ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ
статья по музыке

Юрасова Ольга Ильинична

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Доктор педагогических наук О.П. Радынова подчеркивает, что «развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность». Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_muzykalnoy_kultury.docx18.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Доктор педагогических наук О.П. Радынова подчеркивает, что «развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность». Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более эффективным. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности ясно излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения. Используя именно такое направление современной музыкальной педагогики, я строю свою работу с дошкольниками по развитию эмоциональной отзывчивости, формированию основ музыкальной культуры: ребенок сначала слышит, видит классический музыкальный образец, затем проявляет свое эмоциональное отношения и после этого творчески реализовывает полученные впечатления, навыки и умения в других видах музыкальной деятельности. Слушание (восприятие) музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушание (восприятие) музыки – универсальный вид деятельности, ведь без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игройдраматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушание музыки с детьми я начинаю с первых дней их пребывания в детском саду. Эту работу провожу в разных формах (в зависимости от цели и музыкального развития детей): как часть классического занятия, тематические интегрированные занятия, тематические музыкальные развлечения, музыкальные спектакли, использование классической музыки на праздничных утренниках. Для младших дошкольников использую простые, доступные их восприятию образы, темы: «Моя семья и я сам», «Животные», «Любимые игрушки». Для старших дошкольников более сложные темы: «Шутка в музыке», «Природа в музыке», «Музыка бывает разной» и другие. Но самой любимой темой для дошкольников любого возраста всегда остается тема «Сказка в музыке». Сказку любят все: и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщей любви к сказке? Главное здесь, наверное, то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой, идеал народа - носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить эту силу на службу добру и справедливости. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке. В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание. В работе с младшими дошкольниками по этой теме я использую несложные пьесы. Например, «Нянина сказка», «Мама» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна. Малыши эмоционально откликаются на музыку, слышат ее общее настроение, темповые, динамические особенности, некоторые выделяют мелодию. С помощью педагога они высказываются о характере музыки, придумывают сказки, пытаются в рисунках и элементарных движениях передать музыкальные образы, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения. На музыкальных развлечениях с малышами мы иногда разыгрываем музыкальные сказки: «Кот, петух и лиса», В. Герчик, «Теремок» музыка Т. Попатенко, «Маша и медведь» музыка Е. Тиличеевой, «Кот в сапогах» музыка С. Соснина. В них звучат и инструментальная, и вокальная музыка, что намного облегчает малышам целостное восприятие музыкальных образов. Со старшими дошкольниками продолжаем слушать и разыгрывать музыкальные сказки, используя лучшие образцы классической музыки. Музыкальные сказки, с использованием небольших инструментальных пьес или отрывков из крупных музыкальных произведений являются переходной ступенькой к пониманию таких сложных жанров как опера и балет. Знакомлю детей с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик», С.С. Прокофьева «Золушка». На музыкальных занятиях по ознакомлению детей с оперой или балетом, читая замечательные сказки и рассматривая иллюстрации к ним, а также картины известных художников, всегда стараюсь сохранить приоритет музыки. Все средства, используемые на занятиях, должны помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание. На протяжении нескольких лет своей работы я убедилась, что знакомство с музыкой оперы или балета даже с детьми одного возраста необходимо проводить по-разному, в зависимости от сложности, а главное – от музыкального и общего развития детей. По-разному происходит знакомство с литературным материалом (чтение сказки или использование музыкально-литературной композиции этой сказки), отличаются формы проведения занятий. После знакомства с операми «Сказка о царе Салтане» Н.А. РимскогоКорсакова и «Руслан и Людмила» М.И. Глинки с детьми проводим музыкально-театрализованное представление «Сказки в гости к нам пришли» (по сказкам А.С. Пушкина). Здесь звучат стихи, танцевальные композиции и импровизации, игра на детских музыкальных инструментах. Отдельно необходимо сказать о работе по ознакомлению детей с инструментами симфонического оркестра. Эта работа ведется на протяжении всех лет. Малыши знакомятся с фортепиано, скрипкой, трубой, барабаном. Старшие дошкольники через симфоническую сказку С.С. Прокофьева «Петя и волк» расширяют свой музыкальный кругозор и учатся различать звучания и струнных, и духовых, и ударных музыкальных инструментов. С инструментами симфонического оркестра я также знакомлю детей на индивидуальных занятиях, где дети учатся игре на детских музыкальных инструментах . Мы подробно говорим об истории создания различных музыкальных инструментов, о великих исполнителях, читаем сказки и легенды о музыкальных инструментах, слушаем музыку. Например, «Знакомый незнакомец» (фортепиано), «История маленькой скрипки», «Родные души» (скрипка и виолончель), «Музыка грез» (арфа), «Загадки духовых инструментов» и другие. Ежегодное диагностическое обследование детей показывает, что интегрированные занятия по слушанию музыки, включение классической музыки в музыкальные гостиные, праздники, разыгрывание музыкальных сказок и постановка музыкальных спектаклей, оказывают положительное воздействие на общее и художественное развитие детей, формирование их музыкальных и творческих способностей. А мир музыкальной сказки является прекрасным средством приобщения дошкольников к классической музыке, развития эмоциональной сферы, формирования основ музыкальной культуры. Литература: 1.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. 2.Метлов Н.А. Музыка детям М.: Просвещение, 1985 3.Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников

"Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Осново...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ...

Презентация практических достижений профессиональной деятельности «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».

Вашему вниманию представляю вам свою методическую разработку : «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».  Как сказал Антон Семёно...

Статья на тему "Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников"

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников...

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культу...

Формирование основ математической культуры дошкольников через игру

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, час...