Музыкально-ритмические движения (Мастер класс)
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая группа)

Артёменко Ирина Алексеевна

Логоритмические игры, игры с предметами, игры импровизации

https://yadi.sk/d/Sk6-ZRLcmbiJZw ссылка на материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_opisanie.docx27.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    Игры с музыкой, направленные на развитие детской инициативы, умение импровизировать и получать радостные эмоции от совместного            творчества взрослых и детей. (Как для муз. рук., так и для воспитателей)                                        

                                                Логоритмика.                                                        

                             1.«Эхо» (треки 1-й или 2-й; подг. гр.)

Играющие повторяют слова ведущего не полностью, а только последний слог. 

Собирайся, детвора! (-ра, -ра) 

Начинается игра (-ра, -ра) 

Да ладошек не жалей (-лей, -лей) 

Бей в ладоши веселей (-лей, -лей) 

Сколько времени сейчас (-час, -час) 

Сколько будет через час (-час, -час) 

И не правда: будет два (-два, -два) 

Дремлет ваша голова (-ва, -ва) 

Как поет в селе петух (-ух, -ух) 

Да не филин, а петух (-ух, -ух) 

Вы уверены, что так? (-так, -так) 

А на самом деле как? (-как, -как) 

Сколько будет дважды два? (-два, -два) 

А двенадцать минус два? (-два, -два) 

Замечательный ответ (-вет, -вет)

Математикам привет (-вет, -вет)

Это ухо или нос? (-нос, -нос) - показывает на ухо 

Или, может, сена воз? (-воз, -воз) 

Это локоть или глаз? (-глаз, -глаз) - показывает на локоть 

А вот это что у нас? (-нас, -нас) – показывает, например, на живот
Вы хорошие всегда? (-да, -да) 

Или только иногда? (-да, -да) 

Вы устали отвечать? (-чать, -чать)

Попрошу вас помолчать.

Во втором варианте дети хлопают 3 раза, а в проигрыше двигаются: по кругу, поскоками в парах, змейкой (инициаторами могут быть дети)

                        2.«Дождик идет» (трек №3, ср., ст., подг. гр.)

         Играющие полностью повторяют фразу, сказанную ведущим

-Дождик идет,

-Песню поет.

-Этот мотив,

-Ты подхвати. (проигрыш)

-Как хорошо

-Зонтик раскрыть,

-В пасмурный день

-Всех рассмешить. (проигрыш)

-Кап-кап-кап,

-Правильно пой!

-Тук-тук-тук,

-Пойдем гулять с тобой.

-Ха – ха – ха!

-Прыг – прыг – прыг,

-Шлеп – шлеп – шлеп,

-И снова прыг – скок!

                             3.«Оркестрик» (трек № 4, 2-я мл., ср. гр.)

Когда взрослый читает стих, дети молчат; потом вместе произносят 3-ю и 4-ю строчки, только тогда начинают играть

Когда дети будут свободно произносить слова, глагол «звучит» можно заменить на конкретные слова («шуршит», «стучат», «звенят» или «гремят» и т. д., можно продолжить игру, использовав другие самодельные инструменты

1.-Был у мамочки пакетик,

Но попал он в руки к детям. (салютики, сделанные из  пакета)

-Ты послушай, как звучит,

Всех вокруг развеселит! (проигрыш)

2. -От бутылок крышки взяли,

Они сразу застучали.

Ты послушай, как звучит,

Всех вокруг развеселит! (проигрыш)

3. -Очень вкусный был сюрприз,

От него остался приз. (футляр от «Киндера», наполненный, н-р, крупой)

-Ты послушай, как звучит,

Всех вокруг развеселит! (проигрыш)

4. – Есть оркестр в саду у нас,

Он сыграет вам сейчас.

Ты послушай, как звучит

Всех вокруг развеселит! (в проигрыше играют все вместе)

                              4. «Чей голосок?» (трек № 5) 

       ( Игра с погремушками, сделанными из футляров от «Киндера»;

                                 на определение тембра; 2-я мл., ср. гр.)

Можно взять маленькие футлярчики желтого цвета двух оттенков, в одни насыпать крупу, в другие – мелкие предметы, например костяшки от старых счетов. В общей массе педагог на слух сразу не определит, если кто-то подаст неправильный звук, а цвет ему поможет выявить «нарушителя» и помочь тому исправить ошибку. Также нужны два больших одинаковых футляра-яйца с теми же звуками. Вместе с ребятами придумать, что за существа будут эти маленькие шуршунчики и гремелочки, послушать их голоса и голоса их мам (больших футляров)

 Можно бегать, хаотично позванивая, останавливаться, давая три четких удара или прыгать. Перед началом игры педагог произносит слова:

- Вышли детки погулять, порезвиться, поиграть.

Музыка (по окончании – приседают и замолкают)

 - Вдруг слышат мамы голосок, (звук большого футляра)  

Кого же мамочка зовет?!.

- Отзовитесь!.. (Детки отзываются)

Далее, пробежавшись, дети слышат голос «другой мамы», отвечают ей.

Можно подать сразу два голоса, отвернувшись от ребят, чтобы дети на слух могли определить звуки. Убедившись в правильной реакции, сказать:

Да! Обе мамочки кричат, хотят услышать своих ребят.

Роль мам можно предложить ребенку.

Можно поступить наоборот: «мама» подает свой голос и ее детки начинают движение по кругу, остальные сидят на ковре

            5. «Игра с предметами» (трек № 6; ст. и подг. гр.)

В руках у детей по одному предмету (пластмассовые кубики, шарики для сухих бассейнов, палочки и т.п.; предметы могут быть и одинаковые, но разных цветов, например, шарики). Под эти три цвета можно классифицировать явления природы, сигналы светофора, любые предметы, связанные с темой недели. Дети сами устанавливают правила: какой цвет чему соответствует.

Рассмотрим игру «Сигналы светофора».

В первой части дети, постоянно двигаясь, меняются шариками.

В конце ребенок или педагог говорит: «Светофор разрешает движение»; «Светофор призывает быть внимательными»; «Движение запрещено».

 Во второй части ребята, у которых в руке шарик соответственного цвета, двигаются по кругу боковым галопом: рука с игрушкой приподнята, вторая - на поясе; остальные дети сидят в кругу, постукивая шариком, или выполняют какие-то другие движения, (кто-нибудь из ребят сам задает в этом тон). Таким образом получается симпатичный танцевальный рисунок, причем без всякого разучивания, нужно усвоить только правила игры.

Подобным образом можно провести игру «Оценки» на выпускном утреннике.

Для игры «Оценки» нужно приготовить карточки с оценками «3», «4», «5» разных цветов. Обратная сторона карточки тоже цветная, но совсем не связанная с цветом оценки, чтобы дети не ассоциировали цифру и цвет. Карточки можно закрепить на палочках, например китайских. Меняясь палочками в первой части музыки, дети держат их так, чтобы оценка была спрятана от глаз других ребят, а было видно только цветную яркую сторону. Ну, а далее ведущий предлагает узнать, кто будет учиться на «5», кто будет «хорошистом», а кто может и «троечки» в дневнике приносить.  

 

               6. «Игра с флажками» (трек № 7; ст., подг. гр.)

Для игры берем ленты (3-4 м) трех цветов, например, синий, желтый, красный и флажки соответственного цвета. Ленты растягиваем на полу ровными параллельными дорожками. Обговариваем движения для флажков: синие стучат по полу, «шуршащие ладошки» катают желтый флажок туда – сюда, красными флажками дети машут.

1-я часть: дети с флажками маршируют по кругу или хаотично.

2-я часть: выстраиваются вдоль цветных дорожек.

3-я часть: выполняют движения с флажками.

Со стороны это выглядит, как трехярусный торт, который можно подарить имениннику или напоминает праздничный салют. А далее все зависит от вашей фантазии: какие будут движения и на что это будет похоже.

                     7. Игра «Пугало» (трек № 8; ср., ст., подг.гр.)

В знакомой песенке Е. и С. Железновых в запеве добавляем «ветерок» - несколько детей, бегающих на носочках с легкими платками в руках  между «спящими» детьми. К концу запева дети опускают платок на пол, так чтобы было понятно, кто его должен взять в следующий раз.

В припеве – движения по тексту. Затем другие ребята поднимают платки, игра повторяется.

              8. Игра с тканью «Море волнуется» (трек № 9; под. гр.)

В игре участвует большое, легкое полотно в форме круга (органза, жатка). Дети стоят по кругу, держась за край ткани. Проговаривая слова, дети делают 4 взмаха, не торопясь, как бы давая ткани самой опуститься.

Море волнуется раз, (взмах в конце фразы)

Море волнуется два, (взмах в конце фразы) 

Море волнуется три, (взмах в конце фразы)

Морская фигура, замри! (взмах в конце фразы)

На четвертом взмахе заранее выбранные дети «наряют» под ткань; сидя на полу изображают морскую фигуру, можно и с жестами.

На проигрыш остальные дети с тканью изображают «рябь» воды, либо легко бегут по кругу вокруг сидящих, подняв ткань. С последними звуками делают взмах тканью, ребята «выныривают», стараясь распределиться равномерно, чтобы круг был ровным. Игра повторяется, «морскими фигурами» становятся другие дети.

                                 9. «Радуга» (трек № 10; подг. гр.)

Игра с тканью (7-8 полос), соответствующих цветам радуги или однотонных. Дети стоят в парах, держа ткань за края, не натягивая, так чтобы при взмахе получился купол. Пары можно выстроить по кругу в виде цветочных лепестков.

1-я часть: дети по порядку делают взмахи, давая ткани самой опуститься. Взрослый может подсказывать жестами или пропевать цвета по очереди.

2-я часть: ткань взлетает одновременно у всех пар.

Игра требует хорошего слуха, чтобы получилась красивая картинка.  

                    10. 11. 12. Игры – импровизации. (ст., подг. гр.)

              Муз. А. Петрова из к/ф «Осенний марафон (трек № 11)

Танцевальная композиция с листочками (платочками) и лентами (лента длиной от одного метра на палочке). Дети по очереди импровизируют то листочками, то с лентами, каждый раз подбирая новые движения для своих предметов, делая «рисунок танца» более ярким.

                             К. Сен-Санс «Аквариум» (трек № 12)

    Импровизация с лентами короткими и длинными

      Танец – импровизация «Берег моря» ор-р П.Мориа (трек №13)

Дети встают в круг, мальчики чередуются с девочками, руками держатся за край легкой ткани (жатки, органзы), имеющей форму круга.

Можно предложить создать картину «На морском берегу», изображая русалок, чаек, игру волн, колыхание воды, или какую-то другую, опираясь на фантазию детей.

Дети делают 4 взмаха, образуя купол над собой; руки выпрямляют так, чтобы при движении вверх видеть лица друг друга. На 4-м взмахе девочки отпускают ткань и «прячутся» внутри круга. Мальчики, держа ткань левой рукой, легко бегут по кругу, девочки, сидя на полу, выполняют красивые движения согласно характеру музыки. Затем мальчики останавливаются, перебирая руками показывают легкую дрожь воды. Девочки, «вынырнув» из-под ткани, «летят», как чайки по кругу, соблюдая дистанцию, чтобы потом попасть в свободное «окошечко» между мальчиками.

Во второй части движения повторяются, только «волна накрывает» мальчиков. Можно не бегать по кругу с тканью в руке, а продолжать делать «волну» во избежании суеты, и детям, сидящим на полу будет приятно увидеть купол над собой и почувствовать легкий ветерок.

Такие импровизации можно использовать на физкультурных занятиях как игры, пластические этюды или после нескольких исполнений включить в программу утренника.

                     13. «Игра с мячом» (трек № 14; ст., подг. гр.)

Под знакомую песню играем на физкультурных занятиях, закрепляя движения с мячом; можно использовать как физкультминутку на других занятиях. Достаточно петь только один куплет.

1.Кто такой, кто такой  (водящий с мячом в руках двигается внутри круга

По дорожке скачет?      противоходом, шаг выбирает сам (галоп, поскоки, 

Это наш озорной            с высоким подниманием бедра), остальные дети

Непоседа – мячик .        идут по линии танца, взявшись за руки)

Припев: 

Прыг – скок, прыг – скок,  (ребенок – солист в центре играет мячом,

Непоседа – мячик.                отбивает от пола или подбрасывает вверх

Прыг – скок, прыг – скок,    дети хлопают)  

Непоседа – мячик.

(Проигрыш. Дети прыгают на месте, водящий бежит по кругу, с окончанием музыки передает мяч другому ребенку, находящемуся рядом)

                                         14. 15. Оркестры. 

«Ливенская полька» (трек № 15; ср., ст., подг. гр.)

Для исполнения берем скорлупки от грецких орехов, орешек «Макадамия».

Отстукиваем несложный ритмический рисунок, стучим ровно, шаркаем скорлупка о скорлупку.

«Бумажный оркестр» (трек № 16; ст., подг. гр.)

Опытным путем находим звуки, которые можно извлечь из бумаги и используем их в оркестре.

                     16. Игра с бумагой. (папка «Игра с бумагой»)

Из листа бумаги делаем веер, выясняем что еще можно изобразить с помощью данной поделки (гармошку); если сложенным веером стучать по ладошке, получается четкий звук, которым можно сопровождать марш.

Звучат три музыкальных фрагмента и дети соответственно музыке используют бумажный предмет: прохаживаются по группе, помахивая веером (данная музыка подсказывает, что можно делать остановки, приветствуя друг друга легким поклоном); «играют на гармошке», приплясывая; маршируют, стуча  по ладошке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений»

Мастер-класс по теме «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений»...

Мастер-класс. Обучение музыкально-ритмическим движениям в разновозрастных группах. Роль воспитателя.

Музыка обладает уникальным свойством воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким инструментом развития внутреннего мира ребёнка, всестороннего воспитания егог личности. Де...

Консультация для воспитателей. Мастер-класс «Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей»

В данном мастер-классе я предлагаю рассмотреть технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей. Этот мастер-класс практикум позволяет совместно с воспитателем применять методы, которые ре...

Мастер-класс Музыкально-ритмические движения во всех группах детского сада.

Классификация движений, построений по одному и парами в каждой возрастной группе....

Речь в движении.Мастер-класс к семинару.

Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается речь. Речь и движения  являются взаимными процессами....

Мастер - класс "Развитие музыкально – ритмических движений в музыкальной деятельности детей"

Музыкальное воспитание и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста музыкальный руководитель осуществляет с помощью основных видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, му...