле или оркестре формируется чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность за общее дело, способствует установлению отношений творчества и сотрудничества между детьми. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений в  детском коллективе. К концу учебного года подготовительной группы дети умеют играть много пьес и песен в оркестре на детских музыкальных инструментах и на русских народных инструментах. Мне хотелось бы активизировать имеющийся у детей прошлый опыт, пополнить их знания, дать возможность еще раз выступить с оркестром.

С этой целью я провожу беседу с детьми подготовительной группы, предлагаю им разрешить проблемную ситуацию: малыши очень ждут выступления оркестра русских народных инструментов музыкальной школы, а у них сломались инструменты. Дети предлагают разные варианты, останавливаемся на том, что мы и сами умеем играть в оркестре и сможем заменить музыкантов.

                           2. Концепция проекта.

Цель:  формирование основ музыкальной, художественной и эстетической культуры детей, создание богатого внутреннего мира старшего дошкольника, развитие их творческого потенциала, их личной позиции; включение детей в культуру собственного народа через фольклор.

Обеспечение эмоционально – психологическое благополучия и здоровья детей.

Образовательные задачи:

  1. Расширять знания детей о мире  музыкальных     инструментов,           обогащать их  кругозор.
  2. Накапливать ребенком опыт восприятия искусства.
  3. Формировать музыкально – эстетическое сознание.
  4. Обогащать словарь детей.        

       Развивающие задачи:

  1. Развивать дифференцированность музыкального восприятия, различать смену настроений, элементы формы (фраза, часть); средства выразительности (акцент, пауза, динамические оттенки, тембр);
  2. Развивать музыкальные способности:     ладовое чувство,                   музыкально – слуховые представления, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, тембровый и динамический слух.
  3. Развивать творческое мышление и воображение.
  1. Развивать слуховое внимание, способность сосредоточения.
  2. Развивать интерес к музыке своего народа с целью ознакомления с духовной культурой, традициями.
  3. Активизировать творческие проявления детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умение слушать партнеров; играть,       не       заглушая их.
  2. Воспитывать внимательное отношение к малышам и сверстникам, доброжелательность, готовность к взаимопомощи, сотрудничеству.
  3. Воспитывать музыкальный и эстетический вкус, интерес и любовь к народной музыке.
  4. Воспитывать интерес к игре на детских и русских народных инструментах.
  5. Воспитывать детей на почитании старых традиций, на уважении к прошлому.
  6. Формировать умение использовать полученные знания в быту, на праздниках, развлечениях, на досуге.

3 .  Стратегия и тактика проектных действий.

Этапы проекта

  Задачи этапа

        Проектные мероприятия

Временной отре

зок испол

нения

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Этап:

Подготовитель

Ный






Постановка цели, поиск форм реализации проекта. Сбор информации, материала, заинтересовать детей, мотивировать детскую деятельность.

Формировать проблему, ввести детей в игровую ситуацию. Музыкальный руководитель просит старших детей помочь в решении проблемы: малыши хотят послушать оркестр народных инструментов, а музыканты не могут придти в наш садик.

Дети активно предлагают различные варианты, затем сходятся во мнении, что они и сами хотели бы выступить, потому, что на всех утренниках исполняли русские народные мелодии в оркестре, надо только вспомнить и  повторить все песенки; обсуждают репертуар.

Две недели.

2 этап: органи

зационный












Составление обоснованного плана действий. Разработка  всего учебно - воспитательного процесса на основе тематики проекта, организовать развивающую предметную среду. Разработать  сценарий  концерта. Поддержать у родителей потребность в совместной творческой деятельности.

Музыкальный руководитель  помогает детям вспомнить знакомый репертуар, подобрать музыкальные  инструменты, отремонтировать их, активизирует прошлый опыт детей в форме бесед, дид/игр.  Помогает объединить детей в рабочие группы, распределить амплуа, вносит в группу д/игры. Проводит с родителями беседы, консультации по изготовлению инструментов.

Дети в свободной деятельности в группе и, вынося инструменты на прогулку, проигрывают песенки. Дети первого уровня помогают желающим вспомнить или освоить музыкальный материал. После этого объединяются в небольшие группы, организуют импровизированные концерты. Дети играют в д/и: «Угадай на чем играю», «Узнай и повтори», «Ритмическое лото», «Учитесь танцевать»,  «Угадай мелодию», «Озвучь сказку», рассматривают альбомы: «Симфонический оркестр», «Оркестр народных инструментов», альбомы – паспорта музыкальных инструментов, отгадывают загадки, вспоминают пословицы и поговорки о русских народных инструментах.

Две недели

3 этап:    формирующий















Организация совместной(с педагогами, родителями и детьми) творческой и практической деятельности. Работа над частями проекта, коррекция.  Проведение занятий с   детьми. Оказание помощи в решении индивидуальных задач развития. Продолжать закреплять и

формировать у детей разнообразные знания, умения, навыки.

Музыкальный руководитель проводит тематические, доминантные занятия с использованием технических средств.  «Путешествие в великую музыкальную страну», «Ярмарка», «Весна – красна», «На родной сторонушке», музыкальная гостиная с презентацией народных инструментов – балалайка и ложки. Помогает выявить таланты и умения родителей, практически помогает организовать ансамбли.

Дети по своему желанию и выбору осваивают музыкальные инструменты, закрепляют навыки; интересуются, на каких инструментах умеют играть их родители, бабушки и дедушки. Вместе с мамами дома подбирают стихи, пословицы, загадки для пополнения альбомов – паспортов музыкальных инструментов. Обсуждают костюмы для выступления и принимают участие в их изготовлении, привлекают родителей. Дети объединяются в ансамбли, подбирают и разучивают стихи, изготавливают пригласительные билеты, приглашают детей и сотрудников на концерт.

Шесть недель.


4 этап: итоговый

Коллективная реализация проекта, его демонстрация: организация и проведение концерта.

Подготовка к презентации, оформление зала.

Проведение концерта.

Дети участвуют в генеральной репетиции, оформлении зала, вместе с родными участвуют в концерте.

Одна неделя.

   4.  Ожидаемые результаты проекта.

Результаты проекта для детей:

  1. Умение детей принимать проблему и искать способы ее решения.
  2. Развитие  творческого мышления, воли, стремления к                                                          достижению цели, умения планировать свою работу.
  3. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Положительно – эмоциональное и осознанное отношение к народной музыке.
  5. Сформировать у детей представление о разнообразии музыкальных инструментов.
  6.  Развитие музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками.

Родители:

  1. Вовлечение родителей в педагогический процесс.
  2. Сближение с детьми и педагогами.
  3. Проявление интереса к событиям, происходящим в детском саду.

Воспитатели:

  1. Укрепление отношений с родителями.
  2. Повышение самообразования.
  3. Повышение интереса к русскому народному творчеству и игре на музыкальных инструментах.

                5. Ресурсная база проекта.

Материально – технические ресурсы:

Книги, иллюстрации, музыкальный центр, аудиозаписи, видеозаписи, комплект: проектор – экран, ноутбук.

Программно – методические ресурсы:

  1. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова.
  2. Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах. Н. Г. Кононова.
  3. Музыкально – дидактические игры для дошкольников. Н.Г.Кононова.

4.  От зимы до осени. Г. Науменко, З. Новлянская.

5.«Детство». Программа   развития и воспитания детей в детском саду.

6. Журналы «Музыкальный руководитель» №№ 1, 6- 2005г., 3,4,5- 2007г., 2,3,6- 2008г., 2,4- 2009г., 2,3,4.5.6,8- 2010г., 1,3.5- 2011г., 2- 2012г.

7. Диск «Презентация музыкальных инструментов – гусли, ложки, балалайка».

8. Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.

9. Паспорта музыкальных инструментов «Балалайка», «Гармошка», «Ложки», «Барабан».         




На нашей ярмарке        смех да веселье!

В зеле декорация: ярмарка. На столах разложены русские народные и детские музыкальные инструменты. Приглашены родители, бабушки, дедушки детей подготовительной группы.

Выходят Хозяюшка и Петрушка (взрослые в русских народных костюмах).

Хозяюшка:       Ой вы, красны девицы да добры молодцы! Приглашаем всех на ярмарку веселую! Проходи, честной народ! Ярмарка уж у ворот!

Под аудиозапись русской народной мелодии «Я с комариком плясала» в зал вбегают дети подготовительной группы. Первые двое держат дугу с колокольчиками, а за ними трое детей свистят в свистульки. Дети второй младшей группы следуют за большими детьми. Объехав зал, дети подготовительной группы встают у стульчиков около центральной стены, а малыши садятся на стульчики около гостей (зрители).

Петрушка:                    Здравствуйте, почтенные господа!

                                        Мы приехали на ярмарку сюда!

                                         Народ собирается, ярмарка открывается!

                                         А ярмарка не простая, а музыкальная.

                                         Идите ногами, смотрите глазами,

                                        Берите руками, а платите не деньгами,

                                          А музыкальными номерами.

Хозяюшка:               У нас игрушечки славные, занятные, забавные.

                                    Смотрите, любуйтесь, долго не торгуйтесь.

           И чего тут только нет! Да и сами ребята вам сейчас расскажут:

Дети подходят и берут музыкальные инструменты: рожок, балалайку, гармошку.

1 реб.                          Под березой на лугу скрипочка играет.  

                                     Вторит ей дружок – рожок, нежно подпевает.

2 реб.                           Услыхал певец баян, вышел на лужайку

                                      И привел к своим друзьям гостью балалайку.

 3 реб.                          Уж она развеселилась – тренькает, поет,

                                         Расплясался, разрезвился на лугу народ.

4 реб.                            Вдруг гармошка – озорница в танце в круг влетела,

                                       В такт танцорам и певцам весело запела.

