"Колокольчики мои"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Логачева Анна Юрьевна

Конспект интегрированного занятия длястаршей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolokolchiki_moi.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Колокольчики мои»

Конспект интегрированного занятия

для детей старшей группы.

Воспитатели: Логачева Е.Н., Плетнева Л.А.

Музыкальный руководитель: Логачева А.Ю.

Программное содержание:

  • продолжать знакомиться с русской культурой,
  • воспитывать уважение и гордость за русских мастеров, создававших памятники культуры,
  • продолжать воспитывать чувство патриотизма и уважения к истории России, дальнейшее совершенствование вокально-хоровых, аналитических, импровизационных, слушательских навыков на основе музыкально-художественных образов.

Музыкальный материал:

  • «Колокольчик мой хрустальный» муз. Д. Тухманова, сл. Ю.Энтина,
  • «Русская сторонка» сл. В. Бредиса, муз. Е Филипповой,
  • Валерий Гаганин Красный звон г.Владимир,
  • Ансамбль звонарей Покровской церкви Погребальный звон г.Рыбинск,
  • Андрей Федорычев, Алексей Фокин Торжественный звон г. Ярославль.

Литературный ряд:

  • Ф. Глинка, Отрывок из стихотворения «Тройка»,
  • В.Степанов «Суздаль»,
  • С. Есенин «Колокол дремавший».
    Материалы и оборудование
    :
  • медиа-проэктор,
  • музыкальные инструменты (колокольчики из различных материалов и разной величины), треугольники, металлофоны),
  • слайды.



Ход занятия

(Слайд российские просторы)

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Сегодня мы с вами откроем для себя еще одну страницу из её  истории. Мы познакомимся с колоколами.

Реб.: Заповедный уголок, древнерусский городок.

         Городок из колоколен, мельниц, кузниц и часовен,

         Из крылечек расписных, из наличников резных.

         Здесь плывет со всех сторон колокольный чудный звон.

         Как услышишь – так замрешь, словно в сказку попадешь.

Муз. Рук.: Музыкальный инструмент колокольчик нам знаком уже давно. Давайте вспомним, как он устроен. (Показать колокольчик) На что похож колокольчик по форме? (опрокинутая чаша). А что находится у него внутри? (язычок). Как возникает звук? (язычок ударяется о стенки).

Колокольчики изготавливают из самых разных материалов: из сплавов различных металлов, глины, стекла. На звук колокольчика, его голос, влияет его размер и вид материала. Вот как звучит маленький металлический колокольчик, а так глиняный, а вот этот самый большой звучит несколько иначе.

Воспитатель: Появились колокола очень давно. Небольшие колокольчики вешали на шеи домашним животным (слайд корова). Далеко был слышен этот звон, и хозяева могли отыскать буренку или лошадь, пасущуюся на лесных полянах. Позже колокольчики стали вешать и под дуги запряженных лошадей (слайд упряжь с колокольчиками).

Реб.: Вот мчится тройка удалая

         В Казань дорогой столбовой,

         И колокольчик, дар Валдая,

          Гудит уныло под дугой

Жених к свадьбе дарил  своей невесте колокольчик – считалось, что его чистый звук отпугивает все семейные невзгоды (слайд маленькой колокольчик).

В те далекие времена колокола сообщали людям о происходивших событиях. Благовест созывал людей в церковь, (слайд колокольня) если случится пожар или другое бедствие – набат разбудит своим звоном спящих. А если случится смута, бунт, подступит неприятель – зазвучит всполошный колокол. Вечевой колокол соберет жителей на главную площадь на совет.

Реб.: Колокол дремавший

Разбудил поля.

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон. (С.Есенин)

Муз. Рук.: Люди не только различали голоса колоколов, но по характеру звука знали, о чем он говорит. Сейчас и мы познакомимся с некоторыми типами звонов. (слайд батюшка на колокольне)

Торжественный звон означал, что уходят войска и ополчение на битву. (Торжественный звон слушаем). Как прозвучал этот звон? В каком темпе раздавались удары? (Дети: Удары раздавались в среднем темпе). А изменялась ли динамика, сила звучания колоколов? (Дети: Нет, колокола звучали весь фрагмент с одинаковой громкостью).

Звон тяжелый, скорбный – значит случилась беда, поражение, горе. (слушаем погребальный звон, фрагмент). А этот фрагмент похож на предыдущий или есть какие-то отличия? (Дети: Не похож. Удары раздавались в медленном темпе, звучание было более тихим.) Что вы почувствовали, когда слушали музыку? (Дети: Стало грустно, печально).

Звон радостный, «красный» сообщал, что войска, уходившие на битву, вернулись с победой. (слушаем фрагмент) Что вы почувствовали сейчас? (Дети: Мне стало радостно, весело). А при помощи чего состояние всеобщей радости было выражено в музыке? (Дети: При помощи быстрого темпа, громкого звука). Совершенно верно, молодцы.

А теперь попробуем передать при помощи движений, как звучит самый большой, низко звучащий колокол, средний, маленький колокольчик с высоким звуком.

Воспитатель: Самые разные по размеру и звучанию колокола есть на земле русской. В нашей столице – Москве был отлит самый большой колокол и назвали его «Царь-колокол» (слайд). Создали его мастера русские Иван Федорович и его сын Михаил Иванович Моторины. Весил он свыше двухсот тонн. Но не суждено было людям услышать его голос. Тихим майским вечером запылал пожар, сгорел деревянный шатер над литейной ямой, в которой находился колокол. Облитый водой он дал трещины, а потом от него отвалился большой кусок.  И стоит он по сей день в Кремле, великий и безмолвный.

Муз. Рук.: Ребята, давайте представим, что Царь-колокол зазвучал. Для этого встанем в большой круг (без рук), а (выбрать ребенка) останется в центре – будет изображать язык колокола. Чтобы появился звук язык должен соприкоснуться с колоколом. («Язык» подбегает к какому-либо ребенку, ударяет ладонями о ладони и один пропевает «Дон», затем бежит тот, кто стоял).

Т.к. мы не знаем настоящего звучания, попробуем из всех «языкчов» выбрать самый подходящий.

Чей тембр более всего подошел бы для Царь-колокола? (Ответы детей).

А мне кажется, что только если мы споем все вместе наше звучание будет более похоже на голос Царь-колокола. Подойдите ко мне. Изобразим его звучание.  (Дон) Но на колокольнях колоколов много и звучат они по разному. Средние – дин – дон, маленькие – дили-дили-дон.

Молодцы. Очень звонко и чисто звучали сейчас наши голоса. Именно такой звук, светлый и летящий, разносится со всех колоколен нашей необъятной Родин и слышен далеко-далеко вокруг.

Реб.: Это что за чудный звон

         Льется на заре?

          Колокольчик бьет поклон матери-земле

          И не даром говорят – что за чудеса –

          Колокольцами звенят наши голоса!

«Русская сторонка» исполнение.

Воспитатель.: Вот мы и перевернули еще одну страницу из истории нашей страны. Узнали много нового о колоколах, истории их возникновения и выполняемых ими функциях. А теперь мы хотим преподнести нашим гостям небольшой музыкальный подарок.

«Колокольчик мой хрустальный» исполнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеобразовательная программа МДОУ "Детский сад "Колокольчик"

Основная образовательная программа ДОУ разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех»  (в настоящее время проходит апробацию) ...

Презентация группы "Колокольчик" (видео)

Презентация находется в разделе "Видео" на моём мини-сайте....

Интегрированное занятие " Волшебный колокольчик"

Интегрированное занятие в старшей группе                          ...

Игра с колокольчиком на музыку В. Моцарта

Игра предназначена для использования на музыкальных занятиях в старшем дошкольном возрасте и соединяет в себе две основные цели: развитие музыкального, тембрового слуха у детей и знакомство их с творч...

Звени, "Колокольчик!"

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста, проводимый  на свежем воздухе...

Музыкально-дидактические игры с колокольчиками "Дили-дили, дили-дили - колокольчики звонили"

Музыкально-дидактические игры с колокольчиками на развитие слухового внимания, звуковысотного слуха, чувства ритма, координации движений...

Картотека пьес для диатонических колокольчиков "Веселый колокольчик"

Картотека пьес для диатонических колокольчиков "Веселый колокольчик"Атор составитель: Швецова Анастасия Алексеевна, музыкальный руководитель МБДОУ г. Владимира "Детский сад №83 комбинир...