Творческий проект "Волшебный мир симфонического оркестра"
проект по музыке (подготовительная группа) на тему

Бурова Евгения Сергеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 общеразвивающего вида»

г. Ухты

 

 

 

 

 

 

 «ВОЛШЕБНЫЙ МИР

СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

 

 

 

 

Руководитель проекта:

Музыкальный руководитель

Абрамова Евгения Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ухта

 

Оглавление

1.    Введение…………………………………………………………………3

2.    Содержание  проекта    …………………………………………………5

3.    Приложение конспект занятия ……………..………………………….8

4.    Литература     …………………………………………………………   13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность

Музыкальное образования в ДОУ – процесс многоплановый, включающий в себя различные виды деятельности, как детей, так и педагога. Наибольшее внимание уделяется развитию вокальных и хореографических навыков, которые необходимы для проведения открытых мероприятий детского сада. Времени на занятиях, предусмотренного для развития музыкального восприятия и получения более глубоких знаний, недостаточно. А между тем, дети дошкольного возраста очень восприимчивы к классической музыке. Именно приобщение к классике в большей степени формирует гармоничную личность. Поэтому возникла необходимость в проекте, благодаря которому ребята смогут не только познакомиться с инструментами симфонического оркестра, узнать разнообразие тембров, историю создания, внешний вид, но и послушают лучшие образцы музыкальных произведений, познакомятся с композиторами и смогут попробовать свои силы в музицировании.

Цель проекта:

Приобщение дошкольников к классической музыке.

Задачи проекта:

1.    Развитие эмоциональной сферы ребенка.

2.    Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.

3.    Приобщение к музыкальной культуре.

4.    Формировать потребность в восприятии музыки.

5.    Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

6.    Развитие познавательных и творческих способностей.

7.    Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.

8.    Обогащение словаря.

Вид:  Творческий, групповой, краткосрочный.

Участники: Музыкальный руководитель и дети.

Возраст: Дети 6-7 лет.

Срок реализации: 1 месяц

Образовательная область: «Музыка»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», « речевое развитие».

Гипотеза

Повышение интереса детей к классической музыке

 Систематизирование и закрепление знаний о музыкальных инструментах, произведениях, композиторах.

 Умение визуально и по слуху (аудио отрывкам) узнавать и называть инструменты симфонического оркестра.

 Развитие навыков импровизации.

 Музицирование на детских ударных и шумовых инструментах.

Методы исследования:

Наглядный метод: показ иллюстраций, презентаций, видеофильмов по теме проекта, портретов композиторов, прослушивание аудио записей, концерт.

 Словесный метод: беседа об инструментах: рассказ о происхождении и характерных особенностях; рассказ о симфоническом оркестре.

 Игровой метод: музыкально-дидактические игры, творческие игры.

 Практический метод: эксперимент, наблюдение, исследование, решение проблемных ситуации.

Формы реализации проекта:

·        интегрированные занятия с использованием всех видов музыкальной деятельности;

·        слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;

·        работа с познавательной литературой;

·        поисковая деятельность совместно с родителями;

·        продуктивная деятельность (изодеятельность);

·        музыкальные викторины;

·        просмотр видеофильмов и презентаций;

·        посещение концерта городского камерного оркестра;

·        выполнение творческих заданий по симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк»;

·        самостоятельное музицирование детей в группе;

·        прослушивание на занятии живого звучания скрипки, флейты, ксилофона;

·        угадывание кроссворда и викторины в интернете совместно с родителями;

·        родительское собрание.

 

 

 

 

 

 

Содержание проекта

1. Приобщение дошкольников к классической музыке.

2. Формирование умения классифицировать музыку:

а) инструментальная;
б) вокальная.

3. Знакомство с оркестром.

4. Формирование умения классифицировать оркестры:

а) симфонический;
б) русских народных инструментов;
в) духовой;
5. Знакомство с симфоническим оркестром и его руководителем.

6. Формирование умения классифицировать инструменты симфонического оркестра на группы:

а) ударные;
б) духовые;
в) струнные.

7. Приобретать основы музыкально-исторических знаний. Истории и легенды происхождения музыкальных инструментов:

а) откуда пришли ударные;
б) легенда появления духовых;
в) как появились струнные.

