Конспект НОД с детьми старшего возраста по театрализации сказки «Аленький цветочек»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Кожевникова Елена Михайловна

Конспект

НОД  с детьми старшего возраста

по театрализации сказки «Аленький цветочек»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_kozhevnikovoy.docx24.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 21 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект

НОД  с детьми старшего возраста

по театрализации сказки «Аленький цветочек»

Музыкальный руководитель

Кожевникова Е.М.

2017 год

        Детство-это счастливые моменты творчества, полет фантазии, игра. Играть с детьми можно в разные игры, к которым в дальнейшем интересно придумать сюжет- и тогда возникают разные персонажи, появляются роли…так возникает сюжетно-ролевая игра, содержание которой дети придумывают сами, отражая коллизии окружающей их действительности. А можно найти интересную историю, стихотворение, сказку, и примерить на себя роль литературных персонажей. Можно играть в театр!

        Театрализация- очень интересный, а потому любимый детьми вид творческой деятельности. Перевоплощение в разные образы, яркие костюмы, наличие необычных декораций делают игру в театр очень привлекательной для детей, эмоционально насыщенной и очень запоминающейся. Конечно, этот вид эстетической деятельности требует длительной и кропотливой работы. Подготовка спектакля разбивается на этапы- от знакомства с сюжетом сказки через разучивание текста, музыкального сопровождения и характера образных движений персонажей в целом до оттачивания деталей: освоением мизансцен, работой над выразительностью речи и жестов.                 

        Главной целью работы музыкального руководителя в театрализованной деятельности с детьми считаю развитие эмоциональности, творческой активности, т.к. дети в силу своих возрастных особенностей еще затрудняются в передаче образного содержания текста, с трудом могут перевоплотиться в персонажа. Чтобы помочь детям преодолеть эти трудности, важно использовать для постановки спектакля литературное произведение, понятное и интересное детям. Сказку Аксакова «Аленький цветочек» предварительно читали в группе, смотрели мультфильм, обсуждали характеры героев, мотивы их поступков, чтобы все в поведении персонажей было детям понятно.

        Цель НОД, как я ее формулировала детям - мы учимся быть артистами, которые говорят красиво, выразительно, их речь четкая, чистая. А еще артисты поют, красиво танцуют, умеют перевоплощаться. Эта цель детям понятна, конкретна, интересна, способствует творческому подъему.

          Творческое воображение детей нужно постоянно стимулировать разными приемами.  Задания, которые используются в НОД, предлагаются по принципу движения от простого к сложному- сначала осваиваем навык на простом тексте, затем используем наработанный опыт в построении более сложного образа. Так, проговаривание скороговорок было дополнено заданием произнести их с различной интонацией: скороговорка «Проворонила ворона вороненка» звучала удивленно, горестно, сердито, как объявление по радио, «по секрету». В итоге работа по развитию дикции дополняется закреплением умения передачи разных эмоций в речи. Танцевальный тренаж способствует раскрытию эмоций, образа в движении. И, как итог- показ сквозного действия (двух картин спектакля), где дети могли реализовать приобретенные умения. Содержание предложенного материала эмоционально яркое, задания понятные, доступны детям. Задача - подвести детей к самостоятельному решению проблемы, например, в определении эмоций во время дидактической игры «Шарики-эмоции».

           Задания, которые предлагаются детям, направлены на формирование ключевых их компетентностей:

-  развитие коммуникативности: в игре-приветствии не стесняться прикоснуться к незнакомым людям; в тренаже - необходимости согласованности действий при исполнении танцевальных композиций, в драматизации сказки -  умение взаимодействовать, вести диалог;

-  задания стимулировали познавательный интерес - знакомство со сказкой Аксакова, с русским фольклором (использование скороговорок, русской народной песни), примерами классической музыки;

-  происходила социализация через проигрывание ролевых заданий по воплощению разных примеров поведения положительных и отрицательных персонажей, и дети через игру пытались осмыслить разные эмоциональные состояния;

-  в музыкальном оформлении спектакля используется классическая, народная и современная музыка, что способствует формированию эстетического вкуса;

-  мероприятие построено с учетом здоровьесберегающих технологий, соответствует санитарным нормам. Смена деятельности позволяет сделать занятие продуктивным, разнообразным, что снижает уровень утомляемости, помогает детям быть активными и заинтересованными происходящим.

- развиваются физические навыки: артикуляционная гимнастика развивает моторику речевого аппарата, дикцию, речевое дыхание. Музыкально-ритмические движения способствуют развитию координации движений и их выразительности, физической выносливости.

В ходе НОД используются современные педагогические технологии:

  1. Спектакль выступает как итог проектной деятельности, завершение длительной работы по ознакомлению с русским фольклором, народной музыкой;
  2. НОД построена на использовании игровых технологий;
  3. Педагог выстраивает партнерские взаимоотношения с детьми, не навязывает им свое мнение, а аккуратно направляет их творческую деятельность. т.е. использует технологию сотрудничества;
  4. Деятельность детей осуществляется с учетом здоровьесберегающих технологий- используются речевые и дыхательные упражнения, подвижные игры, смена видов деятельности.

Приветствие.

1. Задание на развитие партнерства и коммуникации

Ход занятия.

Дети парами входят в зал под веселую музыку, встают лицом к зрителям на свои точки.

М.Р.        Все в сборе! Взрослые и дети!

        Игру мы можем начинать!

        Но обязательно сначала

        Нам нужно «Здравствуйте» сказать!

Дети        Здравствуйте!

М.р.        Дружно за руки возьмемся

        И друг другу улыбнемся!

        Мы пожмем друг другу руку-

        Побежит тепло по кругу!

Дети пожимают руки своему партнеру

М.Р.        Вот мы и поделились теплом и добротой друг с

                                      другом. А теперь поделимся теплом, добротой и

                                      хорошим настроением с нашими гостями.

Дети пожимают руки гостям, сидящим в первом ряду.

2.Задание на развитие артикуляции, активизация речевого аппарата

М.Р.        Посмотрите, как всем стало весело и радостно.

        У нас сегодня много гостей. Будем говорить

                                      громко, внятно, чтобы гости нас услышали.

                                      Давайте подготовим наши язычки.

                                Чистоговорки

«Бык тупогуб, тупогубенький бычок»

«Проворонила ворона вороненка»

«Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж»

3.  Разминка «Веселый рожок» -импровизация образных игровых движений и танцевальный тренаж

М.Р.        Сказки любите читать,

        А в них играть?

        Тогда скажите мне, друзья,

        Как можно изменить себя?

        Чтоб быть похожим на лису?

        Иль на волка, иль на козу?

        Или на принца, или на Бабу Ягу?

Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора. М.Р.                                  

М.Р.  надевает русский картуз, берет  рожок (русский музыкальный инструмент)

                                     Влево-вправо повернусь, в пастушка я превращусь.

                                     Рожок заиграл, нас плясать позвал!    

                                     Давайте расскажем гостям, какую сказку мы    

                                     выбрали для создания спектакля. А может, не

                                     расскажем, а атрибуты покажем? Пусть посмотрят

                                     да и догадаются сами.

(дети показывают аленький цветочек, костюм чудища)

4. «Шарики -эмоции» развивающая игра.

Эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе.

М.Р.        А без костюма можно, дети,

        Превратиться, скажем, в ветер,

        Или в дождик, или в грозу,

        Или в бабочку, или в осу?

        Что поможет здесь, друзья?

Ответы: жесты и мимика.

М.Р.        Что такое мимика?

Ответ: выражение нашего лица.

М.Р.        Верно, ну, а жесты?

        Это движения.

        Бывает, без сомнения,

        У людей разное настроение.

                                      Попробуйте определить, какое?

        Его я буду называть,

        А вы попробуйте показать.

Дети выбирают шарик, поворачивают стороной, на которой нарисована смешная рожица с определенной эмоцией, которую дети должны назвать.

Работа над передачей эмоций осуществляется на материале сказки «Аленький цветочек», которую дети готовят к постановке. Упражнение помогает найти нужную интонацию в передаче эмоциональной окраски тех или иных слов роли.

М.Р. предлагает мальчику, играющему роль купца, передать эмоцию «Радость» в словах роли:

                                      Вот он, аленький цветочек!

        Что за дивный аромат!

        Просьбу выполнить всех дочек

        Удалось. Ух, как я рад!

Подобным образом дети пробуют передать другие эмоции в словах  персонажей сказки.

«Грусть» - слова Настеньки «Уезжает батюшка в дальние края».

«Злость» - Баба Яга:  «Надо в чащу заманить, запугать и закружить!»

                   Нечисть: «Убирайтесь прочь отсюда, а не то придется худо!»

«Страх»- работники: «Караул! Ой-ой-ой, убегаем мы долой!»

«Удивление»- Работник: «Посмотри, какой вокруг заповедный лес!

          Может, аленький цветок мы отыщем здесь?»

Характеристика персонажей, обсуждение средств выразительности, создания образа.

Отрывок из спектакля по сказке «Аленький цветочек»

 Песня «Со сказкой не расставайтесь».

М.Р.                                Дорогие дети, а скажите мне по секрету -вам        

                                        нравится быть артистами? А как вам кажется, это просто или сложно? Мне кажется, это очень сложно, ведь надо превратиться в другого человека или сказочное существо, надо научиться двигаться, разговаривать по-другому, надо научиться петь, танцевать. Давайте подарим гостям на прощанье песню про сказку, которым спектакль заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий сказки аленький цветочек

Сценарий сказки аленький цветочек...

Сказка "Аленький цветочек"

Сказка о том, как царевич Елисей отправился на поиски аленького цветочка...

Книжкина неделя по рассказам Е.Чарушина и сказке "Аленький-цветочек" В.Катаева "Ожившие герои сказок"

Конспект занятия по музыке для детей старшей группы "Ожившие герои сказок"...

Творческий проект «Знакомство со сказкой «Аленький цветочек»

Творческий проект «Знакомство со сказкой «Аленький цветочек»С продуктом проектной деятельности — созданием мультипликационного фильма.                 ...

8 марта в старшей группе по мотивам сказки "Аленький цветочек"

Сценарий праздника к 8 марта в старшей группе детского сада...