Консультация по музыке:
Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

Совершенствуя систему педагогической работы, необходимо организовать совместную образовательную деятельность таким образом, чтобы новое ребенком постигалось деятельно и всегда в поле обозрения того, что ими уже усвоено на основе зрительного, тактильного и коммуникативного игрового опыта. Этому способствует использование в работе подобранная система музыкально-игровой технологии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

Совершенствуя систему педагогической работы, необходимо организовать совместную образовательную деятельность таким образом, чтобы новое ребенком постигалось деятельно и всегда в поле обозрения того, что ими уже усвоено на основе зрительного, тактильного и коммуникативного игрового опыта. Этому способствует использование в работе подобранная система музыкально-игровой технологии.

Классификация музыкальных игр представлена в таблице.

Игры под инструментальную музыку

Игры с пением

Музыкально-дидактические игры

Ритмические игры со словом

Игры-спектакли

Сюжетные,

несюжетные,

инсценировки

Хороводы

инсцени-

рование

песен,

народные

игры с

пением

На развитие звуковысотного слуха,

чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти,

на развитие ладотонального и гармонического слуха

На развитие чувства ритма,

на развитие ориентировки в пространстве

Музыкально-драматические

ритмо-пластические

на обрядовой основе,

на основе певческих импровизаций

Изучение научных источников позволяет удостовериться, что музыкальные игры являются ценностным и активным средством музыкального развития детей.

Одним из условий успешного решения задач является создание и подбор музыкально-дидактического материала, системы игр (ритмические, коммуникативные, речевые), обеспечивающих развитие музыкальных способностей детей в условиях совместной образовательной деятельности:

- музыкально-дидактические игры, такие как «Веселые подружки» «Теремок», «Три медведя» и другие – игры направлены на развитие чувства ритма; «Музыкальные птенчики», «Воздушные шары» - игры на закрепление высоты звука; «Вот так зайцы» - на усвоение характера музыки.  

- мультимедийные игры, которые способствуют внедрению инновации в содержание игровой деятельности, наполняя её «музыкой ритма», «музыкой слова», «музыкой жеста и движения». Для разнообразия, обогащения содержания ритмических игр могут быть использованы раздаточно-дидактическое оборудование (ритмические палочки, деревянные ложки, колокольчики, маракасы, металлофоны);

Игровые упражнения применяются во всех видах музыкальной деятельности: слушая музыкальные произведения, используется метод образного игрового восприятия и метод двигательного моделирования, т.е. создается игровая ситуация, в которой дети проявляют свою фантазию, воображение; в пении для активизации детей, используется пластическое игровое интонирование – это исполнительское участие рук, корпуса, наклонов головы при воссоздании пульса музыкального произведения, его темпа, ритма. Широко должны быть использованы образные танцевально-двигательные движения: если музыка громкая – размах движений крупный, если музыка затихает – появляется мелкая амплитуда движений. Таким образом, дети ощущают музыку в движении, побуждаю их активно проникать в исполнительские возможности.

Музыкальных игр много, одни используются больше, другие меньше. Подбирая их, необходимо учитывать возрастные особенности детей, как можно усложнить содержание игровой деятельности, какое развитие игры оказывают на детей. И если дети от музыкально-двигательных игр, упражнений получают удовольствие и радость, есть результаты, то цель - формирования чувства ритма, музыкальных способностей - успешно решена.

В результате применения музыкальных игр в процессе наблюдения было выявлено, что у детей слуховое внимание стало более организованнее; появилась быстрая и четкая реакция; ритм, передаваемый детьми, стал более точным (хлопки, звучащие жесты, игра на инструментах, ритмические палочки, установилась связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями; в доступной игровой форме дети легче стали воспринимать соотношение звуков по высоте, динамике, ритму.

В музыкальной работе с детьми требуется разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, танцы, сюжетные пляски. Среди всего этого материала коммуникативные танцы-игры, пальчиковые игры, артикуляционные упражнения и логоритмика в работе с детьми занимают особое место.

Коммуникативные танцы–игры помимо музыкальности (чувства ритма, слухового внимания, крупной моторики) развивают у детей позитивное самоощущение (раскрепощенность, уверенность в себе, эмоциональное благополучие), выразительность невербальных средств общения, инициативность, готовность к общению.

Пальчиковые игры, артикуляционные упражнения используются систематически, на каждом занятии. По своей сути эти игры оригинальны и вызывают у детей особый интерес тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы, губы, язык.

Артикуляционная гимнастика включает в себя несложные статические и динамические упражнения для языка и губ: «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Кролик», «Птенчики», «Лопаточка», «Иголочка» и др., ритмичное исполнение стихотворного текста с музыкальным сопровождением.

Таким образом, в процессе музыкально-коррекционной работы с детьми дошкольного возраста наблюдается повышение позитивного отношения к окружающему миру, к сверстникам, к самому себе; инициативности в общении, познавательной активности; ребенок способен выбрать себе участника по совместной деятельности.

В своей работе с детьми возможно использование фонопедических упражнений В. Емельянова, в которые входят голосовые игры. Фонопедические игры – это выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.  На первых порах для детей это забава, но позднее – более серьезная работа. Эти упражнения не только развивают певческий голос (укрепляют горло, снимают зажатость голосового аппарата), но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений возможно использование психогимнастики Чистякова М. И. Упражнения сопровождаются текстом, музыкой, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него, тем самым создается положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость, снимается усталость. Психогимнастический этюд можно проводить 1-2 раза в неделю, начиная со среднего возраста по 3 мин, в зависимости от содержания занятия.

Повышение эмоционального и выразительного песенного исполнения детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии здоровьесберегающих технологий на процесс музыкального воспитания.