 

 

8. Рассмотреть схему расположения инструментов симфонического оркестра. <Рисунок 1>

 

9. Музыкальный словарь в рассказах.

 

Основные направления работы с детьми.

1.    Организованные формы обучения на занятиях.

2.    Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

3.    Самостоятельная деятельность ребёнка.

4.    Развитие речи.

5.    Художественная литература.

6.    Изобразительная деятельность.

7.    Игра.

8.    Музыкальные праздники и развлечения.

 

 

 

Ресурсное обеспечение проекта.

1.    Музыкальные уголки во всех возрастных группах.

2.    Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон, балалайка, бубны.

3.    Коллекция детских музыкальных инструментов: металлофоны, ксилофоны, аккордеоны, бубны, духовые, шумовые.

4.    Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, видеокассеты, аудиокассеты, СД - диски, грампластинки.

5.    Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, компьютер.

6.     Сотрудничество с музыкальной школой.

 

Методическое сопровождение проекта.

1.    Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.

2.    Картотека игр.

3.    Подборка музыкальных загадок.

4.    Подборка стихов о музыке.

5.    Рисунки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект познавательного занятия к проекту

«Волшебный мир симфонического оркестра»

Тема: В мире музыкальных инструментов.

Цель: знакомство со струнными музыкальными инструментами: скрипкой, балалайкой и гитарой; познакомить детей с симфоническим, русских народных инструментов и эстрадным оркестрами.

Программные задачи:

1.    Закрепить понятия "вокальная" и "инструментальная" музыка.

2.    Дать определение оркестра.

3.    Познакомить с определениями: классическая, народная музыка.

4.    Обогащать знания детей о свойствах и особенностях струнных инструментов: скрипки, балалайки, гитары.

5.    Рассказать легенду возникновения струнных инструментов.

6.    Расширять музыкальные впечатления детей.

7.    Обогащение словаря терминами: оркестр, дирижёр, пюпитр, музыкальный фрагмент.

8.    Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

9.    Познакомить с расположением симфонического оркестра.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики.

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.

Звучит "Вальс цветов" П.И. Чайковского в грамзаписи в исполнении симфонического оркестра.

- А кто исполняет эту чудесную музыку?

- Правильно, оркестр.

А на сцене будто праздник:
Серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных –
Трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет.
Дирижёр, он в чёрном фраке,
Он, как ласточка одет.
Всё блестит в сиянье света
Не найти свободных мест.
Мы, ребята, знаем – это
Симфонический оркестр!

- Какая бывает музыка? /Вокальная и инструментальная./

- Сегодня речь пойдёт об инструментальной музыке. Её исполняют оркестры.

- Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах. Оркестры стали появляться очень давно. Сейчас есть симфонические оркестры, русских народных инструментов, эстрадные, духовые, камерные, шумовые и т.д.

Самый богатый – симфонический оркестр. Он может исполнять разную музыку и передавать тончайшие настроения человека.

Слушание "Тарантелла" В. Гавришина из балета "Анюта".

- Какая на ваш взгляд музыка? А какие инструменты вы услышали?

- Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, на что способна человеческая речь: он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, щебет птиц. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых различных инструментов, а количество их порой достигает ста!

Показ и рассматривание схемы оркестра < Рисунок 1>.

- Все исполнители расположены в определённом порядке. Впереди струнные – скрипки, виолончели, контрабасы. Далее духовые: медные – трубы, тромбоны, тубы; и деревянные – гобои, флейты, кларнеты, фаготы. Далее ударные: барабаны, литавры, тарелки, треугольники.

В оркестре есть челеста, арфа, рояль.

Оркестр – хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – управляющий оркестром, его называют дирижёр. /Показ иллюстрации./

Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр /подставку для нот/ и в оркестре воцаряется тишина. Взмахнёт палочкой – все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.

- У нас тоже есть свой оркестр. Он – шумовой. Давайте поиграем в игру.

Игра "Оркестр".

- Впереди оркестра расположены струнные инструменты. А какие струнные вы знаете?

- Я познакомлю вас со струнными музыкальными инструментами, а какими – отгадайте сами.

Звучит "первый концерт" П.И. Чайковского. Показываю инструменты – дети их называют.

- А как же пришли к нам эти инструменты?

- Давным-давно наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелу. Однажды они услышали, что тетива очень красиво и звонко поёт. Так появились струны.

Все эти инструменты называют струнными, но исполняют на них разную музыку. На скрипке – симфоническую, на балалайке – русскую народную, на гитаре – эстрадную. Звучать они могут самостоятельно или в оркестрах, но в одном оркестре они никогда не играют, потому что звучат по-разному.

- Давайте послушаем небольшой отрывок – музыкальный фрагмент и вы попробуете определить инструмент, который будет звучать.

Слушание "первый концерт" П.И. Чайковского для скрипки с оркестром.

- Вы узнали музыкальный инструмент?

- Конечно, это скрипка. Недаром её за необычный звук называют королевой оркестра. музыкант, который играет на скрипке – скрипач. Она поёт человеческим голосом.

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив
Его названье … скрипка.

- Посмотрите, как она красива и изящна: тонкая "талия", плавные закругления. Эти отверстия на верхней доске скрипки называются эфы. К корпусу прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты струны. Очень многое в звучании зависит от смычка, который состоит из трости и древка, на который натянут конский волос.

Мы ещё не раз будем встречаться со скрипкой.

Прослушивание звучания балалайки.

- Что это за инструмент звучит? Правильно, это балалайка.

- Внимательно посмотрите на неё. Чем похожа на скрипку и чем от неё отличается? Число струн и смычок не нужен. Балалайка – щипковый музыкальный инструмент. На грифе – чёрточки для точного воспроизведения звуков. На балалайке играли на гуляньях. Пойдёмте и мы попляшем русскую пляску.

Звучит "Барыня" русская народная мелодия в исполнении оркестра русских народных инструментов.

- В оркестре русских народных инструментов звучат гармошки, балалайки, трещотки, свистульки, ложки.

- У нас есть свой ансамбль ложкарей. Послушаем их.

"Танец весёлых ложкарей" русская народная мелодия /"Яблочко"/.

Прослушивание звучания гитары.

- Узнали? Правильно, это гитара.

- Ещё один струнный, вернее клавишно-струнный инструмент. Вы его слышите каждый раз, когда приходите на музыкальное занятие. Это пианино. Музыканты называют его фортепиано.

- Сейчас вы увидите, где находятся струны у пианино. (Открываю крышу, показываю молоточки, которые ударяют по струнам; педали).

- Фортепиано может заменить целый оркестр.

Исполняется "Вальс" Ф. Шуберта.

- А теперь я приглашаю вас потанцевать.

Дети исполняют "рок-н-ролл".

- Под какую музыку вы сейчас танцевали? (Эстрадную.)

- Итак, сегодня вы узнали много нового и интересного о знакомых вам уже музыкальных инструментах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.    О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили "Музыкальное воспитание дошкольников".

2.    С.Газарян "В мире музыкальных инструментов".

3.    Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева "Воспитание музыкой".

4.    Е.И. Юдина "первые уроки музыки и творчества".

5.    Н.Колосова "Здравствуй, музыка!"

6.    Д.Б. Кабалевский "Про трёх китов и про многое другое".

7.    Г. Левашова "Второе рождение музыки".

8.    Н.А. Ветлугина "Музыкальное развитие ребёнка".

9.    Д.Бин, А. Оулдфилд "Волшебная дудочка".

10.Н.А. Метлов "Музыка – детям".

11.Т.А. Ракитянская "Воспитание звуком".

12.Л. Михеева "Музыкальный словарь".

М.А. Михайлова "Развитие музыкальных способностей детей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_simfonicheskiy_orkestr.docx63.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 общеразвивающего вида»

г. Ухты

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «ВОЛШЕБНЫЙ МИР

СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА»

Руководители проекта:

Музыкальный руководитель

Абрамова Евгения Сергеевна

Воспитатели:

Кузнецова Ирина Михайловна

Жукова Надежда Васильевна

г. Ухта

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Содержание  проекта    …………………………………………………5
  3. Приложение конспект занятия ……………..………………………….8
  4. Литература     …………………………………………………………   13

Введение

Актуальность

Музыкальное образования в ДОУ – процесс многоплановый, включающий в себя различные виды деятельности, как детей, так и педагога. Наибольшее внимание уделяется развитию вокальных и хореографических навыков, которые необходимы для проведения открытых мероприятий детского сада. Времени на занятиях, предусмотренного для развития музыкального восприятия и получения более глубоких знаний, недостаточно. А между тем, дети дошкольного возраста очень восприимчивы к классической музыке. Именно приобщение к классике в большей степени формирует гармоничную личность. Поэтому возникла необходимость в проекте, благодаря которому ребята смогут не только познакомиться с инструментами симфонического оркестра, узнать разнообразие тембров, историю создания, внешний вид, но и послушают лучшие образцы музыкальных произведений, познакомятся с композиторами и смогут попробовать свои силы в музицировании.

Цель проекта:

Приобщение дошкольников к классической музыке.

Задачи проекта: 

  1. Развитие эмоциональной сферы ребенка.
  2. Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.
  3. Приобщение к музыкальной культуре.
  4. Формировать потребность в восприятии музыки.
  5. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
  6. Развитие познавательных и творческих способностей.
  7. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.
  8. Обогащение словаря.

Вид:  Творческий, групповой, краткосрочный.

Участники: Музыкальный руководитель, воспитатели и дети.

Возраст: Дети 6-7 лет.

Срок реализации: 1 месяц

Образовательная область: «Музыка»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», « речевое развитие».

Гипотеза

Повышение интереса детей к классической музыке

 Систематизирование и закрепление знаний о музыкальных инструментах, произведениях, композиторах.

 Умение визуально и по слуху (аудио отрывкам) узнавать и называть инструменты симфонического оркестра.

 Развитие навыков импровизации.

 Музицирование на детских ударных и шумовых инструментах.

Методы исследования:

Наглядный метод: показ иллюстраций, презентаций, видеофильмов по теме проекта, портретов композиторов, прослушивание аудио записей, концерт.

 Словесный метод: беседа об инструментах: рассказ о происхождении и характерных особенностях; рассказ о симфоническом оркестре.

 Игровой метод: музыкально-дидактические игры, творческие игры.

 Практический метод: эксперимент, наблюдение, исследование, решение проблемных ситуации.

Формы реализации проекта:

  • интегрированные занятия с использованием всех видов музыкальной деятельности;
  • слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;
  • работа с познавательной литературой;
  • поисковая деятельность совместно с родителями;
  • продуктивная деятельность (изодеятельность);
  • музыкальные викторины;
  • просмотр видеофильмов и презентаций;
  • выполнение творческих заданий по симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк»;
  • самостоятельное музицирование детей в группе;
  • прослушивание на занятии звучания инструментов симфонического оркестра;
  • угадывание кроссворда и викторины в интернете совместно с родителями;

Содержание проекта

1. Приобщение дошкольников к классической музыке.

2. Формирование умения классифицировать музыку:

а) инструментальная;
б) вокальная.

3. Знакомство с оркестром.

4. Формирование умения классифицировать оркестры:

а) симфонический;
б) русских народных инструментов;
в) духовой;
5. Знакомство с симфоническим оркестром и его руководителем.

6. Формирование умения классифицировать инструменты симфонического оркестра на группы:

а) ударные;
б) духовые;
в) струнные.

7. Приобретать основы музыкально-исторических знаний. Истории и легенды происхождения музыкальных инструментов:

а) откуда пришли ударные;
б) легенда появления духовых;
в) как появились струнные.

8. Рассмотреть схему расположения инструментов симфонического оркестра. «Рисунок 1»

http://50ds.ru/img/_3MO0YOYWU.JPG

9. Музыкальный словарь в рассказах.

Основные направления работы с детьми.

  1. Организованные формы обучения на занятиях.
  2. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
  3. Самостоятельная деятельность ребёнка.
  4. Развитие речи.
  5. Художественная литература.
  6. Изобразительная деятельность.
  7. Игра.
  8. Музыкальные праздники и развлечения.

Ресурсное обеспечение проекта.

  1. Музыкальные уголки во всех возрастных группах.
  2. Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон, балалайка, бубны.
  3. Коллекция детских музыкальных инструментов: металлофоны, ксилофоны, аккордеоны, бубны, духовые, шумовые.
  4. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки,
  5. Технические средства: телевизор, ноутбук, экран, проектор, музыкальный центр, магнитофон.
  6.  Сотрудничество с музыкальной школой.

Методическое сопровождение проекта.

  1. Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.
  2. Картотека игр.
  3. Подборка музыкальных загадок.
  4. Подборка стихов о музыке.
  5. Рисунки.

Конспект познавательного занятия к проекту

«Волшебный мир симфонического оркестра»

Тема: В мире музыкальных инструментов.

Цель: знакомство со струнными музыкальными инструментами: скрипкой, балалайкой и гитарой; познакомить детей с симфоническим, русских народных инструментов и эстрадным оркестрами.

Программные задачи: 

  1. Закрепить понятия "вокальная" и "инструментальная" музыка.
  2. Дать определение оркестра.
  3. Познакомить с определениями: классическая, народная музыка.
  4. Обогащать знания детей о свойствах и особенностях струнных инструментов: скрипки, балалайки, гитары.
  5. Рассказать легенду возникновения струнных инструментов.
  6. Расширять музыкальные впечатления детей.
  7. Обогащение словаря терминами: оркестр, дирижёр, пюпитр, музыкальный фрагмент.
  8. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
  9. Познакомить с расположением симфонического оркестра.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики.

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.

Звучит "Вальс цветов" П.И. Чайковского в грамзаписи в исполнении симфонического оркестра.

- А кто исполняет эту чудесную музыку?

- Правильно, оркестр.

А на сцене будто праздник:
Серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных –
Трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет.
Дирижёр, он в чёрном фраке,
Он, как ласточка одет.
Всё блестит в сиянье света
Не найти свободных мест.
Мы, ребята, знаем – это
Симфонический оркестр!

- Какая бывает музыка? /Вокальная и инструментальная./

- Сегодня речь пойдёт об инструментальной музыке. Её исполняют оркестры.

- Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах. Оркестры стали появляться очень давно. Сейчас есть симфонические оркестры, русских народных инструментов, эстрадные, духовые, камерные, шумовые и т.д.

Самый богатый – симфонический оркестр. Он может исполнять разную музыку и передавать тончайшие настроения человека.

Слушание "Тарантелла" В. Гавришина из балета "Анюта".

- Какая на ваш взгляд музыка? А какие инструменты вы услышали?

- Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, на что способна человеческая речь: он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, щебет птиц. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых различных инструментов, а количество их порой достигает ста!

Показ и рассматривание схемы оркестра « Рисунок 1».

- Все исполнители расположены в определённом порядке. Впереди струнные – скрипки, виолончели, контрабасы. Далее духовые: медные – трубы, тромбоны, тубы; и деревянные – гобои, флейты, кларнеты, фаготы. Далее ударные: барабаны, литавры, тарелки, треугольники.

В оркестре есть челеста, арфа, рояль.

Оркестр – хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – управляющий оркестром, его называют дирижёр. /Показ иллюстрации./

Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр /подставку для нот/ и в оркестре воцаряется тишина. Взмахнёт палочкой – все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.

- У нас тоже есть свой оркестр. Он – шумовой. Давайте поиграем в игру.

Игра "Оркестр".

- Впереди оркестра расположены струнные инструменты. А какие струнные вы знаете?

- Я познакомлю вас со струнными музыкальными инструментами, а какими – отгадайте сами.

Звучит "первый концерт" П.И. Чайковского. Показываю инструменты – дети их называют.

- А как же пришли к нам эти инструменты?

- Давным-давно наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелу. Однажды они услышали, что тетива очень красиво и звонко поёт. Так появились струны.

Все эти инструменты называют струнными, но исполняют на них разную музыку. На скрипке – симфоническую, на балалайке – русскую народную, на гитаре – эстрадную. Звучать они могут самостоятельно или в оркестрах, но в одном оркестре они никогда не играют, потому что звучат по-разному.

- Давайте послушаем небольшой отрывок – музыкальный фрагмент и вы попробуете определить инструмент, который будет звучать.

Слушание "первый концерт" П.И. Чайковского для скрипки с оркестром.

- Вы узнали музыкальный инструмент?

- Конечно, это скрипка. Недаром её за необычный звук называют королевой оркестра. Музыкант, который играет на скрипке – скрипач. Она поёт человеческим голосом.

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив
Его названье … скрипка.

- Посмотрите, как она красива и изящна: тонкая "талия", плавные закругления. Эти отверстия на верхней доске скрипки называются эфы. К корпусу прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты струны. Очень многое в звучании зависит от смычка, который состоит из трости и древка, на который натянут конский волос.

Мы ещё не раз будем встречаться со скрипкой.

Прослушивание звучания балалайки.

- Что это за инструмент звучит? Правильно, это балалайка.

- Внимательно посмотрите на неё. Чем похожа на скрипку и чем от неё отличается? Число струн и смычок не нужен. Балалайка – щипковый музыкальный инструмент. На грифе – чёрточки для точного воспроизведения звуков. На балалайке играли на гуляньях. Пойдёмте и мы попляшем русскую пляску.

Звучит "Барыня" русская народная мелодия в исполнении оркестра русских народных инструментов.

- В оркестре русских народных инструментов звучат гармошки, балалайки, трещотки, свистульки, ложки.

- У нас есть свой ансамбль ложкарей. Послушаем их.

"Танец весёлых ложкарей" русская народная мелодия /"Яблочко"/.

Прослушивание звучания гитары.

- Узнали? Правильно, это гитара.

- Ещё один струнный, вернее клавишно-струнный инструмент. Вы его слышите каждый раз, когда приходите на музыкальное занятие. Это пианино. Музыканты называют его фортепиано.

- Сейчас вы увидите, где находятся струны у пианино. (Открываю крышу, показываю молоточки, которые ударяют по струнам; педали).

- Фортепиано может заменить целый оркестр.

Исполняется "Вальс" Ф. Шуберта.

- А теперь я приглашаю вас потанцевать.

Дети исполняют "рок-н-ролл".

- Под какую музыку вы сейчас танцевали? (Эстрадную.)

- Итак, сегодня вы узнали много нового и интересного о знакомых вам уже музыкальных инструментах.

Литература

  1. О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили "Музыкальное воспитание дошкольников".
  2. С.Газарян "В мире музыкальных инструментов".
  3. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева "Воспитание музыкой".
  4. Е.И. Юдина "первые уроки музыки и творчества".
  5. Н.Колосова "Здравствуй, музыка!"
  6. Д.Б. Кабалевский "Про трёх китов и про многое другое".
  7. Г. Левашова "Второе рождение музыки".
  8. Н.А. Ветлугина "Музыкальное развитие ребёнка".
  9. Д.Бин, А. Оулдфилд "Волшебная дудочка".
  10. Н.А. Метлов "Музыка – детям".
  11. Т.А. Ракитянская "Воспитание звуком".
  12. Л. Михеева "Музыкальный словарь".

13.М.А. Михайлова "Развитие музыкальных способностей детей".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Путешествие в сказочную страну «Симфонический Оркестр»в гости к семейству струнно-смычковых инструментов"

Цель:  Расширить  знания  детей  об инструментах  симфонического оркестра.Задачи:1. Познакомить  детей   с  новыми музыкальными понятиями такими...

Презентация "Путешествие в сказочную страну "Симфонический оркестр" в гости к семейству деревянно-духовых и медно-духовых инструментов"

Презентация может использоваться на музыкальном занятии у детей старшей и подготовительной группы.Ребята знакомятся с инструментами деревянно-духовой и медно-духовой группы симфонического оркестра.Уча...

Проект «Инструменты симфонического оркестра»

В методической разработке описывается краткосрочный проект "Инструменты симфонического оркестра" , его цели и задачи. Приводяться адаптированные для дошкольников мини-сообщения об инструментах симфони...

Презентация "Инструменты симфонического оркестра"

В данной презентации наглядно представленны инструменты симфонического оркестра....

Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказке С.Прокофьева "Петя и волк"

На этом материале очень доступно можно преподнести музыкальные инструменты и их возможности. Мультфильм в котором показаны  интруметы  их звучание ,дает возможность беседыватьс ребятами и не...

Творческий проект Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.Продолжил эту тему проф...

Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр для малышей" (1-ое занятие цикла "Инструменты симфонического оркестра")

Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр детям" Эта история о том, как родители привели своих детей на прослушивание классической музыки. И когда наступил антракт, то дети не пошли в б...