Проект"Волшебный язык движений"
проект по музыке (подготовительная группа) по теме

Обучение детей с приёмами образного перевоплощения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_yazyk_dvizheniy.docx26.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                      «ВОЛШЕБНЫЙ  ЯЗЫК  ДВИЖЕНИЙ»

                                        педагогический проект                                       

Актуальность

    Основы детского музыкально–хореографического творчества –  один из важных предметов обучения детей искусству. Детская хореография является одним из действенных средств приобщения подрастающего поколения к богатству танцевального и музыкального творчества. Хореография является неотъемлемой частью народного наследия и несет в себе неповторимый отпечаток каждого народа. Таким образом, сохранение богатства и традиций детского танцевального искусства, является необходимым условием для полноценного развития личностного потенциала ребенка.

    В дошкольном образовательном учреждении хореография относится к художественно-эстетической области и интегрируется с другими областями: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.

    В художественно-эстетическом развитии хореография прививает интерес к танцу, элементарные представления о его красоте,  оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры человека: выдержку, вежливость, собранность, чувство меры. Хореография неразрывно связана с музыкой. Закладываются элементы музыкальной грамоты: темпы музыки, умение переключаться с одного темпа на другой, динамические оттенки, понимание между соответствием характера музыки и  характером движения, умение двигаться в характере музыки.

   Хореографическая, непосредственно-образовательная деятельность способствует общему физическому развитию ребёнка.  Вырабатывает такие необходимые качества, как укрепление суставно-связочного аппарата, силу и эластичность мышц, гибкость,  ловкость, выносливость, координацию движений, формирует осанку, развивает мускулатуру ног, шаг и т.д.

   Изучение нового материала, познание мира, вечного движения вперёд – это познавательное развитие.

Неразрывно со всеми областями проходит речевое развитие.

   В социально-коммуникативном развитии - общительность, необходимость в эмоциональном контакте у ребёнка развивает танец. Застенчивость, нерешительность, неуверенность, замкнутость преодолевает танец.

Проблема

  Творческое воображение. Наблюдения выявляют, что дошкольники,  которых обучают по традиционной методике, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных навыков, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению творческих заданий: либо отказываются от таких заданий, либо пытаются выполнить их, но не показывают творчества. В таких случаях детские танцевальные импровизации бедны и однообразны, движения, которые в них используются, стереотипны и неоригинальны; сами дошкольники мало эмоциональны, они будто боятся отступать от выученных образцов и не могут придумать собственных вариантов движений. Вероятно причина подобных явлений заключается прежде всего в том, что в процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения которых им не разъясняют. В результате дети оказываются лишенными той содержательной «опоры», которая способствует осмыслению и яркой выразительности исполнения танцев и созданию творческих композиций. Кроме того, несмотря на относительное соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», обучению не достаёт продуманной систематичности. Освоение двигательных навыков происходит в основном в процессе разучивания танцев; объём движений определяется конкретной потребностью использования их в той или иной композиции. В связи с этим дошкольников обучают только «готовым» движениям, не показывая (наряду с этим) возможности «конструирования» новых вариантов путем дополнения, усложнения составляющих элементов. В результате дети не видят, не осознают структурных связей между движениями, что затрудняет их освоение, и на выучивание каждого движения уходит очень много времени. Это порождает, с одной стороны, настолько «жёсткие» стереотипы движений, что их варьирование, произвольное изменение в творчестве становится невозможным, с другой стороны, из-за долгой отработки каждого отдельного движения за весь период обучения дети успевают освоить лишь очень незначительное их число.

   Исходя из сказанного, предполагается, что одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Умение понимать значение этих движений.

                                                   

Цель

    Формирование и развитие творчества. Духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка с помощью танцевального искусства. Оказание помощи в профессиональной ориентации и адаптации в современном мире.

