Главные вкладки

    Развитие эмоциональной сферы у детей посредством различных музыкальных игр и упражнений. Комплекс музыкально-подвижных игр на развитие эмоционально-волевой сферы.
    методическая разработка по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Михальская Светлана Николаевна

    С помощью подобных музыкальных игр и упражнений, способствующих развитию эмоциональной сферы, у детей значительно лучше и быстрее происходит развитие эмоциональной отзывчивости, способность управлять своими эмоциями, умение различать и дифференцировать их, делиться ими с другими окружающими их людьми (родителями, воспитателями, и т.д.), тем самым, быстрее и легче происходит их адаптация в социуме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие эмоциональной сферы у  детей посредством различных музыкальных игр и упражнений.

    Комплекс музыкально-подвижных игр на развитие эмоционально-волевой сферы.

    Музыкальный руководитель

    Михальская С.Н.

    Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но он имеет огромное значение. Именно в этот период развитие идет как никогда стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную личность.

    Именно в периоде дошкольного детства усложняется эмоциональная жизнь ребенка: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

    Вообще, эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью. Они в значительной степени определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления.  

    Конечно, развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют все виды его художественной деятельности, однако наибольшее влияние на этот процесс оказывает музыкальная деятельность, так как она переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов  - в область звуков, из царства зрения – в царство слуха.

    Наблюдения за детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях,  в театрализованной деятельности и других мероприятиях, показывают, что умение правильно выражать свои эмоции, контролировать их, правильно, адекватно оценивать, как свои чувства, так и чувства других детей способны проявлять и демонстрировать не все дети дошкольного возраста. В этом возрасте  у них только начинают формироваться и совершенствоваться такие психические процессы как память, мышление, внимание. Также слабо сформирована моторная функция, координация движений и ориентирование в пространстве.  Маловыраженная эмоциональность, зажатость, страх перед публикой, все это является существенным барьером в дальнейшей успешной социализации, установлении доброжелательных отношений, умении договариваться, конструктивно общаться.

    Поэтому возникает необходимость проведения специальной коррекционно-развивающей работы с целью формирования у детей положительных эмоций к предлагаемой деятельности, вовлечение их в активный творческий процесс посредством игры. Ведь именно игра является приоритетной формой деятельности детей в дошкольном возрасте. Сама по себе игра – это способ взаимодействия ребенка с миром, форма освоения им социального опыта и организации жизни. Именно игра становится непременным условием становления и развития личности, развития психических процессов. При этом особое значение в развитии детей приобретает музыкальная игра, ведь именно в ней дети могут «войти в роль» образов и персонажей музыки, передавать в различных действиях связанные с этой ролью эмоции, настроения, чувства, несложный игровой сюжет, что непременно будет способствовать их успешному общему развитию. Ребенок должен почувствовать себя одновременно и исполнителем, и создателем этой игры. При этом главным «инструментом» должен являться сам ребенок, его тело, голос, воспроизводящий самые разнообразные звуки, выразительные жесты, движения.

    Для того чтобы дети приобретали навыки способа выражения, осмысления и передачи музыкального образа, своих собственных эмоций, необходима систематическая работа над формированием и развитием эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

    Начиная работу по развитию эмоциональной сферы средствами музыкальных игр и упражнений главное придерживаться принципа «от простого к сложному», от включения отдельных эмоционально-игровых элементов до самостоятельного проигрывания эмоционального образа.  Часто педагог сам должен проявлять инициативу и собственную эмоциональность, как бы «заражая», включая детей в творческий игровой процесс непринужденно и легко, стимулируя детей к подражанию и проявлению собственных положительных эмоций, тем самым происходит творческое взаимодействие педагога с детьми.

    Формы и виды музыкальных игр могут быть разными: игры-пластические импровизации, игры-музыкальные диалоги, игры-рисование музыки, интонационно-ритмические и интонационно-речевые игры, игры со звуками, игры – драматизации и т.д. Самое главное, чтобы дети проявляли в них свое творчество, комбинируя уже известные им несложные движения.

