Рабочая программа кружка "Лопотушки"
рабочая программа по музыке (младшая группа) на тему

Данищук Наталья Алексеевна

Данная программа поможет организовать и провести игровые занятия  направленные на  развитие речи и моторики детей раннего возраста; осуществить музыкально-ритмическое, интеллектуальное и физическое развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_logoritmika_1_ml.gr_._2016-2017.docx39.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа

Кружок «Лопотушки»

для детей 2-3 лет

срок реализации – 1 год

 

                                                     Составила:

                                                                                   музыкальный руководитель

                                                                        МБДОУ №60 г.Белово

                                                         Данищук Н.А.

2016 – 2017 уч.год

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
  2. Учебно-тематический план………………………………………….…….8
  3. Содержание программы………………………………………………...…9
  4. Список литературы……………………………………………………….11

Пояснительная записка.

Чувство ритма – одно из самых важных чувств человека. Ведь ритм есть и в действиях (ходьба, игра, рисование, и даже…еда), и в речи (разговор, рассказ, чтение стихов и сказок), и в музыке. Именно этой области – развитию чувства ритма детей – и посвящена такая дисциплина, как ЛОГОРИТМИКА. Ведь именно она включает в себя ритмическое развитие ребенка по всем этим параметрам: музыка, речь, движение (моторика). 
Самый ярко выраженный ритм  мы, конечно же, слышим в музыке. Далее идут ритм и речи, и движений. А чтобы правильно услышать и выразить ритм музыки, ребенок  должен обладать музыкальными способностями. 

А что же такое музыкальные способности? Есть ли они у каждого ребенка? Можно ли их развить, а вместе с ними – развить и ритмическое чувство в речи и движениях? 

В начале ХХ века считалось, что любые способности – врождённые, и их невозможно развить даже при самом грамотном подходе. И развиваться музыкально-ритмически могут лишь те дети, которые получили музыкальные способности от природы. 

Однако, позже, когда этой проблемой заинтересовались и другие науки (в частности, психология и физиология), учёные пришли к выводу о том, что врождёнными являются только свойства нервной системы человека (возбудимость и инертность темперамента). А остальные способности, в том числе и музыкальная моторика, могут успешно развиваться в первые годы жизни ребёнка. 

Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и мелкой моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Так как структура логоритмических занятий включает в себя упражнения на развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, мелкой моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения разработанная рабочая программа кружка «Лопотушки» имеет интеллектуально-познавательную направленность.

Тематическая направленность  и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное  отношение  детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Особенность данной программы заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, а музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.

Актуальность программы базируется на исследованиях последних лет и анализе педагогического опыта. Учеными и практиками отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих различные нарушения речи, причиной которых могут быть разнообразные экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы, а также их сочетание. Поэтому дошкольный возраст наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период.

Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтому современная педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование логоритмики в процессе обучения и воспитания детей. Это связано, прежде всего, с тем, что логоритмика помимо эстетического, духовного и психического развития ребенка, оказывает положительное влияние и на развитие речи.

Цель программы:  способствовать развитию речи и моторики детей раннего возраста; осуществлять музыкально-ритмическое, интеллектуальное и физическое развитие. 

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

  • уточнять артикуляцию;
  •  пополнять пассивный и активный словарь детей;
  • развивать фонематическое восприятие;
  •  развивать слуховое внимание и двигательную память;
  • совершенствовать общую и мелкую моторику, координацию движений;
  •  стимулировать к творческому проявлению себя;
  • формировать навыки общения и взаимодействия в детском коллективе.

Отличительной особенностью данной рабочей программы от существующих является то, что логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые,  речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Программа кружка «Лопотушки» базируется на основных положениях программ и методических пособий:

  • Исследований педагогов В. Н. Шацкой, М. И. Фомичевой, Г. А. Волковой, В. А. Гринер занимающихся вопросами дошкольной логоритмики;
  • «Система коррекционной работы» Н. В. Нищевой;
  • Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской;
  • Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой;
  • Методическое пособие О.Н.Арсеневской «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения»

с учетом  принципов построения программы и межпредметных связей по областям.

Принципы построения программы:

  1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
  3. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.  
  4. Принцип учета уровня развития ребёнка.  Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
  5. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  6. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции.  
  7. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
  8. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение   упражнений в движении под музыку.
  9. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

        

Интеграция образовательных областей:

1. «Познавательное развитие»- где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями.

2. «Социально-коммуникативное развитие» - где дети овладевают способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, разучиваются коммуникативные игры.

3. «Художественно-эстетическое развитие»  - где дети знакомятся с литературными произведениями  познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, тексты песен), музыкой для упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия, учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами.

4. «Речевое развитие» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием прибауток, потешек, словесных игр.

5. «Физическое развитие» - дети овладевают основными способами движений, проводятся подвижные игры, развлечения.

 

Логоритмические занятия составлены с опорой  на многократное повторение изучаемого материала, что способствует выработке

двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

 Программа кружка разработана с учетом возрастных особенностей детей 2-3 лет.

Срок реализации программы кружка «Лопотушки» - 1 год.

Основной формой работы кружка является занятие со всей группой детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 15 минут.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений: ходьба и ориентирование в пространстве, динамические упражнения, артикуляционные упражнения,  речевые игры представлены в различных видах:  с музыкальным и без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры с музицированием на детских музыкальных инструментах, с использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки), ритмические игры, пальчиковые игры, коммуникативные игры, подвижные игры, хороводы.

В результате участия в программе кружка «Лопотушки» у детей

ожидаем:

• Пытается отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и гимнастике.
• Умеет удерживать внимание на выполнении конкретной задачи с помощью педагога.   
• Пытается общаться в диалоге с педагогом: давать односложные ответы, кивать или проявлять другие знаки в общении. 
• Пытается произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом. 
• Умеет извлекать звук на музыкальных инструментах; знать их названия. 
• Реагирует на смену характера музыки (движениями, мимикой, звуками голоса и др.). 

Формой подведения итогов обучения в кружке будет проходить в виде:

  • показа   умений детей воспроизводить движения или танцевальные элементы, руководствуясь только речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой; свободно ориентироваться по тексту песни или стихотворения, передавать их настроение; уметь соблюдать основные правила игры.
  • Выставка наглядных пособий, практических материалов.
  • Презентации о проделанной работе.

Учебно-тематический план

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

1

Осень в гости просим

12

3

9

2

Веселые зверята

7

2

5

3

В гостях у Танюши.

6

1

5

4

Верные друзья

7

2

5

5

Хорошо в лесу зеленом

4

1

3

Итого

36

9

27

Содержание программы

Тема 1 «Осень в гости просим»

   Привлечь внимание детей к музыкальным звукам. Формировать представления у детей об объектах окружающего мира. Расширять кругозор детей и их представления об окружающем мире. Познакомить детей со звуками природы. Способствовать  запоминанию слов обозначающих птиц, животных, растения, явления природы. Формировать у детей правильное дыхание. Формировать знания у детей об овощах, грибах, ягодах.  Подводить детей к умению соотносить настроение игровой ситуации со звукоподражанием; помочь детям осваивать умения согласовывать движения с характером действий персонажей; учить действовать по подражанию; способствовать организации внимания детей, развитию мелкой моторики; привлекать к подпеванию.

Тема 2 «Веселые зверята»

  Расширять кругозор детей, продолжать знакомить их с окружающим миром, природой, увеличивать словарный запас.  Формировать у детей обобщающее понятие  «Животные». Знакомить  детей  с повадками  диких животных. Способствовать эмоциональному развитию, формированию основных движений. Помочь детям создать игровой образ. Развивать реакцию на смену динамических оттенков. Развивать двигательную активность детей. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать умение сочетать одновременно подпевание с двигательными навыками. Формировать умение координировать мелкие движения кисти рук.

Тема 3 «В гостях у Танюши»

  Формировать у детей обобщающее понятие «Игрушки». Познакомить с функциональным назначением предметов.   Привлекать детей к активному подпеванию, сопровождая его движениями по тексту. Развивать умения действовать по сигналу. Развивать умения манипулировать с предметами. Развивать координацию движений. Учить изменять характер движений в зависимости от игровой ситуации. Учить согласовывать характерные движения с музыкой.

Тема 4 «Верные друзья»

  Знакомить  детей  с домашними животными, птицами и их детенышей.  Побуждать детей взаимодействовать с другими детьми и взрослым. Формировать основные физические качества. Развивать речь, мелкую моторику, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве. Развивать слуховое восприятие, внимание. Обогащать словарный запас.  Развивать предметную и игровую деятельность. Развивать речевой аппарат и звукоподражание. Формировать коммуникативные навыки. Закреплять умение издавать звуки, подражая животным.

Тема 5 «Хорошо в лесу зеленом»

  Познакомить с растительным миром.  Расширять кругозор детей, продолжать знакомить их с окружающим миром, природой, увеличивать словарный запас.   Учить детей взаимодействовать друг с другом и согласовывать движения с текстом. Обогащать детей эмоциональными впечатлениями. Способствовать развитию умения комбинировать образные и танцевальные движения. Формировать умение создавать музыкально-игровой образ по тексту песни. Развивать навыки общения. Формировать правильное и четкое произношение простых слов. Формировать двигательно-слуховую координацию. Развивать зрительное восприятие и двигательную память. Развивать образную память.

 

Литература:

  1. Анисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. /  Г.И. Анисимова. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 96 с.
  2.  Картушина, М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
  3. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  4. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие детей в музыкально-игровом пространстве / авт.-сост. И.П. Равчеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 41 с.
  5. Развивающие игры для детей 2-7 лет / авт.-сост. Е.Н.Михина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 153 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...