Развитие музыкально-пластических способностей дошкольников
опыты и эксперименты по музыке на тему

Коновалова Елена Геннадьевна

Развитие детей средствами музыки и пастических движений, психологическое раскрепощение каждого ребёнка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкально-пластических способностей дошкольников в ДОО

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека, ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому необходимо уделять больше внимания увеличению двигательной активности ребёнка.         

    Ребенок счастлив, если он может свободно красиво, двигаться, передавать свои эмоциональные переживания посредством пластики тела. Надо побуждать детей танцевать все, что вызывает восхищение красотой движения: тихо падающие на землю желтые листья, плывущие в голубом небе белые облака, нежное покачивание прекрасного цветка, веселый хоровод белых снежинок и т. д. Красота пластики движения глубоко затрагивает душу ребенка, вызывая восхищение и желание самому творить прекрасное. Подмечено, что на развитие способностей творческого воображения ребенка особое воздействие оказывает музыка. "Музыка, - по мнению М. Волошина, - есть, в буквальном смысле слова, память нашего тела об истории творения. Поэтому, каждый музыкальный такт точно соответствует какому-то жесту, где-то в памяти нашего тела сохранившемуся. Идеальный танец-образ создается тогда, когда все наше тело станет звучащим музыкальным инструментом и на каждый его звук, как его резонанс, будет рождаться жест".

   Музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на ребенка. Музыкально-пластические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребенку подружиться с другими детьми, дают определенный психотерапевтический эффект.

Актуальность темы продиктована современностью и вытекает из многих составляющих. Это модернизация процесса образования в Российской Федерации, повышение требований к качеству образования, необходимости оптимизации процесса обучения, повышение его эффективности, создание у детей мотивационной готовности к процессу обучения.

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания. Важным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие “музыкальность”.

В своей практической деятельности сталкиваюсь с рядом противоречий:

- между требованиями, предъявляемыми программой к содержанию танца в детском саду, и недостаточной сформированностью у дошкольников пластичности и гибкости;

-между наличием у детей психологической закомплексованности и необходимостью выступать публично;

-между наличием большого количества разработок упрощенных танцев и отсутствием интересных сюжетно-образных композиций.

Приступая к работе над этими проблемами, исходила из того, что нужно обучить детей основам хореографического искусства, а ритмика станет лишь составной частью, дополнением к ведущим занятиям. 

     Ведущая идея педагогической деятельности заключается в определении путей формирования творческих способностей дошкольников, улучшении их психофизического состояния посредством музыкально-пластических движений, через сюжетно – образные танцы.

Музыкально - ритмические занятия позволили педагогу смотреть на музыкально- пластическое воспитание в дошкольном учреждении как на важный процесс развития детей. Одна из новых форм организации музыкальных занятий ритмопластика.

Ритмопластика - предмет, обучающий детей свободному владению своим телом, это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц. В нём органично соединены два компонента: полная подчинённость внутренним законам музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и лёгкость их практического исполнения. Ритмопластика базируется на хореографии, где пластика тела и музыка соединяются в целое, помогает раскрыть потенциальные способности ребёнка, создаёт разностороннюю творческую личность.

Целью моей деятельности является воспитание пластической культуры у дошкольников, психологическое раскрепощение каждого ребёнка.

Задачи:

Развивать музыкальные способности:

  1. Развивать способность воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение, характер, понимать её содержание.
  2. Развивать музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству звуков.
  3. Развивать музыкальную память.

4.        Развивать специальные музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма.

Развивать двигательные качества и умения:

  1. Развивать координацию, гибкость, пластичность, ловкость, выразительность, точность движений.
  2. Формировать правильную осанку, красивую походку.
  3. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  4. Обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.

Развивать творческие способности детей, потребность самовыражения в

движении под музыку:

  1. Развивать творческое воображение и фантазию.
  2. Развивать способность к импровизации в движении.
  3. Воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку.

Развивать нравственно — коммуникативные качества личности:

1.        Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным.

2.        Воспитывать умение работать в коллективе во время движений.

3.        Формировать чувство такта и культуру поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Организацию воспитательно-образовательного процесса осуществляю с учётом следующих принципов:

Принцип индивидуальности заключается в признании самоценности личности каждого ребёнка, неповторимой индивидуальности, способности детей и необходимость построения воспитательно - образовательного процесса, ориентированного на максимальную реализацию этой индивидуальности.

Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессовых факторов создания атмосферы комфорта и раскованности.

Принцип комплексности предполагает учёт взаимодействия всех факторов:

  • индивидуально - психологические особенности каждого ребёнка;
  • возрастные особенности;
  • группу здоровья и физическое развитие каждого ребёнка.

Принцип оптимальной двигательной активности предполагает удовлетворение двигательной потребности ребёнка.

Принцип здоровъесберегающего режима включает в себя научно-обоснованный подход к распределению нагрузки к организации коррекционно - профилактической работы.

Система работы по развитию у детей музыкально-пластических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, в процессе кружковой работы с одаренными детьми и в индивидуальной работе.   

   Занятия по ритмопластике делятся на несколько видов:

Обучающие занятия:

На обучающих занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется приём его исполнения. На занятие вводится не более 2-3 комбинаций.

Закрепляющие занятия:

Эти занятия предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторе выбирается кто - то из детей, выполняющих движение правильно, лучше других или идёт соревнование - игра. В этом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.

Итоговые занятия:

Дети практически самостоятельно, без подсказки, выполняют все движения и танцевальные композиции.

Импровизационные занятия:

На этих занятиях дети танцуют придуманные ими варианты или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие занятия развивают фантазию. Ребёнок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать своё видение образа.

Каждое занятие строится по определённой схеме:

  •  Начинается занятие с разминки - это гимнастические упражнения, танцевальные комплексы, выполненные с небольшим объёмом движений.
  •  Основная часть выполняется в высоком темпе, но обязательно соответствует возрасту детей.
  •  В заключительной части даются упражнения на гибкость, дыхательные и расслабляющие упражнения.

Беря за основу уникальность дошкольного возраста, был составлен ряд комплексов ритмопластики, которые способствуют:

  •  формированию у детей желания и потребности жить в мире движений;
  •  ощущению радости, счастья, успеха;
  •  получению удовольствия от занятий;
  •  координации движений;
  •  развитию у детей гибкости, пластичности;
  •  умению владеть своим телом;
  •  развитию чувства ритма;

 созданию атмосферы эмоционального комфорта, эмоциональной отзывчивости, раскрепощённости, самостоятельности и творческой активности. На каждом занятии детям предлагаю игры и творческие задания, включающие самостоятельный подбор упражнений и движений детьми, передачу в движении образов животных, игрушек, явлений природы и т. д.

    Л.С.Выгодский писал: «Творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принуждёнными и могут возникнуть только из детских интересов». Именно этот интерес - главный мотив, побуждающий детей заниматься ритмопластикой.

Для успешного проведения занятий ритмопластикой необходимо соблюдение ряда условий:

  1.  Занятия проводятся в музыкальном зале, в яркой спортивной одежде, при наличии атрибутов, разнообразной фонотеки, аудиотеки.
  2.  Создание психологического комфорта обеспечивает чувство защищённости каждому ребёнку. Эмоционально — положительная обстановка на занятиях укрепляет веру в собственные силы, развивает двигательную активность ребёнка. Девиз в общении с детьми: «У тебя всё получится! Ты молодец!»
  3.  Учёт нагрузки и дозировки упражнений в каждой возрастной группе. Следует отметить, что, если нагрузки малы, эффект от занятий будет мал, или его не будет совсем. Чрезмерные нагрузки ведут к переутомлению, даже к отклонениям в состоянии здоровья. Нагрузка должна возрастать постепенно, так как в это время происходит начальный этап адаптации организма к ней: сердце «обучается» работать более эффективно, лёгкие привыкают дышать не слишком часто, но более глубоко. После такой перестройки совершается чудо: нагрузка становится лёгкой, приносит одно удовольствие. Для того, чтобы правильно дозировать нагрузку, я учитываю возраст, физическую подготовленность, здоровье детей.
  4.  Учёт интересов, потребностей детей, времени и длительности занятия.

5 Обеспечение привлекательности процесса занятий путём подбора яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, использования игровых ситуаций, пособий, сюрпризных моментов.

Каждое занятие носит развивающий характер, каждый ребёнок имеет возможность проявить активность, самостоятельность, творчество.

Для выявления уровня музыкально – пластических способностей ребёнка, использую диагностику. Она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяет учитывать индивидуальные особенности детей во всех формах и методах и выстраивать на их основе дифференцированное обучение.

Цель диагностики: выявление уровня музыкальных и двигательных способностей ребёнка, состояния его эмоциональной сферы.

Методом диагностики является наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Критерии оценки уровня музыкально - ритмического развития:        

  •  музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом;

-эмоциональность - выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств (страх, радость, удивление, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове;

  •  творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные;
  •  внимание — способность не отвлекаться от музыки и процесса движения;
  •  память - способность запоминать музыку и движения. В данном виде проявляются три вида памяти: музыкальная, двигательная и зрительная;
  •  пластичность, гибкость - мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические движения;
  •  координация движений - точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, беге, прыжках, в танце.

Проведя повторное диагностическое обследование, вносятся необходимые коррективы в дальнейший процесс взаимодействия с ребёнком.

Таким образом, занятия ритмопластикой являются воспитывающим процессом, помогают развитию многих сторон личности ребёнка; музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Достигнутые результаты представляются на спортивных праздниках, утренниках, развлечениях, фестивалях детского творчества, что способствует развитию самооценки ребёнка. Воспитанники спокойно и свободно научились вести себя на сцене, с удовольствием выступали, сами придумывали новые танцевальные миниатюры, передавая при этом характер музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.

Формы работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников....

"Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в 1 младшей группе"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"2909132","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"WIDTH: 326px; HEIGHT: 213px","width":"180"}}]]...

Обобщение опыта работы по развитию музыкальных творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

В данной работе освещены значение,  актуальность, цели, задачи театрализоанной деятельности в ДОУ, а также результаты диагностики детей по данной теме....

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО - ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»

Долгосрочный музыкальный проект, на учебный год. База внедрения проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги....

Ручной труд как средство развития художественно – эстетических способностей дошкольниковуд как средство развития художественно – эстетических способностей дошкольников

Ручной труд является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания....

Выступление на педагогическом совете «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно – эстетического воспитания дошкольников»

ВЫСТУПЛЕНИЕ На Педагогическом совете №3 «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как о...