«Музыка чувашских композиторов». Конспект музыкального занятия в подготовительной группе детского сада.
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа) на тему

Васильева Светлана Германовна

Введение ребенка в родную культуру, приобщение его к основополагающим ценностям национального искусства, являющегося базисом национального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_muzyka_chuv._komp-ov_v_mdou.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики

Конспект

музыкального занятия

в подготовительной группе

на тему «Музыка чувашских композиторов»

     Выполнил:

  музыкальный

  руководитель

 1 категории

                         Васильева С.Г.

Д. Эльбарусово

2017 г.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Введение ребенка в родную культуру, приобщение его к основополагающим ценностям национального искусства, являющегося базисом национального развития.

2. Продолжить знакомить детей с творчеством выдающихся деятелей Чувашской культуры – Г.Хирбю, Ф.Лукиным, В.Воробьевым, Н. Казаковым.

3. Ознакомить детей с творчеством чувашского композитора Николая Казакова, В. Салиховой.

Развивающие задачи:

Восприятие музыки:

1. Познакомить детей с творчеством современного  чувашского композитора Николая Казакова.

2. Вызвать эмоциональный отклик на музыку изобразительного характера, развивать умение высказываться об эмоционально – образном характере музыки.

Песня «Хĕлле».  Музыка Николая Казакова, слова В. Давыдова-Анатри

Пение:

Эмоционально воспринимать музыку, ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения.

Узнавать автора, уметь назвать его произведения, разученные ранее.

Петь выразительно, свободно, протяжно, легким звуком в диапазоне ре 1- ре 2

Чисто интонировать мелодию.

Музыкальное приветствие «Ырǎ  кун»

Песни: «Куккук», «Пукане», Г.Хирбю

Песни «Мĕн тума?», «Параппан», Ф. Лукина.

Песня «Митюк тухрĕ урама» В.Воробьева.

Песня «Çырмари концерт» В Салиховой.

 Музыкально – ритмическая деятельность:

Выразительно и ритмично двигаться под музыку хороводным шагом. Самостоятельно менять направление движения: ходить змейкой, проходить в «воротики» в разных направлениях. Уверенно двигаться в парах, самостоятельно выполнять различного вида перестроения.

Танцевальная композиция и хоровод «Пĕчĕк çеç путене» Г.Хирбю

Танцевальная композиция «Ташǎ кĕвви» Ф. Лукина.

Чувашский народный танец.

Игра на музыкальных инструментах:

Ритмично играть на  деревянных ложках различными способами, менять движения в зависимости от музыкального сопровождения. Следить за осанкой.

Музыкально – ритмическая композиция «Веселые ложкари».

Воспитательные задачи:

1. Обогащение духовного мира ребенка посредством приобщения к ценностям чувашской культуры.

2. Воспитание интереса детей к культуре чувашского народа, формирование начал национального самосознания.

Ход занятия:

Танцевальная композиция «Пĕчĕк ςеς путене»

Дети стоят в кругу.

Музыкальное приветствие «Ырǎ кун»

Музыкальный руководитель /поет/:  Ырă кун,  ачасем!

Дети: Ырă кун!

Музыкальный руководитель: А теперь поздороваемся с гостями.

Дети: Ырă кун пултăр, хаклă хăнасем!

Гости: Ырă кун!

Музыкальный руководитель: Ребята, под мелодию какой песни вы вошли в зал?

Дети: «Пĕчĕк çеç путене»

Воспитатель: А что означает понятие «Пĕчĕк çеç путене»?

Дети: Маленькая перепелочка.

Музыкальный руководитель: А какое настроение у этой песни?

Дети: Спокойное, нежное, ласковое, доброе, протяжное.

Музыкальный руководитель: А значит, как вы будете ее исполнять?

Дети: Нежно, ласково, легко, напевно, протяжно, спокойно, плавно.

Музыкальный руководитель: Постарайтесь. Кто у нас будет перепелочкой?

Дети называют имя ребенка, тот выходит в  круг.

Хоровод «Пĕчĕк ςеς путене». Г.Хирбю

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ачасем! Эсир паян теленмелле хитре.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы сегодня необыкновенно красивые. И не случайно вы пришли в музыкальный зал в нарядных чувашских костюмах.  Мы сегодня познакомимся с детскими музыкальными произведениями чувашских композиторов. Ребята, я хочу показать вам портрет композитора, который написал музыку к песне «Пĕчĕк ςеς путене». На экране портрет Н. Казакова.

 Музыкальный руководитель: Дети, знаком вам этот композитор?

Дети: Это  -  Н. Казаков

Музыкальный руководитель:– Н. Казаков - один из выдающихся композиторов  Чувашии. Его музыка яркая, искренняя, задушевная, мелодичная, трогает за душу. Под его музыку можно задорно плясать, плавно, неторопливо водить хороводы, она проникает в самое сердце и ….не отпускает.

Н. Казаков рано научился играть на гармонике и очень любил петь чувашские народные песни. Всю свою любовь к Родине вложил композитор в свои произведения.  

Воспитатель: Ребята, какие детские песни Н. Казакова вы знаете?

Дети: «Хĕлле», «Хĕл илемẻ».

Музыкальный руководитель: Ачасем, хл хāçан çитет? Когда наступает зима?

Воспитатель: Малтан хĕрачасем юрлама пуçлаççĕ. Сначала девочки поют. Кайран - арςын ачасем. Потом мальчики.

Песня «Куккук». Г. Хирбю.

Девочки /поют/ Куккук!

Мальчики  /поют/ Куккук!

Вместе /поют/ Аватать куккук!

 Воспитатель (с куклой в руках): Мẻнле хитре пукане! Какая красивая кукла!

Музыкальный руководитель: Ребята, а что означает слово «пукане»?

Дети: Пукане – это кукла.

Музыкальный руководитель: Правильно. Споем для нашей куколки песню «Пукане».

                   

 Пукане, пукане, песню для тебя поем. Пукане, пукане, песню о тебе поем

Песня: «Пукане» Г.Хирбю.

Музыкальный руководитель: Григорий  Яковлевич  Хирбю, а затем и Николай Казаков, написали много музыки и для детей, и для взрослых. Опера «Нарспи» - одна из первых чувашских опер, которая стала классикой чувашской национальной музыки.

На экране изображение Нарспи.

Музыкальный руководитель. Нарспи - это имя девушки- героини одноименной поэмы Константина Иванова, по сюжету которой и написана опера.

Его музыкальная комедия «Кай, кай, Ивана» вошла в золотой фонд чувашской музыки. Она не сходит с афиш театра и собирает полные залы зрителей.

Звучит фрагмент хора «Кай, Кай, Ивана».

На экране изображение Чувашского академического драматического театра.

Музыкальный руководитель. С каждым годом цветет, хорошеет и молодеет наша Чувашия. На земле ста тысяч песен рождаются и прославляют свою Родину молодые чувашские композиторы. Николай Казаков - известный композитор. Его музыку знают, узнают.      На экране портрет Н. Казакова.

Он любит писать для детей. И сегодня представляю вашему вниманию его мюзикл «Нарспи». На экране изображение Нарспи.

Музыкальный руководитель. Постарайтесь почувствовать настроение музыки. Подумайте, почему она так называется?

Звучит музыка из мюзикла «Нарспи»  Н. Казакова.

Музыкальный руководитель. Дети, какое настроение вызвала у вас эта музыка?                                                                                                                                                                                     Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Музыка веселая, радостная, задорная, шутливая, игривая, танцевальная.

Воспитатель. А почему такое название у этой музыки?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Я предлагаю услышать, как музыка чувства Нарспи и Сетнера. Чтобы вам было легче, вспомните поэму К. В. Иванова «Нарспи». Какие по характеру в ней Нарспи и Сетнер?     Звучит фрагмент мюзикла.

Музыкальный руководитель. Какой мы видим в музыке Нарспи?

Дети: Она нежная, легкая, живая, красивая, серьезная.

Звучит фрагмент темы Тăхтамана.

Воспитатель. А каков же Тăхтаман?

Дети. Серьезный, сдержанный, строгий, недовольный.

Воспитатель. Правильно. И музыка изображает именно такого человека.

Звучит фрагмент мюзикла «Дуэт Нарспи и Сетнера».

Музыкальный руководитель. Вот мы и познакомились с видеоклипом мюзикла

Н. Казакова «Нарспи». Надеюсь, знакомство было приятным. Предлагаю закончить песней, вглядитесь в слова, они – на мультимедийной доске.

Музыка звучит целиком. Разучивание 1 куплета.

На экране портрет Ф. Лукина.

Музыкальный руководитель. Это Филипп Миронович Лукин – выдающийся композитор Чувашии, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Он написал много серьезной музыки. А сколько песен подарил композитор детям! А какие его детские песни вы знаете?

Дети. «Параппан», «Мĕн тума», «Ташǎ кевви».

Дети встают в круг.  

Воспитатель. Ачасем! Алли кирлẻ мẻн тума?

Дети. Тẻрẻ  тẻрлеме!      Песня  «Мĕн тума?»  Ф. Лукина.

Воспитатель одевает барабан мальчику и говорит:

Вот Данилке барабан! Ты, Данилка, барабань!  Песня «Параппан» Ф. Лукина.

Воспитатель. Халẻ эпир «Ташā кẻвви» юрлатпāр, ташлатпāр.

Музыкальный руководитель. У окошка девочки-красавицы стоят!

Девочки на мальчиков устремили взгляд!   Песня «Ташǎ кĕвви» Ф. Лукина.

На экране портрет В. Воробьева.

Музыкальный руководитель. На экране еще один чувашский композитор – Василий Петрович Воробьев. Это он написал любимую нашу песню «Митюк тухрẻ урама».

Воспитатель. Ачасем! Митюк тухрẻ урама!    Мальчик выходит в середину зала.

Песня «Митюк тухрĕ урама» В. Воробьева.

На экране портрет В. Салиховой.

Музыкальный руководитель. Валентина Салихова – детский композитор. Она прислала нам музыкальную загадку.

Дети отгадывают мелодию песни «Çырмари концерт», исполненную на фортепиано.

Воспитатель. Оказывается, Валентина Салихова написала эту песню?! Все это вы знаете.

Ребенок. На лугу, в пруду, на речке ква-ква-ква, да ква-ква-ква!

                 В зеленых фраках музыканты, начинается игра!

Песня «Çырмари концерт» В. Салиховой.

Воспитатель с коробом в руках: А ну-ка, давайте поиграем на ложках, повеселимся немножко! Дети встают полукругом. Воспитатель раздает детям по 2 ложки. Музыкально-ритмическая композиция «Веселые ложкари».

Воспитатель. Утром солнышко проснулось, Нашим ложкам улыбнулось!

Встали и ложки – подружки, посмотрели друг на друга и поздоровались. Сывā-и, ачасем!

             

Руки с ложками поднимаются вверх и опускаются перед грудью. Частые удары ложка о ложку под чувашскую народную мелодию «Кай, кай, Ивана».

Воспитатель. Завтракать теперь пойдем   И блиночков напечем!

Удар ложка о ложку с поворотом вниз то правую, то левую(выпуклой стороной) под чувашскую народную мелодию «Тÿнкки-тÿнкки».

Воспитатель. Пошли гулять-смеяться  да на качелях кататься!

Опускают руки с ложками вниз, часто ударяя друг о друга, поднимают вверх(повтор 2 раза) под чувашскую народную мелодию «Линкка-линкка».

Воспитатель. А сейчас, мои ребятки, поиграем с вами в прятки!

Удар ложка о ложку перед собой 1 раз(«вот мы»). Затем прячут ложки за спину под чувашскую народную мелодию «Пирĕн урам анаталла».

Воспитатель. А теперь поднимем ложки   и подружимся немножко!

Подняв руки с ложками вверх, кружатся на месте вокруг себя под чувашскую народную мелодию «Çĕмĕрт çеçки çурǎлать».

Воспитатель. Закружились и упали

                       И по полу застучали!

Дети присаживаются на корточки хаотично стучат ложками об пол под чувашскую народную мелодию «Ачасен ташши».

Воспитатель. Солнце за гору зашло, ложкам спать пора давно!         

Баюкают ложки под чувашскую народную мелодию «Сǎпка юрри»

Ф\едора  Павлова. Тихонечко складывают ложки в короб.

На экране чувашский национальный костюм.

Музыкальный руководитель. Композиторы Чувашии писали, пишут и будут писать свои неповторимые, как наша Чувашия, произведения, но народная музыка – музыка, написанная народом всегда с нами в печалях и в радости.

Ребенок. Расступись, народ. То идет не хоровод!

                 Пары так и рвутся в пляс, потанцуем мы для вас!  

Чувашский парный танец.

Музыкальный руководитель. Дети, мы познакомились с выдающимися чувашскими композиторами и их детскими произведениями. Вот такие красивые книжечки с чувашскими композиторами я подарю каждому из вас. А мы попрощаемся с гостями.

Дети. До свидания!

Под спокойную музыку дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия в подготовительной группе детского сада «Музыкальное путешествие»

Показать виды певческой деятельности для развития певческих навыков и творческих способностей....

Конспект музыкального занятия в средней группе детского сада "Музыкальная прогулка"

Развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, формирование песенного и музыкального вкуса, укрепление психофизического здоровья детей....

"Музыкальная прогулка" конспект музыкального занятия в средней группе детского сада

Развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, формирование песенного и музыкального вкуса, укрепление психофизического здоровья детей....

Конспект музыкального занятия для старшей группы детского сада "Мы дружим с музыкой"

Конспект музыкального занятия для старшей группы детского сада "Мы дружим с музыкой" (Ребятам пришло загадочное письмо от феи музыки. Но картинки в конверте потеряли свою музыку, дети должны...

Конспект тематического занятия в подготовительной группе детского сада «Музыкальное путешествие»

Программное содержание. Показать виды певческой деятельности для развития певческих навыков и творческих способностей.Пение для развития музыкального восприятия: пение мелодий и упражнений для развити...

Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе детского сада.

Цель: Расширять и уточнять представления детей о сезонных изменениях мира природы осенью.Программное содержание:Учить устанавливать причинно-следственные связи между осенними природными явлениями...

Конспект_интегрированного_музыкального_занятия_в_подготовительной_группе_детского_сада 2022г

Конспект_интегрированного_музыкального_занятия_в_подготовительной_группе_детского_сада 2022г...