Рабочая программа 2019-2020
рабочая программа по музыке

Амерханова Гузель Фаритовна

рабочая программа музыкального руководителя образовательной области "Художественно-эстетическое воспитание" раздел "Музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amerhanova_rabochaya_programma_2019-2020.docx187.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Эмблема

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

ул. Чкалова, д. 1, г. Югорск, 628260

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

Тюменская область,

                                  Телефон / факс (834675) 7-79-95

        

                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по образовательной области «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗДЕЛ «МУЗЫКА»

                                                                         Разработал: Амерханова

Гузель            Фаритовна

Музыкальный руководитель

                                                                                    Ф.И.О., должность

 г. Югорск, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Раздел

Страница

I Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цель программы

3

1.1.2.

Задачи

3

1.1.3.

Возрас   Возрастные особенности детей

4

1.1.4.

Индивидуальные особенности контингента воспитанников

5

1.1.5.

Современные образовательные технологии

6

1.1.6.

Срок реализации рабочей программы

6

1.1.7.

Результат реализации рабочей программы

6

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

1.2

Планируемые результаты в части, формируемой участниками образовательных отношений

8

II  Содержательный раздел

2.1.1.

Содержание работы с воспитанниками

9

2.1.2.

Самостоятельная деятельность

19

2.1.3.

Интеграция с другими образовательными областями

19

2.1.4.

Культурно - досуговая деятельность

20

2.1.5.

Особенности взаимодействия с родителями.

20

2.1.6.

Особенности взаимодействия с воспитателями

20

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2.2.1

Описание работы  по приоритетному направлению

23

2.2.2

Краткая характеристика парциальных программ

23

III Организационный раздел

3.1

Условия реализации программы

24

3.2

Учебный план на 2019-2020 год

25

3.3

Материально-техническое оснащение

27

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

3.3.1

Описание материально-технического и методического обеспечения парциальных программ.

29

3.4

Перспективное планирование праздников и развлечений

30

3.5

Педагогическая диагностика

32

Приложение 1. Комплексно-тематическое планирование работы по музыкальному развитию с детьми 3-4лет

46

Приложение 2. Комплексно-тематическое планирование работы по музыкальному развитию с детьми 4-5лет

85

Приложение 3. Комплексно-тематическое планирование работы по музыкальному развитию с детьми 5-6лет

124

Приложение 4. Комплексно-тематическое планирование работы по музыкальному развитию с детьми 6-7лет

162

I Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

 Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду. Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного  детства.

         Программа разработана в соответствии с:

-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013 г. №1155);

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва)

-Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г. «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

-Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)

-Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО- ЮГРА

№112 от 05.02.2014 г. «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования ХМАО-ЮГРЫ»;

-Закон ХМАО-ЮГРЫ «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в ХМАО-ЮГРЕ»;

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является компилятивной и составленной на основе:

Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой/ М.,» Мозаика — синтез» 2014

Парциальная программа «Праздник каждый день» «Ладушки» /И.Каплунова, И.Новоскольцева

Парциальная программа по развитию ритмической пластике для детей 3-7 лет «Ритмическая мозаика» (в контексте ФГОС ДО) /А.Буренина/

1.1.1.Цель программы: создание условий для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, творческой деятельности.

1.1.2.Задачи:

Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений.

  1. Заложить основы гармонического развития:
  • развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир, отделять негативную аудиальную информацию от позитивной, дать представление об энергетическом происхождении звуков, шумов, музыки в природе
  • развитие внимания
  • развитие чувства ритма
  • развитие индивидуальных музыкальных способностей
  1. Приобщить воспитанников к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
  2. Подготовить воспитанников к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах)
  3. Развивать коммуникативные способности.
  4. Познакомить воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров.
  5. Использовать  гармонизирующее  действие музыки на психическое расслабление воспитанника.

В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 3-х до 7-ми лет, учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх, отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. позволяет эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.

            Методические принципы построения программы:

- Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.

- Учет возрастных особенностей воспитанников.

- Гендерный подход  к используемому репертуару.

- Последовательное усложнение поставленных задач.

- Принцип преемственности.

- Принцип положительной оценки.

- Соотношение используемого материала с природным и светским календарем.

- Соотношение с тематическим планированием ООП ДО.

1.1.3.Возрастные особенности детей

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.

        Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов, переходят к культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную  отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию  основ музыкальной культуры.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.  

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.

1.1.4. Индивидуальные особенности контингента воспитанников

Характеристика одаренных детей

- ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- легко повторяет короткие ритмические отрывки.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и относительно нормальном интеллекте.  

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности.

Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благоприятной, на первый взгляд, понимании обращённой речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. У детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают инструкции, элементы и последовательность заданий. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Детям также присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Дети с ОНР отстают в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитием мелкой моторики.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями  употребления   правильно  произносимых звуков в речевом контексте.

        Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, У которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие.

        На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

1.1.5. Современные образовательные технологии

1. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду (технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников).

2.Технология развивающего обучения (образовательная программа ДОУ, развивающая среда ДОУ).

3.Игровая технология (дидактическая игра)

4.Проектная технология

5.ИКТ

6.ТРИЗ

1.1.6. Срок реализации рабочей программы

Рабочая программа состоит из 5 разделов, рассчитана на 4 года обучения:

        1 год – младшая группа с 3 до 4 лет;

        2 год – средняя группа с 4 до 5 лет;

        3 год – старшая группа с 5 до 6 лет;

        4 год – подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.

1.1.7.Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений, сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность), умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности. Эти навыки способствуют развитию предпосылок:

- ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства;

- становления эстетического отношения к окружающему миру;

- формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства;

- сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализации самостоятельной творческой деятельности.

Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», музыкальная деятельность (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.)

Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса

- сохранение здоровья и эмоционального благополучия, обеспечение культурного развития каждого ребенка;

- создание доброжелательной атмосферы, позволяющей растить воспитанников любознательными, добрыми, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

- использование различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

- творческая организация образовательного процесса;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- обеспечение музыкального развития ребенка в ходе воспитания и обучения;

- привлечение семьи к участию в культурной жизни групп детского сада и дошкольной образовательной организации в целом;

- соблюдение принципа преемственности.

Определение результатов освоения программы, а именно развития музыкальности, осуществляется в виде  целевых ориентиров:

- В программе определены уровни развития музыкальности, в которых на основе целевых ориентиров отражаются достижения, приобретённые ребёнком к концу каждого года пребывания в детском саду.

- Процедура отслеживания и оценки результатов развития музыкальности детей проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).

Целевой ориентир:

Инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, способность к воплощению разнообразных замыслов.

Показатели целевого ориентира в развитии музыкальности

                                Критерии оценки

Интерес к музыке и музыкальной деятельности, способность к самостоятельным действиям:

- внимание, проявление интереса (вопросы ребёнка из области музыки);

- самостоятельно начинать и заканчивать движения (реагировать на начало и окончание музыки);

- самостоятельно менять движения на смену контрастных частей в музыке двухчастной формы;

- различать детские музыкальные инструменты по тембровой окраске и называть их.

Высокий уровень-

Проявляет внимание, интерес к музыкальной деятельности, активность, инициативу, самостоятельность.

Средний уровень-

Проявляет интерес к музыкальной деятельности, но малоинициативен, нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, неоднократном повторении.

Низкий уровень-

Не проявляет интереса к музыке, равнодушен, не проявляет самостоятельность.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

1.2 Планируемые результаты в части формируемой участниками образовательных отношений

Парциальная программа

Вид деятельности

Планируемый результат

 «Ладушки»

И. Каплунова, И.Новоскольцева

Совместная со взрослыми

- сформирована эмоциональная отзывчивость на музыку;

-умеет передавать выразительные музыкальные образы;

-воспринимает  и передает в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;

-сформированы двигательные навыки и качества (координация, ловкость и точность движений, пластичность);

-умеет передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;

-проявляет активность, самостоятельность и творчество в разных видах музыкальной деятельности

«Ритмическая мозаика» А.Буренина

Совместная со взрослыми

 - развиты музыкально-творческие способности детей дошкольного возраста средствами ритмопластики; - ребенок осознает ценность занятий ритмопластикой, которая способствует укреплению его физического и психического здоровья;

- у детей сформирована потребность в занятиях ритмопластикой

II.Cодержательный раздел

2.1.1.Содержание работы с воспитанниками

- Соответствие образования (воспитания, развития и обучения) воспитанников требованиям ФГОС ДО;

- Непрерывное основное образование дошкольников может подкрепляться дополнительным образованием;

- Введение новых образовательных технологий;

- Разработка комплекса программно-методического обеспечения образовательного процесса;

- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников;

- Системы и методы педагогической оценки развития ребёнка дошкольного возраста.

Формы проведения ООД:

1.Традиционное

2.Комплексное

3.Интегрированное

4. Доминантное

Структура ООД:

(структура занятий может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)

1. Музыкально – ритмические движения

2. Развитие чувства ритма, музицирование

3. Пальчиковая гимнастика

4. Слушание, импровизация

5. Распевание, пение

6. Пляски, хороводы

7. Игры.

Наглядный и дидактический материал, используемый на ООД:

- качественная аудиозапись музыки

- иллюстрации и репродукции

- малые скульптурные формы

- дидактический материал

- игровые атрибуты

- музыкальные инструменты

- «живые игрушки» (воспитатели или воспитанники, одетые в костюмы)

Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Репертуар -  является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей. Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.

Музыкальное развитие детей 3-4 лет

Слушание (восприятие музыки). На четвертом году жизни интенсивно формируются основы личности ребенка. В этом возрасте у него развиваются такие сложные нравственные чувства, как любовь к близким, доброе отношение к животным, растениям, стремление быть хорошим, добрым. Поэтому он с удовольствием слушает музыку, связанную по содержанию с его родным домом: с образами любимых папы, мамы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, с природным окружением; у ребенка продолжает развиваться музыкальное восприятие. Его внимание становится все более произвольным. Поэтому он может слушать музыкальное произведение (непродолжительное) до конца, т.е. обладает элементарными основами культуры слушания музыки. Уровень восприятия музыки вполне достаточен, чтобы он служил основой для дальнейшего музыкального образования ребенка (обучения, воспитания, развития).

В этом возрасте у малыша уже имеется достаточный объем музыкально-слуховых представлений. Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много музыкальных произведений, что свидетельствует о развитии их музыкальной памяти. Имеющийся музыкальный опыт позволяет им вслушиваться и различать музыку первичных жанров (песня, танец, марш), а также некоторые виды песни (колыбельная и плясовая).

Воспринимая с удовольствием яркий конкретный образ музыкального произведения, большинство детей так же ярко проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Восприятие музыки становится не только более эмоциональным, но и дифференцированным: дети легко различают контрастные регистры, темпы, динамические оттенки музыки, тембры инструментов. Поэтому они легко в непринужденной обстановке осваивают музыкально-дидактические игры и упражнения, доступные их возрасту по содержанию, правилам и длительности. У детей могут успешно развиваться музыкально-сенсорные способности. Таким образом, данный возраст весьма благоприятен для дальнейшего приобщения детей к слушанию доступной им музыки. Однако необходимо помнить, что в этом возрасте произвольность поведения только формируется, музыкальная деятельность детей имеет неустойчивый интерес, поэтому он по-прежнему не может долго слушать музыку и продолжительность ее слушания должна быть четко регламентирована.

Певческая деятельность. На четвертом году у детей наблюдается большой интерес к певческой деятельности. Они имеют большое желание петь знакомые песни, осваивать новые. Овладение речью позволяет большинству детей довольно внятно пропевать слова песни. Подражая взрослым, дети достаточно легко осваивают протяжное звуковедение, могут слитно петь короткие фразы (два-три слова). Не только различают, но и воспроизводят низкие и высокие звуки нефиксированной высоты.

Вместе с тем возможности детей в пении, безусловно, по-прежнему невелики, поскольку голосовые связки находятся в зачаточном состоянии. Певческий голос у ребенка довольно слабый, естественное пение отрывистое (говорком); певческое дыхание очень короткое (часто разрывает фразу на отдельные слова, а слово на слоги); певческая дикция в основном нечеткая и неясная, а у некоторых детей вообще отсутствуют некоторые звуки; певческий диапазон небольшой (ре-ля первой октавы). У детей уже проявляется тип певческого голоса (высокий, средний, низкий), в силу психологических возможностей они не могут следить за чистотой певческой интонации. Поэтому они поют в основном неверно.

Музыкально-ритмическая деятельность. На четвертом году в связи с дальнейшим развитием опорно-двигательного аппарата ребенка и повышением двигательной активности у него отмечаются новые положительные возможности. Движения под музыку становятся довольно координированными. В танцах, играх способен проявлять эмоциональную отзывчивость, адекватную характеру музыки (веселый или грустный), различает контраст в музыке. Может менять движения в связи со сменой разнохарактерной музыки. Выполнять довольно ритмично такие основные движения, как ходьба, бег, а также несложные танцевальные движения. С большим удовольствием в танцах, играх выполняет движения самостоятельно под пение взрослого. С радостью включается в свободные пляски, как правило, выполняя однотипные движения. Проявляет некоторые предпочтения- особенно нравятся игры и танцы с простым конкретным сюжетом, так как в них ребенок способен выполнять игровые роли. Вместе с тем возможности малыша в движениях под музыку остаются небольшими:

-движения выполняются тяжеловато, не может их детализировать и стремится выполнить как бы в общих чертах;

-не следит за осанкой, за положением головы;

-затруднена естественность, непринужденность движений;

-в свободных плясках старается держаться группы детей;

-довольно слаба ориентировка в зале;

-продолжительность игры, танца непродолжительна.

        Игра на детских музыкальных инструментах.

Ребенка все больше привлекает звучание детских музