Проект "Развитие творчества через музыкально-ритмические движения"
методическая разработка по музыке на тему

Бурнашевская Ольга Николаевна

Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции - радость, удовольствие.

Музыкально-ритмический и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию ребенка и его самоощущение как индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_2017.doc106.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт педагогики и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

Проектная работа

Музыкально-ритмическая деятельность, как средство воспитания творческих способностей детей в разных видах музыкальной деятельности.

                                         

 Выполнили:

Бурнашевская Ольга Николаевна - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории  МАДОУ «Детский сад №311 комбинированного вида» Московского района г. Казани  

Герасимова Елена Владимировна - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории  МАДОУ «Детский сад №200 комбинированного вида» Московского района г. Казани  

Косолапова Ольга Ивановна - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории  МАДОУ « Центр развития ребенка – детский сад №387» «Золотая рыбка» Московского района г. Казани

Смирнова Надежда Валерьевна - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории  МАДОУ «Детский сад №401 комбинированного вида» Новосавиновского района г. Казани  

Смоленкова Людмила Павловна - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории  МАДОУ «Детский сад №282 комбинированного вида» Московского района г. Казани

Султанова Алия Раисовна, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 72 «Теремок» общеразвивающего вида г. Нижнекамска НМ РТ;

Слушатели курсов повышения квалификации музыкальных руководителей  ДОО

по проблеме  «Совершенствование профессиональных компетенций музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях реализации  ФГОС»

Проектная работа допущена к защите

Руководитель проектной работы

Исламова Гузель Гайнетдиновна  старший преподаватель отделения дошкольного и начального образования ПМЦПКиППРО

________________«______» 2017г.

 Казань – 2017

Оглавление

Введение……………………………………………….…………………………..3

  1. Актуальность проекта………..………………………………………………...4

2. Цели и задачи проекта……………………………..…………………………..5

2.1 Цель проекта……………………………………………………………………...4

2.2 Задачи проекта……………………………………………………………………4

2.3 Целевая группа проекта………………………………………………………….5

3. Проектное решение………………………………………………………………..5

4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта………………………………….6

5. Программа проектных мероприятий……………………………………………..6

6.Ожидаемые результаты реализации проекта……………………………………..7

7.Риски реализации проекта…………………………………………………………7

8.Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта………..8

Заключение……………………………………………………………………………9

Список использованных документов и источников информации……………….10

Приложение 1……………………………………………………………………….11

Приложение 2……………………………………………………………………….12

Приложение 3……………………………………………………………………….14

         

          Введение

Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции - радость, удовольствие.

Музыкально-ритмический и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию ребенка и его самоощущение как индивидуальности.

Система ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом Э. Жаком – Далькрозом получила широкое распространение ещё в начале ХХ века. В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни. Проблемой детского танцевального творчества занимались многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, Т.Э.Тютюнникова, А.И.Буренина и многие другие.

Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность детского творчества.

 

1. Актуальность

Существует много путей всестороннего развития детей. Важнейшим средством формирования гармонично развитой личности является музыка.

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. В данном проекте предусматривается широкое использование музыкально -  ритмических движений , игр , этюдов предназначенных для развития у детей музыкальных способностей и проявление творческого потенциала.

Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Проект основан на интеграции музыкально- ритмических движений с другими видами деятельности, обеспечивая в конечном результате включение дошкольников в импровизационно-творческую деятельность.

          2. Цели и задачи проекта

2.1. Цель проекта

Развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста, потребность самовыражения в движении под музыку с помощью музыкально-ритмической, игровой и танцевальной деятельности.

2.2. Задачи проекта:

- формировать творческий потенциал, содействовать проявлению активности, самостоятельности и созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные способности и возрастные возможности детей старшего дошкольного возраста;

-  развивать музыкальный слух, музыкальную память, внимание, метроритмическое чувство, умение импровизировать, придумывать движения к пляскам, танцам и играм;

-воспитывать музыкально – ритмическую культуру в разных видах музыкальной деятельности, формировать музыкальный вкус и коммуникативные навыки и умения;

 - способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности (в танцевальных движениях, музыкальных этюдах, пантомиме и игре на музыкальных инструментах);

  - Развивать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных  и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

2.3. Целевая группа проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, музыкальные руководители, педагоги, родители.

4.Жизненный цикл и этапы реализации проекта

4.1. Сроки реализации проекта: 11.04.2017 по 25.04.2017 ..

4.2. Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (с 11.04.2017 г. по 12.04.2017 г.) 

2. Основной (с 13.04.2017 по 23.04.2017 г.) 

3. Заключительный (с 24.04.2017 г. по 25.04.2017 г.).

5.Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

1

Изучение методической литературы по данному направлению

Методический кабинет

11.04.2017

Музыкальный руководитель

2

Подбор методического материала для старших дошкольников по всем видам музыкальной деятельности Т.Э.Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!»

А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»,«Тутти»,

-Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные  опыты и эксперименты для дошкольников

-Т.Э. Тютюнникова. «Видеть музыку и танцевать стихи»,

Н.В.Зарецкая «Танцы для детей старшего дошкольного возраста»,

- Материалы по теме из интернет-ресурсов.

Методический кабинет

12.04.2017

Музыкальный руководитель

3

Подбор музыкального материала для занятий: «Вкусная песенка»,«Овощные ритмы» с  использованием ИКТ , муз – коммуникативная игра «Привет», «Здравствуй,друг!»,Танцы: «До,ре , ми», «Недетское время», «Мечта»

Музыкальный зал

12.04.2017

Музыкальный руководитель

4

консультация с привлечением специалиста хореографа первой или высшей квалиф. категории

Музыкальный зал

Хореограф, музыкальный руководитель

Этап 2

1.

Реализация системы развития творческих способностей детей с помощью музыкально-ритмической и танцевальной деятельности

Музыкальный зал

13.04.2017 -23.04.2017

Музыкальный руководитель

2.

 ООД с использованием творческих заданий, мультимедиа, игровые задания

Музыкальный зал, группа, спортивный зал

13.04.2017 -23.04.2017

Музыкальный руководитель,

педагоги

3

работа по формированию у детей творческих танцевальных движений с предметами и без. Этюд- сказка, пантомима «Карнавал животных»

Музыкальный зал

13.04.2017 -23.04.2017

Музыкальный руководитель

Этап 3

Творческий отчет по проекту: выступления на праздниках, концертах, фестивалях

Муз. зал

24.04.2017-25.04.2017

Музыкальный руководитель

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности;

2. Переход от простых движений к  развернутым и сложным танцевальным композициям, музыкальным этюдам, пантомимам, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в движении (исполнительского и композиционного);

3. Воспитывать у детей  желание двигаться под музыку, танцевать, фантазировать, импровизировать, творить.

4. Раскрывать индивидуальность каждого ребенка, развивать его одаренность;

5. Привлекать родителей к совместно-творческому процессу музыкально-ритмическому воспитанию детей

7. Риски реализации проекта и пути их преодоления

Общей целью диагностики является не только обследование уровня развития музыкально-ритмических способностей и общего уровня по музыкальному воспитанию (выявление особенностей), но и   качественный анализ уровня развития каждого ребенка для определения его индивидуальных особенностей, характеристики нарушений и на этой основе создания оптимальных условий для музыкального развития, обучения и коррекции отклонений.

Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития каждого ребенка и подбора оптимального содержания  обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического и коррекционного воздействия.

В результате коррекционно-педагогической работы удалось добиться определенных результатов повышения показателей высокого  и среднего уровней развития детей по музыкальному воспитанию, уменьшению показателей низкого уровня.

Педагогический мониторинг по выявлению уровней развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-ритмической деятельности включал несколько серий заданий, которые проводились со всей группой, с отдельными подгруппами и индивидуально с каждым ребенком. Использована диагностика основанная на методиках Бурениной А.И., Тютюнниковой Т.Э., с учетом требований знаний и умений традиционной программы, предназначена для учреждений дошкольного образования, использующих программу воспитания и обучения под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, К.В. Тарасовой, Е.В. Горшковой.

Заключение

Развитие у старших дошкольников музыкально – ритмических и танцевальных способностей позволяет перейти к более развернутым и  сложным композициям, используя которые, можно продолжать развитие детского творчества в танце.

Полученный багаж знаний, умений и навыков в области танцевального             искусства позволит детям развить творческую инициативу, поддержать            интерес к музыкальной деятельности в дальнейшем.

Положительная динамика уровня сформированности музыкально –  ритмических и танцевальных способностей доказывает результативность систематической и целенаправленной творческой педагогической деятельности  педагога, изменения подхода к развитию творческих способностей старших дошкольников в процессе реализации проекта

Список использованных документов и источников информации

Основная литература:

1. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой и др. – М.: Учитель, 2012.

 2. Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» – М.: Просвещение, 1981.

  3. С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Хореография в детском саду – М.: ЛИНКА- ПРЕСС,2006.

   4. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: СПб: ЛОИРО, 2000.

   5. Е.В.Горшкова «От жеста к танцу» - М.: Гном и Д, 2002.    - С.И.Бекина, Т.П. Ломова «Музыка и движение». Упражнения, игры, пляски для детей  5-6, 6-7 лет. – М., 1984.

   6. М.А.Михайлова «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» –М.: Ярославль «Академия развития», 2004.

   7. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду – М.: ТЦ Сфера,2003.

   8. Н.В.Зарецкая «Танцы для детей старшего дошкольного возраста». Пособие для практических  работников ДОУ – М.: Айрис – пресс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество в музыкально-ритмических движениях, как средство формирования основ музыкальной культуры

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию реб...

Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей.

Выпускная квалификационная работа слушателя программы повышения квалификации "Московского городского педагогического университета" на тему: "Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство...

«Творчество в музыкально –ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей .»

«Творчество в музыкально –ритмических движенияхкак средство формирования основ музыкальной культуры детей .»...

Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...

Индивидуальный план профессионального развития педагога Тема: «Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»

Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствуетразвитию творчества, является музыкальное движение. Это наиболее продуктивный вид деятельности с точки зрения форми...

Проект «Творчество в музыкально –ритмических движениях, как средство формирования основ музыкальной культуры детей»

Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают творчество.  Ребёнок получает огромное удовольствие от того, что двигается под музык...