Картотека пальчиковых игр
картотека по музыке на тему

Речевые игры -одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи , но и в музыкальном воспитании.Доказано , что музыкальный слух развивается вместе с речевым .Средства музыкальной выразительности - темп , ритм . тембр , динамика , артикуляция , форма -являются характерными и для речи. Таким образом , использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_palchikovyh_igr_no1.doc189 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                              КАРТОТЕКА

        ПАЛЬЧИКОВЫХ    ИГР

      Составила : Мельникова С. В.

Пальчиковые игры

ЗАДАЧИ:  Способствовать  развитию речи,

творческой деятельности, активизировать

моторику рук, вырабатывать  ловкость,

умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать  ориентировку

в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз".

К А Т А Л О Г:

                       1.Моя семья                26.Гусеница                  48.Гости

                       2.Прятки                27.Маленький                49.Веснянка

                       3.Пальчик-мальчик              кролик                50.Варим кашу

                       4.Улей                        28.Дождик                 51.Берёза

                       5.Черепаха                29.Урожай                52.Белка

                       6.Капустка                30.Овощи                      53.Апельсин

                       7.Пять пальцев                31.Овощи                54.Ути-ути

                       8.Мы рисовали                     32.Напёрсток             55.Ладушки

                       9.Повстречались            33.Посуда                56.Совушка-сова

                       10.Лодочка                     34.Шла кукушка        57.Мышонок

                       11.Рыбки                35.Шарик                58.Гуси-гуси                                                                

                       12.Дружба                36.Черепаха                59.Про бабку

                       13.Мы писали                37.Пятачок                   60.Опята и ребята

                       14.Замок                             38.Пчел                 61.Сорока-белобока

                       15.Зайцы                                39.Посуда-2                 62.Чижик-пыжик

                       16.На постой                40.Паучок                 63.Царёв двор                                                                                

                       17.С добрым утром         41.Одежда                    64.Засыпалочка

                       18.Маланья                 42.Новые                65. Указочка

                       19.Гостья                      кроссовки               66 . Улитка                                                        

                       20.Братцы                 43. Наша                      67.Боровичок

                       21.Ладушки ладошки                семья                68.Куличики

                       22.Мороз                 44.Мышка                69.Пальчики

                       23.Мама                              45.Медузы                70.Кулачки

                       24.Стрекоза                 46.Летела сова           71.Зайка и ёжик

                       25.Кузнечики                 47.Зимняя

                                                                       прогулка

1 - «МОЯ СЕМЬЯ»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев,          начиная с большого.                                          По окончании покрутить кулачком.

1 - «МОЯ СЕМЬЯ»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев,        

 начиная с большого.                                        

 По окончании покрутить кулачком.

2 - «ПРЯТКИ»

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание 

пальчика на обеих руках.

  1. «УЛЕЙ»

Вот маленький улей,

Где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать

 их по одному. На последнюю строчку 

резко поднять руки вверх с

 растопыренными пальчиками –

пчелы улетели.

6-«КАПУСТКА»

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями 

вверх- вниз, поочередное 

поглаживание подушечек пальцев,

потирать кулачок о кулачек.

Сжимать и разжимать кулачки.

8-«МЫ РИСОВАЛИ»

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой,

 встряхивать кистями.

  1. - «ЛОДОЧКА»

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони        

 соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.                

На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные     ладони вверх. Затем имитировать   движения волн и рыбок.

12 - «ДРУЖБА»

Дружат в нашей группе                            Девочки и мальчики.

Обхватить правой ладонью левую и, покачивать в ритме стихотворения,

Мы с тобой подружим                            Маленькие пальчики.

Обхватить левую ладонь правой и 

покачивать в ритме стихотворения

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.

14 - «ЗАМОК»

На дверях висит замок.        

Пальцы в замочек, слегка покачивать

Кто его открыть бы смог?        

"замочком" вперед-назад

Мы замочком повертели,        

Повертеть "замочком"

Мы замочком покрутили        

Пальцы остаются сомкнуты,

а ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали,        

Пальцы сомкнуты, а ладошки

 стучат друг о друга.

Постучали, и открыли!        

Показать ладошки.

16 - «НА ПОСТОЙ»

Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы - дети 

(говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы - мама 

(говорит обычным голосом). Средние пальцы - папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы - солдаты 

(говорят басом).

Скрещенные большие пальцы - порог избы.

Ночь, в избе все спят.

Раздается стук.

Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают 

друг о друга.

Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы

Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы

Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы

Мама: Что дети? Постукивают безымянные

Дети: Два солдата пришли переночевать!

Постукивают мизинцы

Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные

Дети: Папа! Постукивают мизинцы

Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы

Дети: Два солдата пришли переночевать!

Постукивают мизинцы

Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы

Дети: Входите! Постукивают мизинцы

Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы "пляшут" совершая 

перекрестные движения

Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются 

пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот 

рук так, чтобы соприкоснулись тыльные 

стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед.

18 - «МАЛАНЬЯ»

У Маланьи у старушки        Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой Избушке        Сложить руки углом, показать избушку.

Семь сыновей,        Показать семь пальцев.

Все без бровей,        Очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами,        Растопыренные ладони поднести к ушам.

Вот с такими носами        Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

Вот с такими усами,        Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.

Вот с такой головой,        Очертить большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой!        Показать руками большую окладистую бороду

Они не пили, не ели,        Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".

На Маланью все глядели,        Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.

И все делали вот так. ..        Дети показывают загаданные действия.

20 - «БРАТЦЫ»

Засиделись в избушке братцы.        Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.

Захотел меньшой прогуляться        .

Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони)

и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.

Да скучно ему гулять одному.         

Мизинец чуть покачивается, затем возвращается

 на исходную позицию.

Зовет он братца вдвоем прогуляться.        

Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец 

и безымянный; задержать их в этой позиции                    

 на 2-3 секунды.

Да скучно им гулять двоим.        Мизинец и безымянный

 чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную 

позицию.

Зовут братца втроем прогуляться.        

Отвести вбок три прижатых друг к другу

 пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать 

их в этой позиции на 2-3 секунды.

Грустно старшим сидеть в избе.        Большой и 

указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.

Зовут они братцев домой к себе.        Все пальцы соединяются 

в щепоть, рука расслабляется.

При повторении игры работает другая рука. Когда 

движения станут привычными, можно попробовать

 играть двумя руками одновременно.

22 - «МОРОЗ»

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.

Ручки, ручки согревают,

Ручки, ручки потирают.

Ребенок потирает руку об руку.

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко: тот-топ-топ.

Ребенок топает ножками.

Нам мороз не страшен,

Вот как мы теперь попляшем.

Ребенок приплясывает.

24 - «СТРЕКОЗА»

Вот какая стрекоза очень круглые глаза,

Руки в стороны, затем круговые

движения кулачков на уровне глаз.

Вертится как вертолет:

Руки в стороны,

круговые движения телом,

Вправо, влево, взад, вперед.

затем руки на пояс, наклоны.

26 - «ГУСЕНИЦА»

Этот странный дом без окон

(Лежат на спине, вытянув руки                                    вдоль туловища ногами в центр круга)

У людей зовётся кокон.

Свив на ветке этот дом,

(Поворачиваются на левый бок, руки под щёку)

Дремлет гусеница в нём.

Спит без просыпа всю зиму.

(Поворачиваются на правый бок)

Но зима промчалась мимо –

(Ложатся на спину, потягиваются)

Март, апрель, капель, весна…

(Медленно садятся)

Просыпайся, соня – Сонюшка!

(Потягиваются сидя)

Под весенним ярким солнышком

(Встают, потягиваются стоя)

Гусенице не до сна. Стала бабочкой она!

(Бегут по залу, машут руками, как крыльями)

28 - «ДОЖДИК»

Капля раз, (Прыжок на носочках,

 руки на поясе.)

Капля два. (Прыжок.)

Очень медленно сперва.(4 прыжка.)

А потом, потом, потом (8 прыжков.)

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

(Руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли.

(Руки полукругом над головой.)

30 - «ОВОЩИ»

Как-то вечером на грядке

(Дети идут по кругу,                                                          взявшись за руки в центре круга –                                  водящий с завязанными глазами.)

Репа, свекла, редька, лук.

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались чётко тут же:

(Останавливаются, крутят водящего.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,

(Разбегаются, приседают,

водящий ищет.)

Ну а ты иди искать.

32 - «ПОСУДА»-1

Вот большой стеклянный чайник,

(Надули животик: одна рука на поясе,

 другая изогнута, как носик)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

 (Присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружатся, рисую руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянулись, руки сомкнули

 над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

 (Легли на ковёр, вытянулись)

Он посуду нам принёс.

34 - «Шарик»

 

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

Надуваем быстро шарик.

(Кончики пальцев обеих рук

соприкасаются друг с другом –

шарик надут)

Он становится большой.

(Соприкасаем ладошки друг

с другом полностью)

Вдруг шар лопнул,

воздух вышел -

(Смыкаем вместе пальчики)

Стал он тонкий и худой!

36 - «5 рыбок»

 (Ладони сомкнуты, чуть округлены.

Выполняем волнообразные

движения в воздухе.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Руки прижаты друг к другу.

Переворачиваем их с боку на бок.)

Лежало большое бревно на песке,

(Ладони сомкнуты и чуть округлены.

Выполняем ими "ныряющее" движение.)

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"

(Качаем сомкнутыми ладонями

 (отрицательный жест).

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."

(Ладони поворачиваются на тыльную

сторону одной из рук – рыбка спит.)

А третья сказала: "Мне хочется спать!"

(Быстро качаем ладонями – дрожь.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(Запястья соединены. Ладони

раскрываются и соединяются – рот.)

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

(Быстрые волнообразные движения

 сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

38 - «Пчела»

 (Помахать руками.)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела

(На каждое название насекомого

 загибать один пальчик.)

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(Помахать ладошками и уронить

 ладони на стол.)

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

40 - «Паучок»

 (Руки скрещены. Пальцы каждой

 руки "бегут" по предплечью,

а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты 

друг к другу, пальцы растопырены,

 качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же,

как и в самом начале.)

Паучок ползёт опять,

("Паучки" ползают по голове.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

42 - «Новые кроссовки»

 

(Загибать на обеих руках 

пальчики, по одному,

начиная с больших.)

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка

Новые кроссовки.

("Шагать" по столу

 указательным и средним 

пальцами обеих рук.)

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

44 - «Мышка»

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками 

крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными 

в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове

 как ушки и шевелим пальчиками)

46 - «Летела сова»

 (Машем руками)

Летела сова, весёлая голова.

Летела-летела,

(Кладём руки на голову)

На головку села. Села, посидела,

Головой повертела

(Снова машем руками)

И опять полетела. Ладушки ладошки

 (Играя в эту пальчиковую игру можно 

проявить фантазию. Выполняйте

 движения которые вам подскажет 

сюжет стихотворения.)

Мыли мылом ручки. Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки, ладушки ладошки!

Наварили кашки помешали ложкой.

Вот какие ладушки, ладушки ладошки!

Строили ладошки домик для матрешки.

Вот какие ладушки, ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке накрошили крошек.

Вот какие ладушки, ладушки ладошки!

Хлопали ладошки танцевали ножки.

Вот какие ладушки, ладушки ладошки!

Прилегли ладошки отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки, ладушки ладошки!

48 - «Гости»

 (Русская игра. Ладони сомкнуты 

перед грудью, пальцы левой руки 

плотно прижаты к пальцам правой руки.)

(Мизинцы четыре раза постукивают 

друг о друга.)

- Мама, мама!

(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)

- Что, что, что?

(Постукивают мизинцы.)

- Гости едут!

(Постукивают указательные пальцы.)

- Ну и что?

(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами

 другой руки, обходя их то справа,

 то слева.)

- Здрасьте, здрасьте!

(Гости целуются: средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)

  • Чмок, чмок, чмок!

50 - «Варим кашу»

 (Чертим пальцем круги 

по ладошке. Имя можно заменить 

на имя вашего ребёнка)

Настя кашу варила,

Деток кормила.

(Загибаем пальцы по одному,

начиная с мезинца)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(Подёргать большой палец)

А этому не дала.

(Разгибаем пальцы по одному.

Здесь можно придумывать 

свои причины, по которым 

последний пальчик

 не получил каши)

Он сено не косил,

Корову не доил,

Тесто не месил,

И печку не топил.

52 - «Белка»

 (В самом начале кулачек сжат)

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

(Поочерёдно разгибать 

все пальчики,

начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому

3 - «ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК»

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать 

большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

5-«ЧЕРЕПАХА»

Вот моя черепаха,                                                    она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть,        

то высовывает голову.

Когда хочет спать,                                                      то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие

пальцы внутри. Затем показать 

большие пальцы и спрятать 

их обратно.

7-«ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ»

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать

 кулачки. На счет - поочередно 

загибать пальчики на обеих руках.

9-«ПОВСТРЕЧАЛИСЬ»

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять

поочередно пальцы правой и левой рук,

начиная с мизинца. На последнюю

строчку показать рога, вытянув

указательные пальцы и мизинцы.

11-«РЫБКИ»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения 

рыбок в соответствии с текстом.

13 - «МЫ ПИСАЛИ»

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.                                                                    ритмично сжимать и разжимать кулаки.

