Главные вкладки

    Консультация по музыке на тему:
    Музицирование на детских шумовых инструментах

    Бордак Елена Ивановна

    материал по использованию детских музыкальных шумовых инструментов для родителей и педагогов 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzitsirovanie_na_detskih_shumovyh_instrumentah.docx19.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музицирование на детских шумовых инструментах

    Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах- развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

    Шумовые инструменты делятся на две группы:

    1. Ударные звуковысотные инструменты, представляющие собой резонансовый ящик и ряд пластинок определенной высоты из дерева или металла (ксилофоны, металлофоны, глокеншпили («колокольчики»), а также маленькие литавры.

    2. Ударно-шумовые инструменты без определенной звуковой высоты (деревянные и кожаные барабаныбубны, палочки из дерева, тамбуринытреугольникимаракасы, трещоткикастаньеты и другие подобные инструменты).

    Формы работы с шумовыми инструментами

    1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
    Подобрав фонограмму любой детской песенки можно придумать ритмический аккомпанемент и выстукивать «в такт», используя ударно-шумовые инструменты, такие как бубен, кастаньеты, треугольник и другие.
    2. Звуковая иллюстрация стихов и  Сказки-шумелки
    Увлекательной формой музыкально – ритмических игр для детей является звукоподражание и элементарное музицирование на детских шумовых музыкальных инструментах. Дети с огромным удовольствием играют под танцевальную музыку, аккомпанируют детским песенкам, импровизируют звуковые картины на заданную тему или иллюстрируют шумами подходящие стихи. 
    Такой совместный игровой досуг для ребёнка можно организовать без специальной методической или музыкальной подготовки. Для детей можно использовать более простой вариант для музицирования – сказочки-шумелки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку есть возможность что-либо изобразить шумом. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание. 
    Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. 
    Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. 
    Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. 
    Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры.
    Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей. 


    ОСЕННЯЯ СКАЗКА (речевая игра с музыкальными инструментами) 

    Тихо бродит по дорожке 
    Осень в золотой одежке /тихо бьют ладошками по барабану 

    Где листочком зашуршит /маракасы 
    Где дождинкой зазвенит /колокольчик 

    Раздается громкий стук 
    Это дятел - тук да тук! /деревянные палочки, кубики

    Дятел делает дупло 
    Белке будет там тепло /ксилофоны 

    Ветерок вдруг налетел 
    По деревьям пошумел /`шуршалки` 

    Громче завывает 
    Тучки собирает /тремоло бубнов 

    Дождик - динь, дождик - дон! 
    Капель бойкий перезвон /треугольники, металлофон 

    Все звенит, стучит, поет 
    Осень яркая идет! /все инструменты
    .

    МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

    Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму. 
    Побарабанить пальчиками (по 
    БАРАБАНУ) или использовать МАРАКАСЫ
    И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. 
    МЕТАЛЛОФОН (или ТРЕУГОЛЬНИК) Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. ТРЕУГОЛЬНИК Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки, ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИгрызли зёрнышкиШуршим МАРАКАСАМИОсобенно они любили лакомиться сладкими корешками. царапаем мембрану БАРАБАНА (или корпус) А снаружи на землю каждый день падал снег МЕТАЛЛОФОН 
    Шумел ветер, 
    подуть в пустую баночку от актимель
    И над мышиными норками намело большой-большой сугроб. 
    Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. 
    КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке) 

     Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах – занятие творческое и эмоциональное. Совместная игра с взрослым или другими детьми даёт навыки взаимодействия и коллективизма. Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память. Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких развивает слух ребёнка, а копирование шумов способствует развитию мелкой моторики. Благодаря шумовому оформлению сказочек, у детей развивается и умение сосредоточенно слушать, и хорошая реакция и память.


    Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. 

    Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии. 

    Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть. 
    Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой. 
    Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект. 
    Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

    Шумовой ансамбль
    Важнейшая особенность работы с детскими элементарными музыкальными инструментами - освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы. 
    В результае занятий у детей формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. 
    Совместное музицирование способствует формированию чувства коллективизма, сплоченности и умению следовать общей идее; формированию творческого отношения к процессу обучения, и урокам музыки, в частности; развитию общих и музыкальных способностей. 
    При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность. Полученные на уроках знания и навыки должны помогут детям в их дальнейших занятиях музыкой.

    Игра в ансамбле
    Этот раздел работы предполагает совместное музицирование детей с использованием шумовых инструментов, металлофонов, ксилофонов, пения, фортепиано и, по возможности, других инструментов, на которых учатся играть дети – скрипки, виолончели, флейты и т.д. Музыкальной основой для этого может стать ритмическая партитура, песня, пьеса. Ансамблевые партии, заранее продуманные педагогом, разучиваются со всеми детьми, а затем ученики делятся на партии. Педагог должен стремиться активно подвести детей к подготовленному варианту, создавая атмосферу коллективного творчества. Таким ансамблем можно исполнить:
    • ритмический шумовой аккомпанемент к пьесе, исполняемой на фортепиано, к песне, исполняемой учениками
    • аккомпанемент на ксилофонах и металлофонах к пьесе или песне с использованием остинато и более развернутых партий
    • игру канонов
    • исполнение оркестровой партитуры (от 2-голосной до 4-голосной)
    • исполнение оркестровой партитуры с солистом (пение, скрипка, флейта)
    Некоторые наиболее сложные, развернутые партии могут быть записаны и рекомендованы ученикам для повторений дома, но основной формой работы остается непосредственная работа в классе, направленная на активное запоминание.
    Творческие упражнения, импровизация
    Все перечисленные выше формы работы обязательно предполагают активное соучастие учеников в музицировании. Выделим следующие возможные виды творческих упражнений, которые на уроках тесно переплетаются с остальными 
    заданиями:
    • импровизация ритмического аккомпанемента к пьесе, песне
    • импровизация в заданном звукоряде (первоначально – 2-3 звука, затем пентатоника, полный диатонический звукоряд, хроматическая гамма)
    • импровизация мелодии на заданный ритм (первоначально – в ограниченном звукоряде)
    • импровизация на основе заданной ритмической партитуры 
    • импровизация в заданном звукоряде (конкретные заданные звуки, пентатоника, хроматическая гамма)
    • тембровая импровизация, выбор инструментов для оркестровой партитуры


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах в младшей группе

    Перспективный план по развитию элементарного музицирования иобучению игре на детских музыкальных инструментах в младшей группе СЕНТЯБРЬВиды музыкально-творческой деятельностиПрограммный репертуар...

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

    СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬВИДЫРЕПЕРТУАРЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯСРЕДСТВАМУЗЫКАЛЬНО-  ВОСПИТАНИЯТВОРЧЕСКОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   1. Музыкальные1. СлушаниеПредложить детям узнать назв...

    Перспективный план по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах (старший возраст 5-6 лет)

    СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬВиды музыкально-творческойдеятельностиПрограммный репертуарЗадачи воспитанияСредства воплощения1. Музыкальные занятия1. Слушание музыки    «Кукушка» Л. Дакен...

    Перспективный план работы по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах в средней группе

    СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬВиды музыкально-творческой деятельностиПрограммный репертуарЗадачи воспитанияСредства воплощения1. Музыкальные занятия1. Слушание: Л. Дакен «Кукушка» (грамзапись)2. Песня Р. Леденев «Д...

    Методические рекомендации по обучению детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах

    В помощь музыкальным руководителям для обучения детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах....

    Консультация для воспитателей «Организация музицирования на детских музыкальных инструментах»

    Важная задача музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на ...

    Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Организация музицирования на детских шумовых инструментах в группах раннего возраста»

    Консультация  для воспитателей групп раннего возраста«Организация музицирования на детских шумовых инструментах в группах раннего возраста»...