Рождество - радость в глазах у ребят
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Герасимова Елена Львовна

Конспект НОД –диалог по художественно – эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvo.docx240.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 «Дельфиненок» г.Павлово

Конкурс  методических материалов  по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях детей дошкольного возраста

«Лествица: ступеньки к красоте души»

Номинация: лучшая разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию

Конспект музыкальной деятельности по духовно- нравственному воспитанию

/Подготовительная к школе группа/

Тема:

Рождество- радость в глазах у ребят

                                     C:\Users\Администратор\Desktop\Красивые_новогодние_анимашки_детям,_красивые_детские_анимашки_новый_год,_детские_анимашки_новый_год_(22).gif

Автор:

                                                                                 Герасимова Елена Львовна

Музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №30 г.Павлово

Павлово 2018

Конспект НОД –диалог

по художественно – эстетическому развитию

для детей подготовительной к школе группы

Пояснительная записка.

Цель:

 Приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.

Знакомство дошкольников пьесой  « Вальс» и с  кратким содержанием оперы-сказки «Ёлка»  В.И. Ребикова

Задачи:

 Содействовать обогащению представлений дошкольников о Рождестве и связанных с ним обычаях

Познакомить  с  кратким сюжетом оперы сказка  В.И.Ребикова  «Ёлка» и «Вальсом»

Развивать умение сопереживать главной героини оперы сказки «Елка»

Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкально-исполнительской  деятельности (пение, танцевальные движения)

Воспитывать любовь, доброжелательность, чуткость к людям

Воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к музыкально-художественной деятельности

Состав группы

 В подготовительной к школе группе 18 человек( 13 мальчиков и 5 девочек). Психологический фон благоприятный, уровень развития достаточный, взаимоотношения доброжелательные.

 Актуальность

Актуальность выбора НОД обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. В настоящее время наших детей  подстерегает  опасность, которая  заключается  в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными.  Из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, взаимопомощь, дружба.

Что предпринять в данной ситуации? Как уберечь ребенка? Что в воспитании поставить на первое место? Только обращение к духовно – нравственным традициям, нашему наследию ,которое представляет собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной и  помогает воспитывать подрастающее поколение духовно-нравственным, учат любить свою культуру и страну.

Место  НОД в программе дошкольного образования

Музыкальное занятие  разработано в соответствии с  основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Гармония» под редакцией К.В.Тарасовой, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан  для детей  подготовительной группы с 6 до 7лет .  (  Январь- 2 занятие -Тема «Новогодняя ёлка»).Занятие было направлено на закрепление знаний  о празднике Рождества, колядках. Музыка  «Вальса» Ребикова   вводит детей в  зимний сказочный мир, наполненный тонкой болью и светлым утешением.  

 На музыкальном занятии дошкольники знакомятся с мало известным  русским композитором  В.И.Ребиковым  и кратким сюжетом  рождественской оперы-сказки «Ёлка». 

Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры

  Воспитание уважения и интереса у старших дошкольников к  народным традициям ,обычаям старины, к русскому фольклору через разные виды детской деятельности. Одним из главных видов деятельности  на занятии является слушание музыки. Такое занятие  приобщает дошкольников к нравственным началам и вечным ценностям: семья, любовь, доброта; помогает раскрыть  лучшие качества личности ребенка, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, формирует культуру восприятия музыки.

