Рабочая программа (художественно-эстетическое направление) "Наш веселый оркестр"
рабочая программа (подготовительная группа)

Рабочая программа (художественно-эстетическое направление) "Наш веселый оркестр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_vesyolyy_orkestr_1.docx98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида           детский сад №19 «Ласточка»

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

 

«Наш весёлый оркестр»

 

 

(художественно-эстетическое направление)

Возраст детей 6-7  лет Срок реализации программы – 1 года

                                                                      Составитель:

                                                                    Музыкальный руководитель

                                                                     Сурмило Марина Валерьевна

                                                                                       

                                                                 

 

 

 

Новоалтайск 2016

Содержание

 

 

1.Пояснительная записка…………………………………………………………. .2  2. Актуальность рабочей программы…….…….3 3.

Порядок использования рабочей программы…………………………………..4 4.

Цели Программы………………………………………………………………... 4 5.

 Задачи Программы………………………………………………………………4 6.

Принципы программы……………………………………………………………5 7.

Способы и формы работы с детьми…………………………………………….6 8. Прогнозируемые результаты…………………………………….........................7 9. Тематический план……………………………………………………………... .8 10. Перспективное планирование………………………………………………… 9 11. Содержание Программы………………………………………………………18 12. Методическое обеспечение Программы ………………………………….... 20 13. Мониторинг……………………………………………………………………20 14.

Список использованной и рекомендуемой литературы………………… ... 24


Пояснительная записка.

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п.2 ст.7 «Закона об образовании в  Российской Федерации», целям и задачам образовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения МАДОУ №35. В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Н.М.Гольденберг, Карл Орф,Н.А.Ветлугина, Лаптев И.Г., Ковалив В.Я., Кунцевич В.Н., Тютюнникова Т.Э. и др.).  В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах. Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских элементарных музыкальных инструментов до сих пор остается в стадии становления.  Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области. В последнее время наблюдается рост детей, испытывающих неблагополучие: напряженность в контактах, необоснованные страхи, тревожность, регрессивные тенденции. Как показывает практика, для таких детей характерен уход от общения, от контактов с окружающими, ориентация на свой внутренний мир. Значение инструментального музицирования в решении данной проблемы велико. Специалисты справедливо подчеркивают, что «русские народные музыкальные инструменты не имеют себе равных по быстроте и легкости обучения на них, в особенности в совместном исполнении, где лица с ограниченными природными способностями могут принимать участие и постепенно развивать свой слух».      Во-первых, игра на музыкальных инструментах препятствует возникновению у детей барьера неполноценности. Далеко не все дети и не сразу правильно и хорошо двигаются под музыку, поют, толково объясняют свои впечатления о прослушанной музыке. Поэтому игра в оркестре на доступных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность, повышает интерес к музыкальным занятиям.      Во-вторых, позволяет успешно развивать у детей звуковысотный, тембровый и ладовый слух.       В третьих, совместное музицирование развивает воображение, память, волю, чувство эмпатии, ответственность за общее дело, коллективизм.

Обучение игре на инструментах в процессе музыкальных занятий вызывает ряд трудностей: фронтальные занятия, недостаточность времени, малое количество инструментов.      Такое обучение нельзя назвать развивающим. Требуется организовать работу через дополнительное образование, где осуществляется дифференцированный личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, индивидуальное подгрупповое обучение.      Поэтому появилась необходимость создания Программы дополнительного образования «Наш веселый оркестр».    Актуальность рабочей программы дополнительного образования:

 

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

При создании данной программы был обобщен  опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики.

 

 

Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности:

 

Данная программа реализуется на основе программы «Ладушки», созданная И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой («художественноэстетическое» направление) с детьми 6 - 7 лет. Эта программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание, и образование без углубления в какой-либо раздел. Всю работу по музыкальному воспитанию проводится в тесной связи с изобразительной деятельностью, театрализованной ритмопластикой и развитием речи. Возраст дошкольников 6 7  лет (старший дошкольный возраст).

Режим занятий.

Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 30 минут. На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

Цель рабочей программы :

1. Воспитание интереса к музицированию, любви к музыке.

 2. Развитие музыкальных способностей у детей средствами музыкальнооркестровой деятельности.

 

Задачи рабочей программы :

Обучающие:

1. Расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами. 2. Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.

3. Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах. 4. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля. 5. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах. 6. Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.

Воспитательные:

1. Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость. 2. Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности; 3. Воспитание творческой инициативы. 4. Воспитание сознательных отношений между детьми.

Развивающие:

1. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. 2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание. 3. Развивать мышление, аналитические способности. 4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук. 5. Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма 6. Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

 

Принципы, положенные в основу рабочей программы.

 

1.Создание  непринуждённой  обстановки, в  которой  ребёнок  чувствует   комфорт, не  принуждать  детей  к  действиям (играм, пению), а дать  возможность  захотеть  принять  участие  в  занятии.

2.Целостный  подход  в  решении  педагогических  задач:  обогащение  детей  музыкальными  впечатлениями  через  пение, слушание, игры,  пляски,  музицирование; претворений  полученных  впечатлений  в  самостоятельной   игровой  деятельности; приобщение  к народной  культуре (слушание  и пение   русских  народных  песен   и  попевок, разучивание  народных  игр  и  хороводов)

3.Принцип  последовательности  предусматривает  усложнение  поставленных  задач  по  всем  разделам  музыкального  воспитания: в  старшем  возрасте восприятие  музыкального  материала  идёт  на  уровне  эмоций,  и  только  с помощью  педагога   в подготовительной  группе  дети  способны  осмыслить  и понять  тот  или  иной  материал  и  высказать  своё  впечатление.

4. Один  из  важнейших принципов  музыкального  воспитания -  партнёрство. Группа  детей, музыкальный  руководитель, воспитатель  становятся  единым  целым – вместе  слушать,   петь, рассуждать, играть

5. Принцип  положительной  оценки  деятельности  детей, что  способствует  ещё  более    высокой  активности, эмоциональной  отдаче, хорошему  настроению  и  желанию   дальнейшего  участия  в  творчестве

6.  Принцип   интеграции    всех  других  образовательных  областей (театрализованная  ритмопластика, художественное   творчество, развитие  речи  и  др.)

 

Схема занятия включает:

 

Музыкальное занятие имеет четкое построение:

-  музыкально-ритмические движения; -  развитие чувства ритма, музицирование; -  пальчиковая гимнастика; -  слушание музыки; -  распевание, пение; Музыкально-ритмические движения

В этот раздел включены два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (переменный шаг, притопы и т. д.), то есть те движения, которые  пригодятся в разучивании плясок.

Работа над развитием чувства ритма. Музицирование.

Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и на занятиях выделен особо. Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть  у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия,

варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования.

Пальчиковая гимнастика

Помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

Слушание музыки

Для того чтобы дети лучше воспринимали музыку, необходимо подбирать музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу или герою характером. Для лучшего восприятия к каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты.

Распевание, пение

Большое внимание в работе  уделяется пению. Собственное исполнение песен должно доставлять детям удовольствие. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предлагаются простые, веселые песенки-распевки; дети могут сами себе подыграть на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, текст песен на занятиях не должен заучиваться.  

Вся работа по музыкальному воспитанию должна проводиться  в тесной связи с изобразительной деятельностью, театрализованной ритмопластикой и развитием речи.

Прогнозируемые результаты:

 

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию,  как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.  Используемые формы и методы работы будут способствовать: - формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;

- развитию общих и музыкальных способностей.  

- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;

 -воспитанию у детей  веры в свои силы, в свои творческие способности;

 В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

 -познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;

-овладеть приемами игры на различных музыкальных инструментах;

-овладеть навыками ансамблевого исполнения -понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.

 - Проявлять творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость в освоении новой музыкальной деятельности.

 

Учебно-тематический план рабочей программы

 

№ п/п

Название темы

Количество занятий

В том числе теории

В том числе практи ки

1

История происхождения первых музыкальных инструментов

2

Подготовительный этап Ориентировочно - тембровая ступень: -Предварительное накопление детьми необходимых музыкально- слуховых представлений; -Проведение работы по обследованию детьми музыкального инструмента, знакомству со способами звукоизвлечения, в соответствии с характером  музыкальных образов; -Развитие, звуковысотных компонентов музыкального слуха и чувство ритма.

3

Основной этап -Знакомство с тембрами различных музыкальных инструментов и со способами звукоизвлечения; -Развитие интереса к игре на различных ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах

4

-Закреплять у детей навыки совместной игры ансамблем и оркестром детских музыкальных инструментов по слуху; -Развитие мелодического слуха и всего комплекса музыкальных способностей в процессе подбора мелодий на различных инструментах;

28 занятий

Перспективное планирование.

Месяц/ Неделя

Задачи

Репертуар

Методические указания

Октябр ь/ 1

История происхождения первых музыкальных инструментов

Стихотворение В.Семерин «Музыка всюду живёт» Презентация.

Беседа о возникновении инструментов в глубокой древности III-II в. до нашей эры   (прообразы ныне существующих).    -  Наглядность (разнообразие инструментов и способы их изготовления: кости, плоды   деревьев, высушенная кожа, стебли тростника, камыш, морские раковины).

Октябр ь /2

Закреплять умение детей слышать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Петь, чисто интонируя. Знакомство с инструментом Гуиро

Трек 1.2. CD I;

 

Песенка «Киска», «Как под горкой», «Я гуляю с папой», стр. 70, ч.1.

Музыкальный руководитель демонстрирует иллюстрацию. Когда мелодия усвоена, дети пропевают её, сопровождая игрой на металлофоне, цимбалах. Группа детей играет, другая поёт, с музыкальным сопровождение и без него.

Октябр ь /3

Развивать умение детей исполнять попевку на одном звуке, точно передавать ритм в пении и игре не металлофоне. Закрепить навыки звукоизвлечения на гуиро.

«Андрей- Воробей», «Сорока», «Ай, ду-ду» Стр.61-62. Ч.I

Импровизация.  CD I, трек 12.  Стр 24, Ч.2. «Дятелбарабанщик» муз. А.Абрамова

Музыкальный руководитель поёт и показывает рукой, дети повторяют

Октябр ь /4

Развивать умение детей различать долгие и короткие звуки, точно интонировать на одном звуке, удерживать интонацию.

Потешка «Танцевала репа с маком…»  «стр 51, ч. 1 «Звонко, звонко пойте» стр.70. ч.1 «Киска» муз.Г.Куриной, стр 4, ч.2, CD 1, трек 3 (разучивание)

Предложить детям отметить движением руки долгие и короткие звуки, прохлопать, спеть, сыграть на различных инструментах.

Месяц/ Неделя

Задачи

Репертуар

Методические указания

Ноябрь/ 1

Продолжать осваивать способы игры на металлофоне. Освоить понятия «ритм», «темп», «лад». Знакомство с инструментом  Тон-блок

Обыгрывание стихов с помощью звучащих жестов и жестовсимволов, игры с ладошками: «Я на коврике сидел» стр.50. Ч.1 «Сорока», . «Мишка», стр. 64-66. Ч.1 «Киска» муз. Г.Куриной, стр 4, ч.2, CD 1, трек 3 (закрепление)

Во время игры детей на металлофоне наблюдать за правильным положением палочки в руке. Дети, успешно справляющиеся с игрой, получают задание позаниматься с другими детьми в группе

Ноябрь/ 2

 

 

Совершенствовать навыки игры на металлофоне, гуиро. Тон-блоке. Точно передавать в игре и хлопках ритмический рисунков попевки. Совершенствовать навыки совместной игры.

Потешка «Танцевала репа с маком…»  «стр 51, ч. 1 «Часы»,«Сорока», . «Мишка», стр. 64-66. Ч.1

 

 

 

Трек 4. CD I; Песенка «Жучок», муз. Филиппенко, , стр 5. Ч.2

Дети поют попевку, одновременно передавая ритм хлопками. Затем поочерёдно играют на металлофоне 3-4 раза, разными детьми.

 

Педагог поёт с показом рукой. Дети повторяют.

Ноябрь/ 3

 

 

Развивать творческую активность детей, фантазию. Осваивать способы игры на деревянных ложках, точно передавать ритмический рисунок попевки.

Обыгрывание стихов с помощью жестовсимволов, игры с ладошками: «Я на коврике сидел» стр.50. Ч.1

 

«Часы», «Слон», стр.66. ч.1

 

Трек 4. CD I; Песенка «Жучок», муз. Филиппенко, , стр 5. Ч.2 Трек 4, CD 1

Игра подгруппами. На последующих занятиях подключаются ложки; сначала ложки находятся в каждой руке, затем педагог показывает другой приём игры на ложках (обе ложки находятся в правой руке при игре ими ударяют о левую ладошку, о колено, предплечье, об пол)

Ноябрь/4

Развивать умение детей различать долгие и короткие звуки, точно интонировать на одном звуке, удерживать интонацию. Осваивать способы игры на деревозвучных инструментах.  Освоить понятия «пауза», «метрическая пульсация», размер 2/4.

Потешка «Танцевала репа с маком…»  «стр 51, ч. 1

 

«Звонко, звонко пойте» стр.70. ч.1

 

 

 

Импровизация.  CD I, трек 12.  Стр 24, Ч.2. «Дятелбарабанщик» муз. А.Абрамова  

Предложить детям отметить движением руки долгие и короткие звуки, прохлопать, спеть, сыграть на различных инструментах. Дети поют попевку, одновременно передавая ритм хлопками.

Месяц/ Неделя

Задачи

Репертуар

Методические указания

Декабрь/1

Закреплять представления детей о высоких и низких звуках. Освоить понятия «нотоносец», ноты «до», «ре», «ми»«фа», «соль»на нотоносце и металлофоне.

Осваивать навыки совместных действий, развивать умение слушать друг друга

 

Обыгрывание стихов с помощью жестовсимволов, игры с ладошками: «Я на коврике сидел» стр.50. Ч.1

 

«Пароходик», стр.77. Ч.1

«Дед Мороз», муз.Филиппенко,стр81. Ч.1

 

3Повторение CD I, трек 12.  Стр 24, Ч.2. «Дятелбарабанщик» муз. А.Абрамова  

Проигрывание мелодии отдельно группами инструментов.

 

Педагог показывает нотоносец, рассказывает на какой линеечке «живёт» какая нотка.

 

Играет педагог – дети повторяют. Затем дети сами по очереди придумывают ритм.

Постепенное включение новых инструментов в игру. (Играет один, затем следующий и т.д. по цепочке).

 

Часть детей отмечает хлопками (затем на инструментах) метрическую пульсацию, другая часть - сильную долю и наоборот.

Декабрь/2

 

 

Продолжать знакомство детей с различными музыкальными инструментами и способами игры на них (бубен, румба, маракас, колокольчик, металлофон). Закрепить понятия «нотоносец», ноты «до», «ре», «ми»«фа», «соль»на нотоносце и металлофоне.

Обыгрывание стихов с помощью жестовсимволов, игры с ладошками: «Я на коврике сидел» стр.50. Ч.1

 

«Пароходик», стр.77. Ч.1 2«Дед Мороз», муз.Филиппенко,стр81. Ч.1

 

 

Русская народная мелодия «Полькашутка»CDI трек 23; Стр.40, Ч.2 Разучивание.

Педагог рассказывает детям о различных музыкальных инструментах, группах оркестра, сопровождая рассказ иллюстрациями, видеозаписями, слайдов и аудиозаписи

 

Педагог поёт с показом рукой. Дети повторяют.

Декабрь/3

Осваивать навыки совместных действий, развивать умение слушать друг друга при игре, одновременно начинать и заканчивать игру.

 

Развивать умение исполнять в оркестре свою партию.

Игры с ладошками: «Гречку мыли, гречку мяли»стр.50, Ч.1

 

 

 

 

Русская народная мелодия «Полькашутка»CDI трек 23; Стр.40, Ч.2 (закрепление пройденного материала)

Показывает  педагог – дети повторяют. Затем дети сами по очереди придумывают ритмы.

 

Постепенное включение новых инструментов в игру. (Играет один, затем следующий и т.д. по цепочке).

Декабрь/4

 

Развивать звуковысотный слух. Чисто интонировать, находить самостоятельно нижний звук от верхнего, среднего.

Игры с ладошками: «Гречку мыли, гречку мяли»стр.50, Ч.1  «Звонко, звонко пойте» стр.70. ч.1 Импровизация.  CD I, трек 12.  Стр 24, Ч.2. «Дятелбарабанщик» муз. А.Абрамова  

Предложить показать рукой скачкообразное движение мелодии. Использовать игровые приёмы. Педагог поёт и показывает рукой, дети повторяют. Предложить детям подыграть, поэкспериментировать на различных инструментах.

Месяц/ Неделя

Задачи

Репертуар

Методические указания

Январь /1

 

 

.

 

Освоить понятие «тоника», ноты «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си» и их место на нотоносце. Играть ансамблем, придерживаясь общей динамики. Понятия «форте», «пиано», «крещендо», «диминуэндо».

Стихотворение «Весёлые нотки» Д. Смайлза. стр79, Ч.1,  «Дореми», стр.74. Ч.1

 

Упражнение на усиление и ослабление силы звучания. «Громко-тихо» стр.78, Ч.1 Упражнение «Считалка» стр73. Ч.1

Педагог показывает нотоносец, рассказывает на какой линеечке «живёт» какая нотка.

 

 

 

Педагог рассказывает о приёмах звукоизвлечения на различных инструментах, дети поочерёдно играют разными способами

Январь /2

 

Продолжать осваивать различные способы звукоизвлечения на бубне, маракасе, ложках, кастаньетах. Побуждать детей к творческой импровизации, сочинению мелодий.

Обыгрывание стихов с помощью жестовсимволов, игры с ладошками: «Я на коврике сидел» стр.50. Ч.1 Русская народная мелодия «Полькашутка»CDI трек 23; Стр.40, Ч.2 (закрепление пройденного материала) Трек 4. CD I; Песенка «Жучок», муз. Филиппенко, , стр 5. Ч.2 Трек 4, CD 1

Педагог напоминает о приёмах звукоизвлечения на различных инструментах, дети поочерёдно играют разными способами. Предложить детям творческие задания: допой мелодию, доиграй мелодию, сочини песенку дождика ост. на тоники, привлечь детей к инструментовке, дети сами распределяют последовательность звучания различных инструментов

Январь /3

 

 

Закрепить знания  детей о различных музыкальных инструментах и способами игры на них (бубен, румба, маракас, колокольчик, металлофон).

 

Упр. «Андрей- Воробей», «Сорока», «Ай, ду-ду» Стр.61-62. Ч.I

 

Знакомство с муз. произведением «Турецкий марш»,  муз. В.А. Моцарта CD2, трек 15. Стр103, Ч.2.

Педагог рассказывает детям о различных музыкальных инструментах, группах оркестра, сопровождая рассказ иллюстрациями, видеозаписями, слайдами и аудиозаписими

Январь /4

 

Побуждать детей к творческой импровизации, сочинению мелодий. Развивать интерес к игре на различных музыкальных инструментах

Потешка «Танцевала репа с маком…»  «стр 51, ч. 1 Упр.«Звонко, звонко пойте» стр.70. ч.1

 

«Турецкий марш»,  муз. В.А. Моцарта CD2, трек 15. Стр103, Ч.2.

Предложить детям отметить движением руки долгие и короткие звуки, прохлопать, спеть, сыграть на различных инструментах.

 

Часть детей играет на треугольниках, бубнах, румбе, тарелках, тамбурине. музыкальных инструментах метрическую пульсацию.

 

Месяц/ Неделя

Задачи

Репертуар

Методические указания

Февраль /1

 

   

 

 

Развивать различные способы игры на ложках, бубне, треугольнике (приём «тремоло»), маракасе.

Обыгрывание стихов с помощью жестовсимволов, игры с ладошками: «Я на коврике сидел» стр.50. Ч.1

 

«Турецкий марш»,  муз. В.А. Моцарта CD2, трек 15. Стр103, Ч.2.

Проигрывание мелодии отдельно группами инструментов.

 

Дети поочерёдно играют  на разных инструментах. Осваивают новые способы игры, звукоизвлечения с музыкальным сопровождением и без него. Затем в ансамбле.

 

Постепенное включение новых инструментов в игру. (Играет один, затем следующий и т.д. по цепочке).

Февраль /2

Закрепить  понятия «тоника», ноты «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си» и их место на нотоносце. Играть ансамблем, придерживаясь общей динамики.

 

Стихотворение «Весёлые нотки» Д. Смайлза. стр79, Ч.1,  «Дореми», стр.74. Ч.1

Русская народная мелодия «Полькашутка»CDI трек 23; Стр.40, Ч.2 Закрепление

Педагог показывает нотоносец, рассказывает на какой линеечке «живёт» какая нотка. Постепенное включение новых инструментов в игру. (Играет один, затем следующий и т.д. по цепочке).

Февраль /3

 

 

Развитие навыков совместной игры группами и в оркестре. Закрепление различных способов игры на ложках. Развивать чувство ансамбля, активность детей.

Игры с ладошками: «Золотые ворота»стр.51, Ч.1

 

Импровизация.  CD I, трек 12.  Стр 24, Ч.2. «Дятелбарабанщик» муз. А.Абрамова

Показывает  педагог – дети повторяют. Затем дети сами по очереди придумывают ритмы.

 

Постепенное включение новых инструментов в игру. (Играет один, затем следующий и т.д. по цепочке).

Февраль/4

Знакомство с выразительными возможностями различных групп инструментов. Развивать творческую активность детей.

Игры с ладошками: «Гречку мыли, гречку мяли»стр.50, Ч.1  Упр.«Звонко, звонко пойте» стр.70. ч.1 Импровизация.  «Турецкий марш»,  муз. В.А. Моцарта CD2, трек 15. Стр103, Ч.2

Использование  игровых приёмов.

 

Обращать внимание на одновременное звучание инструментов. Предложить детям выбрать музыкальные инструменты, для передачи образа

Месяц/ Неделя

Задачи

Репертуар

Методические указания

Март/1

 

Размер ¾. Развивать ритмичность и звуковысотный слух. развивать самостоятельнос ть детей.

«Вальс петушков», муз. И. Стрибогга, CD I,трек 37, стр.58. Ч.2

 

Упр. «Скок-поскок» «Как под горкой» стр.71. ч.1

Педагог обсуждает с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать образ петушков, Пропевание попевки с показом рукой. Выложить движение мелодии кружочками на фланелеграфе. Музыкальный руководитель показывает нотную запись попевок, пение по нотам.

Март /2

 

Знакомство с инструментами симфонического оркестра. Смычковые струнные инструменты.

Упр. «Пароходик», стр.77. Ч.1

 

«Вальс петушков», муз. И. Стрибогга, CD I. трек 37, стр.58. Ч.2

 

Наглядность. Педагог  рассказывает детям о различных музыкальных инструментах, группах оркестра, сопровождая рассказ иллюстрациями, видеозаписями. Прохлопывание мелодий, раз. ¾, отметить ритмический рисунок и метрическую пульсацию. Предложить повальсировать. Игра группами и целым оркестром.

Март /3

 

 

 

Развивать чувство ансамбля, активность детей. Освоить понятие «интервал», «глиссандо». Играть с динамическими оттенками.

Игры с ладошками: «Золотые ворота»стр.51, Ч.1

 

«Вальс петушков», муз. И. Стрибогга, CD I. трек 37, стр.58. Ч.2

 

«Турецкий марш»,  муз. В.А. Моцарта CD2, трек 15. Стр103, Ч.2

Показывает  педагог – дети повторяют. Затем дети сами по очереди придумывают ритмы.

 

Постепенное включение новых инструментов в игру. (Играет один, затем следующий и т.д. по цепочке). Разучивание по фразам.

Март /4

Знакомство с инструментами симфонического оркестра. Деревянные духовые инструменты

Потешка «Танцевала репа с маком…»  «стр 51, ч. 1 Упр.«Звонко, звонко пойте» стр.70. ч.1 Импровизация по желанию детей.

Педагог  рассказывает детям о различных музыкальных инструментах, группах оркестра, сопровождая рассказ иллюстрациями, видеозаписями. Предложить детям подыграть, поэкспериментировать на различных инструментах.

Месяц/ Неделя

Задачи

Репертуар

Методические указания

Апрель// 1

Закрепить знания о группе струнных и деревянно-духовых инструментах симфонического оркестра. Развивать чувство ансамбля, умение анализировать свою игру и товарищей. Понятие «кульминация».

Обыгрывание стихов с помощью жестов символов, игры с ладошками: «Я на коврике сидел» стр.50. Ч.1«Турецкий марш»,  муз. В.А. Моцарта CD2, трек 15. Стр103, Ч.2.

 

Похлопывание ладошками, ложками ритмического рисунка.

 

Дети поочерёдно играют  на разных инструментах. Осваивают новые способы игры, звукоизвлечения.  Постепенное включение новых инструментов в игру.

Апрель/ /2

 

Знакомство с инструментами симфонического оркестра.  Медные духовые инструменты.

Русская народная мелодия «Полькашутка»CDI трек 23; Стр.40, Ч.2 Закрепление

 

Педагог  рассказывает детям о различных музыкальных инструментах, группах оркестра, сопровождая рассказ иллюстрациями, видеозаписями.  Отметить метрическую пульсацию различными способами: протопать, простучать карандашом и т.д.

Апрель/ /3

Знакомство с инструментами симфонического оркестра.  Ударные музыкальные инструменты.

Игры с ладошками: «Золотые ворота»стр.51, Ч.1

 

Знакомство  музыкой В. Оякяэра. CD2 Трек 14, стр. 101, ч.2

Педагог  рассказывает детям о различных музыкальных инструментах, группах оркестра, сопровождая рассказ иллюстрациями, видеозаписями. Предложить детям самим определить кульминацию в пьесе.

Апрель/ 4

 

Совершенствовать навыки игры на различных инструментах. Развивать интерес к исполнительской деятельности. Развивать творческую активность детей.

Игры с ладошками: «Гречку мыли, гречку мяли»стр.50, Ч.1  Импровизация.  «Турецкий марш»,  муз. В.А. Моцарта CD2, трек 15. Стр103, Ч.2 «Вальс петушков», муз. И. Стрибогга, CD I. трек 37, стр.58. Ч.2 В. Оякяэра. CD2 Трек 14, стр. 101, ч.2

Использование  игровых приёмов.

 

Обращать внимание на одновременное звучание инструментов. Предложить детям выбрать музыкальные инструменты, для передачи образа

Содержание рабочей программы .

 

Формирование устойчивого ощущения равномерной метроритмической пульсации, ощущения музыки как процесса. Артикуляционно – телесные и двигательные ощущения элементарных ритмических рисунков. Отделение ритма от слова. Игра простейших остинатных фигур («звучащие жесты»), как  аккомпанементов к музыке. Звукоподражания на инструментах. Устойчивое формирование навыка игры базовой партитуры в двухдольном и трёхдольном размере. Свободные импровизации на инструментах, как звукоподражания явлениям природы. Импровизация движения, как спонтанного отклика на звучащую музыку. Структурно оформленные сольные импровизации на шумовых инструментах, на фоне звучащей музыки.

 

I. История происхождения первых музыкальных инструментов:    

1. Беседа о возникновении инструментов в глубокой древности III-II в. до нашей эры   (прообразы ныне существующих).  

 -  Наглядность (разнообразие инструментов и способы их изготовления: кости, плоды   деревьев, высушенная кожа, стебли тростника, камыш, морские раковины). II. Подготовительный этап

 2. Синтетическая форма занятий, включающая: художественное слово, пение, рассматривание иллюстраций, музыкально-дидактические игры, элементы психогимнастики.  

3. Знакомство с музыкально-дидактическими играми:       “Музыкальное эхо” -  нахождение по слуху отдельных звуков, сыгранных педагогом.       “Игра с рук” – повторение за музыкальным руководителем звукоподражания  на клавиатуре.  Музыкально-дидактические игры: «Выбери инструмент», «Карусель», «Узнай сказку.

 4. Побуждение детей к звукоподражанию в пении и игре на музыкальном инструменте, не ограничивая диапазон (индивидуальная работа на фортепиано или любом чисто-настроенном инструменте).  

5.Обучение воспроизведению на музыкальном инструменте эталонов быстрого, умеренного, медленного темпов, различных ритмических остинатных блоков в двудольных размерах (прямой показ педагогом способов звукоизвлечения ). 6.Побуждение детей к воспроизведению “крика петушка” (триоль) в разных регистрах.

 7. Обучение воспроизведению ритмического рисунка хлопками и на музыкальном инструменте ( “музыкальное эхо” ).

Формирование предпосылок к музыкально – творческим проявлениям, путем импровизации на музыкальном инструменте (самостоятельное нахождение различных интонаций).

III. Основной этап.  

8. Обучение детей игре в ансамбле с педагогом, точное воспроизведение равномерной пульсации метрической, четвертными длительностями (совместная игра ребенка и взрослого на одном, чисто настроенном инструменте).

9 Обучение детей подбору знакомой песни на различных звуковысотных детских музыкальных инструментах, индивидуально или небольшими группами,(металлофон)  Обучение детей пению на одном звуке в удобной тесситуре, исполнение на различных инструментах, слушая аккомпанемент, исполняемый педагогом.

10. Разучивание песни, добиваясь точного воспроизведения ритмического рисунка на фортепиано, различных звуковысотных и ударных детских музыкальных инструментов. Освоение приемов правильного звукоизвлечения.

11. Работа над совершенством ритма, игра по подгруппам в ансамбле (фортепиано, румба, бубен, треугольник).

12. Знакомство детей с ударно, ударно- шумовыми, дерево-звучными инструментами (ложки, тон-блок, гуиро, кокирико, трещётки, маракасы)

13. Формирование предпосылок к музыкально – творческим проявлениям, путем импровизации на музыкальном инструменте (самостоятельное нахождение различных интонаций).

14. Обучение с помощью  инструментов передачи простейших ритмических рисунков, основанных на чередовании четвертных длительностей.

15. Обучение детей выполнению ритмических остинатных блоков, в соответствии с характером пьес на ударных инструментах. Соблюдать общую динамику и темп.  

16. Знакомство с инструментами, входящими в состав металлозвучного ансамбля, со способами игры на них (бубны, румбы, тарелки, треугольники, колокольчики).

17. Обучение игре на этих инструментах, точное исполнение ритмического рисунка своей партии, умение слушать друг друга.

18. Инсценирование песен с использованием детских ударных инструментов: правильное вступление, исполнение ритмического рисунка, динамического и темпового ансамбля (колокольчики, барабаны, деревянные ложки). Освоение навыков совместной игры ансамблем, умение прислушиваться друг к другу, точно исполнять партии  ( барабаны, треугольник, ложки, румба, бубен,  кастаньеты, колокольчик ).

19.Освоение песни-эталона, построенной на поступенном движении по звукам мажорной гаммы с равномерной метрической пульсацией четвертными длительностями. Осознание направления движения мелодической линии. ( фортепиано, клавишно - ударная группа)

20.Освоение поступенного движения вверх и вниз, навыки совместных действий. ( “музыкальное эхо” ).Транспонирование терцовых интонаций, игра в унисон в однородных ансамблях (металлофоны, ксилофоны).

 21. Создание условий для собственных творческих проявлений ребят, побуждать к импровизации ( все виды инструментов).

22. Исполнение русских народных мелодий. Ритмический ансамбль. Исполнение произведений на деревозвучных ударных инструментах.

23. Ритмический ансамбль. Исполнение произведений на металлозвучных инструментах. 24. Объединение детей в один общий оркестр, исполнение произведений.

25.Побуждение к инструментальному творчеству, ритмическим и мелодическим импровизациям. Различать разный характер вариаций, соответственно подбирать нужные муз.инструменты. ( фонограмма, сопровождение музыкального руководителя)      26.Разучивание с детьми песен-загадок: самостоятельное импровизирование ритма, мелодии, подбор “музыкальных ответов” на фортепиано.  

27.Свободное занятие. Использование детьми “дежурного репертуара”.

28.  Продолжение работы по овладению музыкальным языком как важнейшей основы развития инструментального творчества.

 

Методическое обеспечение программы .

 

Методическое обеспечение  представлено: - музыкальный зал, - пианино, - музыкальный центр, - фонотека «Произведения в записи симфонического оркестра», - мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук, -  инструменты шумовые, ударные, ударно-мелодические, - музыкально-дидактические пособия.

 

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

 

-мониторинг усвоения детьми данного материала -открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских конкурсах и фестивалях.

Мониторинг  уровня развития музыкальных способностей детей старшего возраста

     Для учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка проводится диагностика по следующим категориям:

1. Звуковысотный слух (чистое интонирование, определение восходящей и нисходящей мелодии, музыкальная память).

2. Ритмический слух (передача ритмической пульсации и сильной доли любым способом, передача ритмического рисунка, ритмическая память).

3. Музицирование (владение приёмами звукоизвлечения на цимбалах, металлофоне, ударных).    

 4. Чувство ансамбля.      

5. Творчество (способность придумать ритм, наиграть придуманную мелодию). Диагностика проводится в начале года, а также в середине и в конце. Полученные данные позволяют судить об индивидуальном качественном своеобразии музыкального развития ребенка, помогают выявить сильные и слабые её звенья и являются основой индивидуального подхода. На основе диагностики осуществляется подбор репертуара для исполнения оркестром.

Список детей

Чувство

ритма

Звуковысотный слух

Овладение способами игры

Чувство ансамбля

Воспроизведение сильной доли музыки

Воспроиз-ведение ритмического рисунка

Чистое интонирование мелодии

Определение восходящей и нисходящей мелодии

Подбор по слуху простых мелодий

Металлофоне

Ударных инструментах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В - высокий уровень С - средний Н - низкий

 

Основные показатели музыкального развития

1. Эмоциональная отзывчивость на музыку

2. Определение музыкального жанра, высказывания о характере

3. Осознанное восприятие формы муз. произведения

 4. Чистое интонирование в удобном диапазоне

5.Пение без музыкального сопровождения

6.Владение приёмами звукоизвлечения на различных музыкальных  инструментах 7.Передача ритмической пульсацию  - ритмический рисунок - сильная долю музыки 8.Развито чувство ансамбля

9.Устойчивый интерес к данному виду деятельности

10. Способность импровизировать - сочинить простейший ритм (передать любым способом) - мелодию на металлофоне - высказать свои предложения по исполнению пьесы

Высокий уровень: ребёнок активен, самостоятелен, проявляет творчество, инициативу. Точно, выразительно исполняет свою партию.  

 

Средний: Испытывает некоторые затруднения, но незначительные. Успешно справляется с заданием после помощи взрослого.

 

Низкий: малоэмоционален, «ровно», спокойно относится к музыке, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.

 

 Исследование музыкального слуха: предложить спеть знакомую песенку с сопровождением и без него, повторить пропетую взрослым новую муз. фразу  - звуковысотного слуха:  определить как прозвучал колокольчик (вышениже), определить направление звукоряда (Музыкально-дидактические игры  «Труба», «Качели», «Лесенка»)  - тембрового слуха: Умение различать на слух муз. инструменты (М.Д. игры «Определи инструмент», «Музыкальные загадки»)  - динамического слуха: по типу игры «Горячо – холодно» прослушать звучание различных инструментах.  - ритмического слуха: передать ритм. пульсацию, ритм. рисунок («Муз. эхо»)

 

Список  литературы:

1.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М., 1981 2.Ветлугина Н.А., Кенемон А.И. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.- М., 1983 3.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки» 4.Каплунова И.М «Наш весёлый оркестр». Методическое пособие с аудио и видео приложениями для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов. Санкт-петербург, 2013г. 5.Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных   инструментах.- М., 1990 6.Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997 7.Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание дошкольников.- М., 1994 8.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год. 9.Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа художественно-эстетической направленности т.о. "Золотая игла", Занятие-игра по теме "Вьющиеся розы ,вышитые ленточкой".

Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления, ручная вышивка, изготовление картин,салфеток, подушечек и разнообразных изделий украшающих интерье...

Рабочая программа художественно-эстетической направленности: «Мастерилка!»

Цели рабочей программы- Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность....

Рабочая программа художественно-эстетического направления по изобразительной деятельности «Цветной мир» на 2016-2017 уч.год

Учебная программа по образовательной области «Художественное творчество» «Цветной мир» (рисование, аппликация) является компилятивной, и базируется на программе художественного воспитания, обучения и ...

Дополнительная образовательная рабочая программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительного к школе возраста «Алмазная мозайка»

Дополнительная образовательная рабочая программа (далее Программа)   «Алмазная мозайка» разработана на основе дополнительной образовательной программы МБДОУ «ЦРР – д/...

Рабочая программа художественно- эстетического направления кружок «Волшебное тесто» с детьми подготовительной группы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯКРУЖОК «ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО» С ДЕТЬМИ 6 -7 ЛЕТ,ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическая область» направление «Музыкальное образование»

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в МКДОУ...