народные хороводы и игры
учебно-методический материал по музыке на тему

народные хороводы и игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл хороводы и игры55.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

№1.  «ПЧЁЛЫ».

Двое играющих становятся неподвижно, изображая «улей». Другие, взявшись за руки, сбиваются около них в кучу и поют:
Маленькая в улье чашка,
Вкусная в ней кашка.
Есть хочется,
Да лезть не хочется.
Пчёлы злы, кусасты,
Мстят они ужасно,
Жужжат хорошо,
Провожают далеко.

Один из детей — «матка», он подходит к «улью» и просит:
- Пчёлы серые, синекрыленькие, по чистому полю полётывайте, ко сырой земле припадывайте, летите-летите за сладеньким.
«Матке» отвечают:
- Мы по полю летали, по-турецки лопотали, медок собирали. А в улье узор вышивали без иголок, без узлов, без петель, без шелков - на потребу людям!

По окончании диалога «матка» «поджигает столбы», то есть она подходит к «улью» и валит детей на землю, тут же убегая и прячась. Дети, изображающие «пчёл», поют:
Летят пчёлки,
Носы — иголки.
Сели под горку,
Сели под ёлку,
Не пять, не шесть,
Их тысяча есть.
Людей они питают,
Избы освещают¹.
Не лают, не бают,
А больно кусают.
Жжи-жжи-жжи!
Исполнив песню, «пчёлы» бегут искать «матку». Находят её и жужжат ей в уши. 

№2.  «МАКОВОЕ ЗЁРНЫШКО.

Из участников игры выбирают ведущего и «ворону». Ведущий переговаривается с «вороной»:
- Ворона, ворона, куда полетела?
- К ковалю¹ на двор.
- На что тебе коваль?
- Косы ковать.
- На что тебе косы?
- Травку косить.
- На что тебе травка?
- Коровок кормить.
- А на что коровы?
- Молочко доить.
- На что молочко?
- Пастухов поить.
- На что пастухи?
- Кабанов пасти.
- На что кабаны?
- Гору рыть.
- На что горы?
- В тех горах маковое зерно.
- Для кого зерно?
«Ворона» говорит загадку:
Ходит пан по двору,
Придирается ко всему.
Колпачок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Царская походка.
Раньше всех он встаёт,
Красны песенки поёт.  
(петух).
Кто первый из участников игры отгадает загадку, становится «вороной» и загадывает новую загадку.

№3.  «ЗАИНЬКА».

Играющие становятся в круг и берутся за руки. На середину садится «заинька» - один из участников. За кругом ходят два «волка». Круг двигается попеременно то в левую, то в правую сторону, все поют:
Заинька, по огородику гуляй-таки, гуляй,
Серенький, по зелёному разгуливай, гуляй!
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Трои ворота призатворены стоят,
На них замочки крепко висят,
У каждых у ворот по два сторожа сидят,
По два серых волка рычат.

Затем переговариваются с «заинькой»:
- Где ты, заинька, был?
- В огороде.
- Кто тебя видел, заинька?
- Серые волки.
- Не били ли заиньку?
- Били-били, колотили.
- Как тебя били, заинька?
- По спинке дубинкой, по загривку хворостинкой.
- Ты бы, заинька, ушёл.
- Я уйти-то не ушёл, убежать не убежал.
- Ты бы, заинька, бороздкой.
- Бороздка узка, а капустка низка.
- Ты бы, заинька, ползком.
- Чисто поле широко, тёмным лесом далеко.
- Ты бы, заинька, под кустик.
- Кустик реденький, а зайка серенький.
- Ты бы, заинька, под ёлку.
- Ой, нельзя под елку, ой, боюсь — уколюсь об иголки.
- Ты бы, заинька, в деревню.
- В деревне народ, зайку гонят от ворот.
По окончании диалога «волки» бегут ловить «заиньку». Дети, подымая и опуская руки, «заиньку» впускают и выпускают из круга, «волки» бегают только за кругом. Пойманного «заиньку» слегка бьют веткой или хворостинкой. «Волки», не поймавшие «заиньку», носят его па спине несколько кругов. Затем выбираются новые «заинька» и «волки», игра продолжается.

№4.  «ЛЕБЕДЬ».

Участники игры становятся в круг и поют:
Как во поле дым, дым,
Да во чистом бел, бел,
Ветром раздувает.
Как на море лебедь
Плавает, играет,
К земле припадает.

После слов «как на море лебедь» на середину круга выходит девочка, изображающая «лебедя». Играющие поют дальше:
Не летай, ясен сокол, высоко,
Не маши крыльями широко,
Не маши крыльями широко,
Лебедь белая не далеко.
В круг входит мальчик - «сокол».
Сокол лебедя поймал,
За то крыло правое,
За то перо сизое.

«Лебедь» переговаривается с «соколом»:
- Пусти, сокол, в чисто поле погулять, над синим морем полетать!
«Сокол» подходит к «лебедю», кланяется ей и говорит:
Лучше лебедь всех,
Краше лебедь всех,
Иду да возьму,
За собой поведу!
Под песню всех участников игры:
Вдоль по травушке,
Зелёной муравушке,
Ведёт сокол лебёдушку,
Белую головушку,
По чистому полю
К синему морю.
Ой, люли-люли,
На волюшку-волю! -
«сокол» выводит «лебедь» из хоровода. 

№5.  «ОЛЕНЬ – ЗОЛОТЫЕ РОГА».

По считалке выбирается участник — «олень». Он отходит в сторону от играющих ребят и прячется за куст или пенёк. Ему поют:
Под кустышком олень,
Под ракитовым олень.
Не озяб ли ты, олень?
Приоденься ты, олень.

Участник, изображающий «оленя», надевает вывернутый наизнанку тулуп, на голове укрепляет несколько веточек - «рога». Ему говорят:
Покажись, дивный зверь, выходи!
Во зелёные луга иди!

«Олень» выходит и приближается к играющим. Все поют:
Не стучит, не гремит,
Ни копытом говорит,
Калёной стрелой летит, -
Молодой олень бежит.
У оленя-то копыта
Серебряные!
У оленя-то рога
Красна золота!
Участник - «олень» - показывает на свои ноги - воображаемые «копыта», на веточки - «рога». С ним переговариваются:
- Ты, олень, наш олень, ты златороженька, ты куда-куда бежишь, куда путь держишь?
- Я бегу ли, побегу, ко студёной ко воде. Мне копытцем ступить, ключеву воду студить!
- А что у тебя дорогое? А что у тебя золотое?
- У солнышка - лучи ясные, у месяца - звёзды частые, а у меня золотые рога - всему свету краса!
Играющие ребята окружают «оленя - золотые рога» и ведут хоровод.

№6.  «В МЕЛЬНИЦУ».

Играющие встают в круг. На середину выходят две пары - ребята становятся друг к другу спинами, крепко сцепившись руками, согнутыми в локтях. Участники, образующие круг, медленно двигаются в правую сторону и поют:
Мельница на кочке
Развесила усочки.
На семи ногах стоит,
На ветер глядит.
Стучит и гремит,
Будто сто коней бежит,
Будто сто коней бежит,
Кругом пыль летит.
Крыльями машет,
Словно ей страшно,
А подняться не может,
Только зерно гложет.
И трёт и мнёт,
И завёртки¹ рвёт.
Сама не глотает,
Другой сыт бывает.

Во время пения внутри круга изображают мельничные колёса: один наклоняется, другой в это время оказывается у него на спине с поднятыми вверх ногами. И так до тех пор, пока одна из пар не остановится.

Завёртки - крепления из древесины.

№7.  «ЦАРЁВ СЫН И ЦАРЕВНА».

Играющие становятся в круг, берутся за руки и поют:
Как у наших у ворот
Собирается народ,
Всё со скрипочками
Да с балалаечками.

