Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого
консультация по музыке на тему

Баевская Ирина Александровна

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сертификат21.52 КБ
Файл Текст доклада21.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕРЖА В РУКАХ СКРИПКУ, ЧЕЛОВЕК НЕ СПОСОБЕН СОВЕРШИТЬ ПЛОХОГО

И. А. Баевская

музыкальный руководитель муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №57 «Бусинка»,

г. Южно-Сахалинск, с. Дальнее, РФ

Кто музыки не носит в своём сердце,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть предателем, лжецом.

В.Шекспир

          Мир вступил в третье тысячелетие. Множество проблем политических, экологических, социальных  стоит перед нами. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к самообразованию личности, первый этап воспитания и становления которых ложится на плечи дошкольных учреждений.

          В настоящее время духовно-нравственному воспитанию уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где один из важнейших принципов – принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. В документе отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу,  его культуре и традициям.

Мысли о необходимости раннего воздействия на формирование личности занимало умы выдающихся философов-воспитателей уже давно. Ещё триста лет назад великий Ян Амос Коменский утверждал что «счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Ту же мысль выразил и Жан Жак Руссо, говоря что «каждый последующий воспитатель оказывает меньшее влияние на ребёнка, чем предыдущий».

Аристотель считал основным средством духовно-нравственного воспитания музыку. «Ведь даже одна мелодия без сопровождения её словами, заключает в себе эстетические свойства. Между тем ни краски, ни запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают»

В России интерес к вопросам духовно-нравственного воспитания посредством музыки родился примерно в конце 18 века. Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал Н.Новиков-просветитель, педагог, писатель-критик. Он считал, что без помощи искусства невозможно «воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами».

Современная концепция дошкольного образования признаёт, что большие возможности при воспитании в ребёнке общечеловеческих ценностей заложены в содержание работы по музыкальному воспитанию. Ребёнок начинает более глубоко осознавать себя и активно стремится к доброте и красоте. Под влиянием хорошей музыки « дух возносится»,как сказал ещё Ломоносов. Она не может прямо «перенести» нравственность в душу малыша, но через эмоции и чувства может разбудить нравственные силы, которые заложении в каждом из нас. Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам детей и раскрыть для них мир Любви и Доброты. Различные виды музыкальной деятельности (музыкально-ритмические  движения, пение, слушание, музыкальные игры и театрализация) помогают в этом.  

Специфика действия музыки на нравственность человека связана, прежде всего, с эмоционально отзывчивостью. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать всему живому, откликаться сочувствием, нежностью, а так же состраданием или радостью за другого.

Характерной приметой нашего времени стал большой интерес к прошлому. Сегодня, как никогда прежде, сохранение народного искусства,   их возрождение  необходимо для формирования национального самосознания. Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются, в защите и восстановлении. Становление и развитие человека как личности неразрывно связано с сохранение в нём национально-самобытного лица.

Для этого мы обращаемся, в первую очередь, к фольклору. Ведь его содержание отражает жизнь народа, его многовековой опыт, мысли, чувства наших предков.

На музыкальных занятиях я использую детский фольклор: колыбельные,  потешки, прибаутки, хороводы, игры, сказки. Начиная с ясельной группы, я обращаюсь к «поэзии пестования», или  «материнской поэзии» (колыбельные, пестушки и тд). В это время оторванность от мамы и папы для ребёнка становятся стрессом, а маленькие песенки напоминают о теплоте мамы. В них всегда присутствует её образ, образ семьи, взаимоотношение с окружающими, общение со старшими, мир добра и любви, бережное отношение ко всему живому.

Детей старшего возраста знакомим с русской лирической песней. Народные песни - отличный материал для обучения детей напевному пению («Земелюшка-чернозём», «Во поле берёза стояла», «Травушка-муравушка» и многие другие). Они просты, образны, мелодичны и несут нравственное начало.

Основной и самый любимый вид деятельности дошкольника- игра. Народные музыкальные игры развивают не только силу, ловкость и внимание, но и формируют и развивают духовные качества ребёнка. Например, такие игры ,как: «Горелки», «Как у дяди Трифона», «Тетёра». Дети с удовольствием играют  в эти игры на праздниках, развлечениях и на прогулках.

Полезным добавлением служит обращение к народным музыкальным инструментам. Особенно дети любят играть на расписных ложках. Я рассказываю, как их изготавливают мастера-умельцы. Ложки - украшение любой пляски, песни, оркестра.

Фольклорный праздник может стать итогом работы по духовно-нравственному воспитанию (осенние ярмарки, Рождество, Масленица, Пасха, Праздник птиц, праздник «Русской берёзы» и т.д.), это не только увлекательное действо, но и незаметное приобщение ребёнка к русской культуре и традициям, где усваивается бесценный опыт поколений. Ребёнок познаёт эталоны красоты и морали.

Как педагог и музыкант я осознаю свою роль в приобщении детей к вечным духовным ценностям через музыкальные занятия. В своей работе большое внимание уделяю произведениям народного творчества. Их сила действия возрастает, если ознакомление с ними происходит на основе собственной деятельности ребёнка. Дети становятся не только активными слушателями, но и активными исполнителями песен, частушек, игр, хороводов.

Принято говорить о результатах работы. Но как измерить духовность человека, тем более дошкольника? Гораздо позже придёт осознание основ нравственности, заложенных в детстве.

 



Предварительный просмотр:

ДЕРЖА В РУКАХ СКРИПКУ, ЧЕЛОВЕК НЕ СПОСОБЕН СОВЕРШИТЬ ПЛОХОГО

И. А. Баевская

музыкальный руководитель муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №57 «Бусинка»,

г. Южно-Сахалинск, с. Дальнее, РФ

Кто музыки не носит в своём сердце,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть предателем, лжецом.

В.Шекспир

          Мир вступил в третье тысячелетие. Множество проблем политических, экологических, социальных  стоит перед нами. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к самообразованию личности, первый этап воспитания и становления которых ложится на плечи дошкольных учреждений.

          В настоящее время духовно-нравственному воспитанию уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где один из важнейших принципов – принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. В документе отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу,  его культуре и традициям.

Мысли о необходимости раннего воздействия на формирование личности занимало умы выдающихся философов-воспитателей уже давно. Ещё триста лет назад великий Ян Амос Коменский утверждал что «счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Ту же мысль выразил и Жан Жак Руссо, говоря что «каждый последующий воспитатель оказывает меньшее влияние на ребёнка, чем предыдущий».

Аристотель считал основным средством духовно-нравственного воспитания музыку. «Ведь даже одна мелодия без сопровождения её словами, заключает в себе эстетические свойства. Между тем ни краски, ни запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают»

В России интерес к вопросам духовно-нравственного воспитания посредством музыки родился примерно в конце 18 века. Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал Н.Новиков-просветитель, педагог, писатель-критик. Он считал, что без помощи искусства невозможно «воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами».

Современная концепция дошкольного образования признаёт, что большие возможности при воспитании в ребёнке общечеловеческих ценностей заложены в содержание работы по музыкальному воспитанию. Ребёнок начинает более глубоко осознавать себя и активно стремится к доброте и красоте. Под влиянием хорошей музыки « дух возносится»,как сказал ещё Ломоносов. Она не может прямо «перенести» нравственность в душу малыша, но через эмоции и чувства может разбудить нравственные силы, которые заложении в каждом из нас. Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам детей и раскрыть для них мир Любви и Доброты. Различные виды музыкальной деятельности (музыкально-ритмические  движения, пение, слушание, музыкальные игры и театрализация) помогают в этом.  

Специфика действия музыки на нравственность человека связана, прежде всего, с эмоционально отзывчивостью. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать всему живому, откликаться сочувствием, нежностью, а так же состраданием или радостью за другого.

Характерной приметой нашего времени стал большой интерес к прошлому. Сегодня, как никогда прежде, сохранение народного искусства,   их возрождение  необходимо для формирования национального самосознания. Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются, в защите и восстановлении. Становление и развитие человека как личности неразрывно связано с сохранение в нём национально-самобытного лица.

Для этого мы обращаемся, в первую очередь, к фольклору. Ведь его содержание отражает жизнь народа, его многовековой опыт, мысли, чувства наших предков.

На музыкальных занятиях я использую детский фольклор: колыбельные,  потешки, прибаутки, хороводы, игры, сказки. Начиная с ясельной группы, я обращаюсь к «поэзии пестования», или  «материнской поэзии» (колыбельные, пестушки и тд). В это время оторванность от мамы и папы для ребёнка становятся стрессом, а маленькие песенки напоминают о теплоте мамы. В них всегда присутствует её образ, образ семьи, взаимоотношение с окружающими, общение со старшими, мир добра и любви, бережное отношение ко всему живому.

Детей старшего возраста знакомим с русской лирической песней. Народные песни - отличный материал для обучения детей напевному пению («Земелюшка-чернозём», «Во поле берёза стояла», «Травушка-муравушка» и многие другие). Они просты, образны, мелодичны и несут нравственное начало.

Основной и самый любимый вид деятельности дошкольника- игра. Народные музыкальные игры развивают не только силу, ловкость и внимание, но и формируют и развивают духовные качества ребёнка. Например, такие игры ,как: «Горелки», «Как у дяди Трифона», «Тетёра». Дети с удовольствием играют  в эти игры на праздниках, развлечениях и на прогулках.

Полезным добавлением служит обращение к народным музыкальным инструментам. Особенно дети любят играть на расписных ложках. Я рассказываю, как их изготавливают мастера-умельцы. Ложки - украшение любой пляски, песни, оркестра.

Фольклорный праздник может стать итогом работы по духовно-нравственному воспитанию (осенние ярмарки, Рождество, Масленица, Пасха, Праздник птиц, праздник «Русской берёзы» и т.д.), это не только увлекательное действо, но и незаметное приобщение ребёнка к русской культуре и традициям, где усваивается бесценный опыт поколений. Ребёнок познаёт эталоны красоты и морали.

Как педагог и музыкант я осознаю свою роль в приобщении детей к вечным духовным ценностям через музыкальные занятия. В своей работе большое внимание уделяю произведениям народного творчества. Их сила действия возрастает, если ознакомление с ними происходит на основе собственной деятельности ребёнка. Дети становятся не только активными слушателями, но и активными исполнителями песен, частушек, игр, хороводов.

Принято говорить о результатах работы. Но как измерить духовность человека, тем более дошкольника? Гораздо позже придёт осознание основ нравственности, заложенных в детстве.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Воздух - это волшебник, который способен совершать много чудес"

Раскрыть понятие "воздух", его свойства, роль воздуха в жизни человека, животных и растений....

«Кукольный театр: кукла в руках взрослого человека, кукла в руках ребенка»

Кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не и...

Консультация для родителей "Кукольный театр: кукла в руках взрослого человека, кукла в руках ребенка "

Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Кукольный театр...

Педагогическая гостиная «Книга — это мечта, которую ты держишь в руках»

Вы помните себя в детстве, когда просили мамы или папу почитать книжку? Какие красочные и красивые были там картинки. И как сильно хотелось научиться читать и самим узнать, о чём же написано в книгах....

Консультация. " Почему на дороге ребёнка надо держать за руку"

Психофизические и возрастные особенности  поведения дошкольников на улицах и дорогах.Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиол...

Рисование предметное «Я флажок держу в руке»

Задачи: Продолжать учить детей рисовать предметы квадратной и прямоугольной формы. Уточнить представление о геометрических фигурах. Вызвать интерес к изображению флажков разной формы по своему за...