"Оркестр с использованием нетрадиционных музыкальных инструментов на музыкальных занятиях в детском саду""
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Еремина Дарья Геннадьевна

Организация детского оркестра с использованием шумовых (нетрадиционных) музыкальных инструментов в детском    саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doshkolniki_ochen_lyubyat_igrat_v_shumovom_orkestr1.doc70 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Оркестр с использованием нетрадиционных музыкальных инструментов для дошкольников»

С давних времён во многих странах маленьким детям родители клали в колыбель разнообразные яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Их сейчас называют погремушками. Младенцы, помимо хватания этой игрушки руками, ощупывания и опробования на вкус, прислушиваются к звукам, которые она издаёт. Так ребёнок, посредством экспериментирования со звучащими предметами начинает познавать мир.  И порой кажется, что развитие ребёнка происходит как бы само собой: малыш растёт, становится крепче и умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит того, как складывается его общение со сверстниками и взрослыми и сверстниками. Задача взрослых – помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений.        

Опыт применения музыкальных инструментов в учебной работе образовательных учреждений разных стран.

Опыт детского музыкального воспитания с использованием музыкальных инструментов существует в разных странах. Созданы методические разработки, и даже педагогические системы (например, система музыкального воспитания  Карла Орфа), в которых на основе теоретических посылок и практических рекомендаций доказывается целесообразность и необходимость применения музыкальных инструментов в музыкальном воспитании.

Немецкий композитор и педагог Карл Орф сконструировал специальный инструментарий, предназначенный для детского элементарного музицирования.

На начальной стадии обучения Орф рекомендовал применять, прежде всего, ударные инструменты – разнообразные треугольники, трещотки, барабаны, тарелки, бубны, развивающие ритмическое чувство детей, а также некоторые мелодические инструменты – металлофоны, ксилофоны и др. Ценность его системы состоит в том, что она рассчитана  на разные возрастные группы детей с учётом особенностей каждой.

В настоящее время в учебных заведениях многих стран мира с помощью инструментов Карла Орфа дети музицируют, знакомятся с основами музыкально – теоретических знаний. Эти инструменты незаменимы при сочинении простых музыкальных произведений путём экспериментирования и импровизации.

В Венгрии с успехом применяется система музыкального воспитания, разработанная известным композитором Золтаном Кодаем. В основе этой системы – венгерский фольклор, а её цель – вызвать живой и глубокий интерес у каждого человека к хорошей музыке. Правда, Кодай отдавал приоритете голосу, который даже называл единственным музыкальным «инструментом» для музицирования, выражающим первейшее художественное проявление человека. Он считал,  что не следует начинать обучение игре на инструментах до той поры, пока слух ученика не будет воспитан на пении. Система музыкального воспитания Золтана Кодая помогла решить многие музыкально-педагогические  задачи в Венгрии и внесла ценный вклад в разработку методов обучения любителей музыки и профессиональных музыкантов, как в Венгрии, так и в других странах.

Большое значение придаётся музицированию на простейших музыкальных инструментах, развитию детского творчества в Голландии. Музыкальное экспериментирование, слушание и анализ звучащего вокруг, спонтанная импровизация, сочинительство и многие другие формы, стимулирующие музыкальное развитие детей, подкрепляются здесь большим количеством изданного дидактического материала и разработкой специальных упражнений. Ребёнок учится применять полученные навыки и знания в новом упражнении или игре. Дети с помощью различных музыкальных инструментов занимаются изучением свойств звука. Сравнивая, например, звуки, образующиеся от удара палочкой по пластине металлофона, от удара пальцами по мембране бубна, во время переливания воды из бутылки в какую-либо другую ёмкость и т.п., они развивают точность и остроту своего слухового восприятия. Не менее интересен опыт показа на музыкальных инструментах различных человеческих характеров-настроений (неуверенный человек, трусливый, весёлый, решительный и т.д.). Затем организуются инструментальные диалоги, в которых дети наделяют инструменты определёнными эмоциональными свойствами. Заслуживает внимания применяемый в голландских образовательных учреждениях метод погружения. С его помощью детей знакомят с культурой других народов. Например, на занятии педагог вместе с детьми «отправляется» в Китай. Дети знакомятся с китайской народной музыкой, музыкальными инструментами, танцуют под народную музыку, помогая себе игрой на музыкальных инструментах (тарелочках, палочках, колокольчиках). Или, знакомясь с индийской культурой, дети не только музицируют на всевозможных барабанах, погремушках, но и поют, демонстрируют различные игровые сценки, помогая себе игрой на музыкальных инструментах. Получая удовольствие от такого музыкального экспериментирования, дети учатся сотрудничать, сообща решать задачи, возникающие в процессе обучения. Голландские педагоги стремятся обогатить процесс музыкального воспитания детей интересными и доступными формами, в которых музыкальные инструменты (в том числе и сделанные руками детей) предстают как активное средство вовлечения детей в музыкальную деятельность.  

В Болгарии организованы специальные школы, где учат играть на традиционных народных инструментах: кавале (свирели), гайде (волынке) и др. Обращение к музыкальному фольклору своей страны обусловлено интересом к ней, осознанием большого значения традиционной народной культуры в воспитании детей.

Интересен опыт музыкального воспитания в Литве. Во время ансамблевого исполнения на скудучяе (духовом старинном народном инструменте) происходит многостороннее развитие детей: формируются навыки коллективной игры и внимательность, активизируется восприятие. Музицирование сочетается с песенным и танцевальным исполнительством.

 

Организация детского оркестра с использованием шумовых (нетрадиционных) музыкальных инструментов в детском    саду.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость, а оркестр с использованием шумовых инструментов вызывает у детей восторг (убедилась на собственном опыте). Дети играют на инструментах в сопровождении концертмейстера (педагога), который играет на фортепиано, аккордеоне.

Дошкольники очень любят играть в шумовом оркестре - это знают все, кто хотя бы раз отважился дать в руки детям незатейливые инструменты. Действительно, инструмент – чудодейственный предмет, завораживающе действующий на детей. Инструмент для детей – это символ музыки, в который должны быть вовлечены все дети.  

Большие возможности открываются у детей, которые, как можно раньше вовлечены в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. У ребёнка развивается большой интерес к миру звуков. А для педагога главное – создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность. Педагог поддерживает инициативу детей и стремление к импровизации при игре в оркестре. Для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребёнка должен быть инструмент. Ведь именно инструмент будит творческую мысль, помогает детям понять, откуда берутся звуки. Основой шумового оркестра является приобщение детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение творческих сил, развитие природной музыкальности, ребёнок является создателем музыки, «играет в музыку». Шумовой оркестр является творческим самовыражением детей. Дети должны не только слушать и воспроизводить сочинённую другими музыку, но в первую очередь создавать и исполнять свою детскую элементарную музыку. Ребёнок, приобщённый к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесёт эту любовь через всю жизнь.

В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребёнка. При совместной  игре в оркестре формируется чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность за общее дело.

Проработав год в детском саду, я поняла, что детям не хватает элементарного музицирования, что их привлекает звучание игрушек-инструментов. Так у меня и возникла мысль о создании оркестра с использованием шумовых и нетрадиционных музыкальных инструментов, который не только объединит ребят, но и будет способствовать их всестороннему развитию. Благодаря звучности и доступности, внешней привлекательности, эти инструменты быстро вызывают интерес и завоёвывают любовь у детей разного возраста.

 Мною была тщательно пересмотрена плотность занятий, тщательно продумано их проведение, где остаётся время на этот вид деятельности.

Вначале я подобрала все детские музыкальные инструменты, которые имелись в детском саду: погремушки, бубны, деревянные палочки, металлофоны. Затем, прочитав статьи в журналах и книгах, взялась мастерить самостоятельно игрушки-инструменты. Материалом служили любые уже использованные или не нужные вещи. Такие, как коробочки, баночки, железные пробки. А также пластиковые бутылочки, бусинки, крупа, для наполнения баночек, деревянные палочки, хрустальные фужеры, баночки из-под «Растишки» и т.д. Так у нас появились барабаны, маракасы, бубенцы, ветерок, звузунчик.

С большим удовольствием некоторые инструменты мне помогали делать дети: на занятии мы вместе изготовили маракасы. Для этого из дома принесли маленькие пластиковые бутылочки, насыпали в них крупу и закрыли крышечкой. Сделав своими руками звучащий инструмент, ребёнок по-другому воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку и с большей активностью включается в совместное музицирование. Одна девочка, которая стеснялась на занятиях и была очень замкнута, сделав своими руками  инструмент, с удовольствием стала им шуметь, у неё появилась активность в других видах деятельности (пение, музыкально-ритмические упражнения).  

Шумовой оркестр, доставлял детям много радости, да и нам, взрослым, тоже. У ребят появился большой интерес к музыкальным занятиям, улучшилась дисциплина на музыкальных занятиях, дети стали обращаться к музыкальным инструментам в музыкальных уголках. Надо сказать, что воспитатели, проконсультировавшись со мной, сделали такие простые музыкальные инструменты для музыкальных уголков во всех возрастных  группах.

Большую помощь в приобретении музыкальных инструментов оказали родители наших воспитанников. Состав оркестра пополнился различными музыкальными инструментами. Так у нас появились: настоящие детские барабаны, бубенчики, маракасы, кларнет, тарелки, трещотки, кастаньеты, рубель, тамбурины.

Работу  по обучению детей игре на музыкальных инструментах осуществляю на музыкальных занятиях и во время индивидуальной работы, используя при этом различные методические приёмы: показ иллюстраций, использование музыкально – дидактических игр, слушание в записи. Первоначальное обучение игре на металлофонах проводила индивидуально, затем по два человека. Дети отрабатывали навыки игры самостоятельно в музыкальном уголке, под руководством воспитателей, а в игре ансамблем была цель: одновременно начинать и заканчивать игру, слушать фортепиано и игру товарища, придерживаться темпа, динамики музыкального произведения. Постепенно,  к игре детей исполняющих мелодию на металлофонах, подключаются дети, играющие на ударных и шумовых инструментах, они играют простейшие ритмы. Знакомство с соотношениями различных длительностей позволяет накопить и развить опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха для восприятия и повторения разнообразных ритмов, дети  получают представления о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, тональных, ладовых. У детей формируется потребность в самостоятельном мышлении и анализе.  Игра в оркестре такого типа предполагает различные формы творческого самовыражения исполнителей: ритмические импровизации, тембровые эксперименты, звукоимитации.

Работа с детьми показала, что обучаться игре на музыкальных инструментах могут все ребята без исключения.  Для этого не требуется особых способностей, каких-то определённых данных. Все дети в группе знают все партии, могут друг друга заменить. Партии у каждого инструмента лёгкие. Во время занятия дети меняются инструментами, а, следовательно, знают все партии. Главным правилом для меня стало – играют все! Нет никакого разделения на способных и так себе, которые ничего не могут. Всегда есть более способные дети, которые могут сыграть партию посложнее, но это исключение, а не правило.

Дети так увлекаются игрой в оркестре, что родители им покупают домой музыкальные инструменты, а также после моей консультации «Как сделать музыкальный инструмент своими руками» вместе дома изготавливают музыкальные инструменты и приносят их в детский сад, показывают, рассказывают, как они играли на музыкальном  инструменте дома с родителями.  

Игра в оркестре даёт для всех детей без исключения положительные результаты, независимо от того, на каком инструменте ребёнок играет. Я не ожидаю от детей мелодий, похожих на музыкальные шедевры или импровизации профессиональных музыкантов. Игра в оркестре развивает стремление к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению детских игр, открывает перед детьми мир звуков.

А когда дети выступают на утренниках и развлечениях, оркестр делает эти праздники неповторимыми, интересными и привлекательными, доставляет огромную радость, как ребятам, так и гостям. Такое элементарное музицирование обогащает ребёнка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. У детской музыки, которую малыши импровизируют или даже сочиняют, нет бытия во взрослом мире, на неё лишь в незначительной степени распространяются наши представления о прекрасном. У неё есть главный смысл – прикладной, элементарная музыка помогает детям изучать и исследовать мир, а также своё отношение к нему через музыкально-творческую игру. Конечно, дети играют вне лада на металлофонах, а на шумовых инструментах вне метра и ритма, но пройдёт несколько лет, пока ребёнок начнёт ощущать мажорную тонику как главный звук, когда он сможет свободно импровизировать на музыкальном инструменте, это произойдёт не в детском саду. А моя задача состоит в том, чтобы заложить «семена»в головках этих ребят,  из которых потом появятся прекрасные ростки.

Музыкальный опыт, который дети получают  на занятиях, позволяет заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью. В каждой группе  сада есть музыкальные уголки, где дети могут поиграть на инструменте, в музыкальные игры. В результате полученных знаний, уровень музыкального развития дошкольников значительно повысился, активизировалось их творчество.

Игровая деятельность дошкольников с музыкальными  инструментами.

Неоспоримо значение игр в развитии ребёнка. В игре формируются все стороны человеческой души: его  ум, его сердце и воля. Стоит отметить, что именно в игре ребёнок может в полной мере проявить свою инициативу, получить новый опыт. В игре быстрее устанавливаются коммуникативные связи, развиваются умения, внимание и навыки ребёнка. Так  как игра  является привлекательным для ребёнка видом деятельности, то эффект её воздействия на развитие ребёнка очень высок. Присущий игре момент развлекательности усиливает мотивационную сторону игры, включает в её процесс настроение праздника и радости.  Играть  на музыкальном инструменте играя - именно такая формула наиболее приемлема для дошкольников. В игре ребёнок лучше познаёт себя и окружающих. В игровой ситуации ребёнок более коммуникабелен, он увлечён, он творит – и это прекрасно! У детской музыки, которую малыши импровизируют или даже сочиняют, нет бытия во взрослом мире, на неё лишь в незначительной степени распространяются наши представления о прекрасном. У неё есть главный смысл – прикладной, элементарная музыка помогает детям изучать и исследовать мир, а также своё отношение к нему через музыкально-творческую игру.

 

   Игра с использованием музыкальных инструментов – особая форма игровой деятельности детей. Она стимулирует не только развитие узкоспециальных музыкальных способностей, но и помогает в развитии творческих и психических качеств, физических данных ребёнка. Игра на музыкальном инструменте всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, что стимулирует их познавательную активность. Несмотря на то, что игра проводится по определённым правилам, дети привносят в неё свою фантазию, обогащают её своими впечатлениями.

  Особым направлением игровой деятельности являются музыкально – дидактические игры с применением музыкальных инструментов. Развивая музыкальные способности, эти игры помогают при изучении музыкальных инструментов, закреплении материала. В процессе игры непринуждённо решаются разные задачи творческой направленности.  

Приведу описание нескольких музыкально-дидактических игр:

  • «Угадай-ка».

Вариант 1.

Цель игры: развивать музыкальную память и слух.

Педагог берёт несколько разных  музыкальных инструментов (2-3), и по очереди играет на них. Дети должны правильно назвать инструменты в той последовательности, в которой они прозвучали.

Вариант 2.

Педагог за ширмой играет на музыкальном и инструменте. По звучанию дети отгадывают название инструмента. Тот, кто отгадает быстро и правильнее, играет на музыкальном инструменте, а затем загадывает детям следующую музыкальную загадку.

Вариант 3.

Звучат одновременно несколько музыкальных инструментов, на которых музицируют дети и педагог. Дети, которым загадывают музыкальную загадку, должны узнать и назвать инструменты, звучащие в ансамбле.

  • «Маленький оркестр»

Цель игры: развивать внимание, формировать мотивацию ребёнка к творчеству, импровизации и элементарному сочинительству, развивать чувство ритма.

Вариант 1.

Дети сидят на стульчиках по кругу, музыкальные инструменты в руках у каждого второго-третьего ребёнка. Педагог играет 2-х частную мелодию. На мелодию первой части дети передают инструменты по кругу. Когда зазвучит вторая часть, дети в руках, у которых музыкальные инструменты начинают аккомпанировать педагогу. Каждый ребёнок успевает помузицировать на всех инструментах.

Вариант 2.

На первую часть музыки все дети на разных музыкальных играют вместе с педагогом, который играет на фортепиано.  Когда звучит вторая часть музыки, педагог говорит: «играют бубны», дети, играющие на бубнах, аккомпанируют педагогу, остальные дети слушают.  Можно называть несколько инструментов, например: «играют треугольники и бубенчики».

Вариант 3.

Стульчики расставлены по кругу, на них лежат музыкальные инструменты. Дети стоят за стульчиками. На первую часть польки все двигаются поскоками вокруг стульев, в конце первой части останавливаются и берут со стульчика музыкальный инструмент. На вторую часть все дружно музицируют.

  • «Найди своё место»

Цель игры: развивать внимание, музыкальный слух, музыкальную память.

Вариант 1.

По очереди звучат музыкальные инструменты. Дети сидят с закрытыми глазами и слушают, после чего расставляют на столе инструменты в том порядке, в котором они прозвучали.

Вариант 2.

Перед детьми на демонстрационном столе выложены музыкальные инструменты. После того, как дети закроют глаза, педагог или водящий играет на некоторых музыкальных инструментах. Дети должны ответить, какие инструменты не прозвучали, и поиграть на них.

Вариант 3.

Педагог, после того, как дети закроют глаза, играет на всех инструментах, а затем раскладывает инструменты в другом порядке. Дети должны: расставить инструменты в том порядке, в котором они прозвучали.

  • «Хоровод»

Цель игры: развивать творческие способности детей, побуждать к импровизации, развивать музыкальный слух.

Дети стоят по кругу за стульчиками. Когда звучит весёлая музыка, все импровизируют на инструментах. Как только она неожиданно для детей останавливается, все перебегают на другие места и берут новые инструменты.

  • «Карусель»

Ритмическая игра на ускорение и замедление темпа.

Педагог, стоя в центре круга, предлагает детям покататься на музыкальной карусели: она сначала крутится медленно, а потом всё быстрее. Дети исполняют на своём музыкальном инструменте один звук. Игра движется по кругу, дети играют друг за другом. Для этой игры можно использовать известные детские стихи:

          Еле-еле, еле-еле

          Закружились карусели,

          А потом – потом-потом –

          Всё бегом, бегом, бегом!

          Тише, тише, не спешите,

          Карусель остановите.

          Раз-два, раз-два –

          Вот и кончилась игра!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию музыкальных инструментов в разных возрастных группах детского сада

В современных условиях детским музыкальным инструментам отводится особая роль. В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент музыкальных инструментов. В методических рекомендациях представле...

«Использование информационно - коммуникационных технологий на музыкальных занятиях в детском саду»

laquo;Использование информационно - коммуникационных  технологий на музыкальных занятиях в детском  саду»...

Подборка музыкальных игр на музыкальных занятих в детском саду.

Подборка музыкальных игр на музыкальных занятиях в детском саду....

Игры с музыкальными инструментами на музыкальных занятиях в детском саду для дошкольников 4-6 лет

Игры с музыкальными инструментами на музыкальных занятиях в детском саду для дошкольников 4-6 лет...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему "Использование нетрадиционных музыкальных инструментов, как средство креативности. Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов"

Анализируя результаты своей работы по творческому развитию дошкольников, я пришла к выводу, что необходимо использовать нетрадиционные музыкальные инструменты для развития креативности у детей. Приобщ...