    Музыкальные игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы детей, которые активно используются и внедряются  мной в процессе музыкально-образовательной деятельности,  можно выделить в 5 групп:

    1. Игры на интонационную выразительность речи (их общая цель – способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции, добиваться разнообразия интонации, выразительно, с эмоциями передавать диалог).
    • «Волшебное слово»

    Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

    Описание игры: один ребенок садится в центр на коврике (или на «волшебный стул»). Остальные дети сидят вокруг него. Выбирается девочка или мальчик «волшебники», которые под легкую, красивую музыку легким бегом на носочках двигаются во вне большого круга, держат в руках «волшебную палочку» («волшебный платок, перо» и др.) Этой палочкой слегка касаться головы каждого ребенка, сидящего в круге. С окончанием музыка «волшебник» останавливается и тот, на кого указывает палочка, говорит сидящему в центре ребенку ласковое слово, комплимент. Усложнение: сказать три слова, погладить, спеть ему знакомую песню, обнять  и т.д.

    • «Повтори, но по-другому»

    Цель: разнообразие эмоционального диапазона текста

    Описание игры: прочитать детям предложение или стишок и предложить им повторить его, но уже с другой интонацией *радостно, грустно, равнодушно, зло, хитро и т.д). Можно таким же образом спеть с детьми уже знакомую им песню. Заострить внимание детей на изменениях в характере музыки: «Что меняется?;, «какое исполнение вам больше понравилось?» и т.д.

    • «Позови по имени»

    Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу

     Описание игры: ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку сверстнику (по желанию), ласково назвав его имя. Пока ребенок выбирает может звучать музыка в умеренном темпе (фоном), с ее окончанием ребенок делает свой выбор.

    • «Эхо»

    Цель: учить умению пародировать голос говорящего (поющего), передавать его интонацию.

    Описание игры: педагог произносит фразу: «Все ребята закричали – в гости эхо к нам позвали». Дети зовут «Эхо». Педагог надевает шляпу или другой атрибут костюма и изображает эхо. Предлагает детям произнести или пропеть фразу с той же интонацией и громкостным аспектом, что и педагог. Усложнение: «шляпу эхо» надевает ребенок.

    1. Игры-позы

    Цель: развитие умения с помощью зафиксированного движения тела передавать характер, особенность персонажа, предмета или музыки.

    • «Море волнуется». Модифицированный вариант всеми известной подвижной игры.

    Описание игры: дети стоят по кругу. Под музыкальное сопровождение выполняют махи руками в стороны и поют: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – морская фигура замри»! На окончании фразы дети принимают определенную позу из морской тематики (морская звезда, русалка, моряк, корабль, чайка, осьминог, краб и т.д) Важно, перед началом игры проговорить о возможных вариантах и попробовать изобразить всем вместе каждый для того, чтобы дети имели представление о том, как изображать тот или иной образ.

    Вариант 1. Принять статическую позу и изобразить: «смешные человечки», «город толстяков», добрых или злых сказочных героев, животных и др.

    Вариант 2. Предложить детям кого-нибудь или что-нибудь изобразить предложенной педагогом статичной неподвижной позой, с целью выбора лучшего «изображальщика»: паук, береза, стул, шкаф, жираф, каратист и т.д. Обязательно похвалить всех детей, но отметить детей, у которых наиболее удачно получились данные позы аплодисментами.

    • «Кто как спит?». Можно использовать в конце занятия, а также, любой подвижной деятельности, как релаксацию. Перед игрой прочитать стихотворение:

    Дремлет сокол, дремлют пташки,

    Дремлют козы и барашки,

    А в траве в различных позах спят красивые стрекозы.

    Дремлет мостик над рекой, дремлет кустик молодой.

    Пятаков Борис Петрович дремлет кверху бородой.

    (Дышим тихо, еле слышно – это дремлем мы с тобой)

    Описание игры: под музыку любой колыбельной песни дети изображают спящих животных, насекомых или сказочных персонажей. В конце игры педагог пробует отгадать, кого изображали дети.

    • «Стоп кадр»

    Описание игры: Пригласить для игры нескольких детей. Остальные – зрители. Дети-игроки под подвижную музыку выполняют любые танцевальные движения. С окончанием музыки игроки должны принять позу (заданную заранее одну для всех), которую предлагает педагог или дети-зрители, и «застыть» в ней. Спросить у детей-зрителей у кого из артистов лучше получилось изображение. Для поддержания положительного настроя похвалить всех детей.

    1. Игры-жесты, мимика, пантомимика. 

    Цель: развитие способности детей изображать эмоции, чувства, настроения, характер с помощью мимики, жестов и пантомимики.

    • «Лица»

    Описание игры:

    1 вариант. Детям предлагают рассмотреть иллюстрации, где изображены лица с различным мимическим выражением: веселое, грустное, удивленное, испуганное, злое, задумчивое и т.д. Дети определяют выражение лица, называя его эмоциональное выражение, затем изображают мимикой данные настроения. Усложнение: можно придумать и обыграть мимикой краткую историю (например, Ваня встретился в лесу со Старичком-Лесовичком и очень удивился!)

    2 вариант. Дети слушают музыкальное произведение, иллюстрирующее какое-либо настроение, и передают с помощью мимики характер музыки.

    • «Перевоплощение»

    Цель: учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

    Описание игры: педагог предлагает детям по очереди изобразить определенный образ, в пластических движениях и жестах, используя также мимическое обыгрывание, не называя его. Остальные отгадывают, давая словесный портрет. Усложнение: Предложить детям самим придумать и изобразить образ. Все движения дети выполняют под характерную музыку.

    • «Подарок другу»

    Цель: развивать умение невербально описывать предметы.

    Описание игры: один ребенок становится именинником. Ему поют «Каравай», водят хоровод. Затем дети дарят ему подарки, изображая их с помощью жестов, пластических движений, передавая мимикой, жестами свое отношение к имениннику.

    • «Волшебный цветок»

    Цель: учить выражать свою индивидуальность через пластические движения, представлять себя другим в группе.

    Описание игры: Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Звучит музыкальный фрагмент -  «Утро» Э.Грига. Под музыку дети показывают, как цветок распускается.

    • «Кто как радуется»

    Цель: учить делиться с окружающими радостными эмоциями.

    Описание игры: дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов как они радуются при встрече с мамой; как они радуются подаркам на свой день рождения; как радуются встрече с лучшим другом и т.д. Можно использовать при этом выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания и др.

    1. Игры-фантазии 

    Цель: развивать воображение, фантазию, их выражение в речевой и телесной форме.

    • «Разноцветный букет»

    Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

    Описание игры: звучит незатейливая мелодия. Дети стоят по кругу. Каждый ребенок объявляет себя цветком (желательно, чтобы дети не повторяли названия цветов). Затем, каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает. Затем предложить детям собрать разноцветные букеты. Для этого дети под музыку объединяются по 3,4 5, детей в круги – «букеты», объясняя свой выбор. После все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов. Закончить игру под музыку П.И. Чайковского «»Вальс цветов» «Щелкунчик».

    • «Волшебная поляна»

    Цель: развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать, делиться своими чувствами, переживаниями.

    Описание игры: предложить детям отправиться в волшебный лес на чудесную поляну. Они могут поехать туда на воображаемом поезде, на лошадке, на автобусе, воздушном шаре и т.п. (дети могут сами предложить средство передвижения). Затем детям предлагается прилечь на волшебную полянку, отдохнуть с дороги и послушать с закрытыми глазами различные музыкальные композиции, релаксирующей направленности (или шумовые эффекты: пение птиц, журчание ручья, звуки природы и т.п.). Во время звучания дети должны представить какие-то образы, помечтать, пофантазировать. С окончанием музыки дети медленно открывают глаза, садятся в удобную позу и рассказывают, какие образы увидели, о чем мечтали, что чувствовали.

