Авторская методическая разработка музыкально-дидактической игры «Волшебный штурвал» (для детей среднего, старшего возраста).
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

В эту игру мы можем играть на занятиях, на вечерах досуга, на праздниках.Перед тем как мы начинаем играть, я провожу небольшую беседу, где стараюсь развивать у детей познавательные способности: внимание и мышление. Мы живем на острове, ребята. Мы с тобой, ребята, из Кронштадта. Здесь морская слава начиналась. Эта слава флотом называлась

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_razrabotka_muzykalno.docx19.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Авторская разработка музыкально-дидактической игры

«Волшебный штурвал» (для детей среднего, старшего возраста)

Музыкальный руководитель ГБДОУ детского сада № 2 Фесенко Инна Юрьевна

 г. Кронштадт 2016 год

Цель: способствовать воспитанию любви и уважению к морской профессии.

Задачи:

1. Продолжение работы над развитием памяти и слуха.

 2. Работа над ритмическим слухом.

3. Способствование развитию песенного творчества.

4. Развитие гармонического слуха.

5. Развитие тембрового слуха.

 6. Работа над звуковысотностью.

Игра предназначена для детей, начиная со среднего возраста.

Игровой материал: колесо от штурвала, 7 ручек, карточки по числу играющих, на которых изображены: бушующее море, спокойное море, колокола большого и маленького размера, карточки с изображением музыкальных инструментов, флаг, который можно опускать и поднимать, карточки с ребусами. В эту игру мы можем играть на занятиях, на вечерах досуга, на праздниках. Перед тем как мы начинаем играть, я провожу небольшую беседу, где стараюсь развивать у детей познавательные способности: внимание и мышление.

Мы живем на острове, ребята. Мы с тобой, ребята, из Кронштадта. Здесь морская слава начиналась. Эта слава флотом называлась.

 Педагог: Дети, а наш город связан с моряками, с морем?

Дети: Да! Педагог:

Правильно ребята. Наш город можно назвать морскими воротами Санкт-Петербурга. Скоро мы с вами совершим путешествие на корабле, а чтобы управлять кораблем, что нам для этого нужно? Дети: Штурвал.

Педагог: Для этого нам его нужно будет собрать. Посмотрите, здесь висит колесо от штурвала, а чтобы его собрать полностью, надо показать свои знания и умения. Для этого необходимо взять одну ручку любую от колеса, посмотреть на картинку, которая на ней изображена и внимательно послушать вопрос. Итак, начинаем.

1 задание. Если ребенок взял ручку с изображением якоря, то я задаю вопрос «Вспомните песню, где бы упоминалось слово «якорь». Ребенок думает и предлагает свой ответ. Например, песни «Морской капитан», муз. Протасова, сл. О.Саар, сб. «Веселые картинки; «Моряки» муз. Шахина; «Люди-корабли» муз. Струве; «Бескозырка», сл. Зайцева, сб. «Северные песенки»; «Капитаны» муз. Бодренкова, сб. «Кем мы станем», Москва, 1982 г. Если ребенок затрудняется ему помогают другие дети. Затем мы исполняем песни, и после выполненного задания вставляем ручку в колесо штурвала. Далее выходит другой ребенок и выбирает тоже любую ручку с картинкой, но ручки должны лежать картинками вниз, чтобы ребенок их не видел. Взяв ручку, например, с картинкой рынды (колокол) спрашиваю у детей, что на ней изображено. Ребенок говорит колокол, а затем мы выясняем как его можно назвать по другому, по морскому, как он называется на корабле. Дети если затрудняются, я помогаю и читаю стихи. Рында ослепительна в праздники и будни, Рындой называется колокол на судне. Головой надраенной каждой час качая, Бьет она над палубой Время отмечая.

 Затем дается 2 задание. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок по заданию ребенка. Ребенок-ведущий отхлопывает ритм, а другой ребенок выкладывает его на фланелеграфе (длинные звуки – большими колоколами, короткие звуки – маленькими). Если ребенок справился с заданием мы вставляем вторую ручку. Так же все повторяется и в следующий раз, подходит следующий ребенок, берет ручку, но только задания варьируются по усмотрению музыкального руководителя и возможностями ребенка. Дети играют до тех пор пока не соберут штурвал. Как я говорила выше, количество ручек может быть разное, оно зависит от задания. Я предлагаю следующие варианты: Если на ручке нарисована тельняшка, я даю задание на развитие ребенка в творчестве (песенное, двигательное, музицирование).

Я говорю ребятам: «Сейчас я задам вам начало музыкальной фразы, а вы должны продолжить и закончить словом «тельняшка». Затем ребенок начинает музыкальную фразу, другой продолжает играя на металлофоне, или исполняет голосом. Теперь, если мы видим на ручке «поющего морячка» я предлагаю задание: «Сколько нас поет?» У меня лежат карточки с цифрами 1,2,3, дети старшей группы знают эти цифры, и они их должны поднять, если слышат один звук – поднимают 1, если 2 звука – 2, если 3 звука – 3. Детям средней группы в конце года даю карточки, где нарисованы 1 поющий морячок, 2 и 3 (дети с высоким уровнем). Так же это задание можно дать в движении. Если играю 1 звук – дети двигаются по одному, если 2 звука – в парах, если 3 звука – тройками.

Следующее 5 задание – «Настроение».

Я ставлю кассету «Театральные шумы» и предлагают детям послушать музыку. На ручке нарисованы волны, также сделаны карточки по числу играющих, на которых нарисовано спокойное море и бушующее. Если звучит музыка «Спокойное море» дети поднимают карточку с изображением спокойного моря, а если звучит «Океан» - поднимают карточку с изображением бушующего. Для детей с высоким уровнем в подготовительной группе усложняю задание, предлагаю отгадать ребусы на морскую тематику куда входят названия нот. Если какой- то ребенок захочет тоже отгадать ребусы, я даю карточки ему домой, где он может выполнить задание с родителями.

Следующее 6 задание. На ручке нарисована гитара. Я спрашиваю ребят, помнят ли они песню, в которой встречается слово гитара, они думают и вспоминают песню «Экипаж» Плешака. И тогда я им предлагаю поиграть в игру «Угадай, на чем играю». Моряки могут играть не только на гитаре, а и на других музыкальных инструментах. Когда звучит много инструментов, как мы можем их назвать одним словом? Оркестр. Затем играем. Ребенок- ведущий изображает игру на каком-нибудь из инструментов, а другие дети отгадывают. Например, играет на арфе, дети называют инструмент. С детьми средней группы в эту игру можем играть в облегченном виде. Ставим ширму, за которой лежат музыкальные инструменты. Ребенок играет на каком-либо из них, а другие дети отгадывают. В конце этого задания можем поиграть в оркестре. Если есть карточки с изображением музыкальных инструментов дети поднимают их ничего не говоря, а ведущий проверяет.

7 задание: Работа над звуковысотностью. На ручке нарисован флаг. Ребята, на корабле каждое утро происходит построение моряков, где поднимают флаг, а вечером его опускают. Я сыграю вам движение мелодии вверх и вниз, а вы должны будите показать, когда поднимается флаг (если движение мелодии пойдет вверх, и когда опускается, если движение мелодии идет вниз). Ребенок управляет веревочкой при поднятии и спуске флага. Эту игру мы можем использовать начиная с января месяца на музыкальных занятиях, собирая по одной ручке, у ребят появляется желание познавать дальше. Приближаясь к 23 февраля мы собираем весь штурвал и отправляемся на нашем корабле в плавание. Провожу тематическое занятие «Путешествие на корабле по Кронштадту». Корабль готов бороздить океаны! Постойте, ребята, ведь нет капитана! (выбираем капитана, и отправляемся в плавание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Роль семьи в воспитании детей среднего дошкольного возраста".

Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательно средой. В ней происходит первичная социализация личности. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляются в семье и детс...

Методическая разработка «Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества» для детей среднего дошкольного возраста.

Методическая разработка «Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества» для детей среднего дошкольного возраста. Цель: Воспитывать уважение к защитникам Отечества, чувство гордости за...

Авторская методическая разработка с использованием регионального компонента. Сказка для детей младшего дошкольного возраста "добрый Ёнко"

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут  в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчеркивать главное, индивидуальное в об...