Одна из девочек - «царевна» - входит в круг, а мальчик — «царёв сын» - ищет «царевну» за кругом. Дети, образующие круг, переговариваются с ним:
- Царёв сын хоробёр, ты что ходишь-гуляешь, что примечаешь?
- Я хожу-гуляю, хожу, примечаю: да свою я царевну, свою королевну. Моя-то царевна в Новогороде гуляет, золотым венцом¹ сияет.
- Ты войди, царёв сын, в Новогород, ты бери свою царевну что за правую за ручку, за злачёный за перстень. Уж вы сойдитесь близёшенько, здоровайтесь милёшенько, кланяйтесь низёшенько!
- В Новогород я пойду, копьём стену вышибу, золотой венец вынесу, злата бочку выкачу, добра коня выведу — царевне подарю. Далеко-далёко её увезу...
 Отворяйтесь, ворота, отворяйтесь, широки!
При словах «отворяйтесь, ворота» стоящие в кругу поднимают руки, образуя «ворота». «Царёв сын» входит в круг к «царевне», а все поют:
Как во Новогороде царевна,
Как во Новогороде королевна
Среди кругý стояла,
Дорогим кольцом бренчала,
Дорогим кольцом бренчала,
Золотым венцом сияла.
Как во Новогороде царёв сын гуляет,
Он царевну-королевну замечает.

«Царёв сын» подходит к «царевне» и, низко кланяясь, говорит:
Да не моя ли то царевна,
Да не моя ли королевна?
Да она на золотой поляне,
Да она в красном сарафане.
Да на головушке платочек,
Да ровно аленький цветочек,
Да отворяйтесь, воротá,
Да вы ещё того пошире.
Да выступай, душа царевна,
Да наперёд-то правой ножкой.
Как на улице свет-заря,
Увезу царевну за леса, за синие моря.
После слов «Как на улице свет-заря» играющие снова делают «ворота», и «царёв сын» с «царевной» выбегают из круга. Затем играет другая пара.

№8.  «ЛЕНОК».

Играющие сдвигают лавки в круг, садятся и спрашивают участника, изображающего «бабушку»:

- У бабушки у нашей супрядка¹ была.
Что ты, бабушка, нам прясть дашь?
- Старым старушкам шерсти клочок,
А красным молодушкам белый ленок!
- Кто сеял, кто веял белый ленок?

После этого встают, начинают петь, показывая движениями действия, о которых поётся в песне.

Уж мы сеяли, сеяли ленок,
Белый, славный кужелёк².
Уродись, наш ленок,
Тонок, долог и высок,
Лён ленистый, волокнистый,
К шитью ниткой шелковистой!
Мы леночек рвали, жали,
Обрезали, в поле стлали,
Обрезали, в поле стлали,
Во снопочки собирали.
А сушили - приговаривали,
Лапотками приколачивали:
«Ты удайся, удайся, ленок,
Белый, славный кужелёк,
Ты удайся, удайся, ленок,
Тонок, долог и высок,
Лён ленистый, волокнистый,
К шитью ниткой шелковистой!»
Вот удался, удался ленок,
И мы пряли, пряли ленок,
Белый, славный кужелёк,
Вышивали дивный платок!

¹ Супрядки — вечеринки, посиделки.
² Кужелёк – волокно льна.

№9.  «ХМЕЛЬ».

Участники игры выбирают «хмеля», вводят в круг со словами:
- Как за розвязью¹ за зелёной, за белым цветом за черёмушным, за алым цветом за смородиной сеяли мы хмель, приговаривали: «Расти, наш хмель, по тычинкам вверх! Без тебя, хмелюшка, хоровод не водится, без тебя, хмелюшка, игра не играется!»
А затем поют:

Расти, расти, хмель,
Садовый ты наш хмель,
Расти, прирастайся,
На тын² заплетайся:
Корнем глубоким,
Листом широким,
Маковкой золотой,
Всей своей красотой.
Мы тебя возьмём,
Мы тебя снесём -
В белые мешочки,
В дубовые сундучонки.

«Хмель» спрашивает:
- Как меня садили?
- Вот и этак, вот и так садили!
 - Играющие показывают движениями, как они это делали (и в дальнейшем все работы изображаются).
- Как меня поливали?
- Вот и этак, вот и так поливали!
- Как меня растили?
- Вот и этак, вот и так растили!
- Для кого растили?
- Для Иванушки.
Участник, чье имя было названо, подходит к «хмелю» и отводит его в сторону. «Хмель» говорит:
- Если меня не польют, меня не удержат - ни в дубовых бочках, ни в железных обручах. По двору раскачусь, обручи поснимаю, доски поломаю!
Участники поют «хмелю»:
Хмель, ты наш хмель,
Ты расти семь недель!
Мы тебя польём
И плетнём обнесём.
Хмель, ты наш хмель,
Садовый ты наш хмель!
Один из участников кричит:
- Рвите хмель, теребите!
«Хмель» вырывается из круга, играющие гонятся за ним, а поймав, «щиплют».

№10.  «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО».

Все играющие сидят рядом. У водящего в руках кольцо, которое он прячет, стараясь незаметно передать одному из ребят. В это время все поют:
Уж я золото хороню,
Чисто серебро хороню
В высоком терему.
Гадай, гадай, девица,
Гадай, гадай, красная,
Через поле идучи,
Русу косу плетучи,
Шёлком первиваючи,
Златом приплетаючи.
Пал, пал перстень
В калину-малину,
В чёрную смородину.
Кумушки, вы голубушки,
Вы скажите, не утайте,
Моё золото отдайте!
Сразу по окончании песни участник, сидящий последним в ряду, ищет кольцо. А ребята приговаривают: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро!».
Участник, угадавший, у кого спрятано кольцо, становится водящим.

№11.  «БЕРЁЗКА».

Ребята становятся в круг и поют:

Берёзка беленá,
Маковка зелена,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая,
Где она стоит,
Там и шумит.

Девочка - «берёзка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают:

Березка зелёненькая,
Весной весёленькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит, -

«берёзка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками. Под приговор: «А осенью корни у берёзки усыхают, листочки опадают!» - девочка «берёзка» обходит хоровод и каждому на плечо кладёт его платок.

№13.  «УЗЕЛОК».

Два участника игры держат в руках пояса, образуя «ворота» - в виде большого игольного ушка. Остальные участники становятся в ряд, берутся за руки и, двигаясь вдоль улицы, поют:   Игла барыня, княгиня
                                   Весь мир нарядила,
                                   Нарядила, обшила,
                                   Сама нагая ходила.
                                   Она тонка да длинна,
                                   Одноуха, остра,
                                   Одноуха, остра,
                                   Всему миру краснá.
                                   А я тычу-потычу:
                                   В носик стальной,
                                   В носик стальной -
                                   Хвостик льняной!

Они проходят в «ворота», изображая нитку, вдеваемую в иголку. Последний участник «затягивает узелок», поясами скручивая ребят, образующих «ворота», ведёт их за собой, приговаривая:
Хвостик нитяной
Тяну-тяну за собой.
Сквозь холст он проходит,
Конец себе находит...

№12.  «ВЕНОЧЕК»

Участники игры плетут венки и поют:

От звезды заря занимается,
По заре солнышко разыграется.
Мы гулять в зелен сад пойдём,
Цветов нарвём, венков навьём.
Уж мы к берёзоньке идём, идём,
Поклонимся да и прочь пойдём.
Все надевают на головы венки и идут парами к берёзе, напевая:
Мы гуляли во лужках,
Забавлялись во кружках
На лужайке зелёной,
На травушке шелковой.
Мы травушку топтали,
Рукавом цветы ломали.

Затем ходят вокруг берёзы, по очереди вешают на неё свои венки и поют:
Уж ты зелен мой веночек,
В поле розовый цветочек,
Мне куда тебя, веночек, положить?
Положу тебя, веночек,
В поле розовый цветочек,
Ha берёзоньку...

№14.  «ПЛЕТЕНЬ»

Участники игры встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается верёвка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:
Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетнём.
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьётся плетень, плетётся,
В поле, в лес волочётся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень». Расплетают плетень под приговоры:
Наряжен наряд -
Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На берёзоньку завивайся.
Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает крутые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.

№15.  «ОГОРОДНИК».

Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редиской и т.д., и становится в круг. Один из участников игры - «огородник» - выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

- Кто там?
- Огородник!
- За чем пришел?
- За репой!

После этого ответа все ведут хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,
Посерёдке толста,
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Кто к ней ни подойдёт,
Всяк за вихор возьмёт.

«Огородник» должен отгадать, кто из ребят назвал себя «репой». Если он угадывает верно, «репа» должна убегать, иначе «огородник» поймает и оттреплет за вихор.

Вокруг пенька или колоды чертят круг - «огород», в центре складывают «репу» - шапки, пояса, венки и т. п. Все играющие стоят за кругом, а «огородник» садится на пенёк стеречь «репу» и при этом поёт:

На пенёчке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу,
Белу репоньку сажу.

По команде одного из ребят все стараются быстро забежать в «огород» и унести «репу». До кого «огородник» дотронется, тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех вынесет «репы».

№16.  «ЧЕЛНОК».

Участники игры встают двумя шеренгами. Ребята одной шеренги поднимают руки и образуют «воротца». Запевают песню:

Бежит маленький бесок,
Суётся в частенький лесок,
В кусточек ныряет,
Хвосточек теряет¹.
(нитка с иголкой).

Во время исполнения песни ребята другой шеренги проходят под «воротцами», подражая движению ткацкого челнока между нитками. Затем встают друг против друга. Один из участников приговаривает: «Шили, шили, вышивали тонко бело полотно да белобархатно!». Все поют, изображая движениями воображаемую работу:

В первый раз вышивали — светел месяц со лунáми,
Светел месяц со лунами, с частыми звездáми;
Во второй раз вышивали — красно солнце со лучами,
Красно солнце со лучами, с тёплыми облаками;
В третий раз вышивали — чисто поле со кустами,
Чисто поле со кустами, с рыскучими зверями;
В четвёртый раз вышивали — сине море со волнами,
Сине море со волнами, с белыми кораблями;
Серёдку украшали лазорьевыми² цветами.

И, бросая на середину заранее приготовленные цветы, заканчивают игру.

№17.  «ВОРОБЕЙ».
Дети берут себе названия птиц - воробей, сова, синица, кулик и пр. Участник, изображающий «воробья», ложится и делает вид, что он болен. Около «воробья» хлопочет «сова». К «сове» подходит «синица» и спрашивает:
- Дома ль воробей?
- Дома.
- Что он делает?
- Болен лежит.
- Что у него болит?
- Плечики.
- Сходи, сова, в огород, сорви травки гречки, попарь ему плечики.
- Пáрила, синичка, пáрила, сестричка. Его пар не берёт, только жару придаёт.

«Синица» уходит, а к «сове» подходит «сойка»:
- Дома ль воробей?
- Дома.
- Что он делает?
- Болен лежит.
- Что у него болит?
- Животóк.
- Сходи, сова, в огород, сорви травки репеёк, попарь ему животок.
- Парила, соечка, парила, голубушка. Его пар не берёт, только жару придаёт.

Затем настаёт очередь спрашивать «кулика»:
- Дома ль воробей?
- Дома.
- Что он делает?
- Болен лежит.
- Что у него болит?
- Пяточки.
- Сходи, сова, в огород, сорви травки мяточки, припарь ему пяточки.
- Ходила, куличок, парила. Его пар берёт, на ножки воробей встаёт.
Все «птицы» подходят к «сове» и спрашивают:
- Дома ль воробей?
- Дома.
- Что он делает?
- По двору шныряет, крошки собирает, дома не ночует, коноплю ворует.

«Птицы» бегут за «воробьем», дразнят его и поют:
Ах ты воробейка,
Серая шейка,
В поле не ночуй,
Коноплю не воруй.
Сторожа придут,
Тебе ножки перебьют.

№18.  «ДЕД МОРОЗ».

По считалке выбирается Дед Мороз и встаёт в центр нарисованного на снегу круга. Его окружают остальные участники игры, берутся за руки и, передвигаясь влево и вправо, приговаривают:
Дед Мороз, Дед Мороз
Через дуб перерос,
Через дуб перерос,
Прикатил подарков воз:
Морозы трескучие,
Снеги сыпучие,
Ветры завьюжные,
Метели дружные;
Холод-стужу напустил,
На реке мост намостил.

После этих слов дети разбегаются, а Дед Мороз их ловит. До кого дотронется, тот считается «замороженным» - идёт в круг и там стоит неподвижно. Другие играющие могут его «разморозить». Они бросают «замороженному» снежок, а тот, поймав его, должен попасть им в Деда Мороза, который старается увернуться.
Если Деду Морозу удастся «заморозить» троих, они готовят ему откуп - лепят снежную бабу. Возле бабы собираются все участники игры, ходят вокруг неё и поют:    
Дед Мороз, Дед Мороз
                                   Бабу снежную принёс,
                                   Баба, баба, беляком,
                                   Получай-ка снега ком!
Затем, бросая по очереди снежки, разрушают её.
Закончив игру «Дед Мороз», ребята под горкой ставят в снег две ветки, изображающие «ворота». И скатываются на санях (вениках, рогожах) с горки, стремясь проехать в «ворота», не задев ветки. Участник, проехавший мимо «ворот» или сбивший ветку, выходит из игры.
Продолжая состязание, ребята становятся в круг. В центре водящий скачет на одной ноге и передвигает льдинку. Этой льдинкой он старается попасть в ногу одному из стоящих ребят, который, увёртываясь от льдинки, подпрыгивает. Кого льдинка коснётся, тот становится водящим.

Вылепив большой снежный ком, соревнуются парами. Двое ребят встают друг против друга так, чтобы снежный ком был между ними. Взявшись за руки, тянут друг друга к себе, стараясь повалить на снежный ком. Кто первый коснётся грудью кома, из игры выбывает, его место занимает другой участник.

№19.  «РЫБАКИ И РЫБЫ».

Ребята становятся в тесный кружок, и один считает:
За стеклянными горами
Стоит Ваня с пирогами.
Здравствуй, Ванечка-дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три,
А водить-то будешь ты!
По считалке выбираются двое ребят - «рыбаки», остальные - «рыбы». Они ведут хоровод и поют:
В воде рыбки живут,
Нет клюва, а клюют.
Есть крылья - не летают,
Ног нет, а гуляют.
Гнезда не заводят,
А детей выводят.
Закончив песню, «рыбы» разбегаются в разные стороны. «Рыбаки» берутся за руки и ловят «рыб». Пойманные «рыбаками» «рыбы» (пойманной считается «рыба», которую «рыбаки» берут руками взахват) составляют с «рыбаками» «невод». Они присоединяются к «рыбакам» и ловят оставшихся «рыб».

№21.  «ГУСИ И ВОЛК».

Один участник игры в середине хоровода изображает «волка», другой - «матку», все остальные - «гуси». «Матка» переговаривается с «гусями»:
- Гуси, мои гуси,
А где, гуси, были?
- А мы были в поле,
На синем на море.
- Кого, гуси, видели?
- А серого волка.
Унёс волк гусёнка
Вместо поросёнка,
За ручку, за ножку,
За белый рукавчик!
После слов «унёс волк гусёнка» «волк» выбегает из хоровода. «Гуси» становятся в ряд, обхватывая друг друга за пояс. Впереди встаёт «матка». «Волк» пытается вытянуть одного «гуся» из ряда, но «матка» мешает ему - она поворачивается к «волку», а за ней весь ряд. «Матка» кричит:
- Гуси, мои гуси,
Щиплите волка!
Да гоните:
По мхам, по болотам,
По крутым наволокам!¹
«Гуси» набрасываются на «волка» и щиплют его.

Наволóк - поёмные луга.

№20.  «ОРЕХИ».

Играющие садятся на лавку и поют:    В лесу на поляне
                                                                 Стоит орешник в зелёном кафтане,
                                                                 Богач и не велик,
                                                                 А орешками наделит.
Ведущий прячет в одной руке орехи и протягивает два кулака кому-нибудь из сидящих на лавке со словами:       На кусте орех родился,
                                         Под куст скатился,
                                         Под куст скатился,
                                         На руках очутился.
                                         Твоё ли, моё ли?
Пока участник отгадывает, в какой руке спрятаны орехи, ребята приговаривают:
Росли орехи, повыросли,
С листьев повылезли,
Кончики закрутились,
Каждому полюбились.
Участник, угадавший, в какой руке у ведущего лежат орехи, восклицает: «Про эту сласть и у нас есть снасть!». Он становится новым ведущим.

№22.  «ДРЕМА».

На лавку посреди избы ложится мальчик - Дрёма. Остальные играющие ведут вокруг него хоровод и поют:   Дрёма дремлет, спать хочет.
                                                             Тебе полно, Дрёма, дремать,
                                                             Тебе пора, Дрёма, вставать.
                                                             Встань, колокольцы звонят,
                                                             Встань, часы говорят.
                                                             Люди сходятся,
                                                            В хоровод становятся.
Дрёма встаёт и отвечает:   Мне давно было встать,
                                            Мне кругом походить,
                                            Мне людей посмотреть,
                                            Мне себя показать.
Затем, приплясывая, ведёт хоровод на улицу. Там он бросает в сторону «пыжи» (коротенькие палочки с заострёнными концами). Все бегут за ними. Подобравшие «пыжи» садятся на спины ребят, которым их не хватило, и едут таким образом до избы

№23.  «РЕДЕЧКА».

Играющие выбирают (по считалке) водящего – «бабушку», остальные разбиваются на две группы.
Первая – изображает «редечек»: все садятся в ноги друг к другу, крепко взявшись за руки. Другая группа подходит к «бабушке» с песней:
Ай, бабушка, дай редечки,
Редечка сладенечка,
Бабушка добренечка,
Редьку черви точили,
Да собаки волочили!..

Жалобно просят: «Бабушка, дай редечки!»
В своих ответах «бабушка» изощряется как может: она бывает хитрая и простая, добрая и злая (все зависит от исполнителя этой роли).
Сначала «бабушка» прогоняет всех, но играющие опять идут к ней с той же песней.
Наконец, «бабушка» говорит: «Ну ладно! Дам я вам редечки, только смотрите, калиточку не забудьте за собою закрыть!»
Все берутся дружно друг за друга и с возгласом: «Раз-два, взяли!» - вытягивают радостно первую «редечку».
Все принимаются оценивать ее: «Ой, ну и редька! Маленькая, червивенькая, плохенькая… (Не скупятся на сравнения)». Если же «вытягивают» хорошую «редечку», ее хвалят, кто как может, и берут к себе в группу. «Червивую редьку» сажают «дозревать» обратно в грядку. Особенно весело играют в «Редечку» летом на лугу.

№24.  «КУВШИНЧИК».

Один из участников игры — водящий. Он берет мяч - «кувшинчик» и, ударяя им о землю, поёт:
Я кувшинчик уронил
И о пол его разбил.
Раз, два, три,
Его, Ваня, лови!
Сразу же по окончании песни водящий сильно ударяет мяч о землю, а участник, имя которого было названо в песне, ловит его. Участник, поймавший мяч, отходит в сторону. А все поднимают руки, образуя над головой «круг-колесо», и поют:
Мы знаем всё подряд,
Что ребята говорят:
Оля, Коля, дуб зелёный,
Ландыш белый, Зайка серый,
Брось!
Участник с мячом поёт:
Я знаю всё подряд,
Что ребята говорят:
Дуб зелёный, ландыш, мак,
Я бросаю мяч - вот так! -
и бросает мяч, стараясь попасть кому-нибудь из детей в сцепленные над головой руки. Кому попадёт мячом в «круг-колесо», тот водит.
Затем играют в «Теремки». Каждый участник игры, кроме водящего, чертит себе маленький кружок - «теремок» и становится в него. Водящий подбрасывает мяч, и в это время все меняются «теремками». Водящий ловит ударившийся о землю мяч и бросает в участника, не успевшего перебежать и занять «теремок». Если мяч попадёт в него, водящий становится в свободный «теремок», а нерасторопный идёт водить.

№25.  «БЕРЁЗОВАЯ КАРУСЕЛЬ».

В пне (колоде), высотой до одного метра, в центре прорубают круглое отверстие. Берут нетолстый ствол берёзы, счищают от коры и в центре делают отверстие, равное отверстию в пне. Ствол кладут на пень, отверстие к отверстию, и просовывают палку, которая удержит ствол берёзы на пне и позволит ему вращаться, - «карусель» готова.

Участники игры составляют две равные команды. Берут маленький брусок дерева (с одной стороны с корой, с другой гладко выструганный), загадывают и подбрасывают его. Упадёт брусок вниз корой, а вверх гладкой стороной - побеждает команда, загадавшая на гладкую сторону. А проигравшая команда идёт к «берёзовой карусели» и катает на раскручиваемом ими стволе ребят из команды-победительницы. При этом приговаривают:
Раз, два — подхватили.
Три, четыре — раскрутили.
Пять, шесть, семь, восемь –
С карусели слезать просим.
После чего команды меняются ролями.

№27.  «Лавата».

Дети, идут по кругу держась за руки, произнося:

Дружно танцуем мы - тра-та-та, тра-та-та,

Танец любимый наш - это "лавата".

Ведущий говорит:"Мои пальчики хороши, а у соседа лучше".

Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова снова.

Затем поочередно водящий дает другие задания:

Мои плечи хороши, а у соседа лучше;

Мои уши хороши, а у соседа лучше;

Мои щеки хороши, а у соседа лучше;

Моя талия хороша, а у соседа лучше;

Мои коленки хороши, а у соседа лучше;

Мои пятки хороши, а у соседа лучше.

№26.  «ЗАЙЧИК».

Выбирают зайчика и обступают его хороводом. Зайчик все время пляшет, поглядывая, как бы выпрыгнуть из круга; а хоровод ходит вокруг, напевая:
Заинька, попляши,
Серенький, поскачи,
Кружком бочком повернись,
Кружком, бочком повернись!
Заинька, в ладоши,
Серенький, в ладоши,
Кружком, бочком повернись,
Кружком, бочком повернись!
Есть зайцу куда выскочить,
Есть серому куда высочить,
Кружком, бочком повернись,
Кружком, бочком повернись!
При этом некоторые из играющих ослабляют руки, указывая, где зайчик может прорваться.
Зайчик припадает к земле, высматривает место, откуда выскочить, и, прорвавшись там, где не ждали, убегает.

№28.  «Пузырь».

Дети берутся за руки и образуют кружок. Вместе произносят слова:

«Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Он летел, летел, летел

Да за веточку задел.

Ручкой хлоп-хлоп-хлоп,

Ножкой топ-топ-топ,

А пальчиками чик-чик-чик,
А головкой тик-тик-тик.

Раз сюда, два сюда,
Повернись вокруг себя.

Пузырь лопнул! Воздух вышел!

Дети отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» или произнося при этом звук «ш-ш-ш» - как будто выходит воздух.

№29.  «Ворон».

Дети стоят по кругу. «ворон» - в центре.

Ой, ребята, та-ра-ра.

На горе стоят гора.

(дети дробным шагом идут к центру)

А на той горе – дубок,

(так же отходят назад)

А на дубе воронок.

(ворон кружится, разведя руки в стороны)

Ворон в красных сапогах

В позолоченных серьгах,

Сидит ворон на дубу

(все танцуют, выставляя ногу на пятку)

Он играет во трубу.

(имитируют игру на дудке)

Труба точенная,

Позолоченная,

Труба ладная

Песня складная

(дети хлопают в ладоши, Ворон пляшет)

Кышь!!

Дети, движением рук,  выгоняют «Ворона» из круга. «Ворон» летит  за кругом. Пробегая за детьми, он дотрагивается до одного ребенка, который начинает преследовать «ворона». Независимо был ли пойман «ворон», выбранный ребенок становится в круг. Игра повторяется.

№31.  «Зайка».

Дети стоят в кругу. Движения по тексту.

1. Зайка беленький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так, вот так-так

Он ушами шевелит.

2. Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так, вот так-так

Надо лапочки погреть…

3. Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так вот так-так

Надо зайке поскакать.

4. Говорят:

Мишка зайку испугал

Зайка … прыг и ускакал.

Воспитатель или ребенок, переодетый в «Мишку» догоняет детей.

№30.  «Кот и мыши».

Дети идут по кругу, «кот» в кругу ложится и «засыпает».

Ребята поют:   Мыши водят хоровод.

                         На лежанке дремлет кот.

                         Тише, мыши, не шумите,

                         (подходят к «коту», сужая круг.)

                         Кота Ваську не будите.

                         Вот проснется Васька-кот,

                         (Расширяют круг)

                         Разобьет весь хоровод!

(После этих слов «Кот» ловит мышей-детей, дети стараются от него убежать)

№32.  «Ходит Ваня».

Заранее выбирается Ваня. Дети стоят в кругу. Движения по тексту.

Ходит Ваня, -2р.

Посреди кружочка-2р.

Ищет Ваня, -2р

Для себя дружочка -2р.

Нашёл Ваня -2р.

Для себя дружочка -2р.

Пляшет Ваня -2р.

Со своим дружочком -2р.

№33.  «Заинька, попляши».

Дети стоят в кругу. За ранее выбирается «Заяц». Движения по тексту.

1. Заинька выйди в круг,

Серенький, выйди в круг                    

Вот так, вот так выйди в круг-2р.

2. Заинька, походи,                          

Серенький, походи,                              

Вот так, вот сяк походи -2р.

3. Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот так топни ножкой-2р.

4. Заинька, хлопни ручкой

Серенький, хлопни ручкой

Вот так, вот так хлопни ручкой-2р.

5. Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, вот так попляши-2р.

6. Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, вот так поклонись-2р.

№35.  «Колпачок».

Дети идут по кругу, внутри круга водящий сидит на корточках.

Колпачок, Колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

Подходят к Колпачку и поднимают его на ноги:

На ноги поставили.

Танцевать заставили.

Колпачок танцует, а  дети приговаривают и хлопают в ладоши:

Танцуй, танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Ребёнок крутится вокруг своей оси с вытянутой вперёд рукой и закрытыми глазами:

Я люблю, конечно, всех,

Но вот эту больше всех.

На кого указал Колпачок, тот становится ведущим.

№34.  «Карусель».

Дети образуют круг, берутся за руки или за ленты карусели. и двигаются по кругу под слова:

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите!

Раз – два, раз – два,

Вот и кончилась игра!»

№36.  «Мышеловка».

Дети стоят по кругу, держась за руки  поднятые вверх как воротца, приговаривают, а дети-мышки бегают в круг и из круга:
Ах как мыши надоели.
Всё погрызли, всё поели,

Берегитесь же плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Как поставим мышеловки –

Переловим всех за раз!

Мышеловка закрывается. Кто остался в центре – того поймали.

№37.  «Снег-снег кружится».

Дети стоят в кругу, на первые две строчки каждого куплета идут по кругу, дале по тексту.

1. Снег-снег кружится

Белая вся улица.

Собрались мы все в кружок

Завертелись как снежок.

Собрались мы все в кружок,

Завертелись как снежок.

2. Снег-снег кружится

Белая вся улица.

Мы лопаточку возьмем

И дорожку разгребём.

Мы лопаточку возьмём

И  дорожку разгребём.

3. Снег-снег кружится

Белая вся улица.

А мы веничек возьмем

И дорожку подметем.
А мы веничек возьмем

И дорожку подметем.

4. Снег-снег кружится

Белая вся улица.

А мы саночки возьмем

По дорожке повезем.

А мы саночки возьмем

По дорожке повезём.

5.  Снег-снег кружится

Белая вся улица.

Собрались мы все в кружок

Завертелись как снежок.

Собрались мы все в кружок,

Завертелись как снежок.

№38.  «Галя по садочку ходила».

Дети идут, взявшись за руки, по кругу и поют.

Ребенок в кругу с платочком в руке ходит внутри круга.

Галя (Нина) по садочку ходила,
Свой платочек там уронила.

«Галя»теряет платочек.

Ребенок, у которого «Галя» обронила платок – поднимает его и держит.

Дети продолжают петь.

Обошла тут Галя (Нина) садочек,

Ищет голубой свой платочек.

«Галя» не находит платочек, садится в центре круга и «плачет».

Дети продолжая петь, теперь идут в центр круга на первую строчку, а на 2-ую строчку из круга. И так 2 раза.

Не горюй, подруженька Галя (Нина),
Мы платочек твой отыскали.

Под малиновым под кусточком,

Под березовым под листочком.

Ребенок, у которого оказался платочек говорит, показывая его:

Вот он, вот он твой платочек,

Догони меня, дружочек!

Дети встают спиной к др.другу. И после того, как хором произнесутся слова, бегут вокруг круга в разных направлениях до места, откуда начали бег. Кто оказался первым становится «Галей». Игра повторяется.

№39.   «Веселая девочка Алена».

Дети стоят в кругу, в середине круга девочка, она слегка поворачивается вправо и влево, дети поют:

Ой, какое платье у Алены,

Да с какой каемкою зеленой!

Каблучок мой топай смелее

Да пускайся в пляс веселее!

В припев, все дети топают правой, затем левой ногой и поворачиваются вокруг себя, движения повторяются 2 раза.

Затем в круг вбегает другая девочка и, поворачиваясь вправо и влево, показывает воображаемые ленты в косичках, дети поют:

Принесла Танюшенька сестричка

Синих лент атласных для косичек

Каблучок мой топай смелее

Да пускайся в пляс веселее!

В круг вбегает мальчик. Он танцует, выставляя поочередно то правую, то левую ногу. Дети поют:

Посмотрите Мишеньке на ножки,

Хороши ли красные сапожки?

Каблучок мой топай смелее

Да пускайся в пляс веселее!

Дети идут в середину круга и обратно, поют:

Ой, и мы, ребята, спляшем с вами,

Тоже можем топать каблуками!

Каблучок мой топай смелее

Да пускайся в пляс веселее!

№40.  «Ёлочка».

Движения по тексту.

1. Елочка в лесочке

Выросла большая.

Вот такая, вот такая

Выросла большая. (повтор)

2. А на ёлке птички,

Птички да синички

Чик-чирик, чик-чирик,

Птички да синички. (повтор)

3. А под ёлкой зайка ,

Зайка-попрыгайка.

Прыг да скок, прыг да скок,
Зайка-попрыгайка.
(повтор)

4. А у ёлки детки

Детки непоседки,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Детки непоседки.(повтор)

№41.  «Капустка».

Дети, берутся за руки, образуя собой длинную вереницу.

Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют:

Вейся, вейся капустка моя,

Вейся, вейся белая,

Как мне, капустке, виться

Как мне зимой не валиться!

Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» — поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице.

Когда все играющие проходят через «ворота», то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища.

Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

После этого действия последний стоящий участник в веренице остается стоять на месте, а весь хоровод «завивается» вокруг него, постепенно огибая и охватывая в кольцо все плотнее и плотнее, пока не получится своеобразный «вилок капусты».

Затем капустка уже начинает «развиваться», пока не придет опять в своё первоначальное исходное положение.

Игра все время сопровождается пением.

№42.  «Заинька».

Играющие становятся в круг, взявшись за руки, поют:

Заинька, выйди в круг,

Серенький, выйди в круг,

Скорей, скорей, выйди в круг,

Скорей, скорей, выйди в круг!

Один из играющих, предварительно выбранный «заинькой», выходит на середину круга. Играющие продолжают петь:

Заинька, ты пройдись,

Серенький, ты пройдись,

Туда-сюда ты пройдись,

Туда-сюда ты пройдись!

«Заинька» прохаживается то в одну, То в другую сторону, а играющие хлопают в ладоши:

Заинька, умой ручки,

Серенький, умой ручки,

Леву, праву, умой ручки,

Леву, праву, умой ручки!

«Заинька» показывает, как он моет ручки. Те же движения повторяют все играющие:

Заинька, умой личико,

Серенький, умой личико.

Сверху донизу умой личико,

Сверху донизу умой личико!

«Заинька» показывает, как он умывается, остальные играющие повторяют его жесты.

Заинька, пригладь шерстку,

Серенький, пригладь шерстку.

Сзади, спереди пригладь шерстку,

Сзади, спереди пригладь шерстку!

«Заинька» проводит руками по одежде, одергивает ее, чистит. Все играющие повторяют:

Заинька, причешись,

Серенький, причешись.

Да получше причешись,

Да получше причешись!

«Заинька» показывает, как он причесывается. Играющие повторяют:

Заинька, под бочка,

Серенький, под бочка.

Пляшет, пляшет казачка,

Пляшет, пляшет казачка!

«Заинька» танцует, остальные играющие тоже танцуют. После слов «пляшет, пляшет казачка» все разбегаются, «заинька» их ловит. Пойманный становится «заинькой».

№43.  «Паучок»

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Паучок, паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:   Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

№46.  «Каравай».

Составив круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною

Одного нет у нас (имя одного из играющих)

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т. д.

№44. «Три веселых братца».

Три веселых братца гуляли по двору,

Три веселых братца затеяли игру,

Делали головками ник-ник-ник, (киваем головой)

Пальчиками ловкими чик-чик-чик. (изображаем пальцами ножницы)

Хлопали ладошками: хлоп-хлоп-хлоп,

Топотали ножками: топ-топ-топ.

№47.  «Шёл старик дорогою».

Дети имитируют слова игры:

Шел старик дорогою-дорогою-дорогою.

Нашёл козу безрогую-безрогую-безрогую.

Давай, коза, попрыгаем-попрыгаем-попрыгаем.

Ножками подрыгаем-подрыгаем-подрыгаем.

А коза бодается-бодается-бодается,

А старик ругается-ругается-ругается.

№45.  «Шел король».

Шел король по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем.

И хвостиком помашем, помашем, помашем.

А потом попляшем, попляшем Все!

№48.  «Зайка»

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Встань, попрыгай, попляши,

Твои ножки хороши.

Встань, попрыгай, попляши,

И морковку получи!

№49. «Согревалочка».

Идём-идём с тобой вдвоём (парами по кругу)

Идём дорогой длинною

К зайчишках, мишкам, снегирям

Идём дорогой зимнею

(поворачиваются друг к другу лицом и выполняют движения по тексту)

Мы руками хлоп-хлоп

И ногами топ-топ

Головою круть-круть

Постучали в грудь, в грудь

А на улице мороз

Отморозит деткам нос

Отморозит ушки

Щёчки, словно плюшки (надувают щёчки и "протыкают" пальчиками)

Не страшен холод и мороз,

Когда с тобою вместе мы

Мы в тёплый шарфик спрячем нос

И нам поможет песенка.

№51. «Заинька, пойдем в лес».

1. Заинька, пойдем в лес,

Серенький, пойдём в лес.

Вот как, вот как, пойдём в лес -2р.

2. Заинька, рви цветочки

Серенький, рви цветочки

Вот как, вот как, рвут цветочки -2р.

3. Заинька, вей веночки

Серенький, вей веночки

Вот как, вот как, вей веночки-2р.

4. Заинька, надевай

Серенький, надевай

Вот как, вот как, надевай-2р.

5. Заинька, топни ножкой

Серенький, топни ножкой

Вот как, вот как, топни ножкой-2р.

6. Заинька, повернись

Серенький, повернись

Вот как, вот как, повернись-2р.

7. Заинька, попляши

Серенький, попляши

Вот как, вот как, попляши-2р.

8. Заинька, поклонись

Серенький, поклонись

Вот как, вот как, поклонись-2р.

№50.  «Заинька».

Заинька, по сеничкам

Гуляй, погуливай!

Серенький, по новеньким

Погуливай, гуляй!

Некуда заиньке выскочити,

Некуда серому выпрыгнути.

Заинька, поскачешь —

Выскочешь,

Серенький, попляшешь —

Выпустят.

Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового.

№52   «Овес».

Все становятся в круг и поют:

«Кто хочет знать, как сеют овёс

Мой батюшка сеял так…

Показывают движениями рук вперёд:

«Потом отдыхал вот так…

Становятся сложив руки крест – накрест. Потом кружатся в хороводе, припевая:

-Овёс, овёс, давай бог, чтоб ты рос!

Новый куплет:

- Кто хочет знать, как жнут овёс?

- Отец мой жинал его так   (показывают)

- Потом отдыхал он вот так   (показывает)

После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят

(при молотьбе, каждый колотит своего соседа).

№53. «Растим мак».

Посредине круга сидит «мак» хоровод поет :

-Ай на горе мак, мак,

Под горою бел, бел!

Ах вы маки-маковочки,

Золотые головочки!

Станьте вы в ряд,

Спросим-те про мак .

Игроки останавливаются и спрашивают у «мака»:

-Сеяли ли мак?

Хороводник отвечает:

-Только землю вспахали

Повторяется припев Игроки спрашивают последовательно :

«Сеяли ли мак?»- «Сеяли»

«Зацвел ли мак?» - «Зацвел»

«Поспел ли мак?» - «Поспел, отряхивайте».

Все бросаются к хороводнику и трясут его, если он не успел убежать. Если хороводник успел три раза ударить кого-либо, тот становится хороводником

№54.  «Где был, Иванушка?».

Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Курочку.

Курочка по сеничкам (Дети показывают, как курочка клюет)

Зернышки клюет,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Уточку.

Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)

Взад — вперед плывет.

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Ослика.

Ослик на лужайке (Дети показывают, как ослик щиплет травку)

Травушку жует,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Тетеру. (Выходит тетера (взрослый) и заводит хоровод.)

№55   «Подушечка».

Подушечка, раздушечка, моя пуховая.

Ой. лели, лели, моя пуховая. Кому цветы, кому алы.

А мне красну девку, (а мне добра парня)

Ой, лели. лели, а мне красну девку.

На коленочки поставлю, целовать заставлю.

Ой. лели, лели, целовать заставлю.

(Игра продолжается с другим ведущим)

№57.   «Выходи, подружка»

Дети бегут по кругу, держась за руки. «Солист» - в центре круга. С началом песни дети останавливаются и хлопают – «солист» пляшет. Когда песня заканчивается, выбирается другой «солист»:

Стань-ка на дорожке,

Хлопни-ка в ладошки,

Топни каблучками,

Потанцуй-ка с нами!

Нас в кружок приглашай

И меня выбирай!

№56.   «Лебедушка».

1. Вдоль по бережку лебедушка плывет.

Выше бережка головушку несет.

Она крылышком помахивает.

На цветы водицу стряхивает.

2. Не летай, ты, ясный сокол высоко.

Не маши да ты крылами широко.

Лебедь белая совсем недалеко

Лебедь белая совсем недалеко.

Солист. Ты, лебедушка, лучше всех,

Ты лебедушка, краше всех.

Я возьму тебя за белое крыло,

Поведу да за собою далеко.

Лебедушка (говорком) : Прежде, чем меня забрать

Должен ты меня поймать.

(Дети поднимают руки как в игре «Мышеловка», лебедушка убегает, а сокол догоняет ее. Хоровод продолжается дальше, солисты идут парою внутри круга) .

3. Вдоль по шелковой по травушке,

По зеленой, по муравушке

Ведет сокол лебедушку

Ведет белую головушку.

4. Вдоль по чистому по полюшку,

Прямо ко Белому морюшку,

Ведет сокол лебедушку,

Ведет белую головушку.

№58.  «У медведя во бору».

Выбирается водящий — «медведь».

Он находится на некотором расстоянии от других участников. Дети произносят текст, приближаясь к «медведю».

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Все на нас рычит.

С окончанием текста дети разбегаются, «медведь» их догоняет в процессе игры могут быть использованы и другие слова:

У медведя во бору

Грибы-ягоды я рву.

А медведь не спит,

Все на нас глядит,

А потом как зарычит

И за нами побежит!

А мы ягоды берем

И медведю не даем,

Идем в бор с дубинкой,

Бить медведя в спинку!

№59.  «Во саду ли, в огороде».

(на мелодию «во саду ли, в огороде»)

1. Во саду ли, в огороде

Весело гуляли,

Во саду ли, в огороде

Грядки мы вскопали.

2. В грядку семена сажали,

В ямку опускали,

а потом водою теплой

Грядку поливали

3. Ты расти скорей, морковка.

Грядку мы прополем.

Будет литься летной дождик

На тебя, на поле.

4. Вот и осень наступила,

Урожай снимаем

Радостно и весело

Пляску затеваем.

№61.  «Мишка».

Мишка по лесу идет

И корзиночки несет

(дети идут вперевалочку по кругу)

Ходит мишка по тропинке

ищет ягодку малинку.

(смотрят по сторонам, прикладывая ладонь к глазам)

Любит мишка сладко есть

(гладят ладошкой живот)

Ой, как много ягод здесь

Ну-ка, ягодка-малинка

(манят рукой)

Полезай скорей в корзинку.   (собирают ягоды)

Мишка годы собрал (показывают руки и покачиваются вправо-влево)

И от счастья зарычал

Р-р-р! Да-да-да!

(рычат и кивают головой)

Очень ягодка вкусна  (кружатся и кланяются на последние слова)

№60.   Снежок».

На мотив «как на тоненький ледок»

1. Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок

(идут по кругу)

Мы потопаем, мы потопаем.   (топают ногами)

2. Будем весело плясать,

будем ручки согревать.

(потирают ладони)

Мы похлопаем, мы похлопаем.   (хлопают)

3. Будем прыгать веселей, (пружинки)

Чтобы стало потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем. (прыгают)

№62.   Святочная игра «Покойник».

Мы в страшилки поиграем,

Всех сейчас перепугаем!

Выбирается «покойник», он ложится на лавку и выполняет действия соответственно тексту песни. Дети ходят вокруг «покойника» хороводом и исполняют песню. После слов «. он за нами бежит», разбегаются, а «покойник» старается их запятнать.

Умер покойник, в среду, во вторник пришли хоронить, он ногами шевелит.

Умер покойник, в среду, во вторник пришли хоронить, он руками шевелит.

Умер покойник, в среду, во вторник пришли хоронить, он на лавке сидит.

Умер покойник, в среду, во вторник пришли хоронить, он за нами бежит.

№63.  «Матрешки и мышки»

(на мотив «как у наших у ворот»)

1. Вот матрешечки гуляли

В лесу ягоды искали

(идут по кругу)

Так, так и вот так,

В лесу ягоды искали

(собирают грибы)

2. Под кусточком посидели,

Вкусны ягодки поели,

Так, так и вот так,

Вкусны ягодки поели.

(садятся на пол и едят ягоды с ладошки)

3. Как матрешечки устали,

Под кусточком задремали

Так, так и вот так,

Под кусточком задремали.

(закрывают глазки и кладут ладошки под щечку)

4. А потом они плясали

Свои ножки выставляли

(выставляют ножки на пятку)

Так, так и вот так

Свои ножки выставляли

(кружатся, топая ногами)

5. Только слышат вдруг подружки

Прямо у лесной опушки

Побежали по дорожке

Чьи-то серенькие ножки.

Эй, матрешка, берегись!

Оказалось, это – мышь!

№64.  «Вышел мишка на лужок».

1. Вышел мишка на лужок

Собрались мы все в кружок

Мишка хлопает в ладоши

Он у нас такой хороший,

с Мишей хлопайте, ребята.

Ну-ка, вместе: раз, два, три.

А теперь - замри!

2. Вышел Мишка на лужок,

Собирается в кружок.

Мишка бегает, как ветер,

Он быстрее всех на свете.

Эй, ребята, догоняйте!

Ну-ка, вместе: раз, два, три…

А теперь – замри!

3. Вышел Мишка на лужок,

Собрались мы все в кружок.

Мишка ползает проворно

Кто из вас его догонит?

Ну-ка, дети не робейте

Ну-ка, вместе : раз, два, три…

А теперь – замри!

4. Вышел Мишка на лужок,

Собрались мы все в кружок.

Мишка весело хохочет

Он у нас такой хороший.

Смейтесь с Мишею, ребята,

Ну-ка, вместе: раз два, три…

А теперь замри!

№65.  Хоровод-игра «Со вьюном я хожу».

Дети становятся в круг. Один ребенок — ведущий. У него «вьюнок». Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слове кланяется тому, перед кем останавливается.

1. Со вьюном я хожу,

С зеленым я хожу

Я не знаю, куда

Вьюн положить.

2. (с началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий)

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн

На правое плечо.

3. (На третий куплет движения теже)

А со правого,

А со правого,

А со правого

На левое положи.

К концу песни со «вьюном» ходят четверо, тем «вьюн» кладут в центр круга. Под весел плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки де стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.

№66.   «ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА»

(движения по тексту песни)

1. Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла.

2. Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли, люли, заломати.

3. Я пойду, пойду погуляю,

Белую березу заломаю..

Люли, люли, заломаю.

4. Срежу я с березы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка.

Люли, люли, три гудочка.

5. Четвертую балалайку,

Четвертую балалайку.

Люли, люли, балалайку.

6. Стану в балалайку я играти,

Стану в балалайку я играти.

Люли, люли, я играти.

№ 67.    «Как под наши ворота».

1. Как под наши ворота подливается вода

(дети идут по кругу, держась за руки)

Ой, калина моя

Ой, малина моя

(Идут к центру круга и оходят назад)

2. Подливалася вода,

Растилалася трава.

(кружатся на шаге парами, взявшись за руки.

Ой, калина мая!

Ой, малина моя!

(идут к центру круга и отходят назад)

3. Растилалася трава,

Трава шелковая.

(идут по кругу)

Ой, малина моя,

ой, калина моя!

(движения те же)

№69.   «Это что же за народ?».

1. Это что же за народ

Так смешно себя ведет?

Уши, словно паруса!

Вот такие чудеса!

Дети приставляют руки к ушам и бегут вприпрыжку по кругу.

2. Это что же за народ

Так смешно себя ведет?

Мчится весело вприпрыжку,

Только задом наперед!

Дети продолжают движение по кругу, повернувшись спинами.

3.  Это что же за народ

Так смешно себя ведет?

Головою он кивает,

По коленям себя бьет!      4.  Это что же за народ

Так смешно себя ведет?

Взял рукой себя за носик

И вперед себя ведет!

5.  Это что же за народ

Так смешно себя ведет?

Он одной рукою пилит,

А другою гвозди бьет!

№68.   «Солнышко, ярче грей!».

Дети стоят в кругу, держась за руки.

Скворушка, скворушка.    /В кругу летает скворушка/

Прилетай!

Зимушку холодную прогоняй! -2раза

Скворушка, скворушка,  /играет на свистульке/

Песню спой

И Весне-красавице  /приподнимают ручки, заходит солнышко в круг/

Дверь открой!

Солнышко, солнышко.   /идёт по кругу/

Ярче грей!

Нас лучами тёплыми

Обогрей!

№70.  «Барашеньки».

Барашеньки-             Дети неторопливо раскачиваются корпусом из

                                     стороны в сторону в ритме напева.

Крутороженьки.       Продолжая выполнять наклоны

                                     приставляют кулачки к голове.

По горам ходят,         К движениям добавляется ходьба на месте.

По лесам бродят.

В скрипочку играют,  Дети показывают имитацию игры на скрипке.

Ваню потешают.

№71.   «Шёл по лесу зайка».

1. шёл по лесу зайка в лапке балалайка

он частушки распевал -играл на балалайке.

вот так, вот так так шёл по лесу зайка

вот так, вот так так -играл на балалайке.

2. а медведь топтыгин через лужи прыгал,

прыгал через лужи мишка неуклюжий

вот так, вот так так прыгал через лужи

вот так, вот так так мишка неуклюжий

3. а лиса несмело хвостиком вертела,

звонко песни пела и хвостиком вертела,

вот так, вот так так - хвостиком вертела

4. вот летит синичка маленькая птичка

съела много каши и крылышками машет

вот так, вот так так -крылышками машет

вот так, вот так так -крылышками машет

5. а мышата ловко дёргали морковку

очень -очень ловко дёргали за хвостик

вот так, вот так так -дёргали морковку

вот так, вот так так -дёргали за хвостик

№73.   «Грушка».

Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

Мы посадим грушку – вот, вот!

Пускай наша грушка растет, растет!

Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;

Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;

Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!

Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!

А мы эту грушку все щипать будем.

От нашей Марийки убегать будем!

Грушкка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны.

Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей. Все игровые действия должны быть согласованы со словами

№72.  «Скок — поскок».

Скок — скок -поскок,        Дети выполняют прыжки на двух ногах,

Молодой дроздок.               руки на поясе.

По водичку пошёл,             Дети маршируют на месте, в такт                      

Молодичку нашёл.             размахивая руками.

Молодиченька                    Выполняют на месте лёгкие прыжки на двух

Невеличенька,                    ногах, руки на поясе.

Сама с вершок,                   Синхронно с прыжками выполняют хлопки

Голова с горшок.                руками: поочерёдно, то опущенными вниз

                                               руками, то поднятыми вверх над головой.

№74.   «Платочек».

Дети выстраиваются в круг.

1. Галя по лесочку ходила,        Солистка ходит внутри, держа платок

Свой платочек там обронила.    над головой. Затем она «роняет» его.

                                                  Тот ребёнок,  возле которого упал

                                                   платок, поднимает его и прячет за спину.

Обошла тут Галя садочек,   Солистка ходит по кругу пожимая          

                                                  плечами и разводя руками, не понимая -

                                                  где её платочек?

2. Не горюй, подруженька Галя,     Дети идут в центр круга — к Гале,

Мы платочек твой отыскали.       взявшись за руки, потом вновь

                                                            расходятся.

Под малиновым под кусточком         Ребёнок, у которого оказался

Под зелёненьким под листочком.      платок,  подходит к  солистке и

                                                                  с поклоном подаёт ей платок.              

№ 75.   «Огородник и воробей».

Выбираются Огородник и Воробей. Остальные участники игры, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут орехи (яблоки, сливы и т. д.) — это «огород». В стороне, шагах в десяти, чертят кружок — «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу, все поют:

Воробей маленький.

Серенький, удаленький,

По двору шныряет,

Крошки собирает;

В огороде ночует,

Ягоды ворует.

Воробей бежит в круг (ребята, подымая и опуская руки, впускают и выпускают его, берёт один орех и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит за кругом и, как только Воробей выбегает из круга, начинает его ловить. Если Воробью удастся положить орех в «гнездо», он снова играет. Пойманный же Воробей меняется ролью с одним из участников. Но перед этим он должен откупиться от Огородника и выполнить желания хоровода, например спеть, сплясать и т. д. При этом ему поют

Уж век воробышку не лётывать,

В огороде ягод не клёвывать,

На дубовой тычинке не сиживать.

А ты, воробышек, садись на лужочек,

А ты, серенький, садись во кружочек.

Не пора ли тебе встать и полетать,

В хороводе нашем поплясать!

В конце игры подсчитывают, какой воробей принёс больше всех орехов в «гнездо». Его объявляют победителем и в награду отдают все орехи.

№76.   «Пчёлы».

Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пчёлки яровые,

Крылья золотые, Что вы сидите,

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечёт,

Аль вас солнышком печёт?

Летите за горы высокие,

За леса зелёные

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

№77.    «Яблонька».

Участники игры образуют круг, в середину его выходит девочка - яблонька. Она изображает движениями то, о чем рассказывается в песне.

Все, взявшись за руки, ведут хоровод и поют:

1. Мы посадим яблоньку на горе, на горе

Наша яблонька расцветет на заре, на заре.

2. Вырастай, яблонька вот такой вышины,

Распускайся, яблонька, вот такой ширины.

3. Расти, расти, яблонька, в добрый час

Потанцуй-ка, Машенька, ты для нас

4. Ой, как наша Машенька закружилась

Ой, как наша яблонька распустилась.

5. А мы нашу яблоньку все трясти будем

А мы сладки яблочки собирать будем.

6. А мы нашу яблоньку все пощиплем.

Да от нашей Машеньки убежим вихрем.

На последних словах дети приближаются и щиплют девочку и тут же убегают. Яблонька ловит детей. Тот, кого поймали первым, становится на место ведущей и игра продолжается.

№79.    «Наши ножки».

1. Наши ножки- прыг да скок,       Дети выполняют подскоки с

Прыг да скок.                                    поочерёжным выставлением

Пусть притопнет каблучок,            правой и левой ноги на пятку.

Каблучок.                                            Руки на поясе.

Припев:     А теперь бежим               Дети бегут по кругу, руки

                   По кругу скорей,             разведены в стороны.

                   Друг за другом,

                   Всё быстрей, всё быстрей.

2. Наши ножки приседают легко,    «Пружинка».

Мы присядем глубоко, глубоко.

3. Мы спокойно не стоим, не стоим,   «Подскоки « на месте.

Мы в ладоши постучим, постучим.    Хлопки.

№78.   «Поздоровайтесь».

Дети выстраиваются в два круга — внешний и внутренний с равным количеством человек.

Мы заходим в круг, в круг.    Идут по кругу в противоположные стороны.

Каблучками: тук — тук.        Останавливаются, делают два притопа.

Покружились, покружились.  Кружатся.

А потом остановились.             Останавливаются и разворачиваются так,

                                                      чтобы оказаться лицом к лицу с парой из

                                                      противоположного круга.

Здравствуйте!                            Кланяются своей паре.                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к миру народной хореографии через игры с пением и хороводы

                          Народное искусство развивает ассоциативное, образное мышление, служит средством формирования мир...

Творческий отчет по теме: «Русский народный хоровод, как средство музыкально-двигательного развития детей»

Материал для ознакомления детей с русскими традициями, обращение к исконно русским корням в игровой форме....

Презентация "Мастер-класс русские народные хороводы и игры"

Познакомить педагогов с элементами русского хоровода, направленных на формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Развивать творческую активность педагогического коллектива...

Презентация " Всё о русском народном хороводе"

Приобщение детей к русскому народному танцевальному искусству....

Сценарий организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Русский-народный хоровод»

Сценарий организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Русский-народный хоровод»...

Мастер - класс: «Русские народные хороводы и игры».

Цель моего мастер-класса познакомить  танцевальным хороводным движениям, ведь хоровод создает великолепную атмосферу радости и веселья, а учитывая тесную связь всех участников, которые создают ко...

« Секрет народного хоровода»

Танец дошкольника – яркий и эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний ребенка. Это один из способов раскрыть свой внутренний мир и показать его окружающим. В мире существуе...