«Формирование основ музыкальной культуры дошкольников»
консультация по музыке (средняя группа)
Разви«Формирование основ музыкальной культуры дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Формирование основ музыкальной культуры дошкольников»
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная
отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального
искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и
способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о
красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия
(эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений,
желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность.
Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной
деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной
деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических
эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной
культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт
деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее
развитие человека.
Слушанье музыки – целенаправленный процесс восприятия и осознания музыкального
произведения. Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на
всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим
переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.
Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она
выполняет социальную воспитательную функцию. Издавна музыка признавалась
важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.
Современные научные исследования свидетельствуют о
том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее
развитие: формируется эмоциональная
сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и
в жизни. Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на
самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для
последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает
влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и интересы.
Музыкальные шедевры формируют у ребенка представления о красоте, эталоны
красоты, основы эстетического вкуса.
В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются
первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и
искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему
интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной,
эстетической культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая
реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.
При этом весьма существенно, что ценностные ориентации личности можно воспитать
только на восприятии истинных ценностей и постоянных их оценках ребенком.
Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок
привыкает к языку интонации народной, классической музыки, постигает
«интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.
Впервые рассмотрение всего комплекса качеств, связанных с музыкальным развитием
дошкольника через призму понятия «музыкальная культура дошкольника»
предпринято О.П. Радыновой. В ее трактовке музыкальная культура дошкольника –
это «интегративное личностное качество, формирующееся в процессе
систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе
эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального
искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления
интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной
деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания –
эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об
идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное
отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и
Таким образом, формирование основ музыкальной культуры ребенка предполагает
целенаправленную работу:
-По развитию музыкальности ребенка
-По формированию умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности
-По формированию музыкальных интересов, предпосылок вкуса, оценочного
отношения как компонентов музыкального сознания
-По формированию ценностного отношения к музыке.
Перечень произведений для слушанья музыки в средней группе.
- муз. А. Гречанинова- «Колыбельная»
- муз. Л. Шульгина,- «Марш»
- муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока-«Зайчик»
- муз. П. Чайковского-«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»
- муз. П. Чайковского-«Мама»
- «Музыкальный ящик» (из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова)
- муз. С. Рахманинова-«Итальянская полька»
- муз. М. Глинки-«Жаворонок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/09/picture-46226.jpg)
Формирование основ музыкальной культуры дошкольников
"Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Осново...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/14/picture-434040-1397490104.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИМузыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественног...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-915395-1491894940.jpg)
Статья на тему "Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников"
Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/23/picture-1201843-1577124256.jpg)
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Восприятие музыки в разнообразных формах и видах музыкальной деятельности способствует развитию в ребенке творческого начала, образного мышления (неординарность, пластичность, фантазия, ассоциации). В...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-606798-1426157192.jpg)
Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки
Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культу...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/01/picture-1048209-1533110475.jpg)
Консультация для воспитателей "Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки"
Данный материал полезен для музыкальных руководителей и воспитателей....