Музыкальный зал - развивающая среда
методическая разработка по музыке

Предметно- пространственная среда музыкального зала обеспечивает дви-гательную активность детей, и, в связи с этим музыкальный руководитель формирует у детей, начиная с раннего возраста навыки безопасного пове-дения в подвижных играх, ритмических и танцевальных композициях, ориентацию в пространстве музыкального зала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_zal_fedorova.docx720.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Музыкальный зал-отдельное просторное, светлое помещение, в котором обеспечивается оптимальная температура воздуха, не раздражающее цветовое решение интерьера. Крупные, малоподвижные предметы обстановки окрашены в спокойные тона. Оснащение музыкального зала соответствует санитарно-гигиеническим нормам, площадь музыкального зала достаточна для реализации образовательных задач. 

        Оборудование, представленное в музыкальном зале, имеет все необходимые документы и сертификаты качества. Всё пространство предметно пространственной среды музыкального зала безопасно для физического здоровья и отвечает требованиям СанПиН  , соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Оборудование и игрушки изготовлены из безопасных для здоровья материалов, подвергаются гигиенической обработке. Все элементы предметно- пространственной среды музыкального зала соответствуют требованиям по обеспечению надёжности, исправности  и безопасности их использования.

Все технические средства обучения соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, техническое оборудование имеет все необходимые документы и сертификаты качества. Технические средства обучения используются в соответствии с принципом необходимости и достаточности для организации образовательной работы.  Атрибуты, игрушки соответствуют возрастным особенностям детей. Предметно- пространственная среда музыкального зала ограждает детей от отрицательных эмоций, проявления страха, неуверенности, беспокойства. Среда не провоцирует на агрессивные действия, проявление жестокости. Эстетическое оформление среды, позитивные, доброжелательные интонации музыкального руководителя способствуют поддержанию атмосферы доверия среди детей и взрослых, обеспечивает эмоциональное благополучие детей.  

Предметно- пространственная среда музыкального зала обеспечивает двигательную активность детей, и, в связи с этим  музыкальный руководитель формирует у детей, начиная с раннего возраста навыки безопасного поведения в подвижных играх, ритмических и танцевальных композициях, ориентацию в пространстве музыкального зала. При использовании  атрибутов для танца- лент, цветов, листьев, дети располагаются на расстоянии друг от друга: вижу, не задеваю. Используется специальная, удобная,  обувь для музыкального зала- чешки.

 В музыкальном зале вместе с детьми находится музыкальный руководитель и воспитатель, а также при необходимости помощник воспитателя, что обеспечивает функции присмотра за каждым ребёнком, обеспечивает комфорт и безопасность детей.

 Развивающая предметно- пространственная среда музыкального зала соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей, особенностям детского восприятия- всё что есть в музыкальном зале в свободном доступе для ребёнка; от простого к более сложному. Например, атрибуты для танца, для игры, для сценки. Образовательное пространство оснащено необходимыми средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Среда обеспечивает: игровую, познавательную, творческую, двигательную активность всех воспитанников, от раннего возраста и до старшего возраста- участие в праздниках и досуговой деятельности. Пособия   добротные, эстетически привлекательные, простые в обращении. 
Классификация развивающей среды в музыкальном зале:

1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).

2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

• с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

• с одним фиксированным звуком (дудки):

• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3.Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).Изображение выглядит как внутренний, стена, пол, занавеска  Описание создано с высокой степенью достоверности

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски).

  Для полноценного музыкального развития ребёнка, ему  предоставлена возможность самостоятельно играть на музыкальных инструментах, музицировать, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкальных игр, пособий и атрибутов.


  
Содержание предметно- пространственной  развивающей среды.

  В музыкальном зале присутствуют авторские пособия:  атрибуты для танцев, игровой материал, дидактические игры, оформление музыкального зала к праздникам, созданные Федоровой С.М. Пособия меняются, обновляются, тем самым стимулируют игровую, познавательную, творческую активность детей. Используются информационно- коммуникативные технологии: музыкальный центр, мультимедиа, наглядные пособия, детские музыкальные инструменты, дидактические игры, костюмы, маски, магнитная доска, различные пособия и оформление музыкального зала к праздникам.

Основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона.  Активная зона в музыкальном зале – это большое свободное пространство для движения под музыку, подвижных и музыкально дидактических игр для развития чувства ритма, для танцевально-ритмических упражнений, игрового музыкально-двигательного творчества. В данной зоне соблюдается основной принцип организации предметно-развивающей среды «глаза в глаза», для занятий пением дети располагаются справа от музыкального инструмента и музыкального руководителя. Здесь же оборудованы стеллажи, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе. Стеллажи открытые и удобные для осуществления отбора игрового оборудования для музыкальной деятельности, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Основная цель музыкального воспитания в детском саду – это всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Музыкальное воспитание не только развивает музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, но и способствует в полной мере формированию у детей социально-коммуникативных качеств, познавательно-речевому и физическому развитию. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала, созданная музыкальными руководителям Федоровой С.М., отражает содержание различных образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

1. Социально-коммуникативное развитие

 Социально-коммуникативное развитие осуществляется через создание различных игровых ситуаций, через театрализованную деятельность, в процессе коммуникативных игр.

- шапочки животных;

- костюмы сказочных героев, овощей, фруктов;

- куклы бибабо

- ширма

2. Познавательное развитие

 В музыкальном зале широко представлены детские ударные инструменты:

металлофоны, ксилофоны, треугольники, бубны, румбы, барабаны, колокольчики, маракасы и др. Все инструменты доступны детям и обеспечивают их свободный выбор. Дети знакомятся с внешним видом инструментов, их звучанием, их свойствами (деревянный, металлический, пластмассовый, большой, маленький, звонкий, тихий, громкий, шуршащий, звенящий и т. д.).

Социально-коммуникативное развитие осуществляется через создание различных игровых ситуаций, через театрализованную деятельность, в процессе коммуникативных игр.  

 

 Также дети знакомятся с инструментами симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Музыкальными руководителями записаны музыкальные диски со звучанием различных музыкальных инструментов, а также разработаны электронные обучающие презентации по данной теме. Закрепить соответствующие знания помогают детям дидактические пособия «Музыкальные инструменты», «Симфонический оркестр».

Дети учатся  ориентироваться в пространстве музыкального зала, лучше усваивают различные модели перестроений (в кругу, в парах (разные виды соединения в парах: «лодочки», «звездочки», «воротики» и т.д.),  врассыпную, «змейкой»).

         На музыкальных занятиях, досугах дети знакомятся с музыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов: П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Портреты этих композиторов представлены в музыкальном зале и музыкальных уголках групп детского сада.                                                                                              

В процессе музыкального воспитания дети получают элементарные знания по теории музыки. Они знакомятся с основными понятиями и учатся различать на слух различные музыкальные жанры, музыкальные формы (двухчастная, трехчастная, куплетная, музыкальные фразы, низкие и высокие звуки, вступление и проигрыш в песнях и т. д. Заинтересовать детей, облегчить усвоение материала помогают музыкально-дидактические игры. Например, различение на слух высоких и низких звуков легко усваивается детьми в процессе таких игр, как «Мама и детки», «Гномик идет по лесенке», «Какой колокольчик звучит», «Какая птичка поет», «Кто в теремочке живет» и др.           Музыкальный руководитель работает в тесном взаимодействии с воспитателями всех возрастных групп, помогая средствами музыки глубже раскрыть содержание, эмоционально обогатить знания по таким темам как «Времена года», «Моя семья», «Братья наши меньшие», «Транспорт», «Профессии», «Земля – наш общий дом», «Мой город». Атрибуты, представленные в зале, делают песни, танцы, исполняемые детьми, более яркими, красочными, запоминающимися.  Очень любимы детьми атрибуты, соответствующие различным временам года: осенние листья, зонтики, трости, дождики («султанчики», снежки, снежинки, цветы, солнечные лучики (желтые ленточки).

         Одной из приоритетных задач музыкального руководителя является формирование у дошкольников представлений о культуре и традициях своего народа. Музыкальный зал оснащен русскими народными инструментами (трещотки, гармошки, хохломские ложки, свирели, «немые» балалайки, фольклорными костюмами (сарафаны, блузки, рубашки, картузы, кокошники, павловопосадские платки).

