Статья "Особая роль музыкального воспитания в развитии детей"
статья по музыке

Виноградова Анна Сергеевна

В данной статье я раскрываю значение и актуальность музыкального развития детей в современном образовательном пространстве.Привожу примеры видов деятельности,на которые я опираюсь в своей работе с детьми на музыкальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobaya_rol_muzykalnogo_vospitaniya_v_razvitii_rebenka.docx31.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья «Особая роль музыкального воспитания в развитии ребенка».

Я, Виноградова Анна Сергеевна, профессиональный музыкант и педагог, работаю с детьми уже почти 20 лет и  хочу поделиться опытом своей работы. Каждый день, работая  с  детьми,  я  проживаю вместе с ними эту  маленькую, но очень важную часть их жизни – их индивидуальное становление и развитие на музыкальных занятиях. С рождения,  каждый ребенок уникален и, безусловно, очень важная функция музыкального педагога  - вовремя начать развивать в нем  творческие способности, элементарные музыкальные умения и навыки. Музыка – это уникальный проводник в душу и психику любого человека. Я стараюсь помочь каждому из детей  в их осознании себя и  в творческой самореализации. Благодаря  коллективному  и индивидуальному  музицированию  дети ощущают радость, становятся инициативными, творчески гибкими, личностно-заинтересованными, вовлекаются в процесс музыкального творчества  и делают свои первые  шаги  и успехи  в музыке. Музыкальные занятия дают возможность каждому ребенку  почувствовать  в себе уверенность, силы  и желание творить.

Работа педагога-музыканта в контексте современного музыкального образования насыщена множеством форм творчества, разнообразием и доступностью нового материала и возможностью любые инновационные разработки эффективно использовать в своей педагогической практике. Главная задача музыкального воспитания – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, активности, инициативности. Музыка – непосредственный источник гармоничного развития личности ребенка. Применение на занятиях различных  методов и форм закрепления первичных навыков  решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей  – развития эмоциональной отзывчивости на музыку и стремления  к  активной самостоятельной деятельности. В свою очередь, развитие инициативности, активности, эмоциональности, отзывчивости  очень важны для  формирования гармоничной самодостаточной личности и ее становления в обществе, в социуме. Через музыку ребенок лучше понимает, осознает и чувствует сам себя и окружающий его мир.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно благодаря музыке,  общению с ней развитие детей  идет по качественно иному пути. Передо мной  всегда стоят задачи: как сделать, чтобы занятия были интересней, насыщенней, давали  детям возможность активного и полноценного  в них участия. Безусловно, основные виды деятельности на музыкальном занятии дают прочную основу и всегда результативны и эффективны. И пение, и движение под музыку, и пальчиковые игры, и речевая гимнастика и коммуникативные игры и театрализация всегда ложатся в основу занятия. Но в процессе занятий всегда возникают новые формы сотворчества с детьми, определенное соучастие- сотрудничество ребенка и взрослого. Эта форма взаимодействия с детьми очень близка мне своей «неавторитарностью» подачи материала. Дети имеют возможность быть полноценными участниками процесса, а не пассивными наблюдателями. В этих целях я часто использую в своей работе материалы и разработки « Орф» - педагогики, а также активно изучаю новые методические  материалы, стараюсь быть в курсе музыкально-педагогических новинок.

У каждого ребенка есть выбор - активно участвовать в занятии или быть слушателем. Это важно, потому что психика одного ребенка может не быть готовой к лидерству и активному участию, а другого, наоборот, абсолютно  подвижна и приемлет любые предлагаемые формы деятельности на занятии. Поэтому очень важным я считаю индивидуальный и дифференцированный подход к развитию каждого ребенка. Внимательное наблюдение и психологически грамотная работа с детьми важнейшая составляющая в работе педагога-музыканта. Наиболее эффективно реализовать этот индивидуально-личностный подход можно именно на развивающих досуговых занятиях. И одним из  главных приоритетов  в  музыкальной   деятельности становятся   инновационные технологии проведения занятия. Это могут быть и презентации мультимедиа, и классифицированная картотека музыкального материала на электронных носителях. Подбор материала  сопровождается иллюстрированными примерами, а также любыми формами тактильного и зрительного взаимодействия с детьми (например, простой клубочек шерсти может проиллюстрировать детям протяжную линию мелодии, мягко тянущуюся линию голоса, обычные  мыльные пузыри демонстрируют рождение и угасание звука во временном восприятии, а простая веточка вербы – проиллюстрировать нотки на нотном стане). Дети с удовольствием и любопытством воспринимают наглядный материал, включается их ассоциативное мышление и усиливается неподдельный интерес к познанию нового, а значит и к саморазвитию, а  в дальнейшем воспитанию и обучению. Ведь главная задача музыкального воспитания - создать среду для гармоничного развития и сформировать стимул к познанию нового, познанию себя, самовыражению и активной деятельности.

В основе  музыкального воспитания детей лежит совместная их с педагогом  деятельность,  объединяющая: музыкально - ритмические  движения,  пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок,  театрализацию. Я подразделяю свои занятия на сезонно - тематические, и в каждом квартале учебного года стараюсь запланировать ряд определенных тем, с которыми знакомятся дети. Важно эффективно раскрыть  тему, чтобы каждый ребенок имел возможность полноценно  прикоснуться ко всем видам музыкальной деятельности, а значит, и получать эффективное музыкально-личностное развитие. Комплекс «музыка - изобразительное искусство – литература» ложится в основу таких тематических занятий, ведь все виды искусства в мировом культурном наследии всегда взаимосвязаны между собой, а значит,  их синтез дает более полное и  объемное раскрытие темы, которую дети успешно усваивают. Такие комплексные занятия   возможно реализовать на плановых вечерах досуга. Они всегда подготовлено – тематические и строятся на основе заданной  конкретной  темы. Внутри развития каждой разработанной темы я использую определенные виды музыкальной деятельности, выстроенные в последовательном порядке. Сами темы многообразны, и у каждого педагога всегда есть возможность разработать свои. Так, например, мне близки темы:«Музыка и природа», «Знакомство со сказочными героями в музыке», «Игра на музыкальных инструментах»,  «Инструменты народов мира и их история», «Как зарождалась музыка в древние времена», «Первые танцы»,  «Русские народные хороводы и игры», «Песенки для малышей или игрушки поют вместе с нами», «Игры наших пальчиков» и многие другие. Фантазия музыкального педагога должна всегда обогащаться и пополняться новым материалом, чтобы работа всегда была творческой и интересной.

Далее я перечислю сами формы деятельности, которые помогают раскрыть мне способности детей и развивать их умения и  навыки в музыкальном направлении.

Музыкально-ритмические движения. Сочетание пения с определенными движениями, творческая ритмопластика. Вовлечение детей  в процесс  коллективного музицирования лежит через создание атмосферы принятия друг друга, ощущение себя в атмосфере психологического комфорта и доверия, эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают музыкально - ритмические движения в рамках тематических досуговых занятий. Музыкально-ритмические   движения лаконичны и просты по форме и восприятию. Их  использование  решает задачи развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, чувства ритма. Дети с удовольствием выполняют такие задания, потому как они просты для восприятия и исполнения, приносят радость от результата сразу же. А использование их в определенной последовательности и контексте помогают понять их образно и эмоционально. Например, комплекс ритмопластики «Путешествие в зимний лес», «Летние забавы», «Встреча с цветами и птицами весны», «Загадочные краски и звуки осени»  дают полноценное раскрытие сюжета и понимания его детьми на примере любых нетрудных музыкально-ритмических движений. Координационно-подвижные игры  (музыкальные и речевые), через все тело, дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, законченности формы и мини-сюжета. Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие реакции, точности, ловкости, воспитывает ансамблевую слаженность у ребят в групповом взаимодействии. Дети смотрят не только на педагога, но и друг на друга. Радость от коллективного сотворчества добавляет им уверенности в своих силах и возможностях.

2) Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Ценность  пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые попытки  исполнительского артистизма. Характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмическими и звуковыми последовательностями. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры это  миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Они  развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, его реакцию  (ввиду быстроты смены движений), способствуют повышению  общего уровня нервной организации ребёнка; направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

3) Пение: Эта форма интересна тем, она одна из самых непосредственных форм человеческого самовыражения от природы. Данная форма деятельности направлена на развитие дыхания, самоощущения, интонационной пластичности и выразительности. Пение приносит радость от совместного сотворчества всех детей в хоре или небольшой группе. Дети любят петь самостоятельно, непосредственно выражать себя , получать одобрение слушателя. Изучение песенного материала дает возможность в непосредственной форме знакомиться с множеством характеров, сюжетных линий, образов. Дети приобщаются к характеру музыки, включают свои эмоции, отражают свое личное отношение к сюжету песен. Вокальная гимнастика и различные упражнения на буквах, слогах, звуках, использование речевого аппарата также дает хорошее развитие, стимулирует фантазию, повышает общее эмоциональное состояние ребенка. Пение концентрирует психофизику детей, многие из которых ,особенно в наше время,  чересчур активны и неусидчивы, страдают   плохой концентрацией внимания.

4) Ритмическая декламация под музыку, сопровождаемая художественными иллюстрациями по теме. Известно, что разучивание стихотворений укрепляет память, дает возможность емко выразить себя в небольшом отрезке времени. Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмо-декламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение    от пения   в ритмической декламации  связано, с одной стороны,   с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить,   а с другой, направлено  на развитие механизмов интонационного мышления,  где музыкальный слух  взаимодействует с  речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

5) Игры звуками. Наблюдение за звуками в природе и жизни важно для понимания происхождения звуков и их дальнейшего развития в окружающей среде. Дети с огромным интересом узнают, что первые музыкальные инструменты в их жизни, это их собственное тело. Хлопки, шаги - это первые движения малышей. К примеру, игра «Послушай себя» позволяет детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры. Большим открытием для детей является знакомство с обычными предметами бытовой жизни, которые тоже могут звучать: шелест листьев, шуршание бумаги, звон стекла, деревянные и металлические звуки, капли воды, стук дятла,  шорох крупы в баночках - все это  тоже музыка природы и окружающего нас мира. Такие игры наиболее актуальны в работе с детьми младшего возраста.

6) Игра на музыкальных инструментах. В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Не только старинные, народные, классические инструменты, но и простые предметы быта  становятся участниками изумительного оркестра! Общение детей с музыкальными инструментами развивает: музыкальность, чувство ритма, тембровый слух, умение работать в паре, в группе, чувство локтя, чуткость восприятия  времени, хорошую реакцию.

Пути   формирования развивающих занятий допускают  множество вариантов решения, зависят от музыкально-педагогической фантазии педагога,  от  уровня музыкального и общего развития детей, их художественного кругозора. Безусловно,  важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

- удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к заучиванию материала.

- дети  усваивают    элементарные музыкальные  знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в  процессе игрового,  радостного и естественного общения с музыкой, без лишнего   и  утомительного заучивания и натаскивания;  обучающие   задачи осуществляются  попутно,  преобладающими - выступают задачи воспитания и  развития.

Музыкальный педагог должен находиться в постоянном творческом саморазвитии; создание новых вариантов и  моделей проведения музыкально-развивающих занятий с детьми всегда находит заинтересованный  детский отклик, приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Данный материал всегда  является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции.  В несложных, но весёлых музыкально-ритмических играх дети получают радость от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить. Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в целом – научить детей любить и понимать музыку, понимать и принимать себя самого и окружающий мир.

Музыка - как один из древнейших видов искусства, сопровождает человека на протяжении всей его жизни, начиная с первых колыбельных. Музыка и бытовая жизнь человека всегда шли рядом. Люди отмечали праздники, которые всегда сопровождались хороводами и песнями .Природа  и окружающая нас жизнь всегда имела отражение в музыке, народной и авторской. Музыка приподнимала дух народа, поддерживала людей в трудные времена, объединяла, давала ощущение сплоченности и общего настроя. Человек неустанно продолжает и в современном мире свое общение с музыкой прошлых лет, но и создает новые формы взаимодействия с музыкой. Чрезвычайно важно поддерживать

интерес  и участие любого ребенка в процессе музыкального воспитания. У каждого ребенка в современном мире должна быть возможность познакомиться с наследием прошлого, окунуться в яркий мир образов и впечатлений, воспитывать культуру слушателя и исполнителя, уметь соотносить свои переживания и эмоции с чувствами других людей. Развивающий и терапевтический эффект музыки бесценен во все времена. Музыкальное воспитание детей всегда должно занимать  важную роль в развитие современного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ.

     Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу....

Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ (детей с ограниченными возможностями здоровья)

Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ(с ограниченными возможностями  здоровья) Музыкальное воспитание в нашем детском саду, является составной частью общей системы обучения и в...

Семинар "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста"

Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста...

«Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста».

laquo;Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста»....

роль музыкального воспитания в развитии детей дошкольного возрста

Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в...

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

В статье рассматриваются вопросы музыкального воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ.

     Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются соста...