    • «Воображалка»

    Цель: развитие образного мышления, творческого осмысливания музыкального произведения. Умение сопоставлять характер звучания музыки с различными художественными образами действительности.

    Описание игры: под звучание музыкального произведения детям предлагается закрыть глаза, представить и пофантазировать о том, что изображает, о чем рассказывает музыка. Задать вопрос: «Кого дети представляли во время ее звучания?» или «Что или кого увидели?». После того, как ребенок озвучил то, что он представил, педагог предлагает ему попробовать изобразить это под звучание музыки различными средствами передачи образа (жесты, мимика, пантомимика, пластика, голос)

    1. Игры – инсценировки с элементами театрализации 
    • «Таинственный остров»

    Цель: развивать творческий потенциал, умение передавать эмоциональный образ героя, «вживаться в роль»; развить речь, правильную интонацию.

    Описание игры: предложить детям отправиться на корабле под парусами к таинственному острову, где всегда радостно и беззаботно. Музыкальное сопровождение: начало игры: «Веселый ветер» И. Дунаевского, пребывание на острове – «Чунга-Чанга» В.Шаинского. Задания для детей: придумать название острову, изобразить жителей острова, используя элементы ряжания (яркие юбочки, шортики, бусы, перья и т.п.). Исполнить всем вместе гимн острова «Чунга –чанга», сопровождая пение соответствующими движениями.

    • «Веселое путешествие»

    Описание игры: Предложить детям отправиться в незабываемое путешествие на любом виде транспорта, который предложат дети. Выполнять движения под музыку. С окончанием музыки, на станциях-остановках дети встречают разных зверей. Каждый раз дети надевают маски или элемент костюма заданного животного и изображают его походку, голос, настроение, как он спит и т.п. (например, встречают «веселого слона», «грустного котенка», «злого медведя», «важного петуха» и т.д)

    • «Инсценировка любимой сказки» с помощью звуков или мимики,  либо пантомимики, а также, жестов или движения. Например, озвучивание сказки «Колобок», с помощью голоса, звуков и междометий, без слов и движений. Изображение сказки «Теремок» с помощью характерных пластических движений без слов и звуков. Инсценирование сказки «Репка» с помощью одной мимики без слов и звуков.

            

    Методические рекомендации: все эти игры и упражнения важно сопровождать характерной музыкой, подчеркивающей тот или иной задаваемый образ. В каждой группе игр следует начинать с самого простого и элементарного, несложного проигрывания эмоций, соответственно возрасту. Включать эти игры в систематические музыкальные занятия, постепенно усложняя и обогащая данные игровые формы. Игры – драматизации следует проводить на заключительном этапе коррекционно-развивающей работы, как обобщение и проявление всех приобретенных умений и навыков передачи эмоционально-образного действа.

    С помощью подобных музыкальных игр и упражнений, способствующих развитию эмоциональной сферы, у детей значительно лучше и быстрее происходит развитие эмоциональной отзывчивости, способность управлять своими эмоциями, умение различать и дифференцировать их, делиться ими с другими окружающими их людьми (родителями, воспитателями, и т.д.), тем самым, быстрее и легче происходит их адаптация в социуме.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

    В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

    Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

    В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

    Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

    В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

    Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

    В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

    Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

    В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

    Проект "Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-волевой сферы детей"

    Проект спроектирован для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....

    Коррекционно – развивающая программа «В мире эмоций» для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии дошкольников.

    Занятия для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии в сенсорной комнате дают возможность смягчить, либо устранить эти проблемы. С помощью различных элементов в сенсорной ко...