Не менее важной задачей является формирование у детей представлений об отечественных праздничных датах: День  России, День  Государственного флага Российской Федерации, День  Победы, День  защитника Отечества.  

Создать атмосферу праздника, патриотизма помогают флаги России и Санкт-Петербурга, Герб России и Санкт-Петербурга,  российские флажки, солдатские пилотки, береты воздушно-десантных войск, матросские гюйсы и бескозырки.

3. Речевое развитие

         Важную роль в речевом развитии детей играет вовлечение их в певческую деятельность. В процессе пения совершенствуется артикуляционный аппарат, развиваются органы дыхания, детский голос укрепляется и становится более выразительным, ярким, эмоциональным. Максимально включить детей в процесс пения помогают игры с пением, хороводы, инсценировки песен, а также использование при этом игрушек, костюмов, атрибутов. Музыкальный зал оснащен: картотекой «Словарь музыкальных терминов»; картотекой считалок; музыкально-дидактической игрой «Копилка эмоций»; музыкально-дидактической игрой «Назови инструмент и исполнителя»; музыкально-дидактической игрой «Разбери инструменты по группам» (духовые, ударные, струнные); музыкально-дидактической игрой «Собери инструмент» (пазлы).

4. Художественно-эстетическое развитие

         Основная цель художественно-эстетического развития – привить детям способность и стремление получать удовольствие от встречи с настоящим искусством, воспитать у них вкус, потребность в эстетическом наслаждении. Приобщение детей к музыкальному искусству происходит через восприятие и исполнение произведений русского фольклора, фольклора других народов, классической музыки русских и зарубежных композиторов, детских песен. Главные требования к репертуару – это художественность и доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей. Музыкальный зал оснащен фонотекой, состоящей из лицензионных и самостоятельно составленных с использованием интернет-ресурсов дисков с музыкой П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Л. Бетховена.  Ребенка в музыкальном зале должны окружать не только образцовая музыка, но и эстетичные атрибуты, реквизит, декорации. Красиво оформленный зал вызывает восторг, восхищение и радость у детей.

5. Физическое развитие

         Музыкальный зал оснащен лентами, обручами, мячами, платками, скакалками, а также необходимыми атрибутами для занятий черлидингом (чир-данс) – одним из самых популярных видов современной танцевально-спортивной деятельности. Педагог включает в работу с детьми танцы и упражнения с использованием данной атрибутики. Эти упражнения развивают ловкость, точность и координацию движений.

Музыкальный руководитель использует в музыкально-ритмической деятельности следующие лицензионные диски с танцевальной музыкой:

«Танцевальная ритмика» Т. И. Суворовой (выпуски 1–6), «Олимпийские танцы» Т. И. Суворовой, А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» Выпуски (1-3), «Танцевальный калейдоскоп» Ю. Сухановой, Е. Новиковой (выпуски 4-6), музыкальная программа

Вывод: Развивающая среда, созданная Федоровой С.М., способствует поддержанию эмоционального благополучия детей, их эстетическому развитию, формирует положительное отношение к окружающему миру, обеспечивает психологическую  комфортность и безопасность пребывания детей в музыкальном зале.

Главный врач

СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Пионер» (психоневрологический)

Санкт-Петербурга

В.И. Косых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактически...

Мастер-класс для педагогов по теме «Музыкально-игровая деятельность детей в музыкальной предметно-развивающей среде ДО»

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактических игр...

КМО МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»Цель мастер-класса: Повышение уровн...

«Музыкально-игровая деятельность детей в музыкальной предметно-развивающей среде ДОО»

Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды...

Мастер-класс для воспитателей-«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

Практическая значимость мастер-класса: освоение педагогами ДОУ (воспитателями) приемов организации музыкально-игровой деятельности детей, способов активизации у детей интереса к музыкальному...

Мастер класс «Музыкально игровая деятельность детей в музыкальной предметно развивающей среде ДОО»

Мастер класс «Музыкально игровая деятельность детей в музыкальной предметно развивающей среде ДОО»...