Консультация для воспитателей "Музыкальные инструменты.История возникновения и группы музыкальных инструментов."
консультация по теме

Черник Ирина Николаевна

Данное пособие знакомит с историей возникновения муз. инструментов, группы муз. инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_dlya_vospit_muz_instrumenty.docx77.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 91»

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ « МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ГРУППЫ МУЗ. ИНСТРУМЕНТОВ»

                                                                                                                     

Подготовила:                                                                                музыкальные  руководители:                                                                                

Черник Ирина Николаевна

Шафигуллина Радмила Ильдаровна

                                       

                                          2015г

КАКИМ БЫЛ ПЕРВЫЙ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

   Как вы думаете,каким был первый музыкальный инструмент?

Возможно,это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил

по нему, и дерево зазвучало. Сначала человек немного испугался - звук совсем не похож ни на его собственный голос, ни на крик зверя.Но, потом освоился с необычайным деревом. Человек ударил понему, то ускоряя, то замедляя темп: Бум - бум - бум ! Бум ! Бум!Мелодию на нем, конечно, не сыграешь, зато можно подать сигнал.Правда,для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. Ипервобытный музыкант сделал инструмент поменьше, чтобы братьс собой.Взял кусок древесины и выдолбил его. К тому временимузыкант уже понял, что полые (пустые внутри) предметы издаютзвук, если по ним ударять. Так, например, звучит пустой, твердый,

высохший плод, высохший череп животного.

А однажды за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Просто хотел высосать изкости мозг и ничего больше. Звук, походил на птичий свист,пронзительный и громкий,куда громче, чем глухое бормотаниевыдолбленной деревяшки.Неужели полую кость и кусок выдолбленной древесины ужеможно считать музыкальными инструментами? Оказывается, можно.

   Из одного полого предмета извлекаешь глухой звук, из другого -

более звонкий; если дуть в длинную кость, звук получится низкий,а если в короткую - высокий . Тетива лука, когда пускаешь стрелу, тоже звенит. И звенит по - разному, смотря по тому, как она натянута- сильнее или слабее.

Так появилась мелодия, а вместе с мелодией – музыкальный инструмент. Можно сказать, что тетива лука, полая кость и выдолбленное дерево родоначальники всех музыкальных инструментов. И хотя с тех пор прошло уже много - много лет, все известные в наше время музыкальные инструменты делятся на три группы: струнные, духовые и ударные.

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

   Давайте в последний раз вспомним первобытного музыканта: вот он сидит на земле и камнем ударяет по твердой скорлупе какого-нибудь плода.

Тук-тук!Тук-тук! А теперь попробуем перенестись в наше время. По улице идет мальчик и,забыв обо всем на свете, ведет палкой по забору. Трак - трак -трик- трак! Скачет палка по штакетнику. А вот еще пример из прошлого:на деревенской улице появляется барабанщик или посыльный, сейчас

он остановится на перекрестке, ударитв барабан, висящий у него на

груди - тр- р - р! - и объявит сельские новости. .

   Во всех этих трех примерах звукизвлекали,ударяя по какому-нибудь предмету. Но где же сами музыкальные инструменты? Если перед началом концерта посмотреть на сцену, то там, в самой ее глубине, вы увидите большие барабаны. А за ними подвешенные трубочки, металлические прутки,согнутые в виде треугольников, громадные медныетарелки.Все это тоже музыкальные инструменты, ведь иначе бы им не попасть в оркестр!

Ну, хорошо, скажете вы, и все-таки мелодию на них не сыграешь, как, например, на скрипке или гобое.

   Тем не менее, в оркестре они незаменимы. Ударные инструменты делятся на две группы: первая- с определенной высотой звука, вторая - с неопределенной высотой звука.

   К инструментам с определенной высотой звука относятся литавры. Настроить их можно только на один какой - то звук. После того, как литаврист ударит в литавры, ему приходится настраивать свой инструмент, но уже на другой звук. Внешне литавр больше всего напоминает котел, открытая часть которого затянута кожей (обычно свиной). Для получения звука в нее ударяют колотушкой.

   Если вспомнить черепаший панцирь маленького Гермеса, то не

трудно догадаться, что котел - вот именно! - это корпус литавр, Изготавливают его из меди,латуни или алюминия. Как видите, литавры - настоящий музыкальный инструмент!

   Настраивать можно даже подвешенные в металлической или

деревянной раме латунные или стальные трубочки, этот инструмент

называется колокола. По ним ударяют деревянным молотком, и звук

получается словно колокольный звон. Кстати, это нам напомнило,

что колокол тоже музыкальный инструмент. Но вносить его в оркестр нелегко!Случалось, правда, что дирижер заставлял ударять в колокол, когда этого требовало музыкальное произведение.

   Музыкальные инструменты, которые нельзя настраивать

(с неопределенной высотой звука), используют для ритмических акцентов и ведения ритма. Иногда они выступают и как солирующие. В джазовом оркестре очень важным, например, инструментом является барабан.

А вот еще один инструмент -металлический прут, изогнутый в форме треугольника, он так и называется - треугольник. У него нежный, серебристый голосок, всегда хорошо слышный в оркестре. И хотя ударные - довольно простые инструменты, как мы уже говорили, в оркестре они совершенно незаменимы

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

   Современные флейты делают из дерева, а иногда из металла. У флейты есть маленькая сестренка - малая флейта, или, как чаще ее называют флейта - пикколо. Ее резкий, тоненький голосок выделяется в оркестре и иногда напоминает трели певчей птички.

   Вам, конечно, уже понятно,отчего у флейты - пикколо такой высокий голос: потому, что трубка пикколо короткая. А самый низкий голос у фагота. У него такой же, как у гобоя, двойной язычок, а голос низкий потому, что фагот очень длинный. Поэтому его сложили, точно вязанку дров

(по-итальянскиfagotto -значит "связка" , "узел"). А есть еще и другой фагот, с еще более низким голосом - контрфагот. Представляете,какой длинный! На

фаготе тоже есть клапан, с их помощи извлекают высокие и низкие звуки.'

Фагот может звучать очень напевно или приглушенно, ворчливо или

насмешливо.

   Гобой происходит от древнейсвирели и от старинного инструмента - зурны, которая и в наше время звучит на Кавказе и во многих странах Азии. Красивый, словно приглушенный звук гобоя напоминает также звучание другого народного духового инструмента- жалейки, издавна распространенного в России, Белоруссии, Литве.

Кларнет обладает теплым, сочным звуком. Слово кларнет в переводе с латинского означает "ясный".Кларнет занимает видное место в оркестре. В камерных ансамблях он часто звучит рядом с флейтой.

А кто из вас не знает трубы? Да' разве найдется хоть один человек, который никогда не слышал голоса трубы? Не думаем! И все - таки стоит сказать хотя бы несколько слов об этом популярном инструменте. Труба - инструмент азиатского происхождения. В Европу ее привезли арабы. Долгое время труба оставалась совершенно прямой или чуть - чуть изогнутой, и только позднее ей придали свернутую форму. Сначала из-за сильного воинственного голоса ее использовали в военных походах. Великий итальянский композитор Монтеверди ввел трубу в оркестр. А для того, чтобы легче было играть мелодию, на ней поместили вентили. С их помощью можно изменять длину трубки и получать звуки, различные по высоте. А вот другая труба, без вентилей называется тромбон. У него тромбона есть дополнительная трубка, выдвигая которую, музыкант увеличивает объем воздуха и тем самым меняет звук. Трубу изготавливают из латуни. Громкий голос трубы иногда приглушают, для этого в раструб инструмента вставляют сурдину из дерева или металла.

ПАНЦИРЬ ЧЕРЕПАХИ

   Древние греки, которые всё созданное приписывали богам, примерно так рассказывают о появлении лиры. Бог Гермес,когда был еще младенцем, похитил у своего старшего брата Апполона коров. Из их кишок он сделал струны, а потом, пойма черепаху, натянул струны на черепаший панцирь.       Апполон рассердился на Гермеса. Гермес, чтобы помириться с братом подарил ему лиру, это

удивительно сладкозвучный инструмент. "Голос ее так понравился Апполону,что он сменил гнев на милость, и вскоре лира стала его любимым музыкальным инструментом.

   Если вы внимательно прочитали легенду, то, наверное, заметили, что струны лиры натянуты. Вы уже знаете, для чего это нужно: натянутую струну можно заставить звучать, так же, как тетиву лука. А вот панцирь черепахи - это уже новость! Зачем этот выпуклый панцирь?Дело в том, что струны сами по себе звучат слабо, а панцирь усиливает их звучание. Каждому из вас это легко проверить. Возьмите коробочку из-под гуталина,. просверлите в крышке отверстие, потом проденьте шнурок и тихонько за него

подергайте.Коробочка усилит звучание шнурка, послышится дребезжащий звук.

   Черепаший панцирь - это корпус лиры.По-другому он называется - резонансный ящик, ему передаются колебания струн. Он усиливает звуки и делает их красивее.

   Таким же популярным инструментом, как лира,былалютня. В старой Венгрии на лютне играли певцы-сказители.

ОРГАН

   Древнегреческий механик Ктесибий изобрел водяной насос и,

испытывая его, обнаружил, что насос поет. Ктесибий объединил несколько насосов - и получился музыкальный инструмент, который он назвал - гидравлос (гидр - по -rpечески "вода", авлос - "трубка","свирель", "флейта").

Гидравлос Ктесибия имел всего 18 трубок. А сколько было возни с этим музыкальным инструментом, работающим с помощью воды!

   В дальнейшем мастера - изобретатели немало потрудились над усовершенствованием гидравлоса. В первую очередь изменили способ извлечения звука. В трубкевместо воды стали вдувать воздух. Звук сделался более равномерным, устойчивым, красивым. Но играть на этом инструменте стало намного сложнее. Количество труб увеличилось до нескольких сотен. Изменилось и название. Новый инструмент стали назвать "орган",что

по-гречески означает "орудие" , "инструмент". Появился сложный механизм управления органом, так называемый исполнительский пульт с клавиатурой.

Такой, как у современного фортепьяно и рояля. Каждая клавиша заставляла звучать одну из трубок. Но пальцев рук не хватало. Прибавили огромные педали - клавиши под исполнительским пультом - для самых низких звуков (басов) - и стали играть одновременно руками и ногами. Потом появились

дополнительные клавиатуры мануалы. Они ступеньками спускались к краю исполнительского стола, а над ними располагалась множество ручек и кнопок - регистры. Одним таким регистром можно одновременно включить 1О труб и трубочек органа. Другие регистры меняют темп, т.е.характер и окраску звука. Тембры у органа самые различные. По желанию исполнителя они становятся похожими на флейту или гобой, на скрипку или виолончель.

   На протяжении нескольких веков орган считался самым крупным и величественным из всех существующих на свете музыкальных инструментов. Да и в наше время нет ему равных по величине и мощности звучания. I

ИГРАЙ, МОЯ ДУДОЧКА

   А теперь вспомним первобытного музыканта, который однажды подул в кость. Ведь он не бросил кость в сторону, а, как только пришел в себя от испуга, превратил ее в духовой инструмент. Назовем его флейтой, кларнетом, гобоем, трубой, фаготом или дадим ему множество других имен, главное, что у всех этих инструментов есть одно общее свойство, на которое обратил

внимание и первобытный музыкант:звучать трубку заставляет

колеблющийся в ней воздух.

   Позднее человек просверлил в трубке(кости) отверстия и стал

извлекать различные звуки - низкие и высокие. Спустя некоторое время из тростника сделали язычок ивставили в отверстие трубки.Колеблясь,язычок заставлялколебаться воздух, находящийся в трубке, и она звучала. Этот

инструмент стал родоначальником кларнета. Когда же в трубку поместили два плотно соединенных язычка, появился новый инструмент - прародитель гобоя. Как видите, у духовых инструментов довольно простое устройство. Если вы увидели в оркестре флейту, то,наверное, уже заметили, как много на ней клапанов. Нетрудно узнать ее мягкий, как бы шепчущий голосок с нежными переливами. Обратите внимание, что флейтист, прикладывая губы к боковому отверстию флейты, вдувает воздух. Так он извлекает из инструмента звук. Дело в том, что внутри флейты, как в каждой пустой трубке, находится воздух. А когда столб воздуха приходит в движение,раздается звук. Если укоротить трубку (как укорачивают струну скрипки), звук получится выше. Но как ее укоротить? Надо просверлить в ней отверстие. А закрывают эти отверстия клапаны. Флейтист, нажимая на клапаны, изменяет длину столба воздуха в трубке. Но ведь отверстия можно закрывать и пальцами, скажите вы, например, какна дудочке. Что ж, вы

совершенно правы. Когда - то отверстия действительно закрывали пальцами. Но,наверное, вы заметили, что современная флейта гораздо длиннее дудочки, так что пальцами не дотянешься до всех отверстий, да и не закроешь их достаточно плотно. Поэтому на флейте сделали клапаны.

    Сколько творческой фантазии проявили современные композиторы, чтобы расширить возможности музыкальных инструментов! Музыку писали для исполнения на ... цепи, бензиновой бочке и даже пишущей машинке! В первый момент это может показаться смешным, но надо понять, что это служит серьезной цели - ввести в оркестр как можно больше новых голосов. Как видите, человек с древности стремился к музицированию. На протяжении тысячелетий люди выдалбливали, вытачивали, изобретали и совершенствовали музыкальные инструменты, старались извлечь из них все более красивые или необычные звуки. А теперь, когда мы приходим в концертный зал, включаем радио, магнитофон или ставим пластинку, мы слышим прекрасную музыку. Музыку,которая, как считали древние греки, делает человека бессмертным.Слушайте и любите музыку. Внимательнее приглядывайтесь к музыкальным инструментам, ведь этоплоды человеческого ума и таланта. Постарайтесь научиться различать из. Вы увидите, какую это принесет вам радость! Но самая большая радость – научиться самим на них играть

   На примере симфонического оркестра мы пронаблюдаем 3 группы муз. инструментов.( прослушивание Вивальди и беседа о прослушенном материале)

   Предложить поиграть  оркестр для детей  «Овощной огород»  с  использованием интер. доски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Музыкальные инструменты и виды оркестра"

Рас        Интересное занятие  о музыкальных инструментах и видах оркестра....

Консультация для родителей:"Что нужно знать о детских музыкальных инструментах"

Данный материал  для ознакомления родителей,воспитателей с необходимостью  использования,значением  и группами детских музыкальных инструментов....

Презентация музыкального занятия по теме "Основные группы музыкальных инструментов"

Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и основано на имеющемся музыкальном опыте детей. Функция занятия - закрепление материала по теме "Основные группы музыкальных инстр...

Консультации для родителей "Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах"

Игра на инструментах:• расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников; • повышает к ней интерес; • способствует развитию музыкальной памяти, внимания; • помог...

Консультация для воспитателей. Тема: "Обучение детей игре на музыкальных инструментах" (старшая группа)

На музыкальном занятии у детей воспитывается любовь и интерес к музыке. У детей развиваются музыкальнеы способности: отзывчивость на музыку различного характера, звуковысотного характера. Формируются ...

Консультация для родителей "Как привить ребёнку интерес к музыкальному инструменту"

Как привить ребёнку интерес к музыкальному инструменту...

Конспект музыкального занятия в младшей группе "Музыкальные инструменты"

Различать характер музыкальных произведений,выполнять соответствующие движения.Формировать певческие навыки.различать тембры музыкальных инструментов.Формировать навыки игры на детских музыкальных инс...