Проект "На летней полянке" для детей с ЗПР
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

Богачева Светлана Павловна

Музыкально-творческий проект для развития ритмического слуха у детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "На летней полянке"24.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 61» г.Иваново

Проект «На летней полянке»

Разработала:

Музыкальный руководитель Богачева С.П.

Иваново 2018 г.

Характеристика проекта:

По виду –музыкально –творческий

По длительности –краткосрочный

Тема проекта-развитие ритмического слуха у детей.                                      Участники проекта-воспитатели и дети средней группы с ЗПР.          

Проблема:                                                                                                                                                

Практически все дети  с ЗПР имеют низкие диагностические показатели по виду деятельности «музыкально-ритмические движения», у всех  проблемы с речью, не позволяющие овладеть навыком ритмичного слаженного пения.    

Актуальность проблемы:

Дефектологи и воспитатели  детского сада сходятся во мнении, что с каждым годом увеличивается количество детей с ЗПР, речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи. У них хуже сформирована система управления движениями, поэтому страдает точность, ритмичность и техника их выполнения. Для успешного решения этих проблем нужны совместные усилия родителей,дефектологов, воспитателей, логопедов. Но особо следует отметить роль музыкального руководителя.

Музыка является не только важным средством развития ребенка, получения знаний в области музыкального искусства, умений в музыкально-творческой деятельности, но и средством психологического воздействия, в процессе которого она выполняет коррекционную функцию в отношении детей с различного рода проблемами. Особенно такими, как задержка речи и нарушение восприятия ее ритмической структуры.

Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Ритм выступает как универсальная космическая категория. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений, связанных с сокращением мышц языка, головы, челюстей, пальцев ног; с напряжением и расслаблением, возникающим в гортани, грудной клетке и конечностях; с одновременной стимуляцией мышц - антагонистов, вызывающих смену напряжения и расслабления. Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. И нормализация ритмической организации движений приводит к точности функционирования всех процессов и гармонизации в работе организма.

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для деток с ЗПР форме – ритмических упражнениях и играх.

Возможности голосового аппарата дошкольников довольно ограничены и обычно не выходят за пределы определенного круга интонаций, их певческие навыки элементарны,а у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, совсем не сформированы.

Дети не могут петь громко.В удобной, соответствующей голосу тесситуре, при естественном головном резонировании, ребенок поет естественно и свободно.

Произведения детского фольклора наиболее подходят для развития голоса у деток с ЗПР.Тексты детских песен насыщены элементами звукоподражания и связаны с доступными и понятными образами,персонажами,которые ребенок в состоянии изобразить в звуках и движениях

Цель проекта:

Способствовать развитию ритмического слуха, координации движений и формированию навыка ритмически слаженного пения у детей с ЗПР.

Задачи проекта:

-Разнообразить игровой досуг детей вне НОД.

-Продолжать знакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами.

-Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей.

-Болееподробно знакомить с  песнями детского фольклора, пополняя словарный запас детей.

Ожидаемые результаты:

-Повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей игровымпроцессом.

- Овладениеновыми словами.

-Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне.

-Улучшениедиагностических показателей по таким видам деятельности, как музыкально-ритмические движения и пение.

Этапы проекта:

  1. этап-целеполагание (констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, а также его продукта):10.04.18-13.04.18
  2. этап –разработка проекта( подбор музыкального материала, составление логоритмических игр и плана занятий):13.04.18.-27.04.18.
  3. этап–выполнение проекта (непосредственная его реализация совместно с воспитателями группы): 27.04.18.-10.06.18.
  4. этап–подведение итогов( подготовка и проведение презентации, обобщение и диагностика результатов): 10.06.18.-15.06.18.

Формы и методы реализации проекта

Формы: В своей работе я использовала разнообразные формы музыкально-игровой деятельности: пляска,упражнения на дыхание, пение, пальчиковые и подвижные игры, но главная роль принадлежала музыкально-логоритмическим  играм. Материалом для них я выбрала песенки из детского фольклора  как наиболее доступный для детей с ЗПР вариант текста.

Песни детского фольклора прекрасно развивают речевой слух ребенка: умение различать близкие по звучанию звуки, слушать  ритмичность и плавность речи, ее  выразительность и интонацию, улавливать понижение и повышение голоса. Логоритмическиеигры,созданные мной на основе детского фольклора, предполагали использование разнообразных шумовых инструментов ( ложки,расписные деревянные колотушки, колокольчики, деревянные кубики) (см. приложение 1,2 )                                                                      

Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение.

Продукт проекта :

Развлечение «На летней полянке» 04.06.18. (см. приложение 3 )

Презентация.

Режим реализации проекта:                                                                                                            

-Музыкально-игровая деятельность с детьми осуществлялась каждый день в свободное от НОД время (либо в группе, либо во время прогулки) в течении10 минут.

 -После презентации была проведена диагностика музыкальных способностей и подведены итоги.

Список используемой литературы:

1.Клезович О.В. «Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей» Минск., 2005.

2.Котышева Е.Н. «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями». С.-П., 2010.

3.Макшанцева Е. «Скворушка». Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1998.

4.Боромыкова О. Логоритмика

5.Журнал «Музыкальный руководитель» №4, №5. 2013.

6.Журнал «Музыкальная палитра» №3. 2009.  

7. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду». Волгоград., 2011.            

8.Вихарева Г. «Логоритмические игры для дошкольников»                                                                                                                  

9. Сборник русских народных потешек «Ладушки»                                                                    

10.Вихарева Г.Ф.»Играем с малышами.Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста»-С.-П.,2007.

Приложение№1                                          

Планирование музыкально-игровой деятельности :

№недели

 Музыкальный материал

Дидактические задачи

1

«Ладошки» (Е.Макшанцева),  «Прогоним курицу» чеш. н. п., «Солнышко»(М.Картушина)

Учить петь протяжно. Развивать умение  сопровождать текст ритмичными хлопками, продолжать знакомить с такими инструментами, как ложки и деревянные.колотушки, учить правильно на них играть.

2

Танец сидя«Мы не просто так сидим»(с ложками), «Мишка косолапый»(потешка),  пляска«Топ-топ»(Г.Вихарева)

Развивать навык пляски в кругу, умение ритмично двигаться врассыпную, продолжать обучать  игре на ложках и деревянных.кубиках, знакомить с игрой на колокольчиках, побуждать детей к творческой активности, используя такую форму работы как свободная импровизация.

3

«Мишка косолапый», «У медведя во бору» р.н. игры и потешки,» Танец-игра» По дороге Жук» (укр.н.п.)

Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

4

«Из-под дуба» р.н.п., игра «Большой ветер и маленький ветерок» (упражнение на дыхание), шумовой оркестр, повторение пройденного.

Закрепление навыков игры на шумовых инструментах, побуждение детей к творческой активности, обогащение эмоционального опыта.

Приложение №2                                  

Логоритмические игры на материале песен детского фольклора.

Игра «Прогоним курицу»

Дидактические задачи:  Развивать ритмическое чувство и речь

Задачи на координацию: Научить сидеть на корточках.

Оборудование:  Курочка( игрушка).

Ход игры: Дети сидят на корточках в кругу

Ко-ко,курочка    

Сидя на корточках в кругу, стучат пальчиком об пол

Ко-ко,желтая.        

Я на эту грядку

Не пущу хохлатку.

Мы прогоним курицу    

Встают и ритмично хлопают в ладоши

Со двора на улицу

К-ш-ш-ш      

Поднимают руки вверх

Игра «Мишка косолапый»

Дидактическая цель: Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей, развивать ритмическое чувство и речевую координацию.

Оборудование:

 - стульчики

-по два кубика на каждого участника

Ход игры:

дети располагаются  на стульях , в каждой руке у них по кубику.

 Стучим кубиками  в ритм произносимых слов.                                                                              

Мишка косолапый по лесу идет.   Стучат кубиками (1 удар на 2слога) Шишки собирает, песенку поет.                                                                                                                                                  Шишка отскочила, прямо мишке в лоб!    

Бац!                                                 Одним кубиком себе по лбу.                                                               Мишка рассердился и ногою топ! Топают ногой .

Игра« Маленький ветерок и большой ветер»                                                                        

Дидактическая цель:

Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей, учить выпрямлять руки над головой. Плавным,параллельным движениям руками.

Ход игры:

Дети стоят в кругу(мы деревья,наши руки-веточки) По команде музыкального руководителя дети  поднимают руки вверх ,одновременно делают глубокий(шумный) вдох.Музыкальный руководитель:  «Легкий ветерок».Дети плавно качают поднятыми руками( веточки качаются),произнося(протягивая) гласный звук на выдохе(руки плавно опускаются вниз).Муз.рук.:  «Сильный ветер».Вдох с подниманием прямых рук.Произносят гласный звук на выдохе.Сильно качают руками(некоторые деревья,по желанию, падают).С окончанием выдоха( ветер стихает),дети плавно опускают руки вниз. Игра повторяется.

Приложение №3

Сценарий развлечения  в средней группе                                        

«На летней полянке»

Цель:

Обобщение материала проектной деятельности «Развитие ритмического слуха», закрепление приобретенных навыков.                                                                                                                                              

Оборудование и атрибуты:                                                                                                                             -Шумовые инструменты (  ложки,колокольчики,деревянные кубики,колотушки)                                                                                                  Курочка (игрушка);медведь(игрушка);  жук ( мягкая игрушка на нитке)                                                                                                                                

Действующие лица: Ведущая (озвучивает игрушечных персонажей)                                                                                         Зал украшен под лесную полянку (цветы, деревья).На полянке – домик. Дети  входят в зал под музыку,их приветствует музыкальный руководитель,предлагает отправиться в путешествие-на летнюю полянку.  

Под музыку дети идут по кругу.Марш.Бег(дорога-то широкая,то- узкая)                                                                                                                                              ВЕДУЩАЯ: Вот мы и пришли в летний лес.Кругом цветы, бабочки ,жучки.  Погуляем на лесной полянке!                                                                        

Танец «Топ-топ» (после танца дети садятся на стулья-пенечки)  

Песня-потешка«Солнышко»

Вед. Обращает внимание детей на домик.Кто же в домике живет?

Под музыку выходит Медведь.                                                                                Медведь:Кто тут пляшет и поет, спать медведю не дает!                                                                               ВЕДУЩАЯ: Успокойся, Мишка, это ребята  пришли поиграть, поплясать.                                                                    МЕДВЕДЬ: Ну, плясать я тоже очень люблю!                                                                                                        (Медведь пляшет подр.н.п.«Из-под дуба», дети хлопают).                                                                                       МЕДВЕДЬ: А еще я люблю шишки собирать, чтобы с ними поиграть! А вы не хотите со мной поиграть?

Игра « Мишка косолапый» (детям раздают кубики)                                                                                    Раздается телефонный звонок, ведущая берет трубку.                                                                                  ВЕДУЩАЯ: Алло! Что у бабушки курочка пошла в огород и стала на грядке зернышки клевать? Вот беда какая! А давайте, ребята, поможем бабушке прогнать курицу со двора на улицу? (звучит музыка, дети садятся в круг).                                                                                                                      

Игра «Прогоним курицу»

МЕДВЕДЬ: Вот и помогли бабушке, ура! Давайте теперь потанцуем сидя с  ложками!

Танец с ложками  «Мы не просто так сидим»

Под музыку  «влетает Жук»( держит ведущая за нитку)                                                                                          МЕДВЕДЬ: Ой, что это за муха такая! Или бабочка! Кто это, ребята. (дети отвечают)                                              

 ВЕД: (Голосом Жука) Правильно, я –Жук, по лесу летал, цветочки искал, чтобы отдохнуть, да не нашел!                                                                                                                              МЕДВЕДЬ:А вот смотри, какие у нас детки, чем не цветочки!

Игра.Жуклетает,поочередно садится на головку каждому ребенку.

Вед. Вставайте, ребята, в круг, будем мы с вами жуками!                                                                                                                                                        

Танец «По дороге Жук»                                                                                                                                                   Вед.Вот как весело поиграли на летней полянке!А теперь нам пора в группу.                             МЕДВЕДЬ: До свидания!

 Дети прощаются, под музыку уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей на летний период О летнем отдыхе детей

Консультации для родителей на летний периодО летнем отдыхе детей...

Организация летнего досуга детей в летний период

Летний период прекрасная возможность уделить своему ребенку максимально полезное количество времени...

Консультации для родителей на летний период О летнем отдыхе детей

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным...

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....

РЕЗЮМЕ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СПЕЦИФИКУ РАБОТЫ ДОО В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД, ОБЯЗАННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ.

Подготовка к летней кампании осуществляется всеми сотрудниками ДОУ, каждый из которых отвечает за составление определенных локальных актов, применяемых им в работе в летний период....

Консультации для родителей на летний период о летнем отдыхе детей .

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным...

Консультации для родителей на летний период О летнем отдыхе детей. « Наше лето»

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим...