Главные вкладки

    Цикл бесед с детьми старшего дошкольного возраста: «Музыка и времена года»
    методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

    Александрова Людмила Васильевна

    Ознокомление детей с музыкой П.И. Чайковского "Времена года"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tsikl_besed_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx17.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цикл бесед с детьми старшего дошкольного возраста:

    «Музыка и времена года»

    • Задачи:
    1. Изучить особенности представления детей о временах года.
    2. Способствовать развитию познавательного интереса детей к природе.
    3. Развивать музыкальное восприятие и эмоциональную отзывчивость.
    4. Расширять музыкальный метод ребёнка.
    • Принципы отбора содержания и структуры учебного материала:
    1. Единство содержания и музыкальных форм.
    2. Доступность восприятия детьми музыкальных произведений.
    3. Постепенное усложнение
    4. Выразительность, художественных произведений.
    • Содержание бесед:
    • Предварительная работа о природе родного края
    1. О красоте родной природы
    2. Об отражении природы в музыке
    3. Знакомство с музыкой П.И. Чайковского «Времена года»

    • Осень:

    Загадка об осени

    -О каком времени года идёт речь?

    -Какие признаки осени вы знаете?

    Рассматривание репродукций (осенних пейзажей)

    - Что вы видите на картинах? Почему вы так решили?

    - Что вы чувствуете?

    Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

    -Какое настроение навивает это стихотворение? Почему?

    -Какая музыка подойдет: тихая, громкая, быстрая, плавная?

    Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и называется. Слушание музыки «Осенняя песня» (октябрь) П.И.Чайковского.

    - Удалось ли П.И. Чайковскому передать настроение осени?

    - Понравилась ли вам музыка

    - Что вы представили, о чем думали, слушая её?

    Этюд на развитие воображения: «Полёт листочков» под музыку «Осенняя песня»

    • Зима

     Чтение стихотворения «Тихо падают снежинки»

    - О каком времени года говорится в стихотворении

    -Как вы догадались? (слова)

    Слушание музыки П.И. Чайковского“   Январь. У камелька”.

    - Что вы представляли себе слушая эту мелодию?

    - Какая это музыка?

    - Что хотел передать композитор этой музыкой?

     Зимний вечер в уютном доме. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Ласковый, негромкий голос рассказывает сказку, умную и добрую. Мягкая и нежная мелодия уводит нас за собой, в волшебный мир сказки. Вторичное слушание.

    Предложить детям передать свои впечатления в рисунке (под музыку)

    • Весна

    Прослушивание аудиозаписи пение птиц, звуки леса (ручеёк, шелест листочков)

    -Что вы услышали?

    -Когда птицы начинают петь? Почему?

    -что происходит в природе весной?

    Чтение стихотворения «Травка зеленеет …» и слушание музыки

     П.И. Чайковского «Весна»  Апрель. “Подснежник”

    - Какими красками вы передали бы настроение, вызванное музыкой, если были бы художником?

    -Менялась ли музыка в ходе звучания?

    - Что бы вам захотелось бы сделать прослушав эту музыку?

    Предложить детям выразить свои эмоции от этой музыки в красках (Яркие пятна)

    • Итоговая беседа:

    Слушание музыки П.И. Чайковского отрывки из альбома «Времена года».

    - Знакомо ли вам эти произведение?...

    -Что объединяет эти произведения?

    -Кто автор этих произведений?

    -О чем эта музыка?

    -О каком времени года рассказывает эта музыка?...

          - Понравилась ли вам музыка П.И. Чайковского? Почему?

    •  Лето:

    Ритмические движения под чтение стихотворения: « Лето знойное…»

    -Какое настроение бывает летом чаще всего? Почему?

    - Что происходит в природе летом?

    Деревья принарядились в зеленые наряды, в голубом небе плывут пушистые, легкие облачка. Сколько цветов, бабочек, стрекоз – все кружится в веселом, радостном хороводе. Как чудесно летним теплым вечером плыть в лодке по водной глади и слушать нежную песню. Волны мягко касаются лодки, как будто гладят ее

    Слушание музыки П.И.Чайковского “Баркаролла” (июнь).

    -Какие чувства  вызывает эта музыка? .

    Широко и привольно льется чудесная мелодия песни, наполняя душу счастьем и покоем.

    -Какие инструменты помогли услышать эту музыку?

    -Как бы вы назвали это произведение?

    .. Как замечательно назвал П.И. Чайковский эту пьесу - “Баркаролла”. Слово “баркаролла” пришло к нам из Италии, и означает оно “песня в лодке” (барке).

    - Кто автор этой музыки?

     Повторное слушание.

    Предложить детям слепить всё, что хотят связанное с летом.

    • Технология организации бесед:

    Игровые задания:

    1. Логоритмические упражнения (лето)
    2. Загадки, этюд «Полёт листочков» (Осень)
    3. Подбор прилагательных (зима)
    4. Угадай звуки леса. (Весна)

    Творческие задания

    1. Лето – лепка по замыслу
    2. Этюд «Полёт листочков»
    3. Зима- рисунок (фантазии детей)
    4. Весна – рисунок «Яркие пятна» по настроению детей.

    • Диагностика эффективности усвоения программы и содержания данного цикла бесед:
    1. Материал:

                       Иллюстрации с изображением времен года.

    Ход:

    Педагог играет отрывок произведения, ребёнок должен показать картину соответствующую этому времени года.

    1. Материал:

     Бумага, краски.

    Ход:

    Слушая отрывок произведения, ребёнок рисует то, что соответствует настроению музыки.

    1. Ребёнок, слушая музыку, придумывает движения, соответствующие ей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы

    уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их....

    Консультация для педагогов «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»

    Консультация для педагогов  «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»...

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Военно-полевая почта в годы Великой Отечественной войны"

    Беседа "Военно-полевая почта в годы Великой Отечественной войны" направлена на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Основная цель: познакомить детей с работой военно-полевой по...

    "Цикл бесед с детьми старшего дошкольного возраста в летний период"

    В данном материале представлена информация о беседах с детьми в летний период, которую можноиспользоваться педагогам при составлении ежедневного планирования летней оздоровительной работы в детском са...

    Консультация для педагогов «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»

    Педагогическое руководство воспитателя во время подвижных игр  с детьми....

    Открытое городское НОД с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста"Путешествие во времена года"

    Интегрированное коррекционно-развивающее занятие «Путешествие во времена года» Цель –формировать и развивать представления и знания детей о характерных сезонных проявлениях времен года; развивать...

    Цикл бесед с детьми старшего дошкольного возраста для обогащения культурного опыта на тему: «Современные дети – современные профессии».

    Организация образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов, знакомство с современными профессиями: модельер,офицант,флорист....