Рабочая программа "Веселый оркестр"
рабочая программа по музыке на тему

Головнева Юлия Владимировна

Вариативная рабочая программа для детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselyy_orkestr.docx78.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15»

Рабочая программа по музыкальному воспитанию

для детей 5-7 лет

«Веселый оркестр»

на 2016 – 2017 учебный год

(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Разработчик: Головнева Ю.В.

Должность: музыкальный руководитель

Содержание

№ п./п.

Оглавление

Стр.

1

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель реализации рабочей  программы

5

1.3

Задачи реализации рабочей программы

5

1.4

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

6

1.5

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

9

1.6.

Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками рабочей программы (в виде целевых ориентиров)

16

2

Содержательный раздел

19

2.1

Комплексно – тематическое планирование (описание образовательной деятельности)

19

3.

Организационный раздел

31

3.1

Материально – техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе.

31

4.

Литература

32

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Веселый оркестр» разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 15»  и отражает особенности содержания и организации образовательного процесса дошкольного учреждения.

Вопрос о включении детских музыкальных инструментов в сферу музыкального воспитания детей поднимался в нашей стране ещё в 30-е годы XX века. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов: Карла Орфа, Тютюнниковой Т.Э., Асафьева Б.В., Яворского Б.Л., Ветлугиной Н.А. и др. Одной из интересных форм творческой работы с инструментами стала система детского музыкального воспитания Карла Орфа.

Использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах плодотворно влияет на музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных инструментов до сих пор остается трудной задачей. Такое положение объясняется отсутствием системного подхода в организации оркестров детских музыкальных инструментов, необходимого репертуара, инструментов, недостаточной готовности педагогов к работе в данной области.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становится более совершенной.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.

Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.

Игра на музыкальных инструментах способствует становлению и развитию интегративных качеств детей, таких как эмоционально отзывчивый, любознательный, активный, владеющий средствами общения со взрослыми и сверстниками, способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способен решать интеллектуальные и личностные задачи, имеющий первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, овладевший необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности.

При создании данной программы был обобщен опыт зарубежной и отечественной музыкальной педагогики, так же учитывались современные требования дошкольного образования в соответствии с ФГОС, личный опыт автора.

Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умениями игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с детскими музыкальными шумовыми инструментами начинается в группах младшего возраста.

Состоит из разделов:

1. Знакомство с музыкальными инструментами.

Познакомить детей с миром музыкальных инструментов, их происхождением. Рассказать о музыкальных и немузыкальных звуках, классификации музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром русских народных инструментов и симфоническим оркестром.

2. Моделирование элементов музыкального языка.

Познакомить детей с элементарной музыкальной грамотой: метроритмом, метрическим пульсом, темпом, двух и трёх дольным размером, сильной долей.

3. Музыкально-ритмические игры  и упражнения.

Закреплять знания элементов музыкального языка в играх и упражнениях посредством игры на музыкальных инструментах, исполнять «музыкальные  жесты», использовать ритмодекламацию.

4. Игра в оркестре (ансамбле).

Овладевать игрой на ударных инструментах: бубне, барабане, колокольчике, деревянных ложках, палочках, маракасах, треугольнике, кастаньетах, трещотках, тарелках.

Играть и заканчивать игру вместе, понимать жест дирижёра.

5. Музыкально-игровое творчество.

Побуждать детей к самостоятельной импровизации на музыкальных инструментах. Звукоподражать голосам животных и птиц. Придумывать свой ритмический рисунок и подыгрывать музыкальному сопровождению.

1.2. Цель реализации рабочей программы:

- помочь детям войти в игровой форме в мир музыки, сделать её естественной и поэтому необходимой в жизни ребёнка, найти свои собственные формы общения с ней. Эмоционально переживать музыку, как радость и удовольствие.

1.3. Задачи программы:

Основными задачами при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах являются:

- формирование благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития;

- создание положительного эмоционального климата в детском коллективе, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал.

В течение учебного года также необходимо решать следующие задачи:

Обучающие:

1. Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.

2. Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.

3. Знакомить детей с равномерной ритмической пульсацией и простейшим ритмическим рисунком, динамикой и темпом, используя «звучащие жесты» и игру на различных детских музыкальных инструментах.

4. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.

5. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.

6. Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.

Воспитательные:

1. Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.

2. Направлять детей управлять своим поведением и планировать свои действия.

3. Воспитывать творческую инициативу.

4. Формировать сознательные отношения между детьми.

Развивающие:

1. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

3. Развивать мышление, аналитические способности.

4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

5. Способствовать координации двигательных функций организма.

6. Развивать любознательность, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус.

Для успешной реализации поставленных задач, проект предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, музыкальное развитие детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию музыкальных инструментов в самостоятельно-игровой деятельности и музыкальном уголке, изготовление самодельных музыкальных инструментов.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки раскладушки, информационные стенды, семинары практикумы, мастер - классы и анкетирование по вопросам музыкального развития детей.

1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системно  деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом:

- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

- партнерство с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);

- обеспечение преемственности дошкольного общего  и  начального общего образования.

Также программа строиться на принципах дошкольной педагогики и возрастной психологии:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Кроме того, при разработке программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»:

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Нормативно-правовой основой для разработки рабочей образовательной программы являются:

Федеральный уровень

Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.октября 2013 г №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 08 апреля 2014г. №293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014г.)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013г. №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013г., №28908)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013г. №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г.              № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

Письмо Департамента государственной политики в сфере общего  образования Министерства образования и науки РФ от 10января 2014г        № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№08-10)).

Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».

Письмо Министерства образования и науки от 10 января 2014г. № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных ФГОС ДО.

Федеральный закон РФ от 5 апреля 2013г. № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Региональный уровень

Закон Алтайского края от 4 сентября 2013г. № 56 ЗС «Об образовании в Алтайском крае» (принят  постановлением ЗС Алтайского края от 02.09.2013г. № 513).

Программа разработана с учетом:

Образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15 комбинированного вида 2 категории города Алейска Алтайского края

Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование Л. Р. Меркулова «Оркестр в детском саду».

1.5. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

МБДОУ «Детский сад № 15»  г.Алейска функционирует в режиме 10,5 -часового пребывания воспитанников в период с 7-30 до 18-00 при 5-дневной рабочей неделе. Рабочая программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.

Обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана с учетом основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 15»  г. Алейска. Объем обязательной части Программы составляет 60% от ее общего объема. Иные 40% составляют объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Содержательные и организационные аспекты данной части ориентированы на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Здание  МБДОУ «Детский сад №15» - 1986 года постройки.

Социокультурное пространство образовательного учреждения ограничено и однообразно. В шаговой доступности  расположено МБОУ СОШ № 4. В рамках расширения образовательного пространства детей осуществляется сотрудничество с городским музеем, городской библиотекой, МБОУ СОШ № 4.

Возрастная характеристика детей дошкольного возраста 4-5 лет.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.

Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество.

Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут. Их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в программе.

В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.

Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни.

Возрастная характеристика детей дошкольного возраста 5 - 6  лет.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры, строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и

их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствие формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.

Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.

Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются

фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно ролевой игре и в повседневной жизни.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой обучения. Задания, которые дают детям старшей группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. НОД проводятся два раза в неделю по 25 минут, их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в программе.

Музыкальное развитие детей осуществляется в НОД, и в повседневной жизни.

Возрастная характеристика детей дошкольного возраста 6 - 7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д, изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным.

Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения;  способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности  детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая, и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой обучения. Задания, которые дают детям подготовительной группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут, их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в программе.

Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.

Содержание программы учитывает также особенности современных детей: гиперактивность, любознательность, повышенную потребность к восприятию информации, современную социокультурную ситуацию развития ребенка, с учётом которой формировалась программа:

Большей открытости мира и доступности его познания для ребенка, больше источников  информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек), агрессивность доступной для ребенка информации;

Культурной неустойчивости окружающего мира, смешения культур в совокупности с многоязычностью, разностность и иногда противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру;

Сложности окружающей среды с технологической точки зрения, нарушение     устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям, формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных     качеств личности ребенка:

Быстрой изменяемости окружающего мира  новая методология познания мира, овладение ребенком комплексным инструментарием познания мира;

Быстрой изменяемости окружающего мира, понимание ребенком важности     и неважности (второстепенности) информации, отбор содержания дошкольного     образования, усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия     излишних источников познания;

Агрессивности окружающей среды и ограниченности механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличия  многочисленных вредных для здоровья факторов, негативное влияние на здоровье детей – как физическое, так и психическое, возрастание роли инклюзивного образования, влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы.

Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1.ФГОС ДО), которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (п. 4.1. ФГОС ДО).

В соответствии с п. 4.5 ФГОС ДО целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

- аттестацию педагогических кадров;

- оценку качества образования;

- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников СП.

Решением педагогического совета № 1 («Установочный) (протокол № 1 от 03 сентября 2015 года), планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры) проводятся 2 раза в год:

с 01 сентября (первичный);

с 15 мая (итоговый);

В результате занятий по данной программе у дошкольников формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

Используемые формы и методы работы будут способствовать:

- формированию чувства  коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее – «играть музыку»;

- развитию музыкальных способностей;

- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;

- знакомству с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;

- владению приемами игры на различных музыкальных инструментах, выразительными особенности звукоизвлечения и звуковедения, навыками оркестрового (ансамблевого) исполнения;

- формированию первичных представлений об элементарной музыкальной грамоте;

- пониманию дирижерского жеста музыкального руководителя;

- воспитанию у детей веры в свои творческие способности.

При игре на музыкальных инструментах у дошкольников формируются и развиваются интегративные качества детей, такие как, эмоционально отзывчивый, любознательный, активный, владеющий средствами общения со взрослыми и сверстниками, способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способен решать интеллектуальные и личностные задачи, имеющий первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, овладевший необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности.

Формы подведения итогов:

Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских конкурсах.

При успешном освоении программы «Веселый оркестр», у дошкольников развиты музыкальные и творческие способности, овладевают необходимыми умениями и навыками для игры на детских музыкальных инструментах.

Так же формируются интегративные качества.

Двигательная «жестовая» активность детей под музыку, окрашивающая движения ребенка эмоциями, помогает формированию интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»;

Привлекательная оркестровая деятельность вызывает активность детей, которая проявляется в их вопросах, ответах на вопросы, желании действовать (интегративное качество «Любознательный, активный»);

Эстетические чувства при восприятии музыки закрепляются в виде личностных нравственно-эстетических проявлений (поведение во время слушания, степень эмоциональной отзывчивости), внимания, внешних эмоциональных проявлений (интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»);

Совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых. У ребёнка появляется желание помочь другому ребенку, желание действовать сообща (интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»);

В умении планировать свои действия, доброжелательности, помощи другим детям в процессе музыкальной деятельности формируется интегративное качество «Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений».

Интегративное качество «Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»формируется в музыкально - игровом творчестве, в музыкальных играх и упражнениях.

В процессе музыкальной, художественной деятельности наиболее успешно формируются представления о себе, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, мире и природе в силу эмоциональной окрашенности художественных образов. При знакомстве с музыкальными инструментами, формируется целостное представление музыкального мира. (интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе»);

Развитие музыкального восприятия (процесс обучения детей умению слушать и слышать, выполнять задания взрослого), умения сосредоточиться и точно выполнить задание педагога (играть в определенном ритме, размере, темпе, ритмично встряхивать бубном, звенеть в колокольчик и др.); способствует подготовке детей к школе (интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»);

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками (для осуществления музыкальной деятельности)» формируется в процессе оркестровой деятельности (знакомство с музыкальными инструментами, моделирование элементов музыкального языка, музыкально-ритмические игры и упражнения, игра в оркестре (ансамбле), музыкально-игровое творчество).

Диагностика проводится в форме:

- тестирования детей и родителей,

- мониторинга по результатам степени усвоения материала

- проводится в форме открытого мероприятия.

2. Содержательный раздел

2.1. Комплексно – тематическое планирование (описание образовательной деятельности)

Этапы работы:

Весь образовательный цикл делится на три этапа:

1 этап – подготовительный (средняя группа)

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.

Решение программных задач происходит на музыкальных занятиях.

Задачи:

♦ Учить внимательно и заинтересованно слушать русскую народную музыку, чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы по мелодии.

♦ Учить правильным способам звукоизвлечения на ложках и русских народных инструментах.

♦ Побуждать выразительно и эмоционально передавать характер музыки в пении, в движении и игре на народных инструментах.

♦ Побуждать ритмично передавать особенности музыкального образа, соблюдая темп, динамические оттенки, учить воспроизводить достаточно точно метрическую пульсацию.

♦ Приобщать к слаженной игре на народных инструментах в небольшом ансамбле.

2 этап – старшая группа

Цель: закрепление материала, пройденного на первом этапе: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

Задачи:

♦ Приобщать детей к русской национальной культуре:

- знакомить с народными промыслами «золотая хохлома», народной песенной культурой, с традициями проведения народных праздников.

♦ Побуждать внимательно заинтересованно слушать музыку, исполняемую на русских народных  инструментах.

♦ Учить исполнительской деятельности на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах:

- учить приемам игры на двух ложках (держа ложки в одной руке);

- совершенствовать способы звукоизвлечения на знакомых народных инструментах (барабан, бубен, треугольник, коробочки, шумелки);

-  побуждать играть в ансамбле слаженно, ритмично;

- учить точно исполнять несложный ритмический рисунок на народных и самодельных музыкальных инструментах.

