картотека "Игры с музыкальными инструментами"
картотека

Борисова Елена Владимировна

картотека составлена  с целью развития  навыков игры на музыкальных  инструментах  в самостоятельной   игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_muzykalnymi_instrumentami.docx30.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    Картотека игр с музыкальными инструментами

                                                       Составитель: Борисова Елена Владимировна
                         музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория
                         МКДОУ детского сада «Тополек» комбинированного вида
                         Маслянинского района Новосибирской области

Цель:  развивать навыки игры на музыкальных  инструментах  в самостоятельной
            игровой деятельности

         

                                  СТРУННЫЕ, ДУХОВЫЕ, УДАРНЫЕ

                               Старший возраст. Играют 10 и более человек.

Цель: закрепление  знаний о группах музыкальных  инструментов через ориентировку
          в пространстве.

                                        Ход

   Обозначить три зоны, которые получают названия: струнные, ударные, духовые. Игроки становятся в центре зала. Водящий называет музыкальный инструмент (или показывает картинку) и считает до пяти. За это время каждый из играющих становится в ту зону, которая, по его мнению, соответствует группе музыкальных инструментов. Побеждают те, кто ни разу не ошибся.

                                    Условия.

    1. Нельзя менять зону, в которую пробежал.

    2. Тот, кто не успел добежать до круга, получает  штрафное очко

                          Игра «Веселый бубен»

                         Средний, старший возраст


Задачи:
 - развивать навыки игры на инструменте;

               - развивать чувство ритма и творческую инициативу;

                                        Ход игры:

  Дети встают в круг.

1 часть музыки – передают бубен из рук в руки и говорят:

                           Ты катись веселый бубен, быстро, быстро по рукам,

                          У кого веселый бубен, тот в кругу попляшет нам.

2 часть музыки – ребенок с бубном танцует в кругу,  все хлопают

                                 Игра продолжается

             

                                       «Игра с бубном»

                          (средний, старший возраст)

Задачи: способствовать проявлению фантазии, творчества, ритмичности

                             Ход игры:

   Дети встают врассыпную. У одного ребенка (ведущего) бубен, на котором он играет. Под веселую музыку дети танцуют ( кто как хочет), с окончанием музыки замирают в разных позах. Ведущий выбирает того, чья поза ему больше понравилась и отдает ему бубен.
Варианты:

А.  Педагог играет на фортепиано. Ведущий с бубном проходит мимо детей и «играет на них» (по спинке, коленке, локтю, руке). Ведущий должен стараться играть ритмично. Затем отдает бубен тому ребенку, который оказался последним в его игре.

  Б. Ведущий без бубна. У всех детей бубны. Они танцуют, с окончанием музыки замирают в любой позе. Ведущий проходит мимо них и играет на их бубнах. Он должен стараться играть ритмично, без пауз; возможно, ему придется быстро пробежать от одного ребенка до другого.


 
В. Проговаривать стихотворение и играть на бубнах.

              Пере-звоны, пере-клики,

              Пере-стуки, пере-бряк!

              Бубен, бубен, превеликий!

              Ты шутник и весельчак! (Э.Огнецвет)

  Г.  Проиграть на бубнах и прочитать стих цепочкой, то есть один ребенок произносит
      только одну строчку или слово.

                                «КТО СКОРЕЕ»

             Подвижная игра для старшего дошкольного  возраста                            

Задачи: - Развивать внимательность, самостоятельность,  творчество, двигательную
               активность;
              - развивать навыки  различных приемов игры на музыкальных инструментах;
             -  развивать навыки  ориентировки  в пространстве;

              -  развивать чувство ритма в процессе восприятия музыки.

                                                        Ход игры

      Дети встают в круг. Выбирается ведущий из желающих детей. Можно применить
 считалку.
 Ведущий берет  любой инструмент (бубен, барабан и т.д.), встает в центр круга и играет под музыку на выбранном инструменте.  Дети в это время поворачиваются друг за  другом и двигаются подскоками по кругу. Когда музыка прекращается, ведущий перестает играть, дети поворачиваются лицом в круг, хлопают в ладоши и поют следующие слова: «
Прыгать сам ты начинай, между нами выбирай

В это время ведущий двигается подскоками внутри круга и подыгрывает на инструменте. На последнем слове он останавливается возле пары детей и протягивает инструмент  между ними. Пара должна развернуться спинами друг к другу. Остальные дети говорят следующие слова: «Раз, два, три – беги!» После этих слов, выбранная пара бежит по кругу, каждый в свою сторону. Кто первым добежит до инструмента  и заденет его, тот становится новым ведущим. Новый ведущий может выбрать новый инструмент и игра повторяется с начала.

                     «Музыкальный магазин».

                   Старший дошкольный возраст

Цель: - развитие чувства ритма, творческих способностей детей.

                                            Ход игры

Из числа играющих выбирается «Покупатель» и  «Продавец».

«Покупатель» просит прослушать звучание  инструмента, который он хочет купить. Ребенок, исполняющий роль продавца играет на этом инструменте  несложный ритмический рисунок и предлагает покупателю попробовать самому звучание выбранного инструмента.

«Покупатель» повторяет за «продавцом» ритмический рисунок.

Если ритм повторяется правильно, то инструмент считается проданным.

                                         Игра - танец  с бубнами

                                    старший дошкольный возраст

Задачи: - приучать детей различать малоконтрастные части музыки и их

                динамически изменения.

                                     Описание игры-танца:

Дети стоят в трех – четырех  кружках, держась за руки. В центре каждого

кружка ребенок с бубном – «музыкант».

На первую часть музыки «музыканты» легко ударяют в бубны. Дети легко бегут вправо, (при повторении бегут влево).

На вторую часть музыки  на сильную долю каждого такта «музыканты» ударяют в бубны,  дети, стоящие в кружках, делают хлопки в ладоши.

На изменения музыки «музыканты» кружатся, подняв бубны вверх. Дети в кружках отбегают назад (спиной), расширяя свой круг, затем сужая круг, возвращаются на свои места.

Далее дети в кружках опускаются на одно колено и закрывают глаза.

Дети с бубнами легко обегают свои кружки снаружи и с  окончанием музыки кладут бубен за спиной какого-нибудь ребенка. Получивший бубен  становится музыкантом. Игра повторяется.

Методические указания: Для разнообразия ударов в бубен можно показать различные приемы игры или предложить детям самим придумать, как они будут играть на бубне.

                                            «Балалайка» 

             Коммуникативная игра с пением для детей  старшего возраста

Задачи: - развивать коммуникативные навыки используя прием игры на   балалайке

                                                Ход игры

Играющие образуют круг. В центре круга - ведущий с бутафорской балалайкой в руках имитирует игру на балалайке.

Играющие, держась за руки, идут хороводным шагом и поют:

                        «Я по улице гуляю, в балалаечку играю

                        Ну-ка, бала – балалайка, себе друга выбирай-ка!»

Все останавливаются, поворачиваются лицом в круг. На повторение 3-4 тактов (без пения) ведущий выбирает из числа играющих «друга», берёт его за руку и выводит в центр круга. На проигрыш все хлопают в ладоши, а ведущий с «другом» выполняют любые знакомые танцевальные движения.

Играющие берутся за руки и начинают игру с начала. Ведущий и его «друг» уже вдвоём идут противоходом внутри круга и имитируют игру на балалайке. На повторение 3-4тактов (без пения) и ведущий и его «друг» выбирают себе новых «друзей».

В следующем повторении игры уже 4 человека приглашают играющих, дальше – 8 человек. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не будут вовлечены в танцевальную импровизацию.

                                     «Ежик и барабан»

                младший, средний дошкольный возраст

Цель:  развитие коммуникативных  навыков, чувства ритма.

Ход игры

Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.

                 С барабаном ходит ежик, бум - бум - бум!

                Целый день играет ежик, бум - бум - бум!

               С барабаном за плечами, бум - бум - бум!

              Ежик в сад попал случайно, бум - бум - бум!

             Очень яблоки любил он, бум - бум - бум!

             Барабан в саду забыл он. бум - бум - бум!

             Ночью яблоки срывались, бум - бум - бум!

             И удары раздавались, бум - бум - бум!

             Ой, как зайчики струхнули! Бум - бум - бум!

             Глаз до зорьки не сомкнули, бум - бум - бум!

                                        «ДОБРЫЙ МАСТЕР»

                   (песня-игра, автор - Ирина Евгеньевна Костина)

Цель : развитие  внимания, выдержки, ритмической памяти и умения играть в
            ансамбле.

                                                Ход игры

Детям раздаются бубны, деревянные ложки, колокольчики. Звучит песня, в припеве которой, дети играют на предложенных детских музыкальных инструментах, но согласно тексту песни и его ритму.

                    1.  Добрый мастер в сказке славной инструменты мастерил.

                        Ложки, дудки, погремушки детям с радостью дарил.

    Припев: Тук-тук, ложки в руки, Тук-тук, туки-туки,

                  Тук-тук, поиграйте, от меня не отставайте.

                 Тук-тук, ну-ка вместе. Тук-тук, эту песню

                 Тук-тук, посмелее, тук-тук, веселее,

            2. Добрый мастер в сказке славной даже бубны вырезал.

                Песенки припев забавный он всё время повторял

    Припев: Шлёп, шлёп, бубен в руки, Шлёп, шлёп, туки-туки,  

                     Шлёп, шлёп, поиграйте, от меня не отставайте.

                     Шлёп-шлёп, ну-ка вместе. Шлёп-шлёп, эту песню

                    Шлёп-шлёп, посмелее, шлёп-шлёп, веселее,

                3. Добрый мастер в сказке славной инструменты мастерил

                   Колокольчики-звоночки детям с радостью дарил.

    Припев: Дзынь- дзынь, пошумите, дзынь– дзынь, позвените,

                  Дзынь– дзынь, поиграйте, от меня не отставайте.

                  Дзынь– дзынь, ну-ка вместе, дзынь – дзынь, эту песню

                  Дзынь– дзынь, посмелее, дзынь– дзынь, веселее!

              4. Добрый мастер в сказке славной очень музыку любил

                 Музыкальных инструментов много детям подарил.

  Припев: Тук-тук, ложки в руки, тук-тук, туки-туки,

                 Динь-динь, погремушка, динь-динь возле ушка.

                Шлёп-шлёп, ну-ка вместе. Шлёп-шлёп, эту песню

                Дзынь – дзынь, посмелее, дзынь – дзынь, веселее!

Во время проигрыша ритм может быть изменён. Звучат ритмические импровизации детей.

                                                «Ой, люли»

                                  Игра для младших дошкольников

Цель: развитие коммуникативных навыков через имитацию движений и приемов
           звукоизвлечения

                                  Ход игры

Дети с воспитателем  проговаривают текст и имитируют игру на  инструментах

                             Ой, люли, та-ра-ра! Хороша у нас игра (Хлопают в ладоши.)

                             Прилетели утки («Машут крыльями»,)


                           Заиграли в дудки («
Играют на дудочке»)

                            Прилетели гуси («Машут крыльями»)

                            Заиграли в гусли («Играют на гуслях».)

                            Прискакали зайки (Прыгают, как зайки),

                            Взяли балалайки («Играют на балалайках»)

                             Козы пляшут, хвостиками машут (приседают и встают),

                             Идут бараны, бьют в барабаны (шагают на месте)

                             Тра-та-та, тра-та-та! Хороша у нас игра!  (хлопают в ладоши)

                                      «Заяц в лесу»

                                  СКАЗОЧКА – ШУМЕЛКА

    Воспитатель произносит текст. Дети по тексту инструментам изображают героев.

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ).

Испугался заяц и бежать. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)

 Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ).

 Бросился заяц бежать. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро).

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

 (НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)) А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца - и скок в воду. (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ).

Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так и смело поскакал обратно в лес. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно).

 Воспитатель: «Какие мы молодцы, как у нас все хорошо получилось. Давайте теперь ещё сыграем в игру «Веселый дирижер». Я буду по очереди поднимать флажки: красные, синие, желтые, зеленые, а ребятки у кого круг такого цвета будут играть на своем инструменте». Раздаем детям разноцветные круги и начинаем игру. Со временем можно усложнять игру: поднимать несколько флажков, просить стать дирижером детей по очереди, к определенному цвету привязывать определенные музыкальные инструменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Консультация для воспитателей "Музыкальные инструменты.История возникновения и группы музыкальных инструментов."

Данное пособие знакомит с историей возникновения муз. инструментов, группы муз. инструментов. ...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Мастер – класс для родителей «Музыкальные инструменты. Изготовление шумовых музыкальных инструментов»

Обучение родителей методу изготовления шумовых инструментов в домашних условиях...