Главные вкладки

    Отчет "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей."
    методическая разработка по музыке (средняя группа) на тему

    В доступной форме привить детям любовь к музыке.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад  «Светлячок» р.п. Ветлужский

    Отчёт музыкального руководителя Оленевой Е. Б.

    «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей среднего дошкольного возраста.»

    2015г.

    Актуальность: музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, музыкально-ритмических движений, игрe на детских музыкальных инструментах. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей малыша. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

    Объект исследования: дети  средней группы.

    Предмет: использование музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста.

    Цель работы: исследовать такой вид деятельности, как музыкально-дидактические игры и определить их эффективность для развития музыкальности детей 4-5 лет.

    Задачи исследования:

    1. Определить особенности методики проведения музыкально-дидактических игр с детьми 4-5 лет.
    2. Исследовать влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальности у детей младшего дошкольного возраста.

    Гипотеза: состоит в предположении, что систематическое включение музыкально-дидактических игр в работу с детьми 4-5 лет будет существенно влиять на развитие музыкальности.

         При подборе музыкально-дидактических игр я разделила их на 4 вида:

    1. Игры, развивающие у детей звуковысотный слух: «Птица и птенчики», «Качели», «Эхо», «Курицы».
    2. Игры, развивающие ритмическое чувство: «Лесные гости», «Весёлые дудочки», «Кто как идёт», «Петушок, курочка и цыплёнок».
    3. Игры, развивающие тембровый слух: «Узнай свой инструмент», «Угадай на чём играю».
    4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо».

         При формировании музыкальности детей младшего дошкольного возраста мной была выбрана следующая методика обучения:

    - в музыкально-дидактических играх на развитие звуковысотного слуха учить детей различать выразительные возможности музыкальных интервалов: октавы, септимы, сексты, квинты.

    - в музыкально-дидактических играх на развитие ритмического чувства учить различать звучания простых ритмических рисунков.

    - в музыкально-дидактических играх на развитие тембрового слуха учить различать выразительные звучания контрастных инструментов: колокольчик, дудочка, пианино.

    - в музыкально-дидактических играх на развитие динамического слуха учить различать выразительные возможности двух динамических оттенков: громко, тихо.

              Использование музыкально-дидактических игр для развития

     у детей 4-5 лет музыкальности.

       

      Для исследования влияния музыкально-дидактических игр на музыкальность детей я взяла  среднюю группу в количестве 15 человек. В течении трёх месяцев я вводила в занятия музыкально-дидактические игры, которые подобрала специально для развития музыкальности.

         Развитие певческих способностей является одной из главных задач музыкального воспитания в детском саду. Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогли мне научить детей петь выразительно, непринуждённо, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Использование приёма исполнения песни подгруппами или с солистом оказывало мне помощь в работе. Так,  Даша очень любила петь. Она знала много песен. Дети всегда с большим желанием слушали её. На музыкальном занятии после вопроса: «Кто хочет спеть песню?» - все сразу поворачивались в сторону Даши. Конечно, это хорошо, что пение товарища нравится ребятам. Но моя задача – научить петь каждого ребёнка, поэтому я обращала внимание на малоактивных, застенчивых детей. И я решила музыкально-дидактическую игру «Музыкальный телефон» использовать так, чтобы она помогла каждому выразительно исполнить песню, а не только узнать её по картинке. При этом все дети старались подражать пению  Даши. За основу подражания они брали не манеру исполнения песни, а прежде всего каждый стремился чисто интонировать и передавать характер песни так же, как и Даша.

         Своё исследование я начала с самых простых игровых приёмов по развитию музыкального слуха. Сначала определила конкретные задания. Иллюстрации из «Музыкального букваря» я увеличивала и использовала на занятии в качестве демонстрационно-игрового материала. Прослушав попевку «Качели», Алина получила задание – определить , где находятся качели (внизу или вверху), и показать на картинке. Она справилась с этим заданием с первого раза, все дети ей захлопали. Для определения звуков по высоте я использовала и такую игру.

         Сначала дети слушают мелодии, характеризующие любимые детские игрушки: медведя, зайчика и птичку, затем определяли характер музыки, соответствующий определённому персонажу и ставили соответствующую игрушку на определённую ступеньку музыкальной лесенки (медведя – на нижнюю, зайчика – на среднюю, птичку – на верхнюю). Таким образом, игровая форма задания дала возможность подвести детей к пониманию низких, средних и высоких звуков. Дети часто обращаются к песне с целью выразить через неё своё настроение. Мама  Антона заметила, что её сын, играя с солдатиками, всегда напевает одну и ту же маршевую мелодию. Он пытался её петь и на улице, бодро маршируя по дороге в детский сад. Когда мама спросила, что он поёт, Антон ответил: «Это «Походный марш», с этим маршем можно идти в бой». При исполнении песен я учу детей правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии, особенно, когда песня звучит тихо.

         Музыкальный звуковысотный слух – широкое целостное понятие. Развитие способностей детей различать звуки по высоте формируется в течение всего дошкольного периода. Особенно это прослеживается при прослушивании музыкальных произведений и в пении. В процессе слушания музыки я знакомила детей с инструментальными, вокальными произведениями разного характера. Для того, чтобы ребёнок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, я обратилась к музыкально-дидактическим играм. Во время слушания музыки я использовала различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами, выполнять музыкально-ритмические движения. Всё это способствовало лучшему восприятию материала, его осмысления  и запоминания. Например; в «чудесный мешочек» я спрятала игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Затем проигрывала знакомые мелодии: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Медвежата» М. Красева. Алена,    Миша,  Кирилл сразу же узнали мелодии, и после этого игрушки доставала из «чудесного мешочка». Но ,Архип, Паша, Ваня затруднялись с первого раза узнать мелодии. Постепенно благодаря таким играм дети научились распознавать, различать музыкальные произведения.

         Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки я использовала музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Я увидела, что детям очень нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрацию по её содержанию.  Арина и  Саша затруднялись в выборе картинки, а Никита, Ксюша, Настя готовы были помочь им в выборе.

         Музыкально-ритмические движения – средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, формирования чувства ритма. Основной задачей я ставила формирование у детей восприятия образов и способности выражать их в движении. Для формирования чувства ритма у детей я использовала на музыкальных занятиях дидактические игры.  Игровая форма разучивания движений помогла мне  добиваться от детей правильного выполнения ритмического рисунка. С первых занятий я старалась развивать в детях стремление самостоятельно, с творческими элементами выразительности двигаться под музыку. В этом большую помощь мне оказывали музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел?» дети должны не только определить по характеру музыки, кто вышел: медведь, лиса, заяц, но и передать движением неуклюжего медведя, быстрого, трусливого зайца. Каждый ребёнок по-своему применял своё творчество в передаче образа.

         Проведя сравнительную диагностику за время исследования, я получила следующие данные:

    Начало исследования

    Конец исследования

    Восприятие высоты звуков

    Восприя-тие ритма

    Восприя-тие динамики

    Восприятие тембра

    Восприятие

    высоты звуков

    Восприятие

    ритма

    Восприятие динамики

    Восприятие тембра

    66,7%

    68,1%

    73,6%

    72,2%

    80,6%

    83,3%

    82,0%

    86,1%

    Итого, прирост составил:

    Конец исследования

    Восприятие высоты звуков

    Восприятие ритма

    Восприятие динамики

    Восприятие тембра

    13,9%

    15,2%

    8,4%

    13,9%

    Диаграммы по результатам в начале и в конце исследования.

    Начало исследования:

    Конец исследования:

         Итак, после проведённых занятий в конце эксперимента высокому показателю музыкальности соответствует 75% всей группы, группы, среднему показателю – 25% группы, а низкому – 0%.

         По результатам моего исследования видно: музыкальность формируется в процессе систематических занятий благодаря использованию на них музыкально-дидактических игр. Доля детей с высоким уровнем развития музыкальности увеличилась с 16,6% до 75%, доля детей со средним уровнем развития музыкальности уменьшилась с 54,2% до 25%, а доля с низким уровнем – уменьшилась с 29,2% до 0%.

       

        

    Вывод по результатам исследовательской деятельности.

         Я убедилась в том, что применение музыкально-дидактических игр положительно сказывается на развитии музыкальности детей младшего дошкольного возраста.

         В своём исследовании я пришла к выводу, что музыкально-дидактическая игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для развития музыкальности детей 4-5 лет.

         Известный советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «музыкально-дидактическая игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».

         Музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях организуют внимание детей, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, тренируют память, развивают чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребёнка.

         Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

    в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

    пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

    в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

    пальчиковые игры, музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей.

    В работе рассматриваются задачи о развитии фонематического, интонационного и музыкально - певческого слуха, об овладении мимикой лица. тела. развитие дыхания. чувства ритма, коммуникативности, стимули...

    Проект на тему "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ

    Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строитс...

    «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»

    «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной  музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»...

    Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста (исследовательская деятельность). Музыкальный руководитель Соколова Светлана Александровна.

    Музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. основное их значение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. М...

    «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной  музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»

    Продолжительность проекта: долгосрочный сентябрь 2018 - май 2019 г.г.Вид проекта: педагогический с детьми младшей группы.Участники проекта: музыкальный руководитель, младшие дошкольники, р...