Развитие эмоционального восприятия музыки через выразительность детского танца
статья по музыке (старшая, подготовительная группа) по теме

Ситникова Наталья Петровна

Представленный мною материал может пригодиться музыкальным руководителям детских садов в подготовке к семинарам, методическим объединениям, в работе со студентами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx17.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                 Подготовила: Ситникова Н.П.,

                                                           музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №7»

Развитие эмоционального восприятия музыки

через выразительность детского танца

(Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей.

Трансляция опыта. Танец «Ромашка»)

В нашем обществе остро стоит проблема эмоционального равнодушия. В настоящий период развития нашей страны, ее культуры эта тема тем более злободневна, так как сместилась шкала многих общечеловеческих ценностей. Такие вечные понятия, как Добро и Зло, Красота и Любовь, Нравственность и Милосердие для многих смешались, потеряли свое первоначальные значения. А вот эмоции детей пока еще непосредственны, они не подчинены давлению социально-культурного окружения. И нам бы не забыть про душу ребенка, его нравственную и эмоциональную культуру.

Дошкольное детство – сензитивный период для развития и понимания эмоций, полноценного выражения умений управлять ими. Где так полно может выражать себя ребенок, где научиться ярко, проявлять свои эмоции? Одной из таких форм самовыражения является танец.

Известный швейцарский музыкант-педагог, профессор Женевской консерватории, композитор Эмиль Жак-Далькроз считал: «Цель танца – подвести исполнителя к тому, чтобы он мог сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и, прежде всего, создать у них непреодолимое желание выражать себя, что и можно делать после развития их эмоциональных способностей». Он доказал, что возможно перевести музыкальный ритм произведения в пластические движения человеческого тела, понимая, что ритм музыки связан с моторной, мышечной реактивностью человека, с его чувствами и эмоциями.

Итак, зная, что эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, педагог может направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный музыкально-ритмический репертуар. Свобода и непосредственность выполнения движений во время занятий танцем составляют привлекательную особенность для детей дошкольного возраста.

Темп, динамические оттенки, метроритм, строение музыкального произведения (музыкальная форма), регистровые и ладовые особенности, т.е. средства музыкальной выразительности – это все то, что определяет характер музыки и будущего танца и важнейшим фактором здесь выступает эмоциональное восприятие музыки. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придают движениям определенную окраску и выразительность.

Есть такое человеческое качество – тонкость и эмоциональность души. Это качество воспитывает музыка. Вот почему важно научить любить и понимать музыку, ее содержание, а значит, освоить ее непростой язык. Музыка и движения (танец) – взаимосвязанные понятия. Танец – это эмоционально-пластическое общение, самовыражение своих чувств, переживаний, желаний, где ребенок с помощью выразительных движений передает эмоциональное состояние своего внутреннего мира (семантику танца).

Ребенок стремится выражать образ так, как чувствует. Но не всякая пьеса может быть использована в работе по движению, но лишь та, которая имеет ясную форму, выразительна и доступна для детского восприятия.

Разные оттенки настроений передают дети МБДОУ «Детский сад №7» в танце «Ромашка». Народный колорит музыки (стилизованной под русскую народную) создает удивительную атмосферу старинных гуляний. Здесь дети учатся проявлять различные эмоциональные состояния: чувства радости и даже нежности друг к другу (положила головку на плечо, заглянули в глазки друг к другу), чувства застенчивости и неуклюжести, гордости и смелости, озорства и наконец счастья!

В разработке и подготовке танца «Ромашка» учитывалась непосредственная реакция детей на музыку и их двигательные возможности.

Дети имеют разную двигательную подготовку: у одних плохая осанка, у других слабо развиты мышцы шеи и спины, у третьих недостаточна координация движений, далеко не все умеют согласовывать свои движения с музыкой, а также ориентироваться в пространстве и в коллективе сверстников. Посредством танца есть возможность корректировать эти недостатки, обогатить запас двигательных навыков. Конечно, эти задачи можно решать и на физкультурных занятиях, но именно танец выражает особенное состояние детской души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями, в котором ребенок ищет и находит средства для наиболее адекватной передачи своих чувств. Он получает огромное удовлетворение от свободных легких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов.

Наблюдения показали, что в результате проделанной работы дети стали ярче, эмоциональнее воспринимать музыку через движение. Научились: узнавать основные эмоциональные состояния; более тонко воспринимать, переживать, чувствовать окружающую действительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ.

В последнии годы происходит активное реформирование системы дошкольного образования: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываютс...

Наблюдение, как одна из форм развития эмоционального восприятия мира.

У природы всего четыре большие декорации - времена года, вечно одни и те же актеры - солнце, луна и прочие светила. Зато она меняет зрителей....

«Развитие эмоционального восприятия музыки через ритмику»

Музыка  занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Ее называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием»  (Б.М.Теплов), «моделью человеческих эм...