Методическая разработка (подготовительная группа) Сценарий праздника: "Приходи коляда".
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Гордиенко Наталья Сергеевна

Методическая разработка (подготовительная группа) Сценарий праздника: Рождественская неделя. Колядки.

Гордиенко Н.С., музыкальный руководитель

(г. Барнаул, Россия, структурное подразделение

МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова

«Детский сад №259», sla.80@mail.ru

 

Цели: Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

Разучить музыкально-фольклорный материал.

Задачи:  Познакомить детей с русским  праздником – Колядки.

 Вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (колядки, потешки, частушки  и др.);

 Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами быта, обычаями, играми и песнями, относящейся к периоду празднования колядок.

 Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Оборудование: костюмы для колядовщиков (рубахи, сарафаны, маски),  сундук с атрибутами для ряженья (маски зверей, платки, и т.п.), шумовые инструменты (бубны, ложки и т.п.), мешки для колядующих, корзинка с гостинцами для хозяев, гостинцы (фрукты, печенье, пряники, конфеты), музыкальное сопровождение

Предварительная работа: заучивание колядок, стихи для детей, рассказы воспитателя  детям о рождестве, о гаданиях, о колядках.

 

Дети заходят под русскую народную песню. Их встречает Тетушка Маланья.

Тетушка Маланья: Здравствуйте гости мои дорогие!

                                    Взрослые и молодые!

                                    Собрались мы с вами для беседушки,

                                    Собрались мы с вами для забавушки.

Зима – время самое богатое праздниками. Один из зимних праздников – Новогодние Святки. В старину дети и взрослые всю неделю после Рождества принимали участие в различных обрядах. Дети заранее готовили кошельки и сумочки, в которые насыпали по горсти ржаных и овсяных зерен. Собравшись в стайки, ребята бегали по улице, заглядывали в избы всех соседей и пели специальные песенки – колядки. Споют колядку, а хозяева им в ответ подарят вкусный гостинчик или копеечку. Это время называлось – Святки.

Реб: Этот праздник самый длинный

         Он веселый и старинный

         Наши предки пили, ели

         Веселились две недели.

Реб: От Рождества и до Крещения

         Приготовив угощения

         Пели разные Колядки

         По дворам ходили в святки.

Реб: Наряжались и шутили

         Праздник ждали и любили

         Так давайте же сейчас

         Встретим мы его у нас.

Дети: Воробышек летит, хвостиком вертит,

           А вы люди знайте, столы накрывайте

           Новый год встречайте!

Колядовщики поют «Сеем, веем, посеваем». Подходят к дому.

Хозяева: Милости просим!

                 Вот вам угощенье - сыр да печенье

                 Пряники, конфетки, кушайте детки!

Коляд:    Будьте здоровы, счастливы будьте,

                 Живите без бед – много, много лет!

Идут ко второму домику. Поют.

Хозяин: Ух, хорошую колядку спели

               А вот вам на потешки конфетки, да орешки.

Коляд:  Будьте здоровы!

Идут к следующему дому. Поют.

               Эй, хозяева вставайте!

Голос из дома: Это кто тут поет, спать не дает?

Коляд: Это мы колядовщики!

Голос: И охота вам в такой мороз с теплой печи вставать, петь да колядовать! У ходите, а то я вас метлой!

Коляд: Кто не даст лепешки – завалим окошки,

              Кто не даст пирога, сведем корову за рога,

              Кто не даст хлеба, уведем деда

              Кто не даст ветчины, тому расколем чугуны!

И убегают со смехом.

Т.М.: Ох и грозные обещания. Люди верили, что после таких слов не будет удачи в доме. Поселится в нем тетушка – завидушка.

Игра с шариком.

 Дети встают в круг. В руках у ведущего шарик, на котором изображено хмурое лицо, повязаное платком. Дети перебрасывают шар из рук в руки. В конце игры, ведущий незаметно протыкает его иглой.

Вед: Ой, тетушка - завидушка от жадности лопнула. Вот, что с жадными людьми бывает. Но среди наших гостей таких нет.

Вбегает черт: Это, что за веселье? Устроили себе праздник,

Забросаю я вас снежками,

Замету я вас снегами

Запутаю, заколдую, пущу вьюгу лютую.

Замету я все пути, дороги, тропинки и пороги

Ох и веселья будет!

Люблю я пакости делать.

Т.М.: А ты нечесть! Рога в потолок, хвост на порог

          Вместо носа пятачок, шерсти клочок!

          Ребята нам нужен черт на празднике

         Тогда давайте его выгонять!

Дети: Через левое плечо мы три раза плюнем

            Уходи от нас ты, черт, дружить с тобой не будем!

Т.М.: А мы будем дальше веселиться.

Игра «Ручеек».

К нам коза пришла, коляду привела

Сама прошла, всех детей провела,

А самого маленького оставила.

Т.М.: Ай, да молодцы, ребята! А еще  на Руси в рождественскую неделю девушки гадали. А вы гадать будете?

Гадание «Башмачок»

Девочки: Мой чудесный башмачок,

                 Становись на каблучок,

                 С кем плясать мне подскажи,

                 Я бросаю – раз, два, три!

«Гадание с кольцом»

Т.М.: На кольцо – серебро загадаю,

          Что выйдет, то сбудется,

          Тому сбудется не минуется!

Вед. Обходит с корзинкой девочек, в корзинке их кольца, по очереди вынимает колечки.

Т.М.: Летит сокол с улицы, голубушка из другой.

          Слеталися, обнималися…

          Кому вынется – тому сбудется,

          Тому сбудется, не минуется!

          Чье кольцо?

Дев: Мое кольцо!

Т.М.: Сидит девка в клетке,

          Коса на поветке…

          Кому вынется – тому сбудется,

          Тому сбудется не минуется!

          Чье кольцо?

Дев: Мое кольцо!

Т.М.: К добру счастью!

Покачу я колечко вокруг города.

Я за тем колечком сама пойду,

Сама пойду мила друга найду.

Чье кольцо?

Дев: Мое кольцо!

Т.М.: Ой, ли на чужую сторону замуж пойти! И т.д.

Вед.: В старорусской деревне было принято водить вместе с колядовщиками козу. Считали люди, что появление козы приносит удачу в наступающем году, и подкармливали козу кто чем может.

Т.М.: Я сама к вам иду,

          И козу к вам веду.

          Где коза проходит,

          Там пшеница родит,

          Где коза махнет хвостом,

          Там и хлеб взойдет кустом,

          Где коза топнет ногою,

          Там и хлеб взойдет копною,

          А где стукнет рогом, там хлеб взметнется стогом.

        Коза готова?

Все хлопают, коза танцует, спотыкается и падает.

Т.М.: Наша коза просит угощенья. Тогда она встанет и еще попляшет.

Нашей козе не много надо:

Ведерочко гречки на перепечки,

Решето овса, сверху колбаса,

Да три куска сала, чтобы коза встала.

Козе дарят угощенье после чего она продолжает свою пляску, а затем раскланивается и уходит.

Появляется поводырь с медведем. Медведь рычит, кидается на окружающих, поводырь его сдерживает, шутит, смеется, успокаивает.

Поводырь: Ну, не серчай, Михайло Потапыч, не пугай народ. Ну – ка лучше загадаем им загадки.

Отгадывают колядовщики и зрители. Того, кто отгадает, медведь три раза обнимает – от этого переполох, шум.

Загадки:

  1. По синему пологу золотое просо рассыпано. (звезды на небе)
  2. Нос долог, голос тонок, летит – кричит, сядет молчит.

Цари его боятся, короли страшатся,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (комар)

  1. Летом спят а зимой бегут

В гору деревяшка, а под гору коняшка.

  1. Сильнее  солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет а плачет. (туча)

 

Поводырь: Ну, Мишка, хорошо же ребята загадки отгадывают.

Эй, дорогие колядовщики, запевай скорей колядки.

Дети поют «Сею, вею, посеваю».

 

 

 

 

    

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyadki.docx23.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка (подготовительная группа) Сценарий праздника: Рождественская неделя. Колядки.

Гордиенко Н.С., музыкальный руководитель

(г. Барнаул, Россия, структурное подразделение

МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова

«Детский сад №259», sla.80@mail.ru)  

Цели: Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

Разучить музыкально-фольклорный материал.

Задачи:  Познакомить детей с русским  праздником – Колядки.

 Вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (колядки, потешки, частушки  и др.);

 Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами быта, обычаями, играми и песнями, относящейся к периоду празднования колядок.

 Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Оборудование: костюмы для колядовщиков (рубахи, сарафаны, маски),  сундук с атрибутами для ряженья (маски зверей, платки, и т.п.), шумовые инструменты (бубны, ложки и т.п.), мешки для колядующих, корзинка с гостинцами для хозяев, гостинцы (фрукты, печенье, пряники, конфеты), музыкальное сопровождение

Предварительная работа: заучивание колядок, стихи для детей, рассказы воспитателя  детям о рождестве, о гаданиях, о колядках.

Дети заходят под русскую народную песню. Их встречает Тетушка Маланья.

Тетушка Маланья: Здравствуйте гости мои дорогие!

                                    Взрослые и молодые!

                                    Собрались мы с вами для беседушки,

                                    Собрались мы с вами для забавушки.

Зима – время самое богатое праздниками. Один из зимних праздников – Новогодние Святки. В старину дети и взрослые всю неделю после Рождества принимали участие в различных обрядах. Дети заранее готовили кошельки и сумочки, в которые насыпали по горсти ржаных и овсяных зерен. Собравшись в стайки, ребята бегали по улице, заглядывали в избы всех соседей и пели специальные песенки – колядки. Споют колядку, а хозяева им в ответ подарят вкусный гостинчик или копеечку. Это время называлось – Святки.

Реб: Этот праздник самый длинный

         Он веселый и старинный

         Наши предки пили, ели

         Веселились две недели.

Реб: От Рождества и до Крещения

         Приготовив угощения

         Пели разные Колядки

         По дворам ходили в святки.

Реб: Наряжались и шутили

         Праздник ждали и любили

         Так давайте же сейчас

         Встретим мы его у нас.

Дети: Воробышек летит, хвостиком вертит,

           А вы люди знайте, столы накрывайте

           Новый год встречайте!

Колядовщики поют «Сеем, веем, посеваем». Подходят к дому.

Хозяева: Милости просим!

                 Вот вам угощенье - сыр да печенье

                 Пряники, конфетки, кушайте детки!

Коляд:    Будьте здоровы, счастливы будьте,

                 Живите без бед – много, много лет!

Идут ко второму домику. Поют.

Хозяин: Ух, хорошую колядку спели

               А вот вам на потешки конфетки, да орешки.

Коляд:  Будьте здоровы!

Идут к следующему дому. Поют.

               Эй, хозяева вставайте!

Голос из дома: Это кто тут поет, спать не дает?

Коляд: Это мы колядовщики!

Голос: И охота вам в такой мороз с теплой печи вставать, петь да колядовать! У ходите, а то я вас метлой!

Коляд: Кто не даст лепешки – завалим окошки,

              Кто не даст пирога, сведем корову за рога,

              Кто не даст хлеба, уведем деда

              Кто не даст ветчины, тому расколем чугуны!

И убегают со смехом.

Т.М.: Ох и грозные обещания. Люди верили, что после таких слов не будет удачи в доме. Поселится в нем тетушка – завидушка.

Игра с шариком.

 Дети встают в круг. В руках у ведущего шарик, на котором изображено хмурое лицо, повязаное платком. Дети перебрасывают шар из рук в руки. В конце игры, ведущий незаметно протыкает его иглой.

Вед: Ой, тетушка - завидушка от жадности лопнула. Вот, что с жадными людьми бывает. Но среди наших гостей таких нет.

Вбегает черт: Это, что за веселье? Устроили себе праздник,

Забросаю я вас снежками,

Замету я вас снегами

Запутаю, заколдую, пущу вьюгу лютую.

Замету я все пути, дороги, тропинки и пороги

Ох и веселья будет!

Люблю я пакости делать.

Т.М.: А ты нечесть! Рога в потолок, хвост на порог

          Вместо носа пятачок, шерсти клочок!

          Ребята нам нужен черт на празднике

         Тогда давайте его выгонять!

Дети: Через левое плечо мы три раза плюнем

            Уходи от нас ты, черт, дружить с тобой не будем!

Т.М.: А мы будем дальше веселиться.

Игра «Ручеек».

К нам коза пришла, коляду привела

Сама прошла, всех детей провела,

А самого маленького оставила.

Т.М.: Ай, да молодцы, ребята! А еще  на Руси в рождественскую неделю девушки гадали. А вы гадать будете?

Гадание «Башмачок»

Девочки: Мой чудесный башмачок,

                 Становись на каблучок,

                 С кем плясать мне подскажи,

                 Я бросаю – раз, два, три!

«Гадание с кольцом»

Т.М.: На кольцо – серебро загадаю,

          Что выйдет, то сбудется,

          Тому сбудется не минуется!

Вед. Обходит с корзинкой девочек, в корзинке их кольца, по очереди вынимает колечки.

Т.М.: Летит сокол с улицы, голубушка из другой.

          Слеталися, обнималися…

          Кому вынется – тому сбудется,

          Тому сбудется, не минуется!

          Чье кольцо?

Дев: Мое кольцо!

Т.М.: Сидит девка в клетке,

          Коса на поветке…

          Кому вынется – тому сбудется,

          Тому сбудется не минуется!

          Чье кольцо?

Дев: Мое кольцо!

Т.М.: К добру счастью!

Покачу я колечко вокруг города.

Я за тем колечком сама пойду,

Сама пойду мила друга найду.

Чье кольцо?

Дев: Мое кольцо!

Т.М.: Ой, ли на чужую сторону замуж пойти! И т.д.

Вед.: В старорусской деревне было принято водить вместе с колядовщиками козу. Считали люди, что появление козы приносит удачу в наступающем году, и подкармливали козу кто чем может.

Т.М.: Я сама к вам иду,

          И козу к вам веду.

          Где коза проходит,

          Там пшеница родит,

          Где коза махнет хвостом,

          Там и хлеб взойдет кустом,

          Где коза топнет ногою,

          Там и хлеб взойдет копною,

          А где стукнет рогом, там хлеб взметнется стогом.

        Коза готова?

Все хлопают, коза танцует, спотыкается и падает.

Т.М.: Наша коза просит угощенья. Тогда она встанет и еще попляшет.

Нашей козе не много надо:

Ведерочко гречки на перепечки,

Решето овса, сверху колбаса,

Да три куска сала, чтобы коза встала.

Козе дарят угощенье после чего она продолжает свою пляску, а затем раскланивается и уходит.

Появляется поводырь с медведем. Медведь рычит, кидается на окружающих, поводырь его сдерживает, шутит, смеется, успокаивает.

Поводырь: Ну, не серчай, Михайло Потапыч, не пугай народ. Ну – ка лучше загадаем им загадки.

Отгадывают колядовщики и зрители. Того, кто отгадает, медведь три раза обнимает – от этого переполох, шум.

Загадки:

  1. По синему пологу золотое просо рассыпано. (звезды на небе)
  2. Нос долог, голос тонок, летит – кричит, сядет молчит.

Цари его боятся, короли страшатся,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (комар)

  1. Летом спят а зимой бегут

В гору деревяшка, а под гору коняшка.

  1. Сильнее  солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет а плачет. (туча)

Поводырь: Ну, Мишка, хорошо же ребята загадки отгадывают.

Эй, дорогие колядовщики, запевай скорей колядки.

Дети поют «Сею, вею, посеваю».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка ( подготовительная группа). Сценарий постановки сказки "Двенадцать месяцев"

Методическая разработка( подготовительная  группа).Сценарий постановки сказки"Двенадцать месяцев"...

Сценарий праздника "Веселая Масленица" методическая разработка (подготовительная группа)

Сценарий уличного праздника без подготовки детей с участием персонажей -взрослых...

Сценарий новогоднего утренника методическая разработка (подготовительная группа)

НОВЫЙ ГОД 2024Ведущий:В лучезарном, новогоднемСвете праздничных огнейМы приветствуем сегодняВсех собравшихся друзей.С новым годом! с новым годом!С новой радостью для всех,Пусть звенят под этой елкойПе...

Методическая разработка: "Кави" (Кукушка) Сценарий театрализованной деятельности по сказкам коренных народов ханты и манси (подготовительная группа) методическая разработка (подготовительная группа)

Сказка на земле, как и вода, проходит быстро. Тысячи и тысячи лет позади, ушло очень много поколений людей, но они оставили самое ценное – сказки. Каждая бабушка, каждый дедушка знают это и расс...