Консультация для педагогов «Развитие вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста.
консультация по музыке

О.А.Егорова

Пение – одна из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_horovyh_navykov.docx18.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Развитие вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста.

Музыкальный руководитель Егорова О.А.

Пение – одна из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, заметно положительное влияние на физическое развитие детей. Пение не только воздействует на детей, но и дает им возможность выразить свои чувства. Совместное пение развивает чувство коллективизма.

Особого внимания требует постановка певческого голоса ребенка-дошкольника. Ее важность определяется сензитивностью дошкольного возраста в отношении становления певческих навыков, здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка музыкальности в целом. Важнейшим качеством певческого голоса является звонкость, полетность, которая обеспечивается головным резонированием. Головное звучание – это то качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь. Оно организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции и чистоту интонирования. Художественные образы песен для детей дошкольного возраста передают отдельные явления действительности, доступные пониманию детей. Песни должны отличаться небольшим диапазоном – до.1, ре-до.2, ре.2 (старшая группа). Обычно в песнях для дошкольников преобладают короткие музыкальные фразы, чтобы дети могли своевременно взять дыхание.

Занятие в вокальном кружке «Ласточка» состоит из следующих этапов: певческая установка; формирование певческого дыхания; освобождение и активизация органов артикуляции; вибрационный массаж лица, шеи; артикуляционный тренинг челюсти (губных мышц, языка, мягкого неба); работа над дикцией; вокальное распевание; певческая деятельность; изучение музыкальной грамоты; проведение игр.

Перед тем как приступать к вокальной работе с детьми, необходимо научить их правильно стоять или сидеть при пении: прямое, без напряжения положение корпуса, головы, расправленные, слегка оттянутые назад плечи, легкий прогиб позвоночника в области поясницы, свободно опущенные (если ребенок стоит) или лежащие на коленях (если сидит) руки.

Затем делаю с детьми дыхательную гимнастику. Объясняю им, что нужно разомкнуть зубы, опустить подбородок. Дальше все происходит в форме игры. Дети должны представить, что в руках у каждого из них роза. Вот цветок распускается и становится большим и пышным. Использую прием с «резиновым кругом» (с его помощью контролируется место вдоха – нижние ребра, на которых лежат руки детей). Это упражнение помогает не «уронить» вдох.

Далее проводится работа над дикцией, в процессе которой можно использовать специальные упражнения для артикуляционного аппарата. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над дикцией проводится с помощью пяти-семиминутного массажа – он помогает снять возможные мышечные зажимы, сделать мышцы речевого аппарата свободными и эластичными.

После массажа можно переходить непосредственно к тренировке речевого аппарата. В процессе тренировки следует избегать резкой, жесткой артикуляции. Одно из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков – подвижность и точность движений языка. В образовании звуков принимают участие различные части языка: кончик, передняя часть, спинка и корень языка.Основные виды деятельности на данном этапе: артикуляционная гимнастика; игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание; развивающие игры с голосом; речевые зарядки; речевые игры и упражнения; ритмодекламация.

Следующим этапом является вокальное упражнение, или распевание. Особое внимание уделяю подбородку ребенка: он ни в коем случае не должен быть поднят или сильно опущен – это ведет к правильной манере пения. Среди всех певческих навыков особенно важным является звукообразование. Петь следует естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика.

Большое внимание уделяю пальчиковым и речевым играм, которые активизируют внимание, развивают логическое мышление и память. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.

Когда голосочки-звоночки готовы к пению перехожу к самому важному и интересному этапу – знакомству с песней и ее разучиванию. При разучивании песни важно, чтобы дети понимали то, о чем поют, представляли себе характер произведения, высказывали свое мнение о нем. На первом этапе педагог знакомит детей с песней, на втором – разучивает с детьми музыкальный материал путем показа, включения игровых ситуаций. Третий этап – завершающий – закрепление выученного материала.

Завершает вокальное занятие игра, которая естественно включает ребенка в процесс познания музыки, активизируя такие важнейшие процессы, как эмоции, внимание, память, интеллект и т.д.

Я использую и сюжетно-ролевые игры, хороводные и дидактические, в процессе которых происходит знакомство с основами музыкальной грамоты. Несмотря на разные задачи, эти игры помогают детям приобрести новые знания, развивают воображение, артистичность, раскрывают творческий потенциал, а главное – формируют интерес к музыке.

Дети нашего вокального кружка «Ласточка» с успехом выступали на осенних праздниках, в музыкальной гостиной, на конкурсе «А ну-ка, мамы» и новогоднем празднике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста"

Для улучшения качества пения большое значение  имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звуковысотный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведени...

Консультация для педагогов «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста»

«Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольноговозраста»Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей очень велико. Изобраз...

консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку вы...

Педагогическая технология "Развитие вокально-хоровых умений у детей дошкольного возраста"

Давно замечено, что в  детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, муз...

Консультация для родителей: "Развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста посредством песенного народного творчества"

Народный фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, творчества, музыкального фольклора находит отклик в д...