музыкальная гостинная "Дед Мороз в волшебных звуках"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Горшкова Евгения Сергеевна

Это  сценарий музыкального развлечения для для детей в подготовительной группе  в виде музыкальной гостинной.  Идет как итоговое после знакомства детей с музыкальными произведениями П.И. Чайковского "Времена года. Зима"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная для детей подготовительной группы

«Дед Мороз в волшебных  звуках»

Цель: Знакомство  с классической музыкой, воспитание интереса к ней. Обогащение  эмоционального мира детей через восприятие ярких музыкальных образов на тему зимы и Нового года.

Задачи:

1.Привить культуру восприятия музыкальных  произведений.

2. Познакомить с различными способами создания и передачи музыкальных образов на примере произведений на тему зимы и Нового года.

3.Развивать воображение учащихся на основе знакомства с отраженными в музыке образами.

 4.Создать условия для развития творческих способностей обучающихся в ходе музыкальной импровизации.

5. Учить детей различать форму музыкальных произведений, опираясь на смену характера музыки, выразительных средств.

Форма проведения: Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста

Оборудование: Мультимедиа проектор.

Репертуар:  «У камелька» Чайковского, « Сани с колокольчмками» Агафоникова, « Дед Мороз» Шумана, « Вальс снежных хлопьев» Чайковского. Пение «Как на тоненький ледок, выпал  беленький снежок» р.мн.м

 

Ход:

Стулья стоят  полукругом.

Звучит музыкальный фрагмент пьесы П.И.Чайковского « У камелька» из фортепианного цикла « Времена года». Дети заходят  в зал и садятся на стулья.

Муз. рук.: Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Сегодня наш  зал  превратится в музыкальную  гостиную.  В этом нам поможет  мой волшебный календарь, с его страниц как будто  звучит  музыка.

1 слайд: календарь.

Сядем  тихо и улетим  в мир звуков.

 Звучит  пьеса « У камелька».

Ребята,  я вам раздам картинки, подберите ту, которая подходит к прозвучавшей музыке и поднимите её.( картинки: камин, тройка, танцующие дети). Молодцы, это  действительно картинка камина.

Итак, открываем первую  страницу нашего календаря.

2 слайд: камин.

Вспомните, как называется это  произведение. ( «У  камелька»)

А  кто  его автор? ( П.И. Чайковский)

3 слайд: портрет Чайковского.

Действительно, это написал  композитор Петр Ильич Чайковский.  Пьеса  « У камелька»  входит в  музыкальный цикл «Времена года. Январь».

4 слайд:  январь.

Открываем календарь –

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снега во  дворе.

Снег- на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят  печки,

В  небо  дым идет  столбом. 

Творческое пение  «Как на тоненький ледок, выпал  беленький снежок».

Дети   поют распевку 1)спокойно, сидя у камина,  2)радостно на новогоднем празднике.

Играют ритмический рисунок в ладоши половинными, четвертными, восьмыми.

 

Январь -  это  второй  зимний месяц. Как жаль, что прошел декабрь, а с ним и  Новый год. Хотели бы вы вспомнить  эти праздники?

Мой волшебный календарь  сможет  вернуть  время назад. Перевернем страницу…

5 слайд: сюжеты новогодних  праздников с елкой.

Что изображено  на картинке? Посмотрите, Новый год. Но на картинках  нет  Деда Мороза. Как вы думаете, почему.

 ( ответы детей)

Потому что  он еще только  мчится  к детям. А на чем -  догадайтесь, а музыка вам поможет.

Звучит  пьеса Агафонникова « Сани с колокольчиками».

 На чем же едет  Дед  Мороз  к детям на праздник? ( на лошадях)

6 слайд: тройка – сани с колокольчиком.

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьётся пыль из-под копыт.

Колокольчик звонко плачет

И хохочет, и визжит.

А какая музыка по характеру?

( быстрая, стремительная, яркая)

Вспомните, какой композитор написал  эту музыку?

Это  Владислав Агафонников. Вот   его портрет.

7 Слайд : портрет  Владислава Агафонникова.

Музыкальный этюд- импровизация « Сани с колокольчиками».

Ребята, у меня есть  бубенцы. Придумайте свою музыку для тройки Деда Мороза.

Дети  по очереди придумывают свой  ритмический рисунок на бубенцах. Потом все вместе играют под  музыку Агафонникова « Сани с колокольчиками»

А вот и Дед  Мороз едет. Ещё одна страница календаря открывается.

8 слайд: Дед Мороз  на тройке.

Дети всегда любили  и ждали появление Деда Мороза. Про  этого зимнего волшебника слагали сказки, писали стихи.

А композиторы рисовали его музыкальные портреты с помощью звуков. С одним таким композитором я вас познакомлю.

9 слайд: Роберт Шуман.

Это  Роберт  Шуман -  немецкий композитор.  Он писал  пьесы для фортепиано. Сочинял  он и для детей. Так, «Альбом для юношества» композитор сочинил ко дню  рождения своей  старшей дочери Марии, которой исполнялось  7 лет. В этом альбоме есть  пьеса «Дед Мороз».

Сейчас мы послушаем эту пьесу.

Как вы думаете, какой должна быть музыка?  ( ответы детей).

Наверное, она будет весёлой, немного шутливой и обязательно доброй. Ведь Дед Мороз очень  добрый. Он  приносит детям целый мешок чудесных подарков и зажигает разноцветные огоньки в Новогодний праздник.

А теперь послушайте первые такты пьесы Шумана «Дед Мороз».

Первичное слушание произведения.

Что это?  Это сюрприз композитора.  Музыка  совсем  не весела и добрая.  А какая музыка? ( ответы детей)

 Она сердитая, даже страшная.

 Каким Шуман изобразил Деда Мороза в своей музыке? 

Д е т и. Дед Мороз важный, грозный, сердитый, тяжело шагает.

 В Германии, где жил  композитор, существует легенда о двух разных зимних волшебниках. Один из них – Санта-Клаус был любим детьми, а другого  звали  Белсникель. Он был  помощником Санта Клауса, который следил  за поведением детей. Добрый Дед Мороз – Санта Клаус  приносит на Новый год подарки, а Белсникель , сердитый и злобный носит с собой розги для детей, который плохо себя ведут или не слушаются родителей. Он ходит шаркающей походкой в обсыпанном снегом длиннополом тулупе мехом наружу; лицо его выпачкано сажей. Вместо подарка он может подсунуть непослушным детям кусок угля или мороженую картофелину.

10 слайд: Санта Клаус и Белсникель.

Как вы думаете, добрый или злой волшебник в прозвучавшей музыке? ( ответы детей)

Мне кажется, что Роберт Шуман в своей пьесе изобразил Деда Мороза, похожего на Белсникеля.

Послушайте пьесу еще раз целиком и  подумайте, везде музыка одинаковая,  сколько  частей в произведении.

Повторное слушание пьесы.

Сколько частей в музыке? Какая музыка в начале? ( ответы)

Сердитая, хмурая, решительная. Похоже, что  шагает Дед Мороз.

Как он  шагает ? Легко или тяжело? (Тяжело, четко).

Музыка изображает тяжелые, четкие шаги Деда Мороза.

Несколько  детей повторяют.

Как вы думаете, какое настроение у Деда Мороза? (сердитое, злое, грозное)

А как музыка звучит высоко, тоненько  или низко?( низко)

Музыка  звучит в низком регистре, создается впечатление того, что Дед Мороз рассердился и начал стучать посохом.

Представьте, что  у вас в руках  посох, и вы стучите им под  музыку, как Дед  Мороз. Постарайтесь на лице показать  то  настроение .

Фрагмент  произведения.

Во 2-й -  средней части характер музыки меняется.

Слышим мы шаги? ( нет)

Музыка стала быстрее или медленнее? ( быстрее)

Попробуйте изобразить  руками, что происходит  в музыке.

Дети под музыку 2-й части двигают руками.

На что  похожи ваши движения? Что  бывает зимой?

Музыка изображает порывы ветра, зимнее ненастье. Как будто зимний волшебник начал дуть и сзывать метели и вьюги, так что не на шутку можно испугаться! Музыка этой части стремительная, встревоженная и беспокойная она становится тёмной, сердитой и немного страшноватой.

 Повторите, какая музыка во  2-й части?

Третья часть – такая же, как и первая, возвращает нас к образу сердитого Деда Мороза.

Сколько  частей в пьесе Шумана « Дед Мороз»?

 Какие они по  характеру?

 Какие образы вы представляете?

Дед Мороз не только приносит на Новый год подарки. Он   – хозяин зимы.

Когда он рассердится, начинает дуть и стучать посохом, сзывать метели и вьюги - не на шутку испугаешься!

12 слайд: Мороз воевода

Русский поэт Николай Некрасов в своем стихотворении тоже показал  грозного Деда Мороза.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

По  все же Дед  мороз  - это  добрый волшебник. В царстве Дедушки Мороза чудеса случаются, здесь в музыку прекрасную все звуки превращаются.

Давайте и мы с вами побудем немножко  волшебниками – будем менять  погоду.

Спойте так, чтобы зима у вас получилась сначала теплая, потом холодная, а потом с ветром.

Попевка «Зи-и-и-и-ма»: а) теплая (поем ласково на улыбке), б) холодная (насупились, сложили губы трубочкой), с ветром (быстро).

Ну какая же зима без снега! Давайте покажем как растут снежинки - замороженные дождинки.

Упражнение «Снежинки».

Звучит «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского.

Дети садятся на корточки, обняв руками колени и наклонив вперед голову. Из этого положения снежинки начинают медленно «расти»: сначала распрямляются колени, потом спина, поднимается голова... Потом как все «снежинки выросли» они, мягко прокружившись, опускаются на ковер.

Вот и мы помогли деду Морозу наладить  погоду. А  ваше хорошее поведение подняло его настроение.  Я надеюсь, что вы весь  год  будете послушными детьми. А наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, какие музыкальные страницы были в нашем волшебном календаре? Какие произведения звучали, кто  их  написал.

 Переворачиваем последний лист музыкального календаря. Деду Морозу пора к себе домой -  в город  Великий Устюг. Проводим его  на тройке с бубенцами.

 Под  музыку « Сани с колокольчиками» дети самостоятельно  отбивают ритм на бубенцах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....

Музыкальная гостиная. "Детский альбом" П.И.Чайковского с участием студентки I курсафортепианного отделения музыкального училища им. Ипполитова-Иванова.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯВ РАМКАХ ПРОЕКТА «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ» «ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЖЕНЕ»Маленький рассказна музыку из «Детского альбома» П.И.Чайковскогосредняя группа...

Музыкальная гостиная: музыкально-поэтический вечер «Ноктюрн»

План детского музыкально-поэтического вечера...

Музыкальная гостиная: перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»

Перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»...

Музыкальная гостиная: как я формирую основы музыкальной культуры детей в музыкально-поэтической гостиной

В материале кратко рассмотрены основные методы формирования музыкальной культуры у детей....

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников...

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....