Игры, которые я использую на хореографии
картотека по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Ячменева Наталья Владимировна

 Дети с большим удовольствием играют, а в это время происходит закрепление и усвоение пройденного материала.

Игры помогают детям познакомиться с различными танцевальными направлениями, характером, темпом и ритмом музыки.                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx82.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «АПЛОДИСМЕНТЫ»

Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «МЫ ПОТОПАЕМ НЕМНОЖКО»

Дети стоят в шеренге.

 Педагог демонстрирует детям движения: топает правой ногой, топает левой ногой, а потом делает три шага на месте.

 После этого движения ногами выполняются детьми одновременно с педагогом.

 И, наконец, дети показывают эти движения самостоятельно (по памяти).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА

 «НАЙДИ СВОЕ МЕСТО»

Дети стоят на своих местах, в линиях. Исходное положение: I поз. ног, руки на поясе.

Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным движением (подскоки, галопы, прыжки по VI поз., ход на полупальцах, пятках, утиный ход и т.п.), когда музыка  заканчивается, учащиеся должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходную позицию.

Игра продолжается 4-5 раз.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «МОЛОТОЧКИ»

Дети стоят в шеренге или полукругом, лицом к педагогу. Сначала дети смотрят предлагаемое им задание, затем повторяют его вместе с педагогом и, наконец, выполняют ритмическое задание самостоятельно. На первую четверть совершается удар правым кулаком по левому с высоким поднятием вверх правой руки – «Тук», на вторую четверть движения и звукоподражание повторяется.  На три, следующих за ними, восьмых дети три раза подряд быстро стучат правым кулачком по левому и произносят «Тук-тук-тук». Упражнение повторяется еще раз, но удары производятся уже не правым кулаком по левому, а наоборот.  

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «МЕЛЬНИЦА»

Под музыку, исполняемой в замедленном темпе,  дети, стоящие перед педагогом, начинают не спеша вращать перед собой по кругу по кругу поочередно то левую руку, то правую, изображая мельничное крыло.

Можно усложнить выполнение, задав более быстрый темп.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ЧАСЫ»

Дети стоят лицом к педагогу. Под музыку, исполняемую в медленном темпе, дети изображают, как идут часы: не спеша совершают легкие наклоны то влево, то вправо, при этом руки скользят вдоль туловища.

Постепенно темп упражнения должен увеличиваться.

 

ИГРА «ЗАМРИ!»

Ребята исполняют некий пластический этюд на заданную тему. При слове «Замри!» они застывают в тех позах, в каких их застал этот возглас. В данном случае пластический этюд переходит из динамической формы в статическую, то есть дает детям преставление об относительности движения и покоя, развивает координацию движений.

ИГРА  «МУЗЫКАЛЬНЫЕ РУКИ».

Этот этюд рассчитан на развитие воображения и координации движений в соответствии с музыкальным образом. Под звучание музыкального произведения дети руками создают образ, эмоционально и ритмически ему соответствующим.

ИГРА ПРЕВРАЩЕНИЕ «ДЕРЕВЯННЫЕ И ТРЯПОЧНЫЕ КУКЛЫ»

При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч, ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

Подражая тряпочным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.

В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвивают вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по несколько раз подряд.

ИГРА ПРЕВРАЩЕНИЕ «ЦВЕТОЧЕК»

Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, голова цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно упасть вперед, слегка согнув колени («завял цветочек»).

ИГРА «ПУТАНИЦА»

Дети встают вкруг и берутся за руки. Водящий отворачивается, и игроки начинают запутываться, перелезая, как только можно, друг через друга. Затем водящий должен распутать этот клубок, не размыкая круг.

ИГРА «ВЕНОК»

Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

 Берёзка девочек кричала, к  себе призывала: «Идите, девочки, на луг гулять, зелёные веточки завивать».

- Мы тебя, берёзонька, не согнём, на тебе мы веточки не завьём.

- Я к вам, девушки, сама согнусь, сама в веточки совьюсь. Завьёте венки зелёные – станете весь год весёлые.

Дети, которые образуют ворота, кидают одному участнику на голову венок и, поднимая вверх руки говорят: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдёт венок, забирает его себе.

ИГРА «ЗАРЯ»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

 Ключи обронила.

 Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

ИГРА «СТАДО»

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, «щиплют» травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

ИГРА «МУРАВЬИ»
Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.
Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

ПАЛЬМА

Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.

• «Завяли листочки»: уронить кисть.

• «Ветви»: уронить руку от локтя.

• «И вся пальма»: уронить руку вниз.

Упражнение повторить левой рукой.

ИГРА «КАКТУС И ИВА»

По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.


ИГРА «МОКРЫЕ КОТЯТА»


Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде »дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы.

По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.


ИГРА «САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ»
Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.
Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.

ИГРА «БУРАТИНО И ПЬЕРО»
Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.
Ход игры. Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.

ИГРА «НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА»
Дети распределяются на пары. Один ребенок — надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены второй — «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе — выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями.

ИГРА «СНЕГОВИК»


Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.
Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит:«Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

ИГРА  «БАБА-ЯГА»


Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.
Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст. Бабка-Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! (Дети идут врассыпную по залу.) А потом и говорит: «У меня нога болит!». (Дети останавливаются.) Пошла на улицу — раздавила курицу, Пошла на базар — раздавила самовар! Вышла на лужайку — испугала гайку! (Дети продолжают бежать)

ИГРА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
Цель. Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.
Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, левая нога, правая нога, корпус, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.)

ИГРА «КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ»
Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход игры.
Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук — лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон, будто делом занят он.
На заре и на закате все не слезть ему с кровати.
(В. Викторов)
Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер и стараются как можно больше расслабиться.

ИГРА «ГИПНОТИЗЕР»


Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит «сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения руками, он говорит:
«Спите, спите, спите... Ваши голова,
руки и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.
Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.

ИГРА «HE ОШИБИСЬ»
Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.

ИГРА «ПОЙМАЙ ХЛОПОК»
Цель. Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции.
Ход игры. Дети стоят врассыпную. Их задача заключается в том, чтобы среагировать на хлопок педагога и хлопнуть практически одновременно с ним. Педагог предлагает «поймать» то маленький мячик, то цветок, то монетку.

ИГРА «ГОЛОВА ИЛИ ХВОСТ»
Цель. Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения.
Ход игры. Педагог превращается в Ивана-Царевича, а все дети — в Змея-Горыныча. Иван-Царевич взмахивает мечом (гимнастической палкой или линейкой), если взмах на уровне головы — Змей Горыныч должен спрятать головы (дети быстро наклоняются), если взмах на уровне ног, Змей-Горыныч спасает хвост (дети подпрыгивают).

ИГРА «БАБОЧКИ»

На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

ИГРА «СЧИТАЛОЧКА»
Дети произносят текст и одновременно выполняют движения.
Раз, два — острова Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова.
Три, четыре — мы приплыли
Пять, шесть — сходим здесь
Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения в направлении от себя. Два хлопка, поочередное движение правой рукой ладошкой вниз (как бы отбиваем мяч), левой — ладошкой вверх (подбрасываем мяч).
Семь, восемь — сколько сосен!
Два хлопка, правая рука вытягивается вверх, затем на слове «сосен» вытягивается вверх левая рука. Два хлопка, средним и указательным пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги».


ИГРА «БАБУШКА МАЛАНЬЯ»
Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
(Идут по кругу и поют.)
Семь дочерей,
(Останавливаются и с помощью мимики и жестов изображают то, о чем говорится в тексте.)
Семь сыновей,
Все без бровей!
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой...
(Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок.)
Ничего не ели,
Целый день сидели.
На него (нее) глядели, Делали вот так...

ИГРА «ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ»
Цель. Развивать подвижность мышц плечевого пояса.
Ход игры. Дети стоят в основной стойке и в соответствии со словами педагога выполняют движения.
Шея есть — стоять прямо, показывая длинную шею.
Шеи нет — поднять плечи вверх, как бы «втянуть» шею (уродцы).

Повторить несколько раз.


ИГРА «ЗАВОДНАЯ КУКЛА»


Дети стоят в позе куклы: ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти напряжены, пальцы растопырены, ладони вперед.

Движения головой в разных направлениях (вперед – назад, влево – вправо, к правому – левому плечу, круговые движения)
В конце  согнуться пополам, уронить голову и руки — завод кончился.

ИГРА  «ЗЕРКАЛА»

Исходное положение — дети свободно размещаются по площадке. Они — «зеркала».

Один ребенок — водящий. Он пришел в магазин, где много зеркал. Отражение (то есть копирование его движений) может быть во всех зеркалах одновременно либо показываться в одном-двух. Невнимательное «зеркало» выбывает из игры.

ИГРА «ТЮЛЬПАН»


Цель: Развивать пластику рук.
Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.
Утром тюльпан раскрывается – соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить.
На ночь закрывается – Соединяя ладони, опустить руки вниз.
Тюльпанное дерево – внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой.
Раскидывает свои ветви – руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх.
И осенью листики опадают – повернуть ладони вниз и мягко опустить вниз, чуть перебирая пальцами.

ИГРА «ОСЬМИНОГ»
Цель. Развивать пластику рук, координацию движений.
Ход игры. Руки в стороны, ладони вперед, основная стойка. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно отвести в стороны. Повторить четыре раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить четыре раза, чередуя положение рук.

ИГРА «КТО НА КАРТИНКЕ?»
Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.



ИГРА  «ЗМЕИ»
Цель. Развивать чувство ритма, пластику рук.
Ход игры. Дети сидят врассыпную по-турецки, руки в стороны, ладони вниз, спина прямая. Все вместе произносят текст:
На охоту собираясь, На каждый слог плавным движением приблизить тыльные стороны ладоней к плечам и обратно, как бы отталкиваясь от плеча.
Ползут змеи, извиваясь. На каждый слог то же движение,
но поднимая руки вверх и опуская вниз. Можно делать упражнение без текста на звуке «с-с-с-с-с-с-с».

ИГРА «ЕЖИК»
Цель. Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.
1. Ежик съежился, свернулся,
2. Развернулся...
3. Потянулся.
4. Раз, два, три, четыре,
пять...
Ход игры. Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.
Согнуть ноги в коленях, прижать к животу, обхватить их руками, нос в колени. Вернуться в исх. п. Поворот на живот через правое плечо.
Поднять прямые руки и ноги вверх, потянуться за руками.
5. Ежик съежился опять!.. Поворот на спину через левое плечо, обхватить руками ноги, согнутые в коленях, нос в колени.

ИГРА «ПОЛЗУЩИЕ ЗМЕИ»
Стать на колени и, прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки вперед, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги («хвост») и снова продвинуться вперед. Характер движения волнообразный и непрерывный. Змеи могут изгибаться в разные стороны, пластически общаться, артикулировать звуки «с-с-с-с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш», «щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ», «ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч» (1-й вид выдыхания).

ИГРА «ПАНТЕРЫ»
Дети сидят на корточках и, не касаясь коленями пола, руками («мягкими лапками») идут по окружности к своему «хвосту», не разворачивая по возможности корпус. Идут поочередно в разные стороны. В дальнейшем пантеры могут пластически и с помощью звуков общаться между собой.

ИГРА «МАРИОНЕТКИ»
Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку — быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).

ИГРА «В ДЕТСКОМ МИРЕ»

Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.

ИГРА «СКУЛЬПТОР»
Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой — роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться.

Затем дети меняются ролями.


ИГРА «ЗЕРНЫШКО»
Дети распределяются на зрителей и исполнителей. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голову прижать к коленям и обхватить себя руками). В заданном ритме из зернышка пробивается расточек, он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки... Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого зернышка.

ИГРА «ЦЫПЛЯТА»
Дети ложатся на ковер, прижимают колени к груди, голову к коленям и обхватывают себя руками («яйцо»). Сначала приподнимается голова, цыплята клювиками разбивают скорлупу, расправляют крылышки, пытаются встать на ножки, начинают двигаться, знакомиться с окружающим миром, пробуют клевать зернышки...

ИГРА «ДЕРЕВЯННЫЕ И ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ»

При изображении действий и жестов деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, рук. Движения резкие, при поворотах вправо и влево сохраняются неподвижными шея, руки, плечи. «Кукла» двигает ногами, не сгибая коленей.(Музыка энергичная, с четким ритмом, стаккато.)

Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки «свисают» пассивно. Тело поворачивается то вправо, то влево, руки при этом обвиваются вокруг корпуса, голова, покачивается, ноги тоже поворачиваются, хотя ступни и остаются на месте.

(Музыка спокойная, легато.)

ИГРА «ВОРОБЬИ И ЖУРАВУШКИ»

Под быструю музыку дети весело прыгают, словно воробьи. При замедлении темпа переходят на мягкий шаг, а затем по сигналу руководителя поджимают ножку, придерживая ее руками (либо одной рукой) сзади и    замирают, как «журавушки», стоят в той же позе — кто дольше?

ИГРА  «МЕЛЬНИЦА»

(круговые движения рук)

Дети описывают руками большие круги. Движения выполняются непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как не свои). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов,

при которых нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.

ИГРА  «ПАРОВОЗИКИ»

(круговое движение плечами)

Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх — назад — вниз — вперед. Локти от корпуса не отводятся.

Амплитуда движения во всех направлениях должна быть максимальной, при движении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад.

Упражнение выполняется несколько раз подряд без остановки.

ИГРА  «КОШКА ВЫПУСКАЕТ КОГТИ»

(постепенное выпрямление и сгибание пальцев рук)

Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки и приподняты вверх. Постепенно, с усилием выпрямляются все пальцы и разводятся до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки пальцы сжимаются в кулак («кошка спрятала когти»). Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, с большой амплитудой.        

Позднее в упражнение следует включить движений всей руки: то сгибая ее в локте, то выпрямляя.

ИГРА  «ЛЕСНИК»

(развитие воображения)

Стихи С. В. Михалкова, которые читает педагог, становятся основой танцевальной игры-превращения:

Педагог:

Зимой и летом круглый год

Журчит в лесу родник.

В лесной сторожке здесь живет

Иван Кузьмич — лесник.

Стоит сосновый новый дом,

Крыльцо, балкон, чердак.

Как будто мы в лесу живем,

Мы поиграем так.

Пастух в лесу трубит в рожок,

Пугается русак,

Сейчас он сделает прыжок...

Дети вместе: Мы тоже можем так!

(Танцевальная комбинация, в основе которой движения,   имитирующие пляску испуганного зайчика.)

Педагог:        

Чтоб        стать        похожим        на        орла

И напугать собак,

Петух расправил два крыла...

Дети вместе: Мы тоже можем так!

(Танцевальный этюд «Петушок».)

Педагог:        Сначала шагом, а потом,

Сменяя бег на шаг,

Конь по мосту идет шажком...

Дети вместе: Мы тоже можем так!

(Танцевальный этюд «Лошадка».)

Педагог:        Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг,

На двух ногах, на двух руках...

Дети вместе: Мы тоже можем так!

(Танцевальный этюд «Медведь».)

Педагог:        На лужайке у реки

Пляшут лапки, рожки.

Попляши, малыш, и ты

На лесной дорожке.

(Общая пляска.)

ИГРА  «ИГОЛКА С НИТКОЙ»

(ориентация в пространстве)

Один ребенок — «иголка», все остальные дети — «нитка». Куда движется иголка, туда и нитка.

ИГРА  «ЗАТЕЙНИКИ»

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем... вот так.

(Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движение и все повторяют его.

Два-три повтора, и выбирается новый затейник.)

Начало игры идет под марш. Показ движения — без музыки. Повтор движения — под соответствующую музыку.

ИГРА   «ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Исходное положение — дети стоят полукругом, в центре ведущий. Он показывает движения, из которых одно является запрещенным (например — plie). Все повторяют движения,

 кроме запрещенного. Тот, кто ошибается, становится ведущим.

ИГРА  «КАНОН»

Исходное положение — дети стоят в кругу, лицом к центру.

На первый такт — один ребенок поднимает, например, правую руку. На второй такт — следующий делает то же, что и первый, и так далее по кругу.

Затем, когда все поднимут правую руку, игра начинается снова, но, к примеру, с другой руки, либо предлагается другое движение.

ИГРА   «МАГАЗИН ИГРУШЕК»

Исходное положение — дети стоят по кругу. С помощью считалки выбирают нескольких ребят, которые будут исполнять роли игрушек — куклы, мяча, лошадки.

Шла коза по мостику

И махала хвостиком,

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.        

Кто не верит, это он,

Выходи из круга вон!

Стакан,        Стакан воды —

Лимон,        Выйди ты.

Выйди вон!

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела!

Слова игрушек и их движения все ребята знают заранее. Держась за руки, они идут по кругу и произносят:

Дин-дин, дин-дин,

Открываем магазин!

Заходите, заходите,

Выбирайте, что хотите!

Дети останавливаются, а в центр круга выходит девочка — «кукла» и танцует. Окончив танец, говорит:

На меня вы посмотрите

И к себе домой возьмите.

Буду вас любить и слушать,

А зовут меня Катюша!

Педагог спрашивает у детей: «Кто хочет купить куклу Катюшу?» Желающие поднимают руки. Ребенок, которого выберет взрослый, говорит с места:

Я игрушку покупаю

 И с собою забираю.

Кукла: Прежде, чем меня забрать,

Должен ты меня догнать.

«Кукла» выбегает из круга, «покупатель» бежит за ней, стараясь поймать. Если он поймал «куклу», они оба становятся в общий круг. Если не догнал, то по очереди выходят другие «покупатели». Эта часть игры повторяется до тех пор, пока все-таки кто-нибудь не поймает «куклу».

Дети, взявшись за руки, снова идут по кругу и приглашают в магазин:

Дин-дин, дин-дин,

Открываем магазин!

Заходите, заходите,

Выбирайте, что хотите!

Звучит часть «Б» музыкального сопровождения.

Ребята останавливаются, в центр круга выбегает мальчик — «мяч». Попрыгав под музыку, «мячик» говорит:

Я прыгун — веселый мячик,

Не люблю того, кто плачет,

Не люблю того, кто плачет,

А люблю того, кто скачет.

Педагог спрашивает у детей: «Кто хочет купить мячик?» Игра повторяется: «покупатели» догоняют «мячик» так же, как и «куклу». 

Снова, взявшись за руки, играющие идут по круг и приглашают в магазин.

Дин-дин, дин-дин,

Открываем магазин!

Заходите, заходите,

Выбирайте, что хотите!

В центр круга выбегает ребенок — «лошадка». Исполняет свой  танец и с окончанием музыкального фрагмента говорит

Я конек не простой,

Я конек заводной.

Гоп-гоп, цок-цок,

Забирай меня, дружок.

Педагог спрашивает у детей: «Кто хочет купить лошадку?» И вновь игра повторяется: «покупатель» догоняет «лошадку».

Можно продолжить игру, вводя другие персонажи например кота:

А я котик — Котофей,

Хорошо ловлю мышей,

Деткам песенки пою:

« Баю-баюшки-баю ».

Но вот игрушки разобраны, каждый «покупатель» выходит со своей «игрушкой» в центр круга.

ИГРА  "КОШКА"

 Кошка села на окошко,

Стала кошка лапки мыть,

Понаблюдав за ней немножко,

Мы все движения сможем повторить.

Раз, два, три – ну-ка повтори

(руки перед собой согнуты в локтях, изображаем кошку, которая моет лапки).

ИГРА  "ЗМЕЯ"

Змея ползет тропой лесной,

Как лента по земле скользит,

А мы движение такое,

Рукою сможем все изобразить.

Раз, два, три – ну-ка повтори

 (правой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).

Три, четыре, пять – повторить опять (левой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).

ИГРА  "ЦАПЛЯ"

 Стоит цапля на болоте,

Ловит клювом лягушат,

И так стоять совсем не трудно

Для нас, для тренированных ребят.

Раз, два, три – ну-ка повтори

 (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые, голову повернуть на правое плечо).

Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)

ИГРА   "МАРТЫШКА"

 Мартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышку надо уважать

Ведь обезьяны наши предки,

А предкам детки, надо подражать.

Раз, два, три – ну-ка повтори.

Три, четыре, пять – повтори опять (повторяем все движения вместе).

ИГРА   «ЧУДО-ЮДО»
        Дети присаживаются, опускают голову и обхватывают руками колени, изображая таинственный кокон. Под музыку из коконов начинают появляться фантастические обитатели других планет.

ИГРА  «МОКРЫЕ КОТЯТА»


        Дети изображают промокших под дождем котят, которые лежат на ковре, «свернувшись клубочком». После дождя котята вытягивают лапки, стряхивают капельки, выгибают спинку, умываются, греются, веселятся.

ИГРА   «ПОЙМИ МЕНЯ»
        Описание: Обучающиеся делятся на две группы. Каждой группе дается задание показать какое-то действие с помощью танцевальных движений. Например: «копаем картошку», «собираем ягоды», «играем в мяч» и т.д. обучающиеся должны отгадать друг у друга, что они делали

ИГРА  «ГОЛОВАМИ ПОКИВАЕМ»

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

И зубами постучим,

И немножко помолчим.

Плечиками мы покрутим,

И про ручки не забудем,

Пальчиками потрясем,

И немножко отдохнем.

Мы ногами поболтаем,

И чуть-чуть поприсидаем,

Ножку ножкой подобьем

И сначала все начнем.

Головами покиваем

Носиками помотаем

И зубами постучим

И немножко помолчим.

ИГРА    «РОБОТ»

Стоит робот на дороге,

У него не гнуться ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Обучающиеся руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино.

Текст произносится скандировано и четко.

ИГРА «ХЛОПАЙ В ТАКТ»

Обучающиеся улавливают и воспроизводят хлопками «пульс» звучащей музыки.

Репертуар – детские песни, польки и марши.

ИГРА «ПОВТОРЯЙ-КА»

Преподаватель задает обучающимся комбинацию с хлопками с определенным метроритмическим рисунком. Обучающиеся должны в точности ее повторить.  Ритмические построения должны быть небольшие по объёму (два – четыре такта).

По мере усвоения хлопки можно чередовать с притопами и другими простыми танцевальными движениями, что также будет влиять на развитие памяти и координации движений.

ИГРА «МЯЧИК»

Учащиеся стоят по кругу, в руке у одного ребенка мячик. Необходимо передавать его от ученика к ученику в определенном ритме.

Например:  

На музыкальный размер 4/4 нужно на «раз, два» передать мяч, на «три, четыре» захватить его двумя руками и т.д.

ИГРА «ЛАСТОЧКИ, ВОРОБЬИ И ПЕТУХИ»

Обучающиеся стоят по кругу или свободно по залу. Каждому образу соответствует своя музыка.

Ласточки  –  “летают” (быстро  бегают  на  носочках  и  машут  крыльями);

Воробьи  –  сидят  на  корточках,  клюют  зернышки,  прыгают  по  залу;

Петухи – важно прохаживаются по залу, крылья за спиной.

ИГРА   «НАМ НЕ СТРАШЕН СЕРЫЙ ВОЛК»

        Выбирается водящий – серый волк, ему отводится место, где он прячется. По сигналу педагога все дети свободно перемещаются по залу под музыку: бегают и поют

Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк.

Где ты бродишь, серый волк,

Глупый волк, страшный волк?

        После этих слов из укрытия выбегает волк и ловит ребят. Кого волк поймает, тот выбывает из игры, а волк бежит прятаться. Через некоторое время выбирают нового волка.

ИГРА  "ВОРОБЫШКИ "

        Обучающиеся превращаются в воробушков,  расправляют крылышки, чистят клювики, выпрыгивают из гнёздышек и летят. По команде «Полетели» звучит музыка, и воробышки свободно под музыку летают по залу. Как только музыка прекращается, звучит команда «В гнёзда», и дети быстро занимают свои места.

ИГРА  «ВОЛШЕБНЫЙ ВЕСЁЛЫЙ БУБЕН»

        Обучающиеся сидят по кругу. Педагог ударяет в звонкий бубен и передаёт его по кругу. Дети передают бубен друг другу со словами:  

 Ты катись весёлый бубен,

Быстро – быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас станцует нам.

У кого бубен задержался, тот выходит в круг и танцует.

ИГРА  «КАПКАНЫ»

        Выбираются два водящих, которые стоят лицом друг к другу, держась за руки – это капкан. Все играющие  с началом музыки бегут по кругу, пробегая под капканом. Как только музыка прекратиться, капкан закрывается. Те, кто попался в него, образуют следующий капкан. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 победителя.

ИГРА  «ЭХО»

Педагог показывает движения детям, дети повторяют:

- четыре хлопка на каждый счет;

- один хлопок на два счета;

- один хлопок и держать ладони вместе.

Задания можно менять по очереди.

ИГРА «НАЙДИ СВОЕ МЕСТО»

 («У ребят порядок строгий»). Все дети стоят в шеренге (колонне). По команде руководителя «Разойдись!» звучит веселая музыка, играющие разбегаются по площадке, бегают, прыгают, играют, передвигаются под музыку. Звучит команда: «Быстро по местам!» Музыка прекращается. Все учащиеся должны быстро занять свои места в шеренге (колонне). Руководитель отмечает тех, кто правильно занял место в строю.

ИГРА «НИТКА – ИГОЛКА»

Играющие строятся в шеренгу, берутся за руки и поворачиваются в колонну. Водящий встает впереди: он – «Иголка», дети – «нитка». Куда иголка идет – туда и нитка тянется. Водящий ведет детей по залу, что – то обходит, где –то проползает, идет змейкой по кругу и т.д. игра выполняется под музыку

ИГРА  «ЦАПЛЯ   И ЛЯГУШКИ»

Все играющие – лягушки, а один человек – цапля (стоит посередине круга).  Под веселую музыку лягушки  начинают прыгать, квакать, веселиться. Как только музыка прекращается, лягушки приседают и не двигаются. Тех, кто пошевелится, цапля забирает к себе, и они помогают ей ловить остальных лягушек.

Игра проводится несколько раз. Самые осторожные объявляются царевнами-лягушками. Выделяется лучшая цапля.

ИГРА «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

На одной стороне площадки — берлога медведя, в берлоге — водящий — медведь. На другой стороне — дети. Дети идут к берлоге со словами: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит!»

После этих слов медведь начинает ловить детей, а дети стараются убежать. Пойманные идут в берлогу. Медведь меняется, когда в берлоге будет четыре—пять пойманных игроков.

ИГРА  «ВОДЯНОЙ»

Игра направлена развитие быстроты и ловкости. Начертить круг – озеро. Играющие бегают вокруг озера. Водящий бегает в круге и ловит играющих, которые близко подходят к  берегу. При этом водящему нельзя выходить за линию круга. Пойманные становятся в круг и помогают водящему ловить игроков.

ИГРА «ОТГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК?»

Все играющие, кроме одного, образуют круг. В центре круга — водящий с закрытыми глазами. Дети, держась за руки, идут по кругу вправо (влево) и произносят: «Вот построили мы круг, повернемся разом вдруг (дети поворачиваются в другую сторону). А как скажем: „Скок, скок, скок“, — отгадай, чей голосок?»

Слова «скок, скок, скок» говорит один ребенок по указанию педагога. Когда сказаны все слова, водящий открывает глаза и старается отгадать, кто сказал слова «скок, скок, скок». Если отгадает, то тот, кто говорил, становится водящим.

Передвигаться по кругу можно под музыку.

ИГРА «ПОПРЫГУНЧИКИ-ВОРОБЫШКИ».

На земле (на полу) обозначен круг. В центре круга водящий — ворона. За линией круга все играющие — воробьи. Они впрыгивают в круг, прыгают по кругу, выпрыгивают из него. Ворона старается поймать воробушка, когда тот находится в кругу.

Пойманный становится водящим.

Варианты. Воробьи не прыгают по кругу, а только впрыгивают и выпрыгивают; пойманные остаются в центре круга, а когда их будет четыре—пять, выбирается новый водящий.

ИГРА «МЫ — ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА».

На одной стороне площадки (зала), за линией — дом, там стоят дети. Водящий, стоя посередине лицом к

играющим, громко произносит: «Раз, два, три!» Все играющие отвечают хором:

Мы — веселые ребята,

Мы — ребята все зверята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать!

После этого дети перебегают на противоположную сторону зала за линию другого дома. Водящий ловит перебегающих.  Пойманные отходят в сторону. Когда все дети перебегут, водящий опять считает: «Раз, два, три!» — а все, сказав четверостишье, бегут в первый дом. Пойманные опять отходят в сторону. Все начинается сначала.

ИГРА «СОВУШКА»

Выбирается водящий — Совушка. Ее гнездо находится в стороне от площадки.  Играющие стоят на площадке, Совушка сидит в гнезде.

По сигналу руководителя — «День наступает — все оживает» — дети ходят, бегают, подражают полету бабочек,  птиц, жуков. По сигналу: «Ночь наступает — все замирает» играющие замирают, останавливаясь в той позе,  в которой их застал сигнал. Совушка выходит охоться и шевельнувшихся уводит в свое гнездо. По сигналу  «День наступает — все оживает» Совушка уходит гнездо. Играющие опять оживают. Совушка меняется через две-три игры.

ИГРА «НАЙДИ ПРЕДМЕТ»

Построение в круг. У кого-то из детей спрятан предмет. Водящий под музыку обходит детей и ищет предмет. По мере приближения к предмету музыка звучит громче, и  наоборот. Выигрывает ребенок, который лучше ориентируется в динамике звука «громко — тихо» и быстрее найдет предмет.

ИГРА «ПОЕЗД»

Все занимающиеся стоят в начерченных на полу кружочках (кружочков должно быть на один меньше, чем играющих). Одна участница изображает паровоз: он выезжает из депо, выполняется дробный, топающий шаг по кругу. Звучит текст:

Чух-чух, чух,

Пыхчу, ворчу,

Стоять на месте не хочу,

Колесами стучу, верчу,

Садись скорее, прокачу!

Все, к кому приближается водящий, должны следовать за поездом, изображая вагончики, и выполнять те же движения, что и водящий. Когда поезд составлен, звучит музыка, и поезд набирает ход. Как только музыка прекращается, все играющие занимают кружочки. Тот, кому кружочка не хватает, становится водящим.

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТУЛЬЯ»

Все играющие сидят на стульях по кругу спиной к центру. У водящего стула нет. За каждым участником закрепляется по две или три мелодии (детские песни).

Водящий идет по кругу. Если звучит первая мелодия, за ним идут те ребята, чья это музыка. Затем музыка меняется, встают другие и двигаются за водящим, а первые садятся на стулья и т.д. Но вдруг зазвучал марш, все быстро должны встать со своих стульев и пойти за водящим по кругу. Затем музыка прекращается, и дети бегут занимать стулья.

Оставшийся без места становится водящим.

ИГРА «АВТОМОБИЛИ»

Все играющие стоят в шахматном порядке (или в шеренге). По команде «Сели в машину» дети выполняют полуприсев и берутся руками «за руль». По команде «Завели моторы!» дети издают звуки, имитирующий звук мотора. По команде «Поехали!» дети свободно передвигаются бегом, шагом по залу (можно под музыку) с разной скоростью. По команде «Все в гаражи!»  дети должны быстро занять свои места. Кто во время игры сталкивается («попадает в аварию»), тот выбывает («отправляется в ремонт»), те ребята, которые не успевают поставить «машины в гараж», тоже выбывают из игры.

ИГРА «ПТИЦА БЕЗ ГНЕЗДА»

Играющие располагаются по кругу парами в затылок друг  к другу (лицом к центру). Игроки внутреннего круга — гнезда — ставят руки на пояс, а игроки наружного круга — птицы — кладут руки на плечи  впередистоящим.

В центре — водящий — птица без гнезда. С началом музыки все птицы в колонне по одному бегут за водящим, имитируя руками взмахи крыльев. Водящий движется в любом направлении  на площадке. С прекращением музыки все останавливаются. По команде водящего  «Птицы, в гнезда» птицы бегут к гнездам (вместе с водящим) и занимают любое из них.  Игрок, оставшийся без гнезда, становится водящим.

ИГРА «КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ».

Играющие стоят лицом в круг. Под музыку дети выполняют танцевальные движения. В конце музыкального отрывка подается сигнал либо в высоком, либо в низком регистре. На аккорд в высоком регистре играющие становятся «карликами» и принимают упор присев. На аккорд в низком регистре дети поднимают руки вверх и становятся «великанами».

Выигрывает тот, кто не ошибется в определенном регистре.

ИГРА «ВОЛК ВО РВУ».

Посередине площадки (зала) проводятся две поперечные параллельные линии на расстоянии 30—40 см одна от другой — ров. Во рву водящий — волк.

Козы находятся на одной из сторон площадки (зала) и по сигналу руководителя перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров. Волк, не выбегая изо рва, ловит (пятнает) коз.  Пойманные козы подсчитываются. Волки меняются после двух-трех перебежек.

Варианты. Во рву может быть два-три волка. Козы перепрыгивают через ров туда и обратно до нового сигнала. Пойманные козы остаются во рву. Сигналом к  перебежке может быть музыкальный отрывок.

ИГРА «ГРУППА, СМИРНО!»

  Играющие стоят в одной шеренге. Руководитель, стоя лицом к  играющим, подает команды. Команду нужно выполнять только в том случае, если руководитель начал ее со слова «группа». Тот, кто ошибся, делает шаг вперед, но продолжает играть. В игре отмечаются две ошибки: первая — играющий выполнил команду без предварительного слова «группа», вторая — играющий не выполнил команды, хотя она была подана правильно. Если сделавший шаг вперед допускает ошибку, то он делает еще шаг вперед. В конце игры отмечаются дети,  не совершившие ошибки.

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗМЕЙКИ».

Все играющие делятся на три группы, построенные в колонны в определенном месте зала (площадки). Каждая колонна детей выбирает себе определенную мелодию. Например, первая группа выбирает вальс, вторая группа — польку, третья группа — танго.

Как только зазвучала одна из мелодий, колонна, выбравшая ее, должна двигаться по залу в любом направлении за впередистоящим. Но вдруг зазвучала другая ме лодия, так же действует следующая колонна, а первая останавливается в основной стойке или принимает упор присев. При звучании третьей мелодии действия команд происходят аналогично. Музыка может звучать в различном порядке. Вот звучит сигнал руководителя «На свои места!», и тогда все бегут и строятся в колонны на свое первоначальное место.

ИГРА «КОТ И МЫШИ».

Перед игрой идет словесная заставка. Жил старый в одном доме ( ленивый, ворчливый и т.д. — вариант зависит от вашей фантазии) кот, который любил поспать. А в подвале жили маленькие мышки, которые любили играть и бегать. Но кот не любил шума и всегда ловил мышек. По очереди под музыку танцуют то кот, то мыши, в зависимости от зверей меняется и музыка. Так как кот проснулся, то мышки выходят во двор и превращаются в разных зверей и насекомых: птички во дворе, зайки в лесу, бабочки и  волки. Игра не имеет постоянного сценария. В зависимости от настроения детей мы можем стать красивыми бабочками подлететь к коту и заставить его танцевать с собой, а можем превратиться в волка и напугать кота. Все зависит от того сценария который будет вести педагог.

ИГРА  «ТЕРЕМОК».

Позаимствовать  у театралов декорацию (собственно сам теремок) и «по лесной дорожке, танцуя, идет…………». Образы всевозможных лесных жителей, сказочных героев.

ИГРА «ЛАСТОЧКИ, ВОРОБЬИ И ПЕТУХИ». 

Дети стоят по кругу или свободно по залу. Каждому образу соответствует своя музыка.

Ласточки — «летают» (быстро бегают на носочках и машут крыльями);

Воробьи — сидят на корточках, клюют зернышки, прыгают по залу;

Петухи — важно прохаживаются по залу крылья за спиной.

Для начала следует разобрать с детьми образы и объяснить (и показать!) какая музыка какому образу соответствует. И только тогда можно начинать игру.

ИГРА «ПОДСНЕЖНИК РАСЦВЕТАЕТ»

Расскажите: «Под каждым сугробом прячется маленький весенний цветок (подснежник)». Предложите ребенку встать на свободное место и присесть на корточки (цветок «прячется под снегом»), а затем показать движениями, как он «вырастает, распрямляя стебелек», как «тянется листочками к солнцу», как «качается на ветру». Затем пусть ребенок (если требуется, то вместе с вами) выполнит выразительные движения последовательно (без музыки).

Затем этюд исполняется с музыкой (П. И. Чайковский. Цикл «Времена года», «Апрель», 1-я часть).

Можно устроить небольшой концерт, исполняя этюд (с музыкой) по очереди: то ребенок — артист, а вы — зритель, то наоборот.

ИГРА  «ЦВЕТОЧКИ».

Зима. Росточек сидит в земле и ждет, когда придет весна. И вот она наступила. Росток пробивается из земли, вырастает стебель, потом по одному появляются листики, а затем бутон. Дальше цветочек распускается. Цветет, иногда дует ветерок и он покачивается от его дуновения, а иногда прямо кружится от радости. Но вот и осень. Цветочек начинает увядать и возвращается в землю, чтобы снова прорасти весной.

ИГРА  «ЖУЧОК-ПАУЧОК».

Дети стоят по кругу взявшись за руки.

В центре круга сидит жучок, мы идем по кругу со словами: жучок-паучок тоненькие ножки, красные сапожки, мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили(подходят в центр поднимают жучка)танцевать заставили, танцуй как можешь выбирай кого захочешь!  

Жучок отвечает: я люблю конечно всех но….называет имя ребенка и выводит в центр, затем под музыку полечки танцуют,  а все остальные хлопают в ладошки! Потом в центре остается тот кого выбрали и продолжаем дальше!

ИГРА «ТИК-ТАК»

Участники игры встают в круг, по считалке выбирают кошку и мышку. Мышка становится в центре круга, а кошка выходит из круга, дети в кругу держатся за руки.

Кошка: Тук-тук!

Дети: Кто там?

Кошка: Это я, Кошка!

Дети: Что тебе нужно?

Кошка: Мышку повидать!

Дети: Во сколько часов?

Кошка: В (от 1 до 12) часов!

Дети поворачиваются по/против линии танца, ритмично топают, приговаривая

-Один час, тик-так! Два часа, тик-так! И т.д., на цифре, названной Кошкой, дети останавливаются и поднимают руки. Кошка забегает в «норку» и догоняет Мышку.

ИГРА «ДОВЕДИ МЕНЯ И НЕ ПОТЕРЯЙ»

Дети строятся в пары. Один закрывает глаза, а второй держа его за руку, старается перевести на другую сторону зала, при этом не столкнувшись ни с какой другой парой. Очень хорошо развивается ориентация в пространстве, взаимопомощь и внимательное отношение к партнеру.

ИГРА «УСПОКОЙСЯ»

 Эта игра успокаивает, если дети разговорятся.

Под музыку мы «плаваем» как рыбки, музыка останавливается, детки «приплывают на свои места».

Дети плавают тихонько и молчат, т.к. рыбки не разговаривают.

ИГРА  «ДОБРАЯ ВОЛШЕБНИЦА»

Предложите ребенку послушать вариацию феи Сирени из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица». Пусть он, двигаясь под музыку, попытается создать соответствующий пластический образ («открытый» корпус, движения свободные, мягкие, даже воздушные). У феи светлое лицо, излучающее доброту и любовь. Все, к чему она ласково и бережно прикасается, расцветает, оживает, преображается, радуется жизни. В борьбе со злом фея проявляет твердость, и тогда в ее движениях чувствуется властная сила. Чтобы ребенок лучше представлял добрую фею, обсудите с ним ее характер, какие волшебства она может совершить, во что она одета и т. д. Затем вернитесь к упражнению. Пусть ребенок попытается найти дополнительные выразительные средства, чтобы выразить это содержание.

ИГРА «ЦВЕТОЧЕК»

Итак, в глубине земли спала себе маленькая Луковичка (то есть, подготовительное положение-руки внизу). Всю зиму она проспала, а когда пришла весна, теплое солнышко потянуло Луковичку за макушку и…(руки плавно поднимаются в 1 позицию) появился зелененький Росток на поверхности земли. Солнышко грело все сильнее, теплый дождик поливал Росточек (руки плавно идут в 3 позицию) и у Росточка появился Бутончик (проверяем постановку кистей рук в 3 позиции, которая в идеале очень близка понятию цветочного бутона, как для меня!). Солнышко поцеловало Бутончик в макушку и он распустился! (Руки плавно раскрываются и доходят половину пути до 2 позиции, напоминая распускающийся цветок тюльпана).

Но наступило лето, лепестки тюльпана плавно упали на землю (а у нас 2 позиция рук параллельно поверхности пола или, если брать шире-земли…). Тут наша Луковичка вздохнула (ладошки плавно поворачиваются во 2 позиции вниз), и уснула в земле до следующего лета…(тут, как вы понимаете, у нас построение подготовительного положения…)Тридцать лет действует безотказно и, главное, можно рассказывать, ходить между рядами детишек и неназойливо поправлять их действия…В процессе Ее Величества Сказки обучение действует стопроцентно! Успехов всем!

ИГРА «ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА»

Упражнение выполняется аналогично предыдущему. В случае необходимости подскажите ребенку, что пластика у злой волшебницы иная («закрытый» корпус, движения угловатые, резкие; лицо мрачное, брови нахмурены). Когда волшебнице удается сделать что-нибудь гадкое, она злорадно, криво улыбается. В борьбе с добром — очень агрессивна, коварна, пытается   добиться своего любыми средствами. Чтобы ребенок лучше представил образ злой волшебницы, дайте ему прослушать фрагмент из «Пролога» к балету П. И. Чайковского «Спящая красавица» (появление феи Карабос). Пусть попробует под музыку изобразить злую волшебницу.

ИГРА – ПРЕВРАЩЕНИЕ «ЛЕСНИК»

Зимой и летом круглый год

Журчит в лесу родник.

В лесной сторожке здесь живет

Иван Кузьмич – лесник.

Стоит сосновый новый дом,

Крыльцо, балкон, чердак.

Как будто мы в лесу живем,

Мы поиграем так.

Пастух в лесу трубит в рожок,

Пугается русак,

Сейчас он сделает прыжок…

Дети вместе:

Мы тоже можем так!

(Танцевальная комбинация, в основе которой движения, имитирующие пляску испуганного зайчика.)

Педагог:

Чтоб стать похожим на орла

И напугать собак,

Петух расправил два крыла…

Дети вместе:

Мы тоже можем так!

(Танцевальный этюд «Петушок».)

Сначала шагом, а потом,

Сменяя бег на шаг,

Конь по мосту идет шажком…

Дети вместе:

Мы тоже можем так!

(Танцевальный этюд «Лошадка».)

Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг,

На двух ногах, на двух руках…

Дети вместе:

Мы тоже можем так!

(Танцевальный этюд «Медведь».)

На лужайке у реки

Пляшут лапки, рожки.

Попляши, малыш, и ты

На лесной дорожке.

(Общая пляска.)

ИГРА   «В ЗООПАРКЕ»

- Дети, я добрая волшебница, и сегодня я поведу вас в зоопарк. Встанем, друг за другом и отправимся в гости к животным (марш по кругу).

Вдруг начался дождик, нам нужно, скорее, от него укрыться (различный по характеру бег по кругу).

Но я взмахну волшебной палочкой, и дождик прекратится. Однако остались лужи, и мы, чтобы не замочить ножки, пойдем очень осторожно (шаги на полупальцах, на пятках). Придется перепрыгивать через лужи (подскоки, галоп).

Дорожка, наконец – то высохла, можно смело идти по ней (добрый марш с высоко поднятыми коленями).

Вот мы и в зоопарке. А это вольер с птицами. Внимание: взмахом волшебной палочки я превращаю вас в птиц. (Лебедь, сова, цапля и т. д.).

А теперь взмахом волшебной палочки я снова превращаю вас из птиц в детей, и мы идем дальше (марш, перестроения).

(И так далее…)

В зоопарке дети «встречаются» со змеями, с пантерами, медведями, обезьянами и т. д.

Аналогично этому можно построить занятия по темам: «Сказочный лес», «В цирке», «Прогулка по лесу», «Подводное царство», «Времена года», «Живая песенка» и другие.

ИГРА «ТАНЕЦ ПРИРОДЫ»

Все детки разбиваются на пары и тройки (при желании — группы побольше), а затем под одну и ту же музыку группы готовят каждая свой танец на общую тему.  (к примеру – танец восхода Солнца, морской прибой, облака, звезды, огонь, фонтан).

Хорошо, чтобы Вы нашли время посмотреть не только «процесс» танцевания каждой группы детей, но и устроили общий «просмотр» того, что получилось. Пусть все дети сядут в одной части зала, как в зрительном зале, а затем каждая команда по очереди покажет свой танец.

ИГРА  «РУЧЕЕК»

Детки берутся за руки, а затем все, кроме первого в линии закрывают глаза. Задача каждого человека в линии — повторить и передать следующему движения первого. Если первый поднимает руку, то и второй должен поднять руку, передавая движение третьему. Так – до самого последнего человека в линии. В итоге должен получиться настоящий ручеек из движений.

Затем можно будет начать передавать движения с шагами и передвижением всего ручейка. После нескольких заданных движений первый человек меняется, уходя в конец линии, а ведущим становится следующий за ним.

ИГРА   «ПТИЦА В КЛЕТКЕ»

Все дети берутся за руки и образуют круг — «клетку». Кто-то один остается в центре. Он становится Птицей, попавшей в клетку. Ему нужно станцевать свой танец так, чтобы клетка его выпустила. Круг детей может подыгрывать Птице, поднимая и опуская руки, открывая иногда выход. Задача клетки – не помешать Птице вырваться, а наоборот, помочь. Но и танец должен быть достоин Свободы!

ИГРА «МЯЧИК – НЕВИДИМКА»

Дети становятся на расстоянии друг напротив друга или по кругу. Игра заключается в том, что все перебрасываются или передают друг другу несуществующий мячик. Нужно помочь детям почувствовать этот мячик в руках. Он не должен быть маленьким или большим, искривленным, легким или тяжелым. Можно предложить детям в течении минуты тереть ладонь об ладонь, а затем медленно развести их в стороны – возникает чувство связи между ладонями. Эту связь нужно расширить до размеров и формы мячика.

Когда этот этап будет пройден, можно попробовать формировать, чувствовать в руках и передавать другие предметы — кувшин, поднос, ткань, цветы… Их можно передавать вместе с каким-нибудь танцевальным движением.

ИГРА  «ЗЕРКАЛО»

Детки разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Один из них под музыку медленно начинает задавать движения. Другой становится «зеркалом», и его задача – точно отражать все движения задающего. Он должен настолько отрешиться от себя и почувствовать себя отражением, чтобы со стороны нельзя было различить – кто задает движения, а кто их повторяет. Затем дети меняются ролями.

ИГРА  «КТО ТАКОЙ Я?»

Ведущий игру предварительно готовит для всех ряд карточек с простыми понятиями. (К примеру: сказка, море, волк, Баба Яга, книга, звездочка, лиса, лебедь, гном и т.д.)

Дети садятся по кругу. Ведущий дает кому-то из них карточку так, чтобы другие не могли подсмотреть. Ребенок выходит в круг. Его задача – станцевать заданный ему образ. Объясните детям, что для этого нужно сильно-сильно перевоплотиться в свой образ и танцевать его как бы «изнутри». Нужно передать своей пластикой и осанкой, мимикой и движениями – что чувствуют олень и крокодил и тогда все смогут угадать, кто вы!

Дав ребенку минуту или две для танца, другие дети могут начать угадывать – кем он был. Когда образ будет угадан, первый человек уступает место следующему по кругу.

ИГРА   «РАСПУТАТЬ ВЕРЕВОЧКУ»

Это довольно веселая игра, так что приготовьтесь к шуму и смеху! Лучше всего ее играть небольшим количеством человек или несколькими командами.

Дети становятся в круг, берутся за руки и начинают запутываться. Они могут закручиваться, переступать ногами через руки и ноги друг друга, присаживаться, ложиться, поднимать друг друга на руки и так далее. В результате получается совершенно нераспутываемый клубок детей.

Ведущий включает музыку и задает участникам скорость или темп для распутывания. Он говорит: «Теперь Вы должны распутаться со скоростью морской волны» или «Как тропический кактус». Задача детей – танцуя и избегая «негармоничных», выпадающих из заданной ритмики движений, распутать свою веревочку.

ИГРА  «ТАНЕЦ-СИТУАЦИЯ»

Ведущий игры готовит карточки с ситуациями, которые нужно будет разыграть в танце. Детки разбиваются на команды по два-пять человек и получают свою карточку. После чего ставится музыка и командам дается время на подготовку. Задача детей – распределить роли, подготовить и показать перед всеми танец-ситуацию, словно маленькую сценку.

Зрители смотрят, у кого что получилось, а затем пробуют угадать и пересказать, что именно по их мнению разыгрывалось.

Карточки для примера: Жрица разводит огонь в Храме, Девушка собирает цветы в лесу, Путешественник взбирается на гору, Пожар, и т.д.

ИГРА  «ТАНЕЦ ОГНЯ»

Все играющие садятся по кругу. Они представляют собой Огонь и их общая задача – станцевать танец Костра. Движения могут быть у каждого свои, или их может «задавать» один человек, а лучше всего – каждый из танцующих по очереди. Это – предварительная подготовка к игре, после чего детям можно предложить ее усложнить.

Весь круг становится просто путешественниками, которые отдыхают у Костра (дикарями или пиратами), и только один из танцующих остается в центре и танцует Костер. Он имеет право передвигаться во все стороны подобно языкам пламени. Путешественники стараются, чтобы Костер не обжег их. (При этом движения сидящих вокруг Костра должны оставаться синхронными.)

ИГРА  «СКАЗКА О РОДНИЧКЕ»

Каждому ребенку выдается карточка с ролью (одного из действующих персонажей сказки) а также время на подготовку своего танца. После этого все дети садятся в одной части зала, а другая становится залом. Ведущий игру начинает читать сказку, вызывая к танцу тех детей, чьи роли появляется в действии. Таким образом получается общая сказка в танцах.

Сказка:

«Как-то рано утром вышло СОЛНЫШКО и осветило ПУСТЫНЮ. В этой пустыне росло много-много ЦВЕТОВ, КАКТУСОВ И ПАЛЬМ. Там жила-была БАБОЧКА. Ей было очень жарко и все время хотелось пить. Тогда бабочка отправилась на поиски воды. В это время по небу летела ТУЧКА.

И бабочка попросила ее, чтобы пошел дождик. Тучка согласилась и много-много КАПЕЛЕК полетело на землю…

Но вдруг подул ВЕТЕР! Он сдул дождик дальше и бабочка не смогла напиться. А впереди показалась ЗМЕЯ! Бабочка спросила ее — куда лететь и змея указала ей путь. Через время бабочка увидела настоящие зеленые ДЕРЕВЬЯ и КУСТЫ ! А среди них тек звонкий и молоденький РУЧЕЕК.

Бабочка напилась и все закончилось хорошо!

Карточки: Солнышко, Пустыня, Цветок, Кактус, Пальма, Бабочка, Тучка, несколько Капелек, Ветер, Змея, Дерево, Кустик, Ручеек.

ИГРА  «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА»

Из числа играющих выбирается 2-3 человека, которые скрываются за дверью – они не должны видеть начало танца. Остальные выбирают еще 2-3, которые начинают танцевать импровизированный танец под какую-то музыку. В какой-то момент им командуют «замри». Дети застывают в тех позах, в каких их застала команда. Музыка меняется (если была быстрая – можно поставить медленную и наоборот). Приглашаются те, кто ожидал за дверью. Они должны занять места танцевавших, стать в их позы и дотанцевать танец под новую музыку так, как они это видят и чувствуют.

ИГРА  «СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ»

Дети  разбиваются на пары, после чего каждый ребенок жребием вытягивает для себя карточку с именем какого-то известного сказочного персонажа. Задача пары – подготовить и затем станцевать перед всеми танец встречи этих героев, даже если они из разных сказок.

Карточки: Красная шапочка, серый волк, охотник, Золушка, Лиса, Белоснежка, Гном, Кощей Бессмертный, Мышонок, Царевна Лягушка, Дюймовочка, Старик Хоттабыч, Колобок, Незнайка, Ромашка, Елена Прекрасная, Чиполлино, Муха Цокотуха, Старичок-паучок, Маугли, Пантера Багира, Алиса, Буратино, Мальвина, Пьеро, пудель Артемон, Карабас-Барабас, Жар-Птица, Конек-Горбунок, Винни Пух, Пятачок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подбор художественного слова, которые можно использовать на занятия по изобразительной деятельности

подбор художественного слова, которые можно использовать на занятия по ИЗО-деятельности...

Развивающие игры, в которые можно играть на улице, используя обычные мелки.

  С наступлением лета мамы и малыши много времени проводят на улице. Занятий, конечно, множество, но не надо забывать про самую летнюю игру - рисунки мелками на асфальте. Несмотря на свою ...

Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения, которые можно использовать в домашних условиях для развития речи детей »

В консультации подобраны игры по развитию речи для занятий с детьми дошкольного возраста в домашних условиях...

Консультация для родителей «Игры по развитию речи, которые могут использовать родители в домашних условиях».

Игры на развитие звуковой культуры речи, на развитие речевого дыхания, на развитие грамматического строя речи, игры на расширение и активизацию словарного запаса....

Фланелеграф — универсальное игровое пособие очень простое и в то же время интересное, которое можно использовать в развивающих занятиях с детьми. Для его изготовления используется плотный лист картона или доски, обтянутый ворсистой тканью (фланель, флис)

Игры на фланелеграфе  развивают  у детей мелкую моторику  рук и сенсорное восприятие, развивают внимание, память, речь, воображение, используется как в групповой, так  и ...

Речевые игры для дошкольников которые можно использовать дома

Данный методический материал рекомендован для родителей детей дошкольного возраста в целях  улучшения  развития связной речи, а так же спихических процессов: мышления,памяти,внимания....

Картотека Игры и эстафеты осенней тематики, которые можно использовать на День здоровья

Картотека Игры и  эстафеты осенней тематики, которые можно использовать на День здоровья Эстафета «Картофелина». Добежать до корзины, достать ложкой картофелину (мячик) и на ложк...