Вы скачите, пальчики,                                     пальчики " скачут" по столу

Как солнечные зайчики.                         указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить.

Прыг скок, прыг скок,                              Прискакали на лужок.                                    пальчики "скачут" по столу.

Ветер травушку качает,                               Влево - вправо наклоняет.             

                         - легкие движения кистями рук  

                                             вправо влево

Вы не бойтесь ветра, зайки,                     

 погрозить пальчиком.

Веселитесь на лужайке.        На последнюю помахать пальцами обеих рук.

15 - «ЗАЙЦЫ»

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы 

правой руки вытянуть, остальные 

выпрямить и соединить. На вторую 

строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой  руки вытянуть,

остальные выпрямить и соединить.

17 - «С ДОБРЫМ УТРОМ!»

С добрым утром, глазки! Вы проснулись? Указательными пальцами поглаживать

 глаза

Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть 

в него

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись? Ладонями поглаживать уши

Приложить ладони к ушам "Чебурашка"

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?        Поглаживать то одну,

то другую ручки

Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?        Поглаживание коленок

Потопать ногами

С добрым утром, солнце!

Я - проснулся!

(проснулась)        Поднять руки вверх, посмотреть на солнце

(посмотреть вверх)

19 - «ГОСТИ»

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы

 левой руки плотно прижаты 

к пальцам правой руки.

- Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.

- Что, что, что? Три раза постукивают

 друг о друга указательные пальцы.

- Гости едут! Постукивают мизинцы.

- Ну и что? Постукивают 

указательные пальцы.

- Здрасьте, здрасьте! Средний и 

безымянный пальцы дважды 

перекрещиваются

 с теми же пальцами другой руки,

обходя их то справа, то слева.

- Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются)

Средний и безымянный пальцы 

постукивают по тем же пальцам 

другой руки.

21 - «ЛАДУШКИ ЛАДОШКИ»

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Наварили кашки

Помешали ложкой.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Строили ладошки

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке

Накрошили крошек.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки

Танцевали ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Движения выполняются в соответствии

 с текстом, как подскажет фантазия.

23 - «МАМА»

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу:

Я стираю, поласкаю,

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И ни разу, и ни разу

Ни словечка не скажу.

25 - «КУЗНЕЧИКИ»

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!

Энергичные движения плечами,                            приседание, прыжки на месте

Прыг-скок, прыг-скок.                                                           Сели, сели,

Травушку покушали,

Тишину послушали,

Выше, выше, высоко,

прыгай на носках легко!

Мы лопатки взяли,                                                              грядки раскопали.

Ребенок имитирует действия лопатой.

Раз-два, раз-два!

Грабли в руки взяли грядки причесали:

Ребенок имитирует действия граблями.

Раз-два, раз-два!

Семена рядами в землю мы бросали:

Ребенок имитирует разбрасывание семян

Раз-два, раз-два!

27 - «МАЛЕНЬКИЙ КРОЛИК»

Маленький кролик, пушистенький кролик               (Дети скачут по кругу, сделав ушки из ладошек)

Всех нас смеяться заставил до колик.

(Останавливаются, держатся за животик)

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

(Сначала прыгают на прямых ногах,

потом вприсядку)

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

(Останавливаются, поднимают

воображаемый бокал)

Ах, как смешно (Делают ушки из ладошек)

Его уши торчали!

Мы хохотали, души в нём не чая,

(Опять держаться за животики)

Но на опушке (Смотрят из-под рук)

Заметив лису, он подмигнул нам

И скрылся в лесу. (Подмигивают, бегут

 в рассыпную)

29 - «УРОЖАЙ»

В огород пойдём

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Урожай соберём.

Мы морковки натаскаем («Таскают».)

И картошки накопаем. («Копают».)

Срежем мы кочан капусты, («Срезают».)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(Показывают круг руками – 3 раза.)

Щавеля нарвём немножко («Рвут».)

И вернёмся по дорожке.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

31 - «НАПЁРСТОК»

Вышивает, шьёт иголка,

(Левая ладошка раскрыта, в правой

руке – воображаемая иголка;

иголка «шьёт»

 и задевает кончик указательного

 пальца на левой руке.)

Пальцу больно, пальцу колко.

А напёрсток в тот же миг

(Дети делают правой рукой

такое движение, как будто

надевают на указательный палец

 левой руки наперсток)

К девочке на пальчик прыг!

Говорит иголке: Шей, («Шьют».)

(Грозят указательным пальчиком

левой руки.)

А колоться ты не смей!

33 - «Шла кукушка»

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах,

при этом остальные

 пальцы поджаты.)

Шла кукушка мимо рынка,

(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)

У неё была корзинка,

(Ударяем сомкнутыми

ладонями по столу/коленям,

 разъединяем руки.)

А корзинка на пол - бух!

(Разводим руки в стороны,

шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)

Полетело десять

(девять, восемь) мух!

35 - «Черепаха»

 (Руки сжаты в кулаки,                             большие пальцы внутри.                            Затем показать большие

пальцы и спрятать их обратно.)

Вот моя черепаха,                                      она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть,                                  то высовывает голову.

Когда хочет спать,                                         то прячет её обратно.

37 - «Пятачок»

 (Сесть на корточки, руки на

поясе, делаем наклоны вправо)

Поросенок Пятачок

Отлежал себе бочок!

(Встаём, выпрямляемся,

поднимаем руки вверх –

потягиваемся)

Встал на ножки, потянулся!

(Приседаем на корточки

и делаем наклон вперёд,

руки держим прямо перед собой)

А потом присел, нагнулся!

(Встаём, делаем прыжки на месте.

Руки на поясе, делаем ходьбу

 на месте)

И немножко поскакал,

И на месте пошагал.

(Сесть на корточки, руки на

поясе, делаем наклоны влево)

А потом опять прилёг, -

Но уже на левый бок!

39 - «Посуда»-2

 (Чередование хлопков в ладоши

 и ударов кулачков друг о друга.)

Раз, два, три, четыре,

(Одна ладонь скользит по другой 

по кругу.)

Мы посуду перемыли:

(Загибать пальчики по одному,

начиная с большого.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(Одна ладонь скользит по другой.)

Мы посуду перемыли,

(Разгибать пальчики по одному,

начиная с большого.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(Удар кулачками друг о друга, хлопок 

в ладоши.)

Так мы маме помогали.

41 - «Одежда»

 (Поочерёдные хлопки ладошками                    и удары кулачками друг о друга.)

Алёнушка шустра,

Алёнушка быстра:

(Поочерёдное загибание

 пальчиков  по одному,

начиная с большого.                        

 На обеих руках.)

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Постирала платок,

Погладила поясок,

Платье надела

(Развести ладошки в стороны.)

И песню запела.

(Хлопок ладонями, удар кулачками              друг о друга – 2 раза.)

Везде поспела,

В охотку ей дело!

43 - «Наша семья»

 (По очереди разгибайте 

пальчики, начиная с большого)

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

45 - «Медузы»

 

(Дети соединяют ладони,

раздвигают пальцы.)

Две огромные медузы

Прилепились пузом к пузу.

(После чего отрывают ладони 

друг от друга, выгибая пальцы,

 при этом пальцы левой руки 

прижаты к пальцам правой.)

Выгнем щупальца сильнее-

Вот как гнуться мы умеем!

47 - «Зимняя прогулка»

 (Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным 

и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми 

пальцами)

Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем 

правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной

 стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой,

руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

49 - «Веснянка»

 

(Поочерёдно выбрасываем

 руки вверх)

Солнышко, солнышко

(Покачиваем туловище 

со сцепленными 

над головой руками)

Золотое донышко!

(2 раза прыжки на двух ногах)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

(Бег на месте)

Побежал в саду ручей,

(Взмахи руками, как крыльями)

Прилетело сто грачей,

(медленно приседаем)

И сугробы тают, тают,

(Ладошки разводим в стороны

 в форме цветка)

И цветочки вырастают!

51 - «Берёза»

 (Плавное движение правой рукой                      

  в сторону-вверх)

Берёза моя, берёзонька.

(То же, но левой рукой)

Берёза моя кудрявая.

(подъём рук вверх, вдох)

Стоишь ты, берёзонька,

(Опустить руки, выдох)

Посредь долинушки,

(подъём рук, вдох)

На тебе, берёзонька,

(Опустить руки, выдох)

Листья зелёные,

(Подъём рук, вдох)

Под тобой, берёзонька,

(Опустить руки, выдох)

Трава шёлковая,

(Подъём рук, вдох)

Вокруг тебя, берёзонька,

(Опустить руки, длительный выдох)

Девицы красные венки вьют, плетут

53 - «Мы делили апельсин»

 

(Рука сжата в кулачок)

Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево)

Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики,

сложенные в кулачок, начиная с большого)

Эта долька для ежа,

(Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для чижа,

(Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик)

Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем 

вправо-влево)

Ну, а волку - кожура.

(Двумя руками показываем

 волчью пасть)

Он сердит на нас - беда!

(Складываем руки домиком)

В домик прячемся - сюда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...