Форма НОД- занятие  -диалог

Виды деятельности:

- музыкально-художественная (слушание музыки, пение, пение с ритмическими движениями)

-коммуникативная рассмотрение слайдов, рисунков( создание положительных эмоций, свободное общение)

-познавательная ( рассмотрение слайдов, рисунков)

-продуктивная( творческая продуктивная деятельность направленная на развитие воображения)

Предполагаемый результат:

 «Социально-коммуникативное развитие»:

- развито взаимодействие и общение ребѐнка с взрослыми и сверстниками;

           «Познавательное развитие»:

-сформировано представление о  празднике Рождество

_ проявляют интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

         «Речевое развитие»:

- развиты коммуникативные навыки, средства речевого взаимодействия со сверстниками и окружающими людьми;

- обогащен словарный запас дошкольников;

- умеют составлять рассказы

     «Художественно-эстетическое развитие»:

- развиты умения воспринимать  и  анализировать музыку;

-умеют  передавать музыкальное настроение  в различных видах музыкальной деятельности (слушание, пение, пение с ритмическими упражнениями)

Используемые методы (метод проблемного вопроса, мотивирование детской деятельности, образное слово, наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, словесный метод,  практический метод, объяснительно – иллюстративный) и приемы (беседа, рассказ музыкального руководителя, рассказ детей) были направлены на повышение познавательной активности, развития коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности

Предварительная работа:

1.Беседа с детьми о празднике Рождество ( по «Детской Библии»)

2.Разучивание с детьми  песни  «Рождественский вечер» и

 русской народной кадендарной песни « Пошла Коляда»

3. Знакомство с  особенностями православной музыки- тропарь(Слушание песнопений -тропарь  Рождества - хора Московского

Сретенского монастыря)

4.Изготовление карточек  для игры « Найди лишнее»

5.Организация  выставки рисунков «Рождество»

Материалы и оборудование: украшенная ель, в углу выставка детских рисунков «Рождество», проектор,  экран,  ноутбук, музыкальный центр,  презентация , мольберт с укрепленными на нем рисунками для игры « Найди лишнее».

Музыкальный материал:

Чайковский  Декабрь  «Святки»

Календарная песня «Пошла Коляда»

     Вальс из оперы –сказки «Елка» В.И. Ребикова

     Песня Н.Орловой «Рождественский вечер»

 Список рекомендуемой литературы

  1. Перспективно-календарный план музыкальных занятий в подготовительной  к школе группе 6-7 лет

по программе  музыкального развития «Гармония» под редакцией К.В. Тарасова, Т.В.Нестеренко,Т.Г.Рубан

Москва,1999г

2.Детская Библия

Москва, 2014

 Издательство: АСТ 2014;

3.Самый лучший праздник. Стихи, загадки, колядки

Москва, 2016

Издательство: Оникс

4. Г.Х Андерсен « Девочка со спичками»

Издательство «Азбука»

Москва,2010

5. Журнал « Наука.Искусство.Культура»

Выпуск 3(11) 2016

И.В.Шинтямина

Незабываемые страницы творчества В.И. Ребикова(1866-1920)

6.Журнал  Московские Епархиальные  Ведомости № 5 2016г

Священник Анатолий Трушин

Композитор В.И. Ребиков. К 150- летию со дня рождения

Ход   НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводно-организационный момент

Актуализация

Слайд 1 «Рождествеский  праздник»

Музыкальный руководитель:

Кругом звонят колокола,  

Веселый праздник Рождества!    

Звезды водят хороводы – веселятся все народы!

Рождество вы славьте , люди,

 Пусть вам только счастье будет!

Ребята, какой  праздник собрал нас в этом зале?

Основная часть

Музыкальный руководитель:

Рождество самый светлый и любимый праздник  для всех  православных  людей, и особенно  для детей, которые ждут с нетерпением подарков

Воспитатель:  Ребята, какие вы  знаете традиции русского Рождества?

Воспитатель:

Что ещё было интересного в Рождественские праздники?

Слайд 2 « Колядки»

Музыкальный руководитель: 

Давайте исполним  хороводную песню «Пошла коляда»

Музыкальный руководитель:

Каждый из нас с особым чувством и благоговением ждет этот праздник.

Давайте,  послушаем церковное песнопение-тропарь праздника Рождества Христова.

Звучит тропарь  Рождества  в исполнении хора Московского

Сретенского монастыря

Музыкальный руководитель:

 Какое настроение у вас после прослушивания этого произведения?

Музыкальный руководитель:

Сегодня мы   познакомимся с музыкой русского композитора Владимира  Ивановича Ребикова

 из оперы «Елка».

Ребята, почему на Рождество украшали именно ёлку?

Слайд 3 «Рождественская елка»

Слайд 4 «Девочка с спичками»

Музыкальный руководитель:

-Праздник Рождества приносит с собой как бы  свежую струю любви и света .Но,так было не для  всех. В России в  начале XX века, детские приюты для сирот были переполнены.  В России царил голод.  Людей много умирало от голода.

  Девочка, у которой умерла мать, просила милостыню в морозный вечер перед Рождеством. Ей  было очень холодно, болели руки и ноги, но никто не подавал ей милостыню. В окнах богатого дома она видит сияющую елку, детям раздают подарки и слышит  звуки праздничной  музыки. Девочка с тоской мечтает хотя бы о кусочке хлеба. Силы покидают ее. Она тихо засыпает на холоде, Ей снится что волшебную музыку танцуют для нее куклы в блестящем зале. К утру бедняжка умерла. На небе девочку встретила её мама, потом ангелы. На ней теперь сияли белые одежды Вечной Жизни. - Вот содержание рождественской оперы-сказки «Ёлка» Ребикова.
Садитесь поудобнее и слушайте внимательно.

Звучит  в записи симфонического оркестра  Вальс из оперы « Елка»

Слайд 5 «Вальс»

Музыкальный руководитель:  

-Какая по характеру была музыка?

Музыкальный руководитель :

- Музыка очень быстрая, полётная. Если вслушаться, то можно услышать, в каком жанре написана эта музыка. Как вы думаете, какой это жанр?

Музыкальный руководитель:

-Произведение так и называется «Вальс» из рождественской оперы Ребикова  «Ёлка».

-  Какое же настроение  у этого вальса?

Музыкальный руководитель:

 - А каким музыкальным ладом создаётся грустное настроение?

Музыкальный руководитель:

 - В музыке мы   слышим  вздохи девочки, как будто она сдерживает свой плач. А всегда ли в этом произведении было минорное настроение?

Музыкальный руководитель.:

- А весёлое настроение музыки создаётся каким музыкальным ладом?

Музыкальный руководитель:

 -  Да, музыка, как бы замедляет свой бег, становится более спокойной, более светлой, как хорошие  добрые воспоминания.

Педагог проигрывает фрагменты мелодий.

 - Ребята, а как вы думаете, на сколько частей можно разделить этот вальс?  

Музыкальный руководитель:

- Правильно, вальс написан в 3-частной форме.

 - А вы услышали, кто исполняет этот вальс?

 

Слайд 6.  Музыкальные инструменты

Музыкальный руководитель:

- В крайних частях, быстрых и взволнованных, солируют скрипки, Слайд 7. Скрипка

а в средней части звучат деревянные духовые инструменты.  Давайте вместе вспомним, как они выглядят и как называются.

Слайд 8, 9, 10, 11 (флейта, кларнет, гобой, фагот)

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, о чем хотел рассказать слушателям своим  свой оперой  композитор Ребиков?

Воспитатель:

В старину  на Руси каждая семья была озабочена тем, чтоб  и у бедных людей тоже был праздник Рождества.

Бедных приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощением.

Музыкальный руководитель:

Если бы кто-то накормил и приютил бы девочку, она бы была жива и радовалась как все дети  празднику Рождества.

А сейчас давайте сыграем с вами в игру «Найди лишнее». Внимательно  посмотрите на рисунки и скажите, какой из них лишний

Воспитатель обращает внимание ребят на рисунки с изображением В.И.  Ребикова, скрипки, флейты, кларнета, гобоя, фагота, барабана, фортепиано. Дети с помощью воспитателя находят два лишних рисунка- это рисунки с изображением фортепиано и барабана. Остальные инструменты связаны с симфонической  музыкой  Ребикова «Вальс» из оперы «Елка»

Музыкальный руководитель:

 -Какой из рисунков лишний?

Музыкальный руководитель:

-Я с вами согласна: Ребиков сочинил музыку « Вальса» для симфонического оркестра ,но фортепиано и барабан здесь лишние.

Каквы думаете, почему именно «Вальс» Ребикова звучал сегодня на занятии?

Воспитатель:

- Рождество! В каждом доме пахнет вкусной едой Все люди, взрослые и дети, верят в добро, все ждут только хорошего.С праздником вас, ребята! Оставайтесь такими же послушными и старайтесь  быть добрыми и помогайте всем, кому нужна ваша помощь.

Рефлексия

Слайд 12 Рукопожатие

Воспитатель:

- Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

 

- Это тепло добрых рук и добрых душ. Давайте передадим это тепло друг другу.

Музыкальный руководитель:

 -Крепкого вам здоровья!  И  чтобы  радость в ваших детских   глазах  искрилась от добрых дел, которые совершают  не только в  праздник Рождества, но и постоянно в вашей жизни.

Занятие заканчивается исполнением песни Н.Орловой « Рождественский вечер»

Дети входят в зал под музыку Чайковского Декабрь «Святки» и поют музыкальное приветствие

(Здравствуй, утро, здравствуй день

Заниматься нам не лень

Здравствуй небо и земля

Мы желаем всем добра)

Рождество

Вся семья собиралась за семейным   столом, который был заставлен вкусными блюдами, зажигалась наряженная ёлка.

 С первого дня Рождества и до Крещения  начинались Святки, т.е Святые дни .Взрослые и дети ходили по домам ходили и славили Христа, Деву Марию – колядовали.Желали благополучия хозяевам. Колядующих всегда встречали с большим радушием и одаривали заранее приготовленными сладостями и монетами.

Водят хоровод и поют  календарную песню «Пошла коляда»и садятся на стулья.

Торжественное, праздничное, радостное.

В рождественскую ночь ангел украсил скромную добрую ель звездами и она засияла блестящими огоньками. И когда проснулся Божественный Младенец его внимание привлекла сияющая ёлка.Он улыбнулся ей и протянул к ней руки.

 С тех пор, елку наряжают на Рождество разными игрушками и яркими  гирляндами.

Быстрая, взволнованная, как будто летают снежинки

Эта музыка похожа на вальс, а значит – это жанр – танец.

 Грустное

Минорным ладом.

Нет, не всегда. Было и весёлое настроение.

Мажорным ладом

На три части.

Симфонический оркестр.  

Нужно всем людям быть добрыми, любить и помогать всем  кому нужна помощь.

Фортепиано и барабан

Потому что начались Святки

Тепло

Дети соединяют ладошки, стоя по кругу.

Исполнение песни « Рождественский вечер»

Дети вместе с воспитателем рассматривают выставку рисунков и творческих работ, узнавая среди экспонатов выставки свои работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День Победы… «это радость со слезами на глазах»

Патриотическое чувство не возникает само по себе его надо воспитывать в ребенке. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОУ. День Победы… «э...

Викторина и игра "Глазам-радость, душе-отрада"

Викторина и игра "Глазам-радость, душе-отрада"...

День Победы… «Это радость со слезами на глазах», - сказал поэт.

День Победы… «Это радость со слезами на глазах», - сказал поэт.И действительно, в этот день радость и скорбь – рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтом...

Проект «День Победы - это радость со слезами на глазах»

Проект рассчитан на детей 3-4 лет для совместной деятельности с родителями...

«Радость входит в каждый дом, с прекрасным, светлым Рождеством»

Конспект интегрированной НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной  группы «Радость входит в каждый дом, с прекрасным, светлым Рождеством» (с применением здор...