Методическая разработка" Картотека игр с использованием ТРИЗ технологии для музыкальных руководителей
методическая разработка по музыке на тему

Данная методическая разработка предназначена для развития детей дошкольного возраста всеми  видами музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмические движения) при помощи ТРИЗ-технологий. Она раскрывает аспекты развития творческой деятельности дошкольника, развития логического мышления, фантазии, коммуникативных качеств, решение проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kartoteka_triz.docx20.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Музыкально-дидактические игры
на основе ТРИЗ-технологий

Автор: Кокшарова Ирина Юрьевна,

музыкальный руководитель,

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звездочка»  

 

Введение

В дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать своё «Я», выделять себя из мира, в это время у него возникает интерес к своей жизни. Происходят значительные изменения во всех сферах его психики – когнитивной, эмоциональной, волевой. Они проявляют в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей.

«Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». Это высказывание Дж. Родари можно в полной мере отнести к ТРИЗ.

Данная методическая разработка предназначена для развития детей дошкольного возраста всеми  видами музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмические движения) при помощи ТРИЗ-технологий. Она раскрывает аспекты развития творческой деятельности дошкольника, развития логического мышления, фантазии, коммуникативных качеств, решение проблемных ситуаций.

Также методическая разработка может быть интересна воспитателям ДОУ, руководителям музыкальных студий и родителям детей дошкольного возраста.

ТРИЗ подходит для всех, кто хочет развить творческую деятельность дошкольника. С помощью этой технологии можно успешно активизировать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление дошкольника, а так же эффективнее использовать основную программу обучения.

Цель ТРИЗ – научить детей понимать происходящие процессы, воспитывать качества творческой личности.

 

«Что умеет делать?»

Правила игры

Объект отгадать с помощь загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью.

Ход игры

Музыкальный руководитель: Что может деревянная ложка?

Дети: Ложкой едят, мешают еду в кастрюле. Деревянную ложку можно разрисовать красками. На деревянных ложках можно играть музыку (стучать).

«Мои друзья»

Правила игры

Музыкальный  руководитель предлагает одним детям взять деревянные инструменты (заместители) – ложки, палочки, кубики, «копытце», другим детям металлические инструменты – колокольчики, треугольники. Музыкальный руководитель выбирает любое свойство этих инструментов и называет его. Дети, музыкальные инструменты (заместители) которых имеют это свойство, играют на нём.

Ход игры.

Музыкальный руководитель: Я - дождик. Мои друзья – лёгкие капельки, которые скачут по лужам.

Играют дети, у которых колокольчики и треугольники.

Музыкальный руководитель: Я – лошадка. Мои друзья копытца, которые скачут по дорожке.

Играют дети с деревянными музыкальными инструментами (заместителями).

«Чем был – чем стал»

Правила игры

Музыкальный руководитель называет материал, а дети называют объект материального мира, в котором этот материал присутствует.

Ход игры

Музыкальный руководитель: Это было деревом, а чем оно стало для музыканта?

Дети: Музыкальными инструментами – ложки, балалайка, фортепиано, скрипка.

«Что интереснее»

Ход игры

Музыкальный руководитель играет одну ноту на фортепиано: Что вы слышите?

Дети: Один звук.

Музыкальный руководитель: Что можно с ним сделать?

Дети: Спеть, сыграть.

Музыкальный руководитель играет мелодию: Что вы слышите?

Дети: Мелодию.

Музыкальный руководитель: Что можно с ней сделать?

Дети: Спеть, сыграть.

Музыкальный руководитель: А что интереснее петь и играть?

Дети: Несколько звуков, потому что может получиться песня.

«На что похоже»

Правила игры

Музыкальный руководитель называет геометрическую фигуру, а дети называют, какой музыкальный инструмент похож на него.

Ведущий просит объяснить, почему похожи  названные музыкальный инструменты и геометрическая фигура.

Музыкальный руководитель показывает карточку, на которой изображён треугольник.

Дети: Балалайка, музыкальный треугольник.

Музыкальный руководитель: Почему?

Дети: Эти инструменты треугольные.

Музыкальный руководитель. показывает карточку с кругом.

Дети: Барабан, бубен.

Музыкальный руководитель: Почему?

Дети: Они круглые.

«Теремок»

( игра на развитие тембрового чувства и звукоподражания )

Правила игры

Музыкальный руководитель выполняет роль ведущего. Каждый приходящий в теремок сможет туда попасть, если исполнит ключевые слова: «Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?» в соответствии с выбранным образом. Ведущий определяет точность исполнения. Число участников не ограничено.

 

«Волшебные картинки»

( игра на развитие образного мышления, фантазии )

Правила игры

Дети садятся по-турецки. Звучит музыка и дети пальчиком в воздухе «рисуют» картину. После игры рассказывают, что они «нарисовали».

 

Детям нравятся яркие, знакомые образы, лучше из сказок. Поэтому появились игры с «Колобком».

«Колобок»

Ход игры

В «волшебном» мешочке лежат мячик, кубик, треугольник из пластмассы. Играющий выбирает на ощупь фигуру и поёт:

Колобок, колобок,

У тебя круглый (треугольный, квадратный) бок.

 

«Кого встретил колобок»

( игра на развитие тембрового чувства )

Ход игры

Дети стоят по кругу, в середине водящий с мячом – « колобком». Водящий  бросает играющим мяч и называет персонажа из сказки: заяц, медведь, волк, дед, баба, лиса. Тот, кто ловит мяч, должен проговорить «Колобок, колобок, я тебя съем» голосом с интонацией предложенного персонажа.

«Раньше – позже»

Цель :Учить определять временную зависимость, умение логически мыслить.

Ход игры

Ведущий называет ситуацию, а дети говорят, что было до этого или что будет позже.

Например: в театре зазвучала музыка.

Вопрос: что было до этого? или что будет после этого?

Предполагаемые ответы: мы собирались в театр; началось представление.

Ведущий выбирает ответ и последующие  вопросы  исходят из новой ситуации.

Например: Как мы собирались в театр? Что одевали? Как добирались до театра? или С музыкой или без музыки шёл спектакль? Про кого был спектакль?

 

«Узнай меня»

Цель: учить описывать музыкальный  инструмент (заместитель).

Ход игры

Сначала музыкальный руководитель, а потом ребёнок  называет форму, свойства какого-то музыкального инструмента.

Например

- Я круглый, у меня голос громкий, чёткий, со мной хорошо ходить, чтобы я звучал нужны палочки. (барабан)

- У меня много кнопочек, они разного цвета, со мной хорошо петь частушки, плясать,  между одной моей половинкой и второй – заборчик. (гармошка)

«Путаница на концерте»

Цель :Учить подбирать слова по смыслу, убирать лишнее слово.

Ход игры

- Ребята, мне Незнайка рассказал о том, как он ходил в концерт. Но он всё перепутал. Давайте ему поможем.

Игрушка «Незнайка» в руках музыкального руководителя рассказывает:

- В концерте выступали берёзы (артисты).

- После выступления артистов зрители плакали (хлопали).

- На сцене сидело много птиц (музыкантов).

- Ими руководил стул (дирижёр).

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать фантазию, умение рассуждать.

Ход игры

Дети стоят в шеренгу. Ведущий поочерёдно бросает мяч ребятам и задаёт вопрос. Если ребёнок возвращает мяч с ответом, он делает шаг вперёд, если ответа нет – остаётся на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до конца.

Примерные вопросы

- Кому из музыкантов нужна деревянная палочка?

- Какой музыкант не держит свой инструмент в руках?

- Какой музыкант сильно надувает щёки?

- Кто руками машет, а не музыкант?

- Кто руками машет, а не поёт?

- В неё дуют, а звука нет.

- Кому на сцене нужна палочка?

Ответы могут быть точными, а могут быть с фантазией.

«На чём ты играешь?»

Цель: Развитие логического мышления, видение причинно-следственных связей, научить задавать конкретные вопросы.

Ход игры

Перед ребятами картинка с изображением музыкального инструмента. Водящий стоит за картинкой. Его задача своими вопросами узнать, что это за инструмент.

Например

На картинке изображена скрипка.

- Это ударный (струнный, духовой, клавишный) инструмент.

- У него нежный звук?

- Он играет громко?

- Чем извлекают звук?

«Представь себе»

Цель: Развитие воображения.

Ход игры

Музыкальный руководитель задаёт вопрос: «Если бы  на земле были одни барабаны, какая музыка нас окружала?»

«А если одни трубы?»

«А если только гитары?»

 

«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Ход игры

Дети договариваются между собой, кого они будут показывать.

Водящий спрашивает: Где вы были?

Дети отвечают: Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем.

Дети показывают, на чём играет представленный ими музыкант или показывают певца.

«Покажи музыкальный жанр»

 (игра на закрепление знаний о музыкальных жанрах)

Ход игры

На столе лежат предметы, характеризующие музыкальные жанры: платок, лёгкий шарф, палочки, микрофон. Звучат небольшие музыкальные отрывки марша, танца (полька, вальс, плясовая), песни. Водящий должен выбрать предмет, подходящий к прозвучавшей музыке и выполнить с ним какие-то действия.

Например:

платок - танец

лёгкий шарф – вальс

палочки – марш

Игра  «Путаница»

 Ход игры

Вместе со сказочным персонажем (в данной игре «зайка») дети собираются украшать новогоднюю ёлку. Воспитатель предлагает взять шары, бусы, дождик.

«Зайка»: Если мы повесим шары на ёлку, она улетит.

- Ребята, почему зайчик думает, что ёлочка улетит?

(Дети говорят, что заяц перепутал новогодние шары с воздушными.)

«Зайка»: Откуда вы возьмёте зимой дождик? Дождик идёт осенью, летом.

-Ребята, почему зайчик так думает?

(Дети говорят, что заяц перепутал дождик из тучи с новогодним серебристым украшением.)

«Зайка»: Чья же мама отдаст нам свои бусы?

(Дети говорят, что зайчик перепутал бусы, которые носят мамы и бабушки с теми, которые вешают на ёлку.)

«Зайка»: А я не знал, что у ёлки есть свои украшения. Как же они называются?

( Ёлочные.)

 

Используемая литература:

  1. Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду - пособия для педагогов дошкольных учреждений. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008г.
  2. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. – Вопросы психологии. – 1990
  3. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.:Союз,1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Муниципальном Методическом Объединении по теме «Использование методов технологии ТРИЗ в педагогике»

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технологи...

Методическая разработка «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ»

Использование информационно-компьютерных технологий  в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения....

Мастер-класс для музыкальных руководителей.Тема: Использование инновационных технологий в музыкально-ритмической деятельности . Музыкальные пазлы.

Из данного мастер -класса можно узнать, как можно  мотивировать дошкольника к проявлению инициативы, самостоятельности, творческой активности в музыкально-ритмической  деятельности  сре...

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателей в использовании здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ.

Цель: Способствовать повышению компетенций педагогов в   вопросах  интеграции  художественной  деятельности.Задачи:Расширять знания педагогов о здоровьесберегающих  техно...