Музыкально-дидактические игры
картотека по музыке (старшая группа) на тему

Баева Инна Ивановна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didiktich.docx494.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»      

Подготовила: Баева Инна Ивановна

музыкальный руководитель

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО»

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола) (рис. 14).

Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Игра проводится в свободное от занятий время.


«СТУПЕНЬКИ»

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

В игре участвует несколько детей.


«НАЙДИ НУЖНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»

Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

.   Игра проводится в свободное от занятий время.

«УГАДАЙ КОЛОКОЛЬЧИК»

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай»)  различного звучания.

Ход игры. Ребенок-ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке:  красный  кружок — на  нижней, если звенит  большой колокольчик; желтый — на средней, если звенит средний колокольчик,; зеленый — на верхней, если звенит маленький колокольчик.

Играют несколько детей. Игра проводится во вторую половину дня.

Примечание. Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети располагают кружки-ноты на трех линейках

«ПОВТОРИ ЗВУКИ»

Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный —«дан», зеленый —-«дон», желтый —«динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков  (на каждой по одному); металлофон.

Ход игры. Воспитатель-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет do первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

«ПРОГУЛКА»

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки   (с обратной  стороны  карточек  приклеена  фланель).

Ход игры. Содержание игры соответствует аналогичной игре, проводимой в младшей группе (см. с. 28), но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок — выложить на фла-нелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие — частым. Например: «Таня взяла мяч,— говорит воспитатель,— и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.

 «Пошел частый, сильный дождь»,— продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

«НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Мой   рассказ   вы   можете   продолжить   или   придумать, свой рассказ». Игра проводится во второй половине дня.

«ОПРЕДИЛИ ПО РИТМУ»

Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские  музыкальные  инструменты — группа   ударных   (ложки,

угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).

«УЧИТЕСЬ ТАНЦЕВАТЬ»

Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

«ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ»

Игровой материал. Мольберт, карточки с изображением коротких и длинных звуков (см. игру «Прогулка»,), детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола).

Ход игры. Воспитатель-ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок должен выложить его карточками на мольберте..

Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий  будет  выкладывать  ритмический  рисунок  на  столе.

«ОПРЕДЕЛИ ИНСТРУМЕНТ»

Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента  по два),  колокольчик,  четыре деревянные ложки.

Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

Игра проводится в свободное от занятий время.

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ»

Игровой материал. Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе .находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Игра проводится в свободное от занятий время.

«ГРОМКО – ТИХО ЗАПОЕМ»

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается. по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игру можно провести как развлечение.

«СЛУШАЕМ МУЗЫКУ»

Игровой материал. 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), проигрыватель с пластинками.

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.

«ПТИЦЫ И ПТЕНЧИКИ»  

Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки    (3—4    большие    птицы    и    3—4    птенчика,  

Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и   высокие  звуки,  например,  до  второй  октавы.  Дети,  которые  держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит do первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

                 « НАШ ОРКЕСТР»

Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инструменты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, угольники), большая коробка.

Ход игры. Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает их детям (предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется.

Эта игровая ситуация может быть использована на утреннике. После «творческой» игры детей воспитатель предлагает послушать, как играет оркестр детей старшей группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие представлений о различном характере музыки...

Музыкально-дидактическая (авторская) игра "Солнечные лучики"

Музыкально-дидактическая (авторская ) игра "Солнечные лучики" для тетей старшего дошкольного возраста....

Музыкально-дидактическое пособие "Играйте музыку и будьте здоровы"

Пособие направлено на воспитание бережного отношения к природе, к предметам русской культуры,  влияющих на здоровье человека....

Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.

Важнейшем средством развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактическим игры, позволяющие в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры...

"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...