♦ Учить детей выразительному пению народных песен, побуждать к выразительной передаче характера, настроения, а также интонации и эмоций в песне.

♦ Побуждать эмоционально изображать в движении свое отношение к музыкальному образу в танце, народной игре, игре на народных музыкальных инструментах.

3 этап – подготовительная группа

Цель: закрепление материала пройденного на втором этапе.

Задачи:

♦ Продолжать знакомство с традициями народной культуры:

- русскими календарными праздниками;

- художественно-прикладными промыслами;

- народным песенным искусством.

♦ Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах:

- совершенствовать технику игры на двух ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;

-  познакомить с приемами игры на трех ложках.

♦ Играть ансамблем: ложкарей, ударных народных инструментов, самодельных музыкальных инструментов.

♦ Учить выразительному осознанному исполнению народных песен различного характера.

♦ Создать предпосылки к творческой самореализации детей:

- создавать творческие композиции, танцевальные импровизации на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;

- находить новые приемы игры на ложках и самодельных музыкальных инструментах;

- побуждать к самостоятельному (и с помощью взрослых) изготовлению самодельных музыкальных инструментов.

♦ Побуждать к самостоятельному исполнению народных песен и игре на русских народных инструментах в самостоятельной деятельности: в условиях детского сада и семьи.

I этап – средняя группа

Программное содержание

Репертуар

Слушание музыки

Способствовать развитию музыкальных способностей, формированию музыкально-эстетического восприятия

«Ах, вы сени»

«Две тетери»

«Лиса по лесу ходила»

«Ладушки»

«Зайка»

Ритмическая тренировка

Осваивать ритмический рисунок. Пропевать, простукивать фразы, определять сильные доли. Играть ритм, исполняемый педагогом

«Дождик»

Баю-бай»

«Андрей-воробей»

«Огуречик»

«Скок-скок поскок»

Пение

Выразительно исполнять попевки, песенки под инструментальное сопровождение и без него

«Скок-скок поскок»

«Жили у бабуси»

«Матрешки»

Игра на музыкальных инструментах

Осваивать элементарные приемы звукоизвлечения на ложках (ложка о ложку) и других народных инструментах: бубен, шумелки, погремушки, бубенцы

«Из-под дуба» р.н.п.

«Ладушки» р.н.п.

«Жили у бабуси» р.н.п.

«Матрешки» р.н.м.

Музыкально-ритмические движения

Побуждать к выразительному исполнению движений в музыкальной  игре, танце, хороводе.

Побуждать творчески передавать характерные движения музыкально-игрового образа (веселый, грустный, злой, хитрый…) в соответствии с характером музыки.

Побуждать выражать свои впечатления и свое отношение к исполняемому репертуару (пляске, танцу, игре, песне, инсценировке) через игру на народных инструментах.

С использованием народных музыкальных инструментов: (танец «Матрешки» р.н.п., хоровод «Как у наших у ворот» р.н.п., «Пляска с ложками» р.н.м., песня «У дедушки Егора» р.н.п., песня «Жили у бабуси» р.н.м., хоровод «Мы на луг ходили» р.н.м.)

Игра «Мыши водят хоровод».

Игра «У медведя во бору» р.н.м.

II этап - старшая группа

I квартал

Программное содержание

Репертуар

Слушание

Приобщать детей к национальной культуре на основе произведений народного музыкального искусства.

Побуждать к сопереживанию в музыке: характеру, чувствам, переданным в ней, развитию музыкального образа.

«Я на горку шла» р.н.п. (в исполнении Л. Рюминой), «Во поле береза стояла» р.н.п. (ансамбль «Березка»

Пение

Закреплять и совершенствовать имеющиеся певческие навыки:

- точность интонирования мелодии;

- непринужденность, эмоциональность исполнения.

 «Матрешки» р.н.п., «Как у наших у ворот» р.н.п., «Коровушка» р.н.п., «Сеяли девушки яровый хмель» р.н.п.

Ритмическая тренировка

Упражнять детей в точной передаче ритма

Русские народные песни, потешки: «Андрей-воробей», «Тили бом», «Стоит дом», «Кукушечка»

Игры с палочками

Развивать память, внимание

Игры: «Охота», «Мы играем как хотим», «Мои руки – ваши ноги»

Игра на музыкальных инструментах

Познакомить с народными музыкальными инструментами: коробочки, колотушка, хлопушка, колокольчик, трещотка круговая, дудочка, свистулька.

Учить играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм.

Закрепить имеющиеся навыки игры на ложках и русских народных инструментах.

«Тень, тень потетень» р.н.п., «Бай качи» р.н.п, «Чики, чики, чикалочки»р.н.п., «Матрешки» р.н.п., «Как у наших у ворот» р.н.п.,

Музыкально-ритмические движения

Побуждать детей к выразительной передаче: характера музыки, игрового образа в развитии игры, танца (с музыкальными инструментами и без).

Побуждать эмоционально изображать в движениях свое отношение к музыкальному образу, осознавая средства выразительности: темп, динамику, мимику, позу, осанку, движения.

С использованием русских народных инструментов («Матрешки» р.н.п., «Как у наших у ворот» р.н.п., «Полянка»).

Игра «Карусель»

II квартал

Программное содержание

Репертуар

Знакомство с народным промыслом: «Золотая хохлома», пение частушек о хохломе, знакомство с хохломскими ложками.

Народные мелодии (фонограмма)

Слушание

Развивать музыкальное восприятие средств музыкальной выразительности: темп, динамику, тембр.

Средств внемузыкальной выразительности: манера исполнения, поза, мимика.

Узнавать, называть музыкальный инструмент, на котором исполнено музыкальное произведение.

«Валенки» р.н.п.(в исполнении Л, Руслановой), «Смоленский гусачок» р.н.м. (оркестр русских народных инструментов)

Пение

Учить выразительному исполнению песен народного репертуара:

- выразительно выражать в песне настроение, характер, интонацию;

- учить петь по подгруппам, цепочкой, с солистом.

«Во саду ли в огороде» р.н.п., «В сыром бору тропина» р.н.п., «Ах, ты зимушка-зима» р.н.п., частушки р.н.м., «Барашеньки крутороженьки» р.н.м.

Ритмическая тренировка

Упражнять в точной передаче музыкальных фраз, несложных песенок (хлопками, шлепками, притопами, щелчками).

Русские народные песни, потешки: «Скок, скок, поскок», «Плачет киска», «Котенька коток», «Волны», «Козлик»

Игры с палочками

Развивать ритмический слух, реагируя на смену ритма.

Игры: «Островок», «Филин», «Лягушонок», «Скачите палочки»

Игра на музыкальных инструментах

Познакомить с приемами игры на двух ложках (держа ложки в одной руке):

Удар ложкой о ладошку.

Маятник.

Мячики.

Зеркальце.

Выполнять несложный ритмический рисунок по тексту.

Совершенствовать ранее выученные приемы игры на ложках и народных музыкальных инструментах

«Смоленский гусачок» р.н.м., «Ах, вы сени» р.н.м., «Частушки», «Барашеньки крутороженьки» р.н.м., колядки и масляничные песни

Музыкально-ритмические движения

Учить выполнять движения под музыку в танце и игре непринужденно, пластично, весело, слаженно и ритмично.

С использованием музыкальных инструментов: («Шуточный танец с гармошкой» р.н.м., «Заинька, попляши» р.н.п., хоровод «Во саду ли в огороде»).

Хоровод «Галя по садочку ходила» р.н.п.

III квартал

Программное содержание

Репертуар

Слушание

Побуждать давать оценку и самостоятельно выражать свое отношение к прослушанной музыке.

Передавать характер музыки ритмическими движениями, игрой на народных музыкальных инструментах.

«Коробушка» р.н.м., «Кадриль» р.н.м., «Лапти» р.н.п. (хор им. Пятницкого), «Красно-солнышко» муз. Аедоницкого (в исп. Г. Макеевой)

Пение

Побуждать импровизировать в пении голосовые интонации для различных персонажей, игровых ситуаций.

Формировать творческие проявления в поиске певческих интонаций.

Побуждать к самостоятельному исполнению песен в повседневной жизни детского сада в семье.

«На зеленом лугу» р.н.п., «Тень, тень, потетень» р.н.п., «Ой, вставала я ранешенько» р.н.п., «А я по лугу» р.н.м.

Ритмическая тренировка

Упражнять в точной передаче ритмического рисунка несложных песенок, а затем текстов (ложками, народными музыкальными инструментами).

«Где был, Иванушка» р.н.п., «Две лягушки» муз. Филиппенко, «Во саду ли, в огороде» р.н.п., «Во кузнице» р.н.п., «Я на горку шла» р.н.п., «Пойду ль, выйду ль, я» р.н.п.

Игры с палочками

Развивать музыкальный и ритмический слух, координацию движений.

Игры: «Медвежата», «Неделя», «Сороконожки», «Где же, ручки», «Солнечные зайчики», «Ножки»

Игра на музыкальных инструментах

Учить игре на ложках, четко передавая ритм, темп мелодии, соблюдая интервалы, выделяя сильную долю, последнюю фразу.

Продолжать учить играть на народных и самодельных музыкальных инструментах.

Познакомить с приемами игры на двух ложках:

Круг.

Коленочки.

Плечики.

Совершенствовать ранее выученные приемы игры, играть эмоционально, выразительно.

«Я на горку шла» р.н.п., «Во кузнице» р.н.п., «Солнечный круг», «А я по лугу» р.н.п., «Ой, вставала я ранешенько» р.н.п., «Веснянки» р.н.м.

Музыкально-ритмические движения

Побуждать выразительно выполнять игровые танцевальные движения в играх, танцах, хороводах.

Побуждать передавать в импровизациях музыкально-игровой образ на народных музыкальных инструментах.

С использованием народных и самодельных музыкальных инструментов: («Коробушка» р.н.п., танец «Завалинка», игра-пляска

«Заинька, попляши» р.н.п., инсценировка  «Как у наших у ворот» р.н.п., «Ворон» р.н.м., «Мы на луг ходили» р.н.п., «На зеленом лугу» р.н.п

.

III этап -подготовительная группа

I квартал

Программное содержание

Репертуар

Знакомить с русскими народными инструментами: трещотки, кокошник, рубель, ксилофон.

Познакомить с народным промыслом «филимоновская» свистулька.

Художественное слово: стихи, загадки.

Слушание музыки

Расширять представления о народной музыке. Прививать любовь к русской народной песне. Учить различать грустный, печальный, веселый, шутливый, задорный характер песни.

«Субботея» р.н.п. (в исп. Л. Рюминой), «Травушка-муравушка» (в исп. Л. Зыкиной), «Ходила младешенька по борочку» р.н.п.,

«Выйду ль я на реченьку»

р.н.м.

Ритмическая тренировка

Упражнять в точной передаче ритмического рисунка текстов и отдельных музыкальных фраз (хлопки, хлопки, щелчки, притопы).

Русские народные потешки, прибаутки, песенки: «Андрей-воробей», «Огуречик», «Улитка»,

«Тили-бом», «Кисонька», «Во кузнице» р.н.п.

Пение

Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера: ее красоту, образность, широту. Совершенствовать певческие навыки: умение петь легким звуком, естественным голосом, слаженно, выразительно, хором и соло.

«Светит месяц»

р.н.п.,

«А мы просо сеяли» р.н.п., «Ходила младешенька по борочку» р.н.п., «Ах, улица» р.н.п., «Комарочек» р.н.п.

Игра на музыкальных инструментах

Познакомить детей с приемами игры на двух ложках:

Линеечка.

Глиссандо по коленям.

Трещотка.

Учить в игре на ложках, передавая сложный ритмический рисунок плясовой. Совершенствовать ранее выученные приемы игры на ложках и народных музыкальных инструментах.

Продолжать знакомить с народными музыкальными инструментами. Учить играть на них в ансамбле: (трещотки, кокошник, рубель, шумелки).

Познакомить детей с инструментами – самоделками. Учить игре на инструментах – самоделках. Показать изобразительность музыки (шелест травы, листьев, звон капели) с помощью народных инструментов. Показать красоту, мелодичность колыбельной.

«Светит месяц»

р.н.п., «Во саду ли в огороде» р.н.п.,

«Улыбка»

муз. Шаинского

«Ходила младешенька по борочку» р.н.м.,

«Купавушки»

р.н. колыбельная, «Смоленский гусачок» р.н.м.

Музыкально-ритмические движения

Учить согласовывать танцевальные движения с игрой на ложках. Двигаться ритмично в соответствии с характером музыки. Добиваться выразительности, красоты движений.

Развивать, совершенствовать восприятие музыки и движений:

- средств музыкальной выразительности, позволяющих передавать в игре, танце, хороводе характер и содержание. Обращать внимание на изменение темпа, динамики, метрических особенностей.

С использованием русских народных инструментов: («Ах, улица широкая» р.н.п.,

«Русский шуточный танец» р.н.м., «Кадриль»),

«А мы просо сеяли» р.н.п., «Прялица» р.н.м.

Игра «Гори, гори ясно»

II квартал

Программное содержание

Репертуар

Экскурсия в музыкальную школу

Знакомство с народным промыслом «дымка».

Знакомство с дымковской свистулькой.

Рассматривание фотоальбома ансамбля «Ложкари», просмотр видеоматериала с выступлением ансамбля, экскурсии в музыкальную школу, участие в народном гулянии Коляда, Рождество.

Русские народные мелодии (фонограмма)

Слушание музыки.

Развивать эстетическую потребность в слушании прекрасных русских песен различного характера и содержания.

Побуждать различать настроение, чувства, эмоции, характер русской народной песни.

«Лапти»

р.н.п., «Утушка»

р.н.п., «Во поле береза стояла»

р.н.п.

Ритмическая тренировка

Учить воспроизводить простой и сложный ритмический рисунок хлопками, кулачками, притопами, на ложках и народных музыкальных инструментах.

Игра: «Дирижер»

«Матрешечки»,

русские народные песенки, потешки: «Раным-рано по утру». «Сорока»,

«Качели»

«Скок, скок, поскок», «Ах, вы сени» р.н.м., «Во саду ли в огороде» р.н.м.

Пение

Учить художественному исполнению песен народного репертуара.

Развивать творческую активность, умение самостоятельно находить певческие интонации, характерные движения для передачи необходимых нюансов образа песни.

Побуждать к творческой самореализации в выразительности исполнения танцев, игр, песенных инсценировок.

Работать над чистотой интонирования мелодии, умении петь по одному и хором, с сопровождении и без него. Учить инсценировать песню, двигаясь выразительно, с выдумкой.

«Я на горку шла» р.н.п., «Во кузнице»

р.н.п., «Пойду ль выйду ль я» р.н.п., «Блины» р.н.п., «Вдоль по травке» р.н.м., «Лапти» р.н.п.

Игра на музыкальных инструментах

Продолжать знакомство с приемами игры на 2-х ложках:

Солнышко.

Дуга.

Прятки.

Упражнять в ритмической игре по руке, по колену, по колену соседа, плечу, по плечу соседа, стульчику, черенками ложек.

Продолжать знакомство с народными инструментами: жалейка, филимоновская свистулька.

Познакомить с приемами звукоизвлечения на «бытовых» музыкальных инструментах: чугунок, стиральная доска, ухват и т.д.

Побуждать выразительно передавать в оркестре характер, смену настроения, взаимодействие музыкальных образов произведения.

Знакомство с приемами игры на 3-х ложках.

Продолжать учить играть в ансамбле.

«Во кузнице»

р.н.п., «Валенки» р.н.п., «Я на горку шла» р.н.п., колядки, масляничные песни, «Вдоль по травке» р.н.м., «Лапти» р.н.м., «Пойду ль, выйду ль я» р.н.п.

Музыкально-ритмические движения

Учить выразительно передавать в движении народный репертуар различной тематики и содержания. Воспитывать любовь к малой Родине.

Побуждать к творческой передаче действий персонажей в песнях, играх, танцах.

С использованием русских народных и самодельных музыкальных инструментов: («Во поле береза стояла» р.н.м., танец «Сударушка» р.н.м, «Две лягушки» муз. Филиппенко). «Сибирский хоровод» р.н.м., «На горе то калина» р.н.м., танец «Валенки» р.н.м.

III квартал

Программное содержание

Репертуар

Слушание

Познакомить детей с различными вариантами народных песен и их обработками. Развивать эстетические эмоции, эмоциональную отзывчивость, чувства сопереживания, творческое воображение в процессе слушания народной музыки.

 «Ой, вставала я ранешенько» р.н.п., «Посею лебеду на берегу» р.н.п., «Калинка» р.н.п.

Ритмическая тренировка

Учить передавать в движении, хлопками, щелчками более сложные ритмические рисунки, смену частей муз. произведения

Игра «Сделай, как я»,

р.н.п., попевки: «Ножки, ножки где вы были», «Ай, шары, шары, шары»,

«Из под дуба» р.н.м., «Как пошли, пошли подружки» р.н.п., «Ах, вы сени» р.н.п.

Пение

Побуждать к выразительному пению, исполнять в песне: различные настроения, характер, изменение различных интонаций в куплетах, особенности развития образа.

Обучать особенностям техники певческого исполнительства: пение с солистом, с запевалой, по подгруппам…

Побуждать обыгрывать содержание песен игрой на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах.

«Посею лебеду на берегу» р.н.п.,

«Антошка» муз.Шаинского, «Пошла млада за водой» р.н.м., «Как пошли наши подружки» р.н.м., «Светит солнышко» р.н.м., «Веснянки» р.н.м.

Игра на музыкальных инструментах

Совершенствовать приемы игры на 2х ложках. Проигрывать ритмический рисунок по руке, локтю, плечу, бедру, полу. Совершенствовать слух, ладотоническое чувство, чувство ритма. Учить самостоятельно подбирать музыкальные инструменты в соответствии с музыкальными жанрами. Передавать радостное, праздничное настроение игрой на ложках и народных инструментах.

Развивать чувство партнерства в музыкально-инструментальных, танцевальных, игровых импровизациях.

«Барыня» р.н.м.,

«Антошка» муз.Шаинского,

«Кадриль» р.н.м.,

«Посею лебеду на берегу» р.н.п., «Несет Галя воду» укр.н.м., «Сеяли девушки яровый хмель» р.н.п.

Музыкально–ритмические движения

Учить детей опираться на средства музыкальной выразительности в исполнительской деятельности при передачи своего отношения к музыкальному образу: обращать внимание на изменение темпа, динамических оттенков, ритмических рисунков в музыке.

Побуждать проявлять творчество в выразительности исполнения, действий игровых персонажей в игре, танцах с музыкальными инструментами и без.

С использованием народных музыкальных инструментов: («Лирический танец с ложками», танцевальная миниатюра «Облака» муз. Шаинского, «Антошка» муз.Шаинского, пляска «Калинка» р.н.м.)

«Выйду ль я на реченьку» р.н.м., танец «Левониха» р.н.м.

3. Организационный раздел

3.1. Материально – техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе.

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется. Заинтересовав детей, развив желание заниматься, переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.

Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники игры, на каждом занятии рекомендуется использовать пальчиковые, дидактические игры, игры с палочками и ритмические упражнения.

Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и народной культуре, предлагается проведение экскурсий, посещение выставок народного творчества, организация фотовыставок и просмотр видеоматериала, о народной музыкальной культуре и искусству.

Принципы построения педагогического процесса:

♦ Принцип фасцинации (очарование детей);

♦ Творческой направленности;

♦ Игрового познания;

♦ Максимальной самореализации.

Методы обучения:

Словесные: объяснение, беседа индивидуальная, фронтальная, поощрение;

Наглядные: учебные пособия, использование иллюстраций.

Практические: личный показ, показ ребенком.

Проведение анализа в конце занятия

Формы контроля:

Контроль путем проведения открытых занятий

Собеседование

Прослушивание (навыки игры и пения по подгруппам и индивидуально)

Наблюдение, дидактические тесты.

Представление результатов деятельности воспитанников на сайте ДОУ.

Контроль должен быть ориентирован на успех, поощрение, а не на неудачи.

Оборудование:

Музыкальные инструменты (металлофоны, дудки, бубны, треугольники, ложки, и др )

Магнитофон, СD диски.

Дидактический материал

Наглядный материал

Раздаточный материал для муз. дидактических игр

Портреты композиторов русских и зарубежных.

Взаимодействие с педагогами и родителями

Для успешной реализации поставленных задач, проект предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, музыкальное развитие детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию народных музыкальных инструментов в самостоятельно-игровой деятельности и музыкальном уголке, изготовление самодельных музыкальных инструментов.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки раскладушки, информационные стенды, семинары практикумы, мастер - классы и анкетирование по вопросам музыкального развития детей.

4. Литература

Бублей С. Детский оркестр. – Л., «Музыка», 1989.

Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3до 9 лет – Ярославль, 2002

Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.

Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.

Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: Аудиокассеты. – М., 1997.

Радынова О. Мы слушаем музыку: Аудиокассеты. – М., 1995.

Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа - М, АСТ, 2000. Тютюнникова Т. Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. - Журнал «Музыкальная палитра» №6, 2006.

Щербакова Н.А. Музыкальный сундучок, М., Обруч, 2012

Тютюнникова Т. Э. Доноткино. Учебное пособие. – М, Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка " Веселый оркестр"

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуют...

рабочая программа "Давайте устроим оркестр"

Одним из любимых видов музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста является игра на детских музыкальных инструментах. Разработанная программа "Давайте устроим оркестр" - поп...

Рабочая программа "Веселый оркестр"

Рабочая программа дополнительного образования "Веселый оркестр"...

Рабочая программа (художественно-эстетическое направление) "Наш веселый оркестр"

Рабочая программа (художественно-эстетическое направление) "Наш веселый оркестр"...

Рабочая программа кружка "Веселый оркестр"

Программа расчитана на детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа), группа с преобладающим количеством тедей с ОВЗ,  сроком на один учебный год....

Рабочая программа по музицированию "Веселый оркестр"

Адаптированная дополнительная образовательная программа  по музицированию для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста  "Веселый оркестр"...

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок "Озорной оркестр"

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок "Озорной оркестр"...