5 реб.                            И пошел тут перепляс! И до поздней ночи!

                                      Если весело у нас, кто же спать захочет!    

Хозяюшка:              А мы про нашу русскую березку песенку знаем и вам сыграем.

       Слушайте русскую народную песню «Во поле береза стояла» 

Петрушка:                     Скорей ко мне ступайте, инструменты разбирайте!

(после исполнения оркестра инструменты убирают на место)

Хозяюшка:            Эй, девчонки -  хохотушки и ребята – молодцы,

                                Запевайте – ка частушки, веселитесь от души.

Петрушка:              И вы, гости, не отставайте, в частушках нам подыграйте!

(раздают малышам шуршунчики, бубны с горохом, родителям – ложки).

Мальчики и девочки встают напротив друг друга, исполняют частушки.

Петрушка:          Сколько ребят собралось,  умных да смышленых. Сейчас я вас проверю – загадки загадаю про товары, что на ярмарку попали:

                                      У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку.

                                       Он и пляшет, и поет -  если в руки попадет.

                                      Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем.

                                       Весельчак, а не буян, голосистый мой…                     баян.

Петрушка:        А баян у нас выбрал старший брат Ксюши – Ваня,

       Он исполнит на баяне русскую народную песню «Земелюшка - чернозем»          

Хозяюшка:             А наши ребятки умеют играть на похожем инструменте (показывает). Вы узнали его? Правильно, это аккордеон. Послушайте в исполнении нашего детского оркестра русскую народную мелодию «Барашеньки».  

(Дети инструменты не убирают)

Петрушка:       Загадаю вам еще загадку:

                        Издает прекрасный звон наш цветной…..                   металлофон.

Хозяюшка:              Послушайте в исполнении оркестра русскую народную мелодию

                                         «Во поле береза стояла»

         (дети убирают инструменты)

Петрушка:           А вот еще одна загадка:    

                                    Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит.

                       А всего – то три струны ей для музыки нужны.

                      Кто такая, отгадай – ка, это наша…..                                    балалайка.

                     Балалайка, балалайка, веселее заиграй – ка!

Хозяюшка: А кто – же да на балалайке умеет играть? Бабушка – золотая сударушка.

Бабушка Алины  исполнит нам русскую народную песню «Как пошли наши подружки».

Петрушка:   Эх, прялку продам, коромысло продам. Балалаечку куплю и плясать пойду!

Хозяюшка:    Вот и наши мальчики любят плясать с балалайками. Они исполнят танец под русскую народную мелодию «Светит месяц».

Петрушка:        Слушайте загадку:   Деревянные подружки звонко бьются друг об дружку.

                                                   Расписные, как матрешки, угадали? Это…..                   ложки.

Мальчик:                Мы и пели, и плясали, и еще хотим плясать.

                                 А теперь мы вас попросим нашу пляску поддержать!

Хозяюшка:                      Объявляю танец с ложками. Русская народная мелодия «Полянка».

Петрушка:       Вы отгадали все загадки, уважили Петрушку. А это кто к нам явился? (обращает внимание на ширму). На ней появляется кукла – Купец.

Купец:                      Я купец – в торговых делах удалец

Петрушка:               А зачем вы на ярмарку пришли?

Купец:                       Торговать.

Петрушка:                         Воровать?

Купец:                       Да не воровать, а торговать.

Петрушка:               А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду.

Купец:                        Ладно, пировать так, пировать. У тебя деньги пировать есть? Надо иметь     двести рублей.                          

Петрушка:                           Пять гвоздей? Сейчас принесу.

Купец:                          Да не гвоздей, а рублей.  Играют на народных инструментах

Петрушка:                 Да не гонял я голубей.

Купец:                         Да не смеши, Петрушка, людей.

Петрушка:                     Просишь меня – побей? С удовольствием!

(Петрушка берет палку, бьет Купца и приговаривает):

                                      Пей, Купец, чай, головой не качай.

                                      Над деньгами не трясись, а с Петрушкою делись.

(Купец убегает).

Петрушка:                    Ой, что – то я устал. Потешьте меня, ребята. Спойте песню и сыграйте.

Дети исполняют русскую народную песню «Долговязый журавель». На каждый проигрыш

между куплетами дошкольники играют на народных инструментах по тексту песни.

Хозяюшка:                  Ярмарке уже пора закрываться,

                                      А нам еще на карусели кататься.

«Карусель» проводится под фонограмму русской народной песни «Как у наших у ворот».

Хозяюшка:                     Тут и ярмарке конец, а кто слушал – молодец.

Петрушка:                      Надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.

Хозяюшка:                     А пока вы слушали, огурцы на огороде зайцы скушали.

Петрушка:                     Коль не вышло с огурцами, угощай нас леденцами.

Под фонограмму русской народной мелодии в зал вносят угощенье. Дети получают леденцы.

Хозяюшка:                    Получили леденец? Вот и ярмарке конец!