  Задачи

   Образовательные: формирование у детей музыкально – ритмических навыков, формирование навыков правильного и выразительного движения в области народного танца. Обучение детей приемам актерского мастерства, пантомимическим движениям,  приёмам игрового взаимодействия, образным перевоплощениям. Учить делать самостоятельный анализ музыки, определять её характер и динамические оттенки. Организация постановочной работы  (разучивание танцевальных композиций). Развивающие: обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, организация поисков новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельного добывания знаний). Воспитательные: создание базы для творческого мышления детей, развитие у детей активности и самостоятельности общения, формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе.

Формы и методы исследования

    1. Урок хореографии.  2.Коллективно – творческая игра.  4.Индивидуальная работа.   Методы обучения: 1.Словесные, рассказ, объяснение, беседа. 2.Наглядные: демонстрация, показ приемов. 3.Практические: упражнение, самостоятельная работа, импровизация. Методы воспитательного действия: 1.Убеждения. 2.Приучения. 3.Пример. 4.Аналитические методы, наблюдение, сравнение, анализ, опрос.

 Участники проекта

  г. Воронеж,  подготовительная группа детей МБДОУ «Детский сад .№189» (5-6лет)

                                                                                                                     

Предполагаемый результат  проекта

   Организация творческой деятельности учащихся помогает педагогу увидеть характер ребенка, найти индивидуальный подход к нему с учетом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. Тема творческого занятия определилась спецификой хореографического воспитания.  Творческие ситуации разыгрываются как для коллективной, так и для индивидуальной работы. Темы для постановочной работы должны вызвать интерес у детей. В постановочной работе используется метод совместного творчества педагога и воспитанников (коммуникативный вид деятельности). Процесс совместного творчества складывается из следующих трёх взаимодействующих частей: 1 – сознательная подготовительная работа, анализ.  2 – осуществление композиционного замысла. 3 – проверка всех композиционных решений.    

Этапы (ход исследования).

Практика

Итоговое развитие

Жест «Прошу и не надо». (слушание музыки, показ)

Самостоятельный анализ музыки, определение динамических оттенков. Навык быстрого переключения внимания.

Элемент танцевальной композиции «Поклон»

Обучение танцевальным движениям.

Имитационные движения, основанные на полуприседаниях. Танцевальная композиция.

Развитие созидательных способностей, познавательной активности, мышление и свободное самовыражение. Обучение танцевальным движениям. Развитие чувства ритма, темпа.

Жест «Ласка и плач» (слушание музыки, показ)

Самостоятельный анализ музыкального отрывка, определение её характера, свободное самовыражение – происходит раскрытие чувств ребёнка. Творческое развитие

Этюд «Пожалели»

Приёмы игрового взаимодействия, Развитие эмпатийности

Импровизация «Перепляс»

Свободное самовыражение. Навыки ориентации в пространстве. Инициатива.

Жесты «Шептания и прислушивания»

Творческое воображение.

Этюд «Секрет»

Творческое игровое взаимодействие партнёров, познавательная активность, мышление, мимика, воображение.

Игра-путешествие «В волшебном лесу»

Творческое воображение, игровое взаимодействие, пантомимические движения.

Плясовая импровизация

Развитие детского творчества: исполнительского и композиционного.

                           

                                 образовательная деятельность

                   «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫК ДВИЖЕНИЙ»

                                                  ХОД  ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал танцевальным маршем. Здороваются поклоном.

Хореограф: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. На этом занятии мы будем фантазировать, воображать.

  «Все люди говорят словами. Сейчас я тоже говорю с вами на языке слов. Но, оказывается «рассказывать» можно не только словами, но и движениями. Движениями можно выражать мысли, желания, настроения. И поэтому, девиз нашего сегодняшнего занятия такой – «Где мы были, мы не скажем, но что делали, покажем».

  Ребята, посмотрите, этот жест означает, что я у вас что-нибудь прошу (показать жест «Прошу»). А когда мы хотим от чего-нибудь отказаться, как это можно выразить в движении? (дети показывают жест «Не надо»).

  Послушайте музыкальное произведение и определите, где и какой из этих двух жестов можно использовать под эту музыку? (Дети делают анализ музыки, определяют музыкальные интонации и соотносят их с движениями).

Хореограф: В русском народном танце жест «Прошу» тоже используется, но несколько своеобразно, танцевально (показать поклон). Что может означать поклон?  (прощание, приветствие, просьбу). А ещё поклоном можно заканчивать пляску в знак благодарности зрителям за внимание. (Дети выполняют элемент танцевальной композиции «Поклон»).

Хореограф: Ребята, вспомните, на занятиях мы изучали «Пружинку». Эти полуприседания имеют многочисленные значения. Мы можем этим качанием показать всадников, покачивающихся в седле и держащих вожжи. (Показывают). Ребята, используя «пружинку» покажите сами образ пловца. (Показывают).

  Полуприседания могут использоваться не только в имитационных движениях: это один из основных приёмов народного танца. К ним можно добавить открывание рук, движение корпуса, качание головой, выставление ноги на пятку. Они могут быть плавные, весёлые, задорные. Давайте, исполним танцевальную композицию, основанную на полуприседаниях.           ( Вместе с педагогом дети исполняют танцевальную композицию).

                                                   

Хореограф: А какие жесты и движения можно использовать в значении ссоры? (Дети показывают жесты «уходи», «не надо», притоп в значении гнева, отворачиваются…).

  А если нас обидели? (Показывают обиду). А если нас очень сильно обидели, как мы это выразим в движении? (Показывают воображаемый плач).

  А что нужно сделать, чтобы перестать плакать? (Дети отвечают «Пожалеть»). Послушайте две мелодии и определите, под какую из них можно пожаловаться, а под какую пожалеть? (Слушают и делают анализ мелодии).

  Давайте покажем этюд в парах, одни дети буду обижаться, а другие их жалеть. (Дети выполняют этюд «Пожалели»).

  Ребята, а как важно нам жить вместе в ссоре или в мире? (В мире). Какие движения можно использовать, чтобы показать примирения? (Показывают).

Хореограф: Ребята, мы с вами знаем, что есть притопы в значениях гнева, упрямства. Вспомните, какие мы изучали на занятиях другие притопы, танцевальные. (Показывают: поочередно разными ногами, с разворотом колена и стопы из открытого в закрытое положение, с выносом ноги, три притопа, приставной шаг с притопом…).

 А какое настроение можно выразить этим притопом? (Утверждение, важность – показать притоп с плясовой жестикуляцией рук, корпуса, плеча). Например, приставной, притопывающий шаг, при добавлении к нему «поддевающих» движений корпусом, плечом приобретает подзадоривающий характер. (Педагог показывает «Перепляс», направляясь к выбранному ребёнку и приговаривает: «Ну-ка, покажи, как ты умеешь танцевать? Ребёнок отвечает плясовым движением, выражающим уверенность, как бы говоря: «Я умею танцевать, вот, как я умею!»). Затем, этот ребёнок вызывает другого на перепляс.

 

Дети садятся на пол.

Хореограф: Скажите, как можно сообщить друг другу секрет, чтобы больше никто не слышал? (Отвечают). А как же можно послушать? (Показывают). Давайте попробуем пошептаться. (Шепчутся). А теперь, послушать. (Дети выполняют жест прислушивания). Давайте покажем этюд. Одни будут шептать, другие прислушиваться. (Дети выполняют в игровом взаимодействии этюд «Секрет»).

  Секреты могут рассказать разные: смешные, печальные, злые, удивительные. А какой  секрет вам прошептали, мы попробуем догадаться по мимике лица. (Поочерёдно показывают).

        

Хореограф: Ребята, сейчас мы с вами, отправляемся в волшебный лес. Нас будет сопровождать музыка. Будьте внимательны, как только музыка зазвучит тише, мы приближаемся к волшебному лесу. И тогда нужно идти осторожно, тихо, чтобы услышать и увидеть красоту волшебного леса. А если, будете шуметь, лес не пустит нас к себе. (Дети продвигаются по залу, соотнося характер движений с характером музыки).

Хореограф: Но вот подул ветерок, и мы превратились в деревья. Ноги стали корнями, руки -  ветвями, а кисти – листочками. (Дети выполняют этюд «Ветер-ветерок»).

 Хореограф: Ребята, а как же нам дальше пройти, тропинку преграждает ручеёк. Но посмотрите, везде есть камушки. Пройдём по ним на другой бережок, попробуем не упасть и не замочить ножки. (Дети изображают имитационные движения).

Хореограф: Я не могу допрыгнуть, помогите мне, ребята! (Дети выполняют упражнение «Перетягивание каната»).

 Хореограф: Никто не потерялся, давайте проверим? (Выполняют жесты «клича и прислушивания»).

Хореограф: Но вот мы прошли лесную чащу и вышли на поляну. Посмотрите, как много растут здесь одуванчиков. Полюбуемся ими. (Любуются). Понюхаем. (Садятся на корточки и нюхают). Дунем на него. (Дуют). Он полетел, прямо на нас. (Отпрыгивают, очищаются).

Хореограф: Смотрите на цветках сидят бабочки. Давайте осторожно подойдём к ним. (Исполняют этюд «Бабочка»).

Хореограф: Солнце светит, почувствуйте на лице тепло солнечных лучей.  Воздух свежий. Но, становится всё жарче. (Дети исполняют соответственно словам имитационные движения).

Хореограф: Посмотрите, а там озеро, небольшое, но очень красивое. Давайте подойдём к берегу. (Делают несколько шагов). Попробуем водичку? Почувствуйте, какая тёплая и приятная вода, она струится, журчит между пальцами, так и хочется с ней поиграть. (Дети исполняют этюд «Игра с водой»).

Хореограф: Слышите музыку (звучит бодрый марш), это нам пора возвращаться домой. (Идут бодрым шагом).

Хореограф: После весёлой прогулки в лесу так и хочется потанцевать. Потанцуем, как хотим? (дети исполняют импровизированную плясовую).

В конце занятия выполняют поклон и уходят из зала танцевальным маршем.

                                       

Сроки реализации проекта

   Краткосрочный

Выводы

    В результате  занятия,  дети научились выражать свои чувства с помощью движений, стали менее скованным и стеснительным, раскрылись. Главной особенностью занятий хореографией явилось развитие не только физических способностей молодого организма, но и строение творческой основы личности: сочетание музыки, движений, драматического искусства, художественного вкуса ребенка, а также развитие его общей культуры и интеллекта.

Полезные ресурсы (источники информации)

   1.Е.В. Горшкова «От жеста к танцу» Москва, «Гном и Д», 2002г

2. Захаров Р. "Радуга русского танца" Москва "Советская Россия" 1986 г.

3. Е.А. Алябьева - Психогимнастика в детском саду Москва, «Творческий центр», 2003г

4. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Проект "Азбука дорожного движения"по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Вашему вниманию представлен проект по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте  представлено знакомство с основными правилами дорожного движения,...

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ЯЗЫКУ ДВИЖЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА В ТАНЦЕ» опыт работы.

 Любовь к детям и желание помочь им, как можно успешнее овладевать программой музыкального развития, подвигло меня к написанию опыта на тему «Обучение детей языку движений как средство фор...

Консультация для родителей "Волшебный мир движений"

Консультация для родителей "Волшебный мир движений"...

Проект "ТАНЕЦ –ЭТО ДВИЖЕНИЕ, А ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ"

Название проекта: «Танец  - это движение, а движение – это жизнь»Тип проекта:Познавательно - творческийУчастники: Ходак Оксана, Ходак  Вера Александровна (дочь и мама)...

Проект на тему: «Движение + движение = формула здоровья»

Проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей....