Музыкальная игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.
консультация на тему

Романова Наталия Евгеньевна

Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_kolleg.doc74.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится художественно-эстетическому развитию, которое предполагает развитие восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, становление эстетического отношения к окружающему миру.

В связи с этим развитие музыкальных способностей детей -  всегда были и ныне остаются актуальными на данном современном этапе дошкольного образования. Развитие музыкально-ритмических способностей детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития слуховых и моторных способностей, интеллектуальной деятельности, чувств, общение со сверстниками решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста требует от педагога особого мастерства, творческого подхода к вопросам подбора средств, форм и методов музыкальной деятельности, организации развивающей среды.

Проблема содержания музыкального образования детей дошкольного возраста у музыкального руководителя в ряду других педагогических проблем всегда стоит на первом месте. Для всех очевидно, что современное состояние музыкального воспитания характеризуется устойчивыми тенденциями к обновлению его содержания. Правда, этот процесс характеризуется некоторой противоречивостью - преподнесение детям музыкального искусства в виде ознакомления  их с различными отдельными видами музыкальной деятельности, содержание которых, прежде всего, ориентировано на предстоящий праздник; преподнесение музыки, как средства воспитания (как это делают большинство), средства ознакомления детей с окружающей действительностью, что является принижением музыки до возрастных возможностей детей, а не возвышением ее до понимания эстетического содержания музыкального искусства. Доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются способности и педагогу необходимо помочь детям в ее овладении.

Отмеченные выше моменты значительно затрудняют реализацию требований к содержанию дошкольного образования в области художественно-эстетического развития детей.

Исходя из вышеизложенного, выявилось противоречие между требованиями нормативно-правовой документацией к содержанию образовательных отношений по музыкальной деятельности и не эффективными средствами развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Таким образом, актуальность работы обусловлена:

Большим развивающим потенциалом игровых, здоровьесберегающих технологий и ограниченным его использованием в музыкальной практике с детьми.

Поэтому, основным направлением работы музыкального руководителя должно стать: «Музыкальная игра – средство развития музыкальных способностей детей».

Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Проблема определения более эффективных средств в развитии музыкальных способностей детей требует глубокого рассмотрения научно-методической литературы. Изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие средства развития музыкальных способностей детей, мною было определенно, что музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников.

Огромная роль в изучении проблемы детской музыкальной игры принадлежит научным исследованиям А. В. Кенеман. В 1955 году она опубликовала результаты своих исследований, в основу которых были взяты следующие положения:

- музыкальная игра может быть одним из средств эффективного музыкального развития детей при условии разработки системы игр и методики музыкального воспитания и обучения детей в процессе игр;

- восприятие музыки ребенком и его движение в согласованности с музыкой в процессе игры должны способствовать развитию его музыкальных способностей.

Музыкальная игра исследовалась А. В. Кенеман как одно из активнейших средств для развития ладового и музыкально-ритмического чувства в их взаимосвязи, что образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

К музыкальным играм А. В. Кенеман предъявляла следующие требования:

- музыкальная игра – это художественное музыкальное произведение для детей в единстве его содержания и формы

- тематика и содержания музыкальных игр должны отражать знакомую детям окружающую действительность, воспитывать мысли и волю

- основной формой отражения деятельности в игре должен служить художественный музыкальный образ–эмоционально-конкретный, выраженный в простой, доступной художественно-музыкальной теме.

Актуальность научных работ А. В. Кенеман подтверждается работами ученых последующих поколений: Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной, М. Л. Палавандишвили и др. Большую роль игровой деятельности в музыкальном развитии детей отводит О. П. Радынова (автор программы «Музыкальные шедевры»). К. В. Тарасова (руководитель авторского коллектива программы «Гармония») большое внимание уделяет играм-драматизациям. Л. Е. Щелокова (преподаватель факультета дошкольной педагогики и методики МИОО) активно пропагандирует среди молодых специалистов систему музыкальных игр. Лучшие педагоги используют музыкальные игры как средство развития музыкальных способностей и творческого начала у детей и создают новые игры. Р.С.Папкова систематизировала и активно пропагандировала среди слушателей курсов повышения квалификации музыкальных руководителей музыкально-дидактические игры. Нельзя не отметить заслуги В. А. Петровой (автор программы «Малыш») в разработке музыкальных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста. И учёные, и практики отмечают, что музыка в музыкальных играх усиливает эмоциональную окрашенность переживаний детей. Дошкольники с большим желанием включаются в передачу музыкально-игровых образов, привыкают не только слышать, но и слушать музыку, осознанно реагируя на особенности её формы, жанра, средств музыкальной выразительности.

Классификация музыкальных игр представлена в таблице № 1.

таблица 1

Игры под инструментальную музыку

Игры с пением

Музыкально-дидактические игры

Ритмические игры со словом

Игры спектакли

Сюжетные,

несюжетные,

инсценировки

Хороводы

инсцени-

рование

песен,

народные

игры с

пением

На развитие звуковысотного слуха,

чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти,

на развитие ладотонального и гармонического слуха

На развитие чувства ритма,

на развитие ориентировки в пространстве

Музыкально-драматические

ритмо-пластические

на обрядовой основе,

на основе певческих импровизаций

Изучение научных источников позволяет удостовериться, что музыкальные игры являются ценностным и активным средством музыкального развития детей.

Выявленные проблемы в педагогической работе позволяют понять значимость двигательной активности в образовательной деятельности и в дальнейшей работе сделать акцент на применение музыкальных игр для развития ритмических способностей, слухового внимания, дикции детей.

Одним из условий успешного решения задач является создание и подбор музыкально-дидактического материала, системы игр (ритмические, коммуникативные, речевые), обеспечивающих развитие музыкальных способностей детей в условиях совместной образовательной деятельности:

- музыкально-дидактические игры, такие как «Веселые подружки» «Теремок», «Три медведя» и другие –игры направлены на развитие чувства ритма; «Музыкальные птенчики», «Воздушные шары» - игры на закрепление высоты звука; «Вот так зайцы» - на усвоение характера музыки.  

-мультимедийные игры, которые способствуют внедрению инновации в содержание игровой деятельности, наполняя её «музыкой ритма», «музыкой слова», «музыкой жеста и движения». Для разнообразия, обогащения содержания ритмических игр могут быть использованы раздаточно - дидактическое оборудование (ритмические палочки, деревянные ложки, колокольчики, маракасы, металлофоны);

- музыкальный репертуар и систематизировала его на электронном носителе для использования в игровой деятельности, подобрала и оформила картотеку по артикуляционной гимнастике, фонопедическим упражнениям, дыхательной гимнастике, логоритмике.

Совершенствуя систему педагогической работы, необходимо организовать совместную образовательную деятельность таким образом, чтобы новое ребенком постигалось деятельно и всегда в поле обозрения того, что ими уже усвоено на основе зрительного, тактильного и коммуникативного игрового опыта. Этому способствует использование в работе подобранная система музыкально-игровой технологии.

Координационно-подвижные игры – это жанр детского фольклора. В зависимости от цели игры, содержание игрового процесса включает в себя пропевание, отстукивание, прохлапывание, проговаривание в ритме, тем самым развивая у детей музыкальный слух и ритмизированную речь (игры «Барашеньки», «Я на коврике сидел», «Зимушка» и др.).

В системе работы над развитием ритмичности, ритмизированной речи, выразительностью исполнения мною применяется такая музыкально-игровая технология, как подговорки – малый фольклорный жанр. В подговорках в стихотворной форме помогаю детям освоить ритмические танцевальные движения. Например, при освоении детьми шага польки используем ритмизированный стих (Все девчонки и мальчишки очень рады поплясать, скок-пробежка, скок-пробежка, будем польку танцевать), который в непринужденной игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию танцевального материала.

Для развития сенсорной основы музыки активно применяю музыкально-дидактические игры, которые являются обучающим воздействием на ребенка. В доступной игровой наглядной форме дети лучше осваивают соотношение звуков по высоте; понимают тембровую окраску звука, динамику; развивают чувства ритма.

Чтобы ускорить процесс усвоения ритмической структуры музыки вобразовательную деятельность включаю игры с ритмом (ритмические палочки, ритмические карточки, ритмы в стихах). Ритмизируя детское стихотворение, дети палочками отстукивают ритм стихотворения, делают несложные фигуры из палочек и передают их по кругу, с последующим ускорением. Работая с карточками, дети наглядно видят ритмическую основу попевок и из картинок выкладывают ритм на фланелеграфе. Всё это помогает детям координировать свои движения с движениями товарищей, заставляет их думать, способствует раскрепощению, избавляет от комплексов. Все игры с ритмом теснейшим образом связаны с моторикой и мышечной активностью. Нервная система, как и мускулатура, поддаётся развитию, поэтому ребёнок, владеющий чувством ритма, лучше поёт, танцует и играет.

Игровые упражнения применяю во всех видах музыкальной деятельности: слушая музыкальные произведения, использую метод образного игрового восприятия и метод двигательного моделирования, т.е. создается игровая ситуация, в которой дети проявляют свою фантазию, воображение (например, слушая «Марш деревянных солдатиков» П. И.Чайковского, дети руками по коленкам отстукивают метроритм в 1 и 3 части, а во 2 части сгибая руки маршируют, как солдатики; в произведении Р. Шумана «Смелый наездник» дети изображают пульсацию скачущей лошади); в пении для активизации детей, использую пластическое игровоеинтонирование – это исполнительское участие рук, корпуса, наклонов головы при воссоздании пульса музыкального произведения, его темпа, ритма. Широко должны быть использованы образные танцевально-двигательные движения: если музыка громкая – размах движений крупный, если музыка затихает – появляется мелкая амплитуда движений. Таким образом, дети ощущают музыку в движении, побуждаю их активно проникать в исполнительские возможности.

Музыкальных игр много, одни используются больше, другие меньше. Подбирая их, необходимо учитывать возрастные особенности детей, как можно усложнить содержание игровой деятельности, какое развитие игры оказывают на детей. И если дети от музыкально-двигательных игр, упражнений получают удовольствие и радость, есть результаты- то цель формирования чувства ритма, музыкальных способностей успешно решена.

В результате применения музыкальных игр в процессе наблюдения было выявлено, что у  детей слуховое внимание стало более организованнее; появилась быстрая и четкая реакция; ритм, передаваемый детьми стал более точным (хлопки, звучащие жесты, игра на инструментах, ритмические палочки, установилась связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями; в доступной игровой форме дети легче стали воспринимать соотношение звуков по высоте, динамике, ритму.

Информационно-коммуникационные технологии помогают решить задачи по развитию музыкальных способностей детей:

  • Во-первых, это дополнительная информация.
  • Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, при подборе наглядных пособий.
  • В-третьих, это способ распространения новых методических идей (мультимедийные игры)

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательную деятельность для дошкольников зрелищной и комфортной.

В музыкальной работе с детьми требуется разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, танцы, сюжетные пляски. Среди всего этого материала коммуникативные танцы-игры, пальчиковые игры, артикуляционные упражнения и логоритмика в работе с детьми занимают особое место.

Коммуникативные танцы–игры помимо музыкальности (чувства ритма, слухового внимания, крупной моторики) у детей развивается позитивное самоощущение (раскрепощенность, уверенность в себе, эмоциональное благополучие), выразительность невербальных средств общения, инициативность, готовность к общению.

Пальчиковые игры, артикуляционные упражнения используются систематически, на каждом занятии. По своей сути эти игры оригинальны и вызывают у детей особый интерес тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы, губы, язык.

Артикуляционная гимнастика включает в себя несложные статические и динамические упражнения для языка и губ: «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Кролик», «Птенчики», «Лопаточка», «Иголочка» и др., ритмичное исполнение стихотворного текста с музыкальным сопровождением.

Логоритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения. Систематическое выполнение различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением, ритмические упражнения и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических упражнений в организме у детей происходит перестройка различных систем, например, дыхательной, речедвигательной, познавательной и др.

Таким образом, в процессе музыкально-коррекционной работы с детьми дошкольного возраста наблюдается повышение позитивного отношения к окружающему миру, к сверстникам, к самому себе; инициативности в общении, познавательной активности; ребенок способен выбрать себе участника по совместной деятельности.

Сегодня можно констатировать сужение понятия "здоровье". Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической. А в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Таким образом, становится ясно, что использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя выступает как необходимое условие полноценного развития детей.  В соответствии с этим одной из приоритетных задач педагогической деятельности музыкального руководителя является сохранение и укрепление здоровья детей во взаимодействии трех факторов: физического, психического и социального.

Вокалотерапия, фонопедические упражнения– одно из эффективных средств здоровьесберегающей технологии.

Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса - хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств. 

  • Звук «А-А-А» - стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоравливает руки и ноги. Звук «И-И-И»- активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух. 
  • Звук « У-У-У»- усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха, 
  • Звук « М-М-М» - с закрытым ртом снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность. Использую такие пропевания в музыкальной образовательной деятельности как сигнал перед изменением вида деятельности, это способствует сосредоточенности внимания.

В своей работе с детьми возможно использование фонопедических упражнений В. Емельянова, в которые входят голосовые игры. Фонопедические игры – это выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем На первых порах для детей это забава, но позднее – более серьезная работа. Эти упражнения не только развивают певческий голос (укрепляют горло, снимают зажатость голосового аппарата), но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений возмодно использование психогимнастики Чистякова М. И. Упражнения сопровождаются текстом, музыкой, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него, тем самым создается положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость, снимается усталость. Психогимнастический этюд можно проводить 1-2 раза в неделю, начиная со среднего возраста по 3 мин, в зависимости от содержания занятия.

Повышение эмоционального и выразительного песенного исполнения детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии здоровьесберегающих технологий на процесс музыкального воспитания. 

Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий должен участвовать музыкальный руководитель с воспитателем. Эти занятия могут начинаться в группе, где происходит что-то интересное для детей. Например, дети обнаружили, что пропали некоторые игрушки, и отправляются их искать. Они приходят в зал… и начинается игровое музыкальное занятие. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности.

На музыкальных занятиях развиваются, совершенствуются и закрепляются певческие навыки детей, формируется стереотип правильного произношения слов. Эмоциональная основа музыкальных занятий способствует более качественному усвоению различных навыков. Воспитатель, присутствуя на таких занятиях, обогащает методику своей работы по развитию речи детей и приближает её к методике музыкального руководителя. 

 

Список литературы:

Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – СПб.: ЛОИРО, 2000.

Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Учебное пособие. – СПб.: - Издательство «Музыкальная палитра», 2004.

Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. – М.: Просвещение, 2006.

Каплунова И., Новоскольцева И. Потанцуй со мной, дружок! Методическое пособие. Санкт-Петербург, 2010.

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. Санкт-Петербург, 2005.

Калинина О. Н. Если хочешь воспитать успешную личность – научи ее танцевать. Практическое пособие по хореографии для детей раннего и дошкольного возраста. - Харьков, ЦТ, 2013.

Радынова О. П. Настроение, чувства в музыке. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

Источник http://journal.preemstvennost.ru/9-arkhiv-zhurnalov/2011-god/nomer-2-noyabr-2011-god/tema-nomera/1023-muzykalnaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-muzykalnykh-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников»

Основная идея опыта работы - развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Главное в моей деятельности -это совместное творче...

Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников

Детский фольклор — это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для де...

Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности...

Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развит...

Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников...

Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Музыкальная игра занимает  важное место в жизни дошкольников. Новое постигается ребенком деятельно, и всегда на основе уже усвоенного материала, и опыта детей (игрового, коммуникативного, та...