ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье говорится о необходимости использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях у детей разного дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_muzykalnyh.docx22.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ

ЗАНЯТИЯХ     В ДЕТСКОМ САДУ

        ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования определяет создание благоприятных условий для развития детей с использованием здоровьесберегающих технологий в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями.

Особенно эффективно проводить оздоровительную работу в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач с использованием музыки. Ведь именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека, способствующим укреплению психического и физического здоровья, эмоционального благополучия, через восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах и двигательную активность ребенка.

        На основании таких выводов можно строить работу с детьми, определив задачи:

-  развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма) через использование здоровьесберегающих технологий.

- с помощью здоровьесберегающих технологий повысить адаптивные возможности детского организма (активизация защитных свойств, устойчивости к заболеваниям)

- укреплять физическое, психическое здоровье детей и эмоциональное благополучие через восприятие музыкальных произведений.

        Каждое музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий проходит по определенному алгоритму.

1.Приветствие. Упражнение для настройки на рабочий лад.

2.Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

3.Слушание музыки (активное и пассивное).

4.Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая игра-1 упр.

5.Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6.Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики. Музыкальные игры, хороводы.

7.Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8.Прощание. Упражнение на релаксацию.

Виды деятельности на занятии варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей.

Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Доброе утро!
Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны
И сегодня весь день /Хлопают в ладоши
Будет веселее.

Мы подгладим лобик /Движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, /Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки / выполняя «фонарики»

Разотрем ладошки /Движения по тексту
Сильнее, сильнее.
А теперь похлопаем 
Смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем
Улыбнемся снова 
Будьте все здоровы!

Я использую валеологичесие песенки как в начале занятия, так и вместо привычной физминутки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.

        Логоритмические упражнения направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

        В младшем возрасте - это стихотворение с движениями «Падает снежок», «Ходьба».

В старшем - упражнения «Как мы ухаживаем за огородом», «Задуй свечку», «Голос» на координацию речи с движениями под музыку.

Пальчиковые игры.

        Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами мы трогаем, берем, поглаживаем, зажимаем ...

        В свои занятия я включаю упражнения по тренировке движений пальцев, которые наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

        В младшем возрасте на музыкальных занятиях я использую упражнения «Капитан», «Наша группа», «Котята». В старшем - включаю в занятие такие упражнения как «Кролик», «Дом», «Дождик».

        Пальчиковые игры на музыкальных занятиях я провожу чаще всего под музыку в виде попевок, песенок, которые сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового театра. Особое место в моей работе с воспитанниками младшего возраста занимают знакомые детям сказки «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и другие, адаптированные для показа движениями рук и чаще всего имеющие стихотворную форму.

Дыхательная гимнастика.

        Упражнения дыхательной гимнастики помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы. помогают увеличить объём дыхания.

        Дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

-способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

-восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

-исправляет нарушения деформации грудной клетки и позвоночника.

На занятиях в младшем возрасте я использую такие упражнения, как «Надуем мячик», «Лес».

В старшем дошкольном возрасте это упражнения «Парусник», «Ниточка», «Воздушный шар».

Артикуляционные упражнения.

        Артикуляционные упражнения позволяют осуществлять развитие артикуляционной моторики:

- обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;

- выработку контроля над положением рта.

В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

На занятиях в младшем возрасте это сказки «Путешествие язычка», «Веселые истории».

В старшем - отдельные упражнения: «На машине», «Чистим зубки» и «Поможем папе».

Ритмопластика.

        Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями. 

Младший возраст - это «Кузнечик», «Жуки», «Строим дом».

«Полетим на самолетах», «Куклы», «Притоп», «Полочка» в старшем возрасте.

        Танцы мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.

        На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой   в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Также в своей работе я часто использую элементы игрового массажа.  Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека.  

Ребенок может легко научиться этому в игре.  На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются  или же музыка звучит просто фоном.

Использование игрового массажа А.Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.


Дождик.
(дети встают друг за другом «паровозиком»)

Дождь, дождь, надо нам
Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине

Гром, гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками

Град, град, сыплет град
Все под крышами сидят /постукивают пальчиками

Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками 

(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)


Вот на улице мороз.
Вот на улице мороз! /Поглаживают руки
Ну-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами /держатся за мочки ушей 
                                    /и вращают их вперед, затем назад.
По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали, /Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали! /Топают ногами.

Музыкотерапия.

        Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление – музыкотерапию.

        Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

        Например, музыка Моцарта считается многопрофильной: её прописывают при усталости, головной боли, депрессии и даже при простуде. Этот феномен, ещё до конца не объясненный, назвали «эффект Моцарта».

Я также использую психогимнастические упражнения на своих занятиях:

 «Море волнуется раз», «Волны», «Страх», «Котята», «Маленький скульптор». Эти игры позволяет почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих, создать атмосферу эмоционального комфорта.

Заключение.

        Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности детского сада

Сказкотерапия - очень интересный вид здоровьесберегающих технологий. Это «лечение» сказкой, которое используется для повышения внимания детей, развития эмоциональной отзывчивости, воображения, фантази...

Здоровьесберегающая технология по музыке в детском саду.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих с...

Сообщение на педагогическом совете. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя детского сада.

В детском сад проводится работа по укреплению и охране здоровья детей, по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность взрослых ...

Осеннее развлечение с элементами здоровьесберегающих технологий для средней группы детского сада

Осеннее развлечение для детей средней группы с злементами здоровьесберегающих технологий....

Реализация в различных видах деятельности детей здоровьесберегающих технологий, вторая младшая группа детского сада.

  Здоровье – это главная ценность жизни, один из компонентов счастья человека. В будущем здоровье – залог успеха,  одно из условий успешной социальной реализации личности....

Внедрение здоровьесберегающих технологий в систему работы детского сада

Внедрение здоровьесберегающих технологий в систему работы детского садаСлайд 1. Внедрение здоровьезберегающих методик в систему работы детского сада.Слайд 2.  Здоровье – это фундамент гармоничног...

Осеннее развлечение с элементами здоровьесберегающих технологий для средней группы детского сада Спортивное развлечение в средних группах "Волшебница осень"

Спортивное развлечение в средних группах, с элиментами спортивных препятствий на осеннюю тематику, с разучиванием с детьми гимнастики для глаз, ознакомление с подвижной игрой "Перелёт птиц&q...