Занятие в старшей группе
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_st.gr_.docx20.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Занятие в старшей группе                                            

Мир народных инструментов

Цель: приобщать детей к музыке и развивать музыкально-творческие способности. Продолжать знакомить с разновидностями народных инструментов, обращая внимание на строение, внешний вид, способы извлечения звуков, особенности звучания и выразительные способности каждого инструмента. Привлечь детей к самостоятельному исследованию  настоящих музыкальных инструментов.

М.р. – Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир народных инструментов. Вы узнаете, как их придумали, услышите их звучание, увидите, чем они отличаются друг от друга. А начну я из далека…  Как вы думаете, какой был первый музыкальных инструмент? (предположение детей). Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по дереву, и оно зазвучало. Сначала человек немного испугался – звук совсем был не похож ни на его голос, ни на крик зверя. Но потом он освоился с необычным деревом. Человек ударял по нему то ускоряя темп, то замедляя. Бум-бум-бум! Бум! Бум! Мелодию на нем сыграть было нельзя, но зато можно было подать сигнал. Правда, для этого нужно было идти каждый раз к дереву. Тогда первобытный музыкант сделал из дерева инструмент поменьше, чтобы брать его с собой – так получился первый барабан. (показ различных ударных инструментов).

Вот еще одна история. Однажды первобытный человек ел мясо и случайно дунул в кость – раздался свист, похожий на птичий, пронзительный и громкий. Человек дунул в морскую раковину – и услышал странные завывания. Так зародились духовые инструменты. Сначала они были совсем простые – из морских раковин, бересты, тростника. Сейчас же существует огромное множество духовных музыкальных инструментов. (показ духовых инструментов- картины).

Как-то отправился первобытный человек на охоту, очутился в джунглях и увидел там дикого кабана. Натянул охотник тетиву лука – она тоже запела, зазвенела в воздухе. Отсюда начинается история возникновения струнных инструментов. (показ изображения струнных старинных и современных музыкальных инструментов)

Посмотрите, какое огромное количество музыкальных инструментов смастерил человек! (рассматривая изображения, дети дают свои комментарии)

Все инструменты делятся на две большие семьи – это инструменты симфонического оркестра и народные инструменты.

Симфонические инструменты с благородным звуком, блестящие красивые, живут в концертных залах, больших театрах, филармониях. Я их поселю в этот дворец – театр. (размещает картинки с изображением симфонических инструментов на плоскостном дворце-театре.) О них мы поговорим в следующий раз. А народные инструменты мы поселим в избу (размещает картинки с изображением народных инструментов на плоскостной избе), где живут простые, веселые люди – крестьяне, среди которых есть мастера – музыканты, народные умельцы. Как вы думаете, почему они названы народными?

В старину на ярмарках можно было купить веселые, звонкие игрушки – свистульки, гусельки, балалайки, колокольчики, барабаны, бубны, домры, дудочки, которые были сделаны из подручных материалов – дерева, глины, бересты. Хотя они и маленького размера, но на них можно играть простые мелодии. Покупали их люди для души, для веселья, для своих детишек.

Ребёнок – На дворе у нас играют,

                    Ребятишек забавляют:      

                    Гуси – в гусли,

                    Утки – в дудки,

                    Чайки – в балалайки,

                    Свинки – в скрипки,

                    Бараны – в барабаны,

                    Кони – в гармони,

                    А бык в бубен: бух, бух!-

                    Бьет копытом во весь дух!

Звучит «Коробейники». Выходит коробейник с товаром – музыкальными игрушками

Коробейник – И у нашего соседа

                           Весела была беседа:

                           Овцы – в донцы, тараканы – в барабаны,

                           Утки – в дудки, чечетки – трещотки,

                           Играют, играют, всех потешают!

                           Подходи, народ частной,

                           Выбирай товар любой:

                           Ложки, бубны, бубенцы,

                           Балалайки – молодцы,

                           Распотешьте-ка народ,

                           Нам сыграйте у ворот!

Дети разбирают шумовые инструменты, обсуждают, из чего они сделаны. Играют.

М. р.- Знает Бог, в котором годе то ли Сидор, то ли Флор

            Во саду ли в огороде

            Балалайку изобрел.

            Сделал корпус треугольный

            Да с ладами сделал гриф,

           Чтоб летел по свету вольный

            Балалаечник мотив,

            Чтобы песня разливалась

            От весны и до весны.

            Ну а струн всего лишь малость

            Натянул он три струны…

            Голос у балалайки бойкий,

            Задиристый, веселый.

Послушайте сказку про балалайку.

Жила красна девица на виду честного народа. «Болтунья, пустозвонка», - говорили одни. «Людям от нее радость да потеха», - говорили другие. Давно ли это было, недавно ли, а еще при царе Петре Великом, о ней ходил слух. Стала красна девица – балалаечка жить припеваючи, да пританцовываючи. Дружбу водила с людьми веселыми – в хороводах, на гуляньях. А была то она всего лишь три дощечки и три струны… Объявился в народе добрый молодец – Андреев Василий Васильевич. Приметил нашу балалайку и полюбил любовью великой. Пришел к мастеру – умельцу столичному, петербургскому. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу – треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица – балалаечка на весь мир знаменита. Звенит ее голос по свету, русскую песню словит.

Частушки: Балалаечка играет,

                    Балалаечка поет,

                    Балалайке сделать ножки,

                    Балалаечка пойдет!

                    Сядем мы на лавочку,

                    Ударим в балалаечку,

                    Как ударим по струнам –

                    Прибегут девчата к нам.

                    Заиграй-ка, балалайка,

                    Балалайка – три струны,

                    Выходите, не стесняйтесь

                    Попляшите плясуны!

Звучит наигрыш балалайки.

Понравилась вам, как звучит балалайка?

Гармонь, гармошка, говорушка ласково называют в народе гармошку. Вот она какая (показ иллюстрации). Оказывается гармонь, занимает целый оркестр! На ней можно исполнять и мелодию, и все это может сделать один человек – музыкант.

С давних времен звучит гармонь на русских праздниках, гуляниях. Под ее аккомпанемент  поются песни, частушки, романсы, исполняются народные наигрыши.

Гармонь приспособлена только для народной музыки.

Есть кнопки для левой руки и правой, звучание передается при растягивании и сжимании мехов с помощью воздуха и нажимания кнопок. Много существует гармоней – тульские, рязанские, саратовские…  Где гармонь смастерили, по тому месту и называли ее.

Есть еще похожие инструменты баян и аккордеон, их изобрели позже (показ иллюстрации)

Звучит гармонь

Вот и подошло наше путешествие к концу. Что интересного вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...