Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего возраста «Путешествие в страну Музыки с весёлыми нотками»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Ласточкина Ирина Викторовна

Музыкальное занятие для детей  старшего дошкольного возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка музыкального занятия

для детей старшего возраста

«Путешествие в страну Музыки  с   весёлыми  нотками»

Музыкальный руководитель

первой  категории МБДОУ

№ 10 «Маленький принц»

Ласточкина Ирина Викторовна

город Набережные Челны

2018 год

Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.

Задачи:

  1. Обучающие:

-обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;

- знакомить детей с классической музыкой;

-формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах

- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха;

-формировать певческие навыки: петь слаженно в ансамбле, чётко произносить слова песен, начинать пение после вступления;

-закреплять  элементарные понятия музыкальной грамоты

2. Развивающие:

-способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной, исполнительской деятельности (игра на детских инструментах, пение, танцевальные движения и т. д.);

-развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики, соотносить движение с текстом в речевых играх, самомассаже;

-развивать у детей позитивную оценку действительности взглядов, вкусов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей;

-развивать память, внимание, мышление;

-развивать у детей чувство ритма и слух;

-формировать певческий голос. Добиваться чистоты интонирования при пении;

-развивать творческие способности: фантазию, воображение.

3. Воспитательные:

-воспитывать эстетический вкус в передаче образа;

-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;

-воспитывать любовь и интерес к музыке;

-создать условия для воспитания любви  к восприятию музыки,   проявляющиеся в желании выполнять творческие задания, умении слушать музыку до конца;

-вызвать у детей желание слушать инструментальную музыку. 

4. Оздоровительные:

- с помощью дыхательной гимнастики, валеологической распевки, музыкотерапии, динамических и музыкально - ритмических упражнений  укреплять физическое и психическое здоровье;

- с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)

Структуа ООД:

ВВодная часть:

  • Приветствие
  • Валеологическая песенка  - распевка с оздоровительным массажем  «Доброе утро».
  • Вводное слово
  • Музыкально-ритмическое упражнение  «Тянем носочек»

Основная часть:

  • Беседа с детьми. Знакомство с композитором  М.П. Мусоргским
  • Прослушивание произведения М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов».
  • Вопросы к детям
  • Просмотр мультфильма «Картинки с выставки»
  • Упражнение на дыхание.
  • Рассматривание иллюстраций из книги А.Н. Толстого
  • Исполнение группой попевки «Карабас-Барабас»
  • Исполнение попевки по-ролям
  • Упражнение «Рыбка», «Лягушка»
  • Словарная работа
  • Исполнение песни «Мин үсям»
  • Вопросы к детям
  • Исполнение песни детьми при помощи детских музыкальных инструментов “Этот ритм”.
  • Танец «Звонкие ладошки»

Заключительная часть:

Совместное подведение итогов, оценка деятельности детей.

Материал и оборудование:

 -техническое оснащение: мультимедийный экран и ноутбук, музыкальный центр, фортепиано;

- музыкальные инструменты: ложки, бубны, маракасы, колокольчики, треугольник,  ксилофон,  металлофоны,  карточки с цветными нотками   (до, ре, ми, фа, соль, ля,  си);

-дирижёрская палочка.

Наглядный материал:

Презентация с картинками героев:  Буратино, Карабаса-Барабаса; портретом композитора М.П. Мусоргского; видео  мультфильма «Картинки с выставки»

Музыкальный материал: валеологическая песенка-распевка «Доброе утро» О. Н. Арсеневской; ритмическое упражнение «Тянем носочек»; песенка-распевка «Карабас-Барабас», произведение М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов»; распевка в разных тональностях в мажоре - «Легкий ветерок»; песня «Мин үсям»; произведение для оркестра «Этот ритм»; танец «Звонкие ладошки».

Методы и приёмы: объяснительно – иллюстративный, игровой, творческий, практической деятельности,  погружение в музыку, «создание успеха»,  словесный.

Предварительная  работа

1.разучивание песни «Мин үсям»;

2. разучивание песенки - распевки «Карабас-Барабас»,

3. рассматривание иллюстраций, чтение сказки  А.Н. Толстого“Золотой ключик, или приключения Буратино”  

4 знакомство с  м/д игрой “Музыкальная азбука”, знакомство с нотами.

5. Работа и игра на детских  музыкальных инструментах.

Форма организации деятельности: групповая

Ход занятия.

Дети входят в зал

М. р. Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами.  Я смотрю на вас и у меня настроение становиться светлым, радостным,  А  давайте друг другу улыбнемся и пожелаем доброго утра.

Валеологическая песенка  - распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро».

      1. Доброе утро!                       Разводят руки в стороны

Улыбнись скорее!                   и слегка кланяются друг другу.

И сегодня весь день                «Пружинка».

Будет веселее.                         Поднимают ручки вверх.

2. Мы погладим лобик,          Выполняют движения по тексту.

Носик, и щечки.

Будем мы красивыми,             Наклоны головы к правому

Как в саду цветочки!               и левому плечу поочередно.

3. Разотрем ладошки               Движения по тексту.

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

4. Ушки мы теперь потрем

И  здоровье сбережем.

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!                Разводят руки в стороны.

М.р. Ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться в волшебную музыкальную страну, где живёт царица Музыка. Этой страны нет ни на одной географической карте. Зато попасть в неё может любой, кто любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Словом все, кто любит музыку. Вы готовы отправиться в путь?

Дети: Да!

М. р.  Замечательно.  С  нами в путь  отправятся  весёлые   нотки. Они помогут нам в пути.  А вот и первая нотка «До».   Объявляю ритмическую минутку. Сейчас мы будем с вами выполнять  упражнение, будем учиться тянуть носочек.

Воспитатель: Приняли все исходное положение.

Носочек раз, носочек два – это правая нога,

Носочек раз, носочек два – это левая нога.

(воспитатель показывает движения)

Дети выполняют упражнение под музыку.

Воспитатель поощряет детей.

Лучше всех  выполнил упражнение.. .  (имя ребёнка)

Показ упражнения ребёнком. Воспитатель поощряет ребёнка, затем упражнение выполняется со всеми детьми под музыку.

Воспитатель: А теперь мы поспешим, по дорожке побежим.

Дети  бегут на стульчики.

М. р.  А вот и вторая нотка. Нотка «Ре». Эта нотка очень загадочная.  Скажите, ребята, как называют человека, который сочиняет музыку?

Дети: Композитор.  

М. р.  Правильно. Посмотрите, дети, на экран. Перед вами портрет великого русского композитора М.П. Мусоргского. Когда Модест Петрович был маленьким, он очень любил слушать сказки, любил играть на фортепиано  и  очень любил музыку. А когда вырос – стал сочинять музыку, стал композитором. Однажды он отправился на выставку к своему другу художнику Виктору Гартману. Композитор был потрясён и взволнован от увиденного.  Очень уж ему понравились картины друга.  И тогда у него возникла идея создать такие же картины. Только музыкальные. Так появился фортепианный цикл музыкальных произведений «Картинки с выставки». Сегодня мы познакомимся с одной из  музыкальных картин – «Балет невылупившихся птенцов». Когда вы прослушаете это произведение,  то расскажите мне что вы себе представляете, когда звучит музыка и какая музыка по характеру.

Звучит музыкальное произведение М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов».

Дети отвечают: Музыка лёгкая, быстрая, звонкая,  слышно как пищат цыплятки, цыплятки  танцевали, устроили балет.

М. р. А сейчас нотка «Ре» устроила для вас сюрприз. Мы послушаем с вами ещё раз это произведение.

Дети смотрят видео  на экране

М. р. Давайте ещё раз скажем, как называется прослушанное произведение

Дети отвечают:   

М. р. Следующая нотка «Ми» -  у нас распевка впереди.  (Показываю нотку)

Распевка в разных тональностях в мажоре - «Легкий ветерок»

Ой, до чего легкий ветерок подул,  даже хочется подышать и вздохнуть глубоко.

Упражнение на дыхание.

Вот волшебный водопад     Дети ладонями «ловят» воду.

Он умоет всех ребят.      Дети «умываются».

Воздух в грудь мы набираем    Руки вверх, глубокий вдох через нос.

И поглубже все ныряем.    Дети приседают, группируются

А теперь мы все всплываем,   Дети встают, руки в стороны.

И воздух дружно выдыхаем.  Дети медленно делают выдох через рот.

М. Р.  Какой сюрприз приготовила нам  следующая нотка? Нотка «Фа» Смотрим все на экран. Кто это?

Дети: Карабас Барабас

М. Р: Правильно. А какой он по характеру

Дети: Злой, сердитый.

М.р. Правильно. А давайте сейчас изобразим Карабаса-Барабаса. Ну-ка, покажите,  какая у нас мимика? Вот какой сердитый получился у нас Карабас. А каким голосом поёт Карабас-Барабас?

Дети: Низким голосом

М.р. Молодцы, догадались. Но мы будем петь сейчас средним голосом. У нас же нет такого низкого голоса, как у Карабаса - Барабаса. Давайте поправим спины. Приготовились к пению.

Дети поют: Все на сцену выбегайте  и  гостей вы развлекайте!

М.р. А сейчас посмотрите, кого вы видите на экране?

Дети: На экране  Куколки  из театра Карабаса – Барабаса..

М.р. А какие у нас куколки?

Дети: Грустные.

М.р. Грустные. Замучил их Карабас - Барабас.  Давайте,  изобразим куколок. Покажите мне, какие они несчастные.

Дети изображают

М.р. А каким голосом поют куколки.

Дети: Высоким

Дети поют: Пожалей сегодня нас. Мы устали, Карабас!

М.р. А сейчас давайте позовём сюда Карабаса Барабаса.  

Ребёнок поёт за Карабаса - Барабаса, а дети за куколок.

Воспитатель поощряет детей.

М.р. Следующая нотка «Соль» – певунья.   (Показываю нотку)

От плохого настроения

Превосходно лечит пение.

Станет веселей любой,

Если песенка с тобой!

Сначала нужно послушать и угадать что это за песенка?

По проигранной мелодии дети узнают песню и называют

Дети: Песня «Мин үсям»

М.р. Для того чтобы хорошо исполнить песенку, нам нужна хорошая дикция.  А зачем это нам нужно? Зачем нам нужно хорошо проговаривать слова?

Дети: Чтобы песенка полетела, чтобы тем, кто слушает, были понятны слова.

Делаем упражнение  «Рыбка», «Лягушка»

М.р. Бас! Нужно дружно начать пение, после вступления.

Песня «Мин үсям»

М.р. А вот и нотка «Ля». Ребята, скажите, а кто управляет оркестром?

Дети: Дирижёр! Он нужен, чтобы все играли вместе дружно!

М.р. А что в руках у дирижёра?

Дети: Дирижёрская палочка.

М.р. А почему наш оркестр не играет?

Дети: Дирижёра ожидает!

М.р. А давайте я сейчас буду дирижёром. А вы все – музыкантами. Берите инструменты. Мы сейчас исполним с вами музыкальное произведение «Этот ритм»

Дети исполняют «Этот ритм»

М.р. Следующая нотка «Си» - плясунья, приглашает нас потанцевать.

Старый танец или новый-

Горячо стучат сердца.

Мы плясать его готовы

От начала до конца!

Мальчики приглашают девочек на танец.

Исполняется танец «Звонкие ладошки»

М. р. Как вы замечательно двигались!

Воспитатель поощряет детей

М. р. Ребята, у меня все нотки закончились.  Наверное  наше увлекательное путешествие тоже закончилось. Как вы думаете ребята, мы с вами добрались до   Страны, где живёт царица Музыка?  

На экране появляется Царица Музыка.

Царица Музыка: Я очень рада вам, ребята! Я вижу, что вы любите петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах! «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». 

 А  сейчас для вас сюрприз!   Царица  Музыки дарит вам  каждому по одной весёлой нотке, чтобы вы всегда чувствовали себя веселыми и жизнерадостными.

А чем мы занимались  сегодня (ответы детей) И все это благодаря  царице Музыки!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка музыкального занятия в средней группе «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов»

Развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....

Методическая разработка занятия для детей средней группы «Путешествие по стране безопасности!» на конкурс по противопожарной безопасности «Неопалимая купина»

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благо...

Методическая разработка по привлечению детей к чтению "Путешествие в страну Знаний"

Методическая разработка по привлечению детей к чтению "Путешествие в страну Знаний". Цель: прививать интерес  детей старшего дошкольного возраста к чтению....

Спортивно-музыкальный праздник для старшего возраста “Путешествие в страну Безопасности”

Задачи: обобщить знания детей о безопасном поведении на улице и дома/в быту, сформировать умение правильно действовать в экстренных ситуациях....

Методическая разработка развлечения для воспитанников старшей группы «Путешествие в страну Музыки»

На этом развлечении ребята отправятся в путешествие в страну "Музыки", где их ждут разные города: город музыкальных инструментов, город жанров, город музыкальных игр....

Методическая разработка конспекта развлечения в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

Методическая разработка конспекта развлечения в старшей группе «Путешествие в страну сказок».Цель: активизировать творческую деятельность детей с помощью знаний, полученных из сказок....