Использование интеграции с образовательными областями развития в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
статья по музыке на тему

Налимова Елена Анатольевна

Статья будет подезна музыкальным руководителям ДО

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Использования интеграции с образовательными областями развития в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Воспитание высоконравственной, духовной, гармоничной личности невозможно без музыкальной образованности и просвещенности. В то же время, сама музыка, т.е. музыкальное образование – является мощным рычагом формирования высших чувств, в развитии социальных эмоций, которые, в свою очередь, послужат защитой от эмоциональных нарушений личности ребенка.

 В период с 2 до 6 лет у ребенка начинают формироваться моральные чувства, проявляются эмпатические чувства, т.е. впечатлительность, или способность сопереживать, удивляться характеру различного звукового воздействия. Эмоциональная отзывчивость на воздействия из вне определяет музыкально-эстетический вкус, который должен выявляться и тренироваться в данный возрастной период.

Программа музыкальных занятий в группах раннего эстетического развития направлена на формирование специальных способностей личности и имеет прикладное, универсальное проявление в человеческой деятельности:

  • обеспечивает адекватное восприятие и осмысление аудиальной информации – интонаций речи и музыкального языка;
  • способствует развитию произвольного внимания и всех видов слуховой памяти;
  • стимулирует воображение и развитие образной сферы человека;
  • активно содействует развитию эмоционально-волевых качеств и работоспособности личности, регуляции её поведенческих реакций;
  • участвует в формировании ценностных ориентаций.

 «Сольфеджио» и «Ритмика» имеют каждый ярко выраженную специфику, предполагают использование определенных форм работы, в то же время, у данных предметов общие цели, задачи и единые методические установки. Основными задачами изучения сольфеджио и ритмики в группах развития являются: привитие детям любви и интереса к музыке, выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей, формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков и приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте.

Специфика музыкального воспитания детей дошкольного возраста определяется их возрастными особенностями в развитии и восприятии. Дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание не устойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это, педагогу необходимо быстро переключаться, на различные виды деятельности постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приемах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие сосредоточенности, с легкими заданиями и игрой, которая является самым эффективным методом в работе. Включение одного и того же музыкального материала в различные упражнения на уроках ритмики и сольфеджио не только возможно, но и желательно. Произведения, пройденные и исполненные на уроке сольфеджио, лучше закрепятся в памяти через движения, которые усиливают эмоциональное воздействие музыки, способствуют яркости восприятия художественного образа.

Педагог, ведущий обе дисциплины, может включить в занятия по сольфеджио двигательно-ритмические игры и упражнения и, наоборот, на уроках ритмики часть времени уделить повторению песенного или теоретического материала через движение. Такой принцип построения занятий при умелом его использовании обогатят урок различными формами работы, что положительно скажется на эмоциональном тонусе учащихся, их работоспособности, активности восприятия.

Основные методы работы:

  • наглядный - практический показ,
  • словесный - объяснение, желательно образное,
  • игровой - учебный материал в игровой форме, игры,
  • творческий - самостоятельное создание учащимися музыкально- двигательных образов.

Основные принципы работы:

  • создание благоприятной, доброжелательной атмосферы,
  • комплексный подход к решению педагогических задач,
  • положительная оценка деятельности учащихся,
  • синтез литературного, музыкального, пластического и танцевального материала.

Основные практические упражнения из программы «Развивающее сольфеджио и ритмика для детей дошкольного возраста».

Формирование системы «телесных координат», задачи:

1. Сделать рывок в развитии речи - улучшать произношение и обогатить лексику.

2. Подготовить руку к игре на инструменте.

3. Стимулировать фантазию, творческие способности.

4. Играя, освоить пространство.

5. Знание аппликатуры.

6. Четкое координирование рук, пальцев ног и речи.

7. Подготовить руку к письму, эти   упражнения помогают предотвратить появление так называемого писчего спазма.

Для решения этих задач очень хорошо подходят игры с карандашом и всевозможные   пальчиковые игры, а также упражнения с различными предметами под музыку.

Игры с карандашом.

1. «Зарядка» - развитие ловкости ладони. Взять карандаш между ладонями и «греть» его (катать по ладошкам), затем это же упражнение выполнить на пальчиках, на подушечках.

2. «Лошадки» - умение быстро реагировать на изменение темпа, развитие метрической пульсации. Катать карандаш по всей внутренней части кисти, при этом читать слова из песни «Две лошадки» муз. Ф. Лещинской, сл. Н. Кубинской. Вначале задание простое: четко читать текст под движение карандаша, затем вводиться понятие темп и на каждую фразу темп можно менять. Так усваивается понятие   быстрый, умеренный, медленный темп.

3. «Фокус» - развитие ловкости, хваткости пальцев. Под счет «раз и два и», на вытянутых руках, быстро   передавать   карандаш   из   одной   руки в другую, стараться, чтоб передача была незаметна.

4. «Паучок» закрепление понятия аппликатура, укрепление подушечек пальцев, подготовка игре на инструменте. Двумя пальцами 1 и 2   беремся за один из концов карандаша. Карандаш держим вертикально. Чередуя, левую и правую руки поднимаемся по карандашу вверх, читая следующий текст:

Паучок всё вверх ползёт, паутину он плетёт

Паутина так крепка, что поймала мотылька. 

Затем это повторяем 1 и 3 пальцем, только уже делаем движение вниз и в тексте меняем слово «вверх» на слово «вниз». Дальше делаем 1 и 4 пальцами, 1 и 5 пальцами.

Пальчиковые игры.

Сейчас в запасе у каждого педагога арсенал пальчиковых игр, так как литературы по пальчиковым играм много и всегда можно найти нужную игру. Будет описано только две игры (самые любимые).

1. «Замок» - развитие подвижности кисти, укрепление пальцев. На двери висит замок - Пальцы рук в замке.

Кто открыть его бы смог - Пальцы в замке поднимаются и опускаются.

Потянули - растягиваем пальцы по сторонам, не разжимая.

Поболтали - сцепленные руки, движение кистями вперед, назад.

Покрутили - кисти рук крутятся в разные стороны

Постучали - постукивать друг об друга основания ладоней.

И открыли - пальцы поочередно распрямляются, руки расходятся в разные стороны

Упражнение можно делать в разном темпе, по одному, парами, группой.  На ритмике его можно делать в кругу, что приучает детей работать в коллективе.

2. «Дружные ребята» - знание пальцев, активизация работы пальцев, развитие   образного мышления.

Палец толстый и большой - положение руки «во».

Палец в сад за сливами пошел - делает движения в стороны.

Указательный с порога - указательный палец «тыкает» - указал ему дорогу - в разные стороны.

Средний палец самый меткий - он сбивает сливы с ветки - средний   палец делает «шелбаны».

Безымянный -  поедает - 4 и1 пальцы «заглатывают» сливу.

А мизинчик господинчик - мизинец стучит по столу - в землю косточки кидает – перпендикулярно - землю ровняет, и слива вырастает.

Дальше движения делаются по смыслу текста.

Солнышко сияет, бабочка порхает.

Птички прилетели и на сливу сели.

Сливу поклевали, так наелись, что упали.

Музыкально-ритмические навыки.

1. «Разминка» - учить согласовывать движения с музыкой (легко бегать на месте, прыгать, шагать, различать регистры). Педагог исполняет музыку, под которую, чередуя, можно шагать, бегать и прыгать. Дети ритмично двигаются в соответствие с музыкой. Далее педагог неожиданно играет аккорды в разных регистрах - дети, услышав смену регистров должны сесть на корточки - низкий регистр; поднять руки вверх - высокий регистр; сесть на стул - средний регистр.

2. «Имена» - подготовка к выразительному, точному исполнению ритма. Выговаривать свое имя, отмечать каждый слог хлопком в ладоши, с четкой координацией речи и движения рук. Учиться произносить и прохлопывать ритм имени тихо и громко, медленно тихо, ласково и сердито.

3. «Поющий карандаш» - карандаш отстукивает ритм по столу. Вначале с проговариваем текст, затем текст проговариваем «про себя», внимательно слушаем звук карандаша, добиваясь легкого звука, затем карандаш «поет» под аккомпанемент. Отрабатываются навыки исполнения в ансамбле.

4. Метр - ритм - правой рукой карандашом стучим, ритм по столу (сразу «настраиваемся» на звук карандаша), одновременно с правой рукой левая рука отмечает сильную долю (ладошкой легко стучим по столу).

5. Пульс: а) сильную долю - хлоп, слабые доли кладем на парту (следим за аккуратностью исполнения).

б) «пульс вдвоем» - сильную долю хлоп, слабые доли хлопаем в ладоши соседа.

Первоначальные звук высотные и интонационные навыки.

Основными приёмами обучения в данном разделе является: показ с пояснениями, объяснения без показа, игровые приёмы использование игрушек, картинок, образные упражнения, вопросы к детям, оценка качества исполнения детьми. Воспитание внутреннего слуха.

1. «Самолет» - на одном звуке. Самолет летит, самолет гудит - Поем со словами и на гласную «у». Рукой помогаем найти высоту «самолета», тем самым выясняем, что «самолет» может лететь на разной высоте. Поем трезвучию, а затем по развернутому трезвучию.

I ступень - рука на уровне груди.

II ступень - рука на уровне подбородка.

III ступень - рука на уровне глаз.

IV ступень - рука над головой.

2. Разбор движения мелодии и её графическое изображение:

-  звук самолета, гудка - звук стоит на месте.  

-  кукушка кукует - звук двигается сверху вниз.

-  птичка чирикает - глиссандо снизу-вверх.

-  колокольчик звонит - зигзагообразное движение.

-  сирена - волнообразное движение.

Все описанные приёмы могут использоваться как на уроке сольфеджио, так и на уроке ритмики. Что ещё раз подчеркивает межпредметную связь начального сольфеджио и ритмики и способствует успешному развитию двигательных навыков, тактильной техники и ловкости пальцев, развитию внимания, терпения, так называемого внутреннего тормоза - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо.

Использование межпредметных связей на музыкальных занятиях способствует развитию музыкальных способностей ребёнка и, одновременно, благоприятно сказываются на его физическом и духовном развитии. Жизнь ребёнка, занимающего в музыкальной школе или школе искусств, будет богаче, какую бы профессию он в дальнейшем ни выбрал.

Литература

1. Кущ В., Фролкин В. Предмет «Ритмика» в музыкальном воспитании. - Новосибирск, 1989.

2.  Рыкова М. Метроритмические упражнения на уроках сольфеджио и ритмики. – Екатеринбург, 1999.

3.  Бырченко Т.  С песенкой по лесенке. - М. 1984г.

4. Измайлова Е. Воспитание музыкальных навыков в детских играх. - М., 1964.

5. Куприна Н.Г. Экология музыкально-звуковой среды современного ребенка. – М.: Academia, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект "Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

В данном проекте разработан материал по применению ИКТ на музыкальных занятиях а детском саду...

Презентация мастер-класса "Са-Фи-Дансе - как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Презентация мастер-класса "Са-Фи-Дансе - как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Са-фи-дансе, как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Са-фи-дансе, как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста»...

Речевое развитие в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Цель: формирование звуко...

Социально-коммуникативное развитие в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и све...

Образовательный проект «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Модуль « Моя малая Родина - Саранск»

Актуальность:          Наш Саранск подобен огромному дереву. Но всякое дерево имеет корни. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу ...