Картотека музыкальных игр. "Творчество в игре на музыкальных инструментах"
картотека по музыке на тему

Гончаренко Дина Юрьевна

Материал для музыкальных руководителей ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

№ 57 «ДЮЙМОВОЧКА»

В картотеку игр педагогам

«ТВОРЧЕСТВО В ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ

ИНСТРУМЕНТАХ»

Подготовила:

Музыкальный руководитель Д.Ю. Гончаренко

г.Сургут

2017 год

В картотеку игр педагогам

«ТВОРЧЕСТВО В ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ

ИНСТРУМЕНТАХ»

Детское  инструментальное творчество включает: подбор мелодий по слуху; сочинение несложных мелодий, различных по жанру и характеру; инструментальные импровизации на основе имеющегося опыта инструментального музицирования.
Важнейшими условиями успешного инструментального творчества детей являются:

1.Владение способами звукоизвлечения и навыками игры на различных музыкальных инструментах;

2.Знание выразительных возможностей музыкальных инструментов, их тембров, особенностей звучания;

3.Определенный запас музыкально-слуховых впечатлений;

4.Наличие комплекса музыкальных и общих способностей (воображения, фантазии, образного мышления и др.)

Творчество  в игре на музыкальных инструментах у детей   младшего дошкольного  возраста может  проявляться в  простом, контрастном по характеру   звукоподражании:   редким   каплям   дождя    (тихая    звучность треугольника), раскатам грома (барабан, трещотка), стуку дятла (ложки) и т.д. 
В
средней группе дети могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию. В старшем возрасте задания усложняются. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений: контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например: птичка поет весело и грустно), контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба и т.д.) Такие парные задания заостряют внимание детей на необходимости передать определенное настроение в своей импровизации или сочинении, по-разному их эмоционально  окрасить.
Характер руководства педагога музыкальным творчеством зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одни дети нуждаются в детальном показе возможных творческих действий, постоянному наблюдению взрослого и помощи, другие действуют более самостоятельно.
Степень участия педагога в творчестве детей меняется и в зависимости от возраста воспитанников. Прямое участие необходимо, когда ребята овладевают первоначальными ориентировочными действиями (показ приемов звукоизвлечения в зависимости от характера мелодии, создание игровой ситуации, побуждающей к творчеству и т.д.). В дальнейшем педагог только поощряет детей, создает условия для них, поддерживает желание музицировать, отмечает удачно найденные мелодические интонации.
Творческое музицирование
К видам деятельности, освоение которых способствует творческому самовыражению каждого ребенка, можно отнести и творческое музицирование, в котором сочетаются свободное оперирование различными образами и звучаниями, элементы отдыха и созидания, получение удовольствия и удовлетворения. Творческое музицирование открывает уникальную возможность многоуровневого раскрытия индивидуальных проявлений в условиях совместной художественной деятельности детей друг с другом (в творческом диалоге).

Заинька, серенький

Цель: развивать чувство ритма и творческие способности.

Взрослый сажает ребенка на стульчик, рядом с которым лежат ложки, сам напевает:

Заинька, серенький в гости пошел,

Заинька, серенький ложки нашел (поднимает с пола деревянные ложки)

Ложки нашел да к дому подошел.

Тук, тук, тук.

Ребенок: Кто там?

Взрослый: Я зайка, серый попрыгайка, а ты кто?

Ребенок: А я волчишка, серый бочишка.

(ребенок может назваться и лисичкой, и лягушкой, и мышонком)

Взрослый: Ты, волчишка, серый бочишка, выходи

                  Да смело в ложки постучи!

Взрослый передает ребенку ложки и тот выстукивает на ложках любой ритмический рисунок. Взрослый хлопает в ладоши или играет на каком-либо инструменте, сопровождая ритмическую импровизацию ребенка.

Гроза

        Цель: способствовать развитию слухового внимания, творческого воображения, тембрового слуха.

Прежде чем разыграть такую музыкальную картинку, нужно предварительно, еще при первом знакомстве с соответствующими инструментами, наводить детей на мысль о возможности использования их для подражания дождю, грому, ветру, молнии. Будем задавать им вопросы: «На что похоже звучание этого инструмента? Что можно изобразить с его помощью? А на каком инструменте изобразить капельки дождя?»

Сначала попробуем изобразить дождь, которые начинается с редких капель (играть тихо на треугольнике или колокольчике), входит в силу и постепенно прекращается (можно изобразить внезапный дождь).

        Затем находим, как сделать порыв ветра (маракасы, погремушки), молнию (тарелки), раскаты грома (барабан).

        Разрабатываем «сценарий»: сначала – порывы ветра, которые можно изобразить с помощью маракасов, покачивая их из стороны в сторону и увеличивая силу звука с тихого до громкого. Нарастая до предельно громкого, звук также постепенно уходит на убыль.  Такое динамическое развитие должно быть у всех инструментов, участвующих в этой картинке. Важно соблюсти меру, чтобы картинка не превратилась в хаотический шум. Поэтому развитием «грозы» дирижирует взрослый, показывая каждому участнику вступление, изменение темпа и динамики. Издалека слышны раскаты грома (барабаны). Постепенно они приближаются (обычно гром постоянно не гремит, поэтому и барабаны вступают периодически).

        После первых раскатов грома падают редкие капли дождя (треугольник), вот они зачастили и превратились в ливень.

        Ветер усиливается: к маракасам присоединяются тарелки и бубен – пальцами обеих рук поочередно по мембране (также от тихого до громкого). Наконец сверкает молния: тарелки и трещотка-кастаньеты.

        После кульминации гроза идет на убыль и постепенно затихает. И снова сияет солнце, пастушок играет на дудочке

Сравниваем

        Цель: развивать фантазию и воображение в процессе знакомства с тембром различных музыкальных инструментов.

        Возьмите металлофон. Научите ребенка молоточком легко ударять по пластинкам инструмента. Пусть ребенок прислушается к звучанию каждой пластинки. Теперь спросите ребенка, чем отличается звук металлофона от звука барабана? Есть ли в звуке барабана такая же звонкость и тягучесть? Есть ли металлический или «хрустальных» призвук? Можно ли суховатый, щелкающий звук барабана заменить звуком металлофона? И, наконец, как отличается звук барабана и металлофона по высоте? Покажите ребенку схему и спросите, где изображена высота звуков барабана, а где металлофона.

1. _____                                                           2. __   __  __  __  __  __  

               ______

                            ______

                                        ______

Кукушка

        Цель: развивать воображение при игре на металлофоне.

        Побеседуйте с ребенком о кукушке. Спросите, пение какой птицы мы всегда узнаем и не спутаем с другим? Песня кукушки короткая, всего из двух звуков. Возьмите металлофон и найдите на нем пластины «соль» и «ми». Попросите ребенка подобрать

песню кукушки. Выясните, как нужно сыграть: «ми-соль» или «соль-ми»? пусть ребенок сам прислушается и ответит. Теперь прочитайте стихотворение М.Джалиля «Кукушка»

Тихо в лесу, лишь звучит в отдаленье

Птицы какой-то грустное пенье:

-Ку-ку! Ку-ку!

Это кукушка кричит на опушке,

Сидя на высохшей дуба верхушке:

-Ку-ку! Ку-ку!

Пела б кукушка веселые песни,

Если  птенцы ее были с ней вместе.

-Ку-ку! Ку-ку!

        Спросите ребенка, какое настроение вызывает это стихотворение. Пусть он выразительно прочитает его грустным голосом, с грустной мимикой, в медленном темпе. Затем попросите сделать то же самое. Заменив слова «ку-ку» звуками металлофона «соль-ми». Можно несколько раз повторить игру. Чтобы получилось настоящее произведение, предложите ребенку сочинить небольшое инструментальное вступление и заключение к стихотворению. Вступление и заключение можно сочинить и на других музыкальных инструментах, например, на ксилофоне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"

Презентация  на тему: "Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"...

Речевые игры с музыкальными инструментами и инструментами из бросового материала для детей дошкольного возраста

Речевые игры с музыкальными инструментами и инструментами из бросового материала ...

Презентация музыкальная дидактическая игра"Кто играет на музыкальном инструменте?"

Игра - презентация. Закрепляет знание детей музыкальных инструментов. Закрепляет знание и  умение называть специальности музыкантов, их музыкальную профессию....

Картотека. Приёмы обучения детей игре на музыкальных инструментах.

Подборка игр для обучения детей  игре на музыкальных инструментах....

картотека "Игры с музыкальными инструментами"

картотека составлена  с целью развития  навыков игры на музыкальных  инструментах  в самостоятельной   игровой деятельности...

Воспитание музыкальности у дошкольников посредством игры на музыкальных инструментах

Консультация для родителей , в которой рассказывается о пользе игры на детских музыкальных инструментах, даются рекомендации в зависимости от возрастных особенностей детей....

Рабочая программа по музыкальному воспитанию "Весёлые нотки" (игра на музыкальных инструментах)

Рабочая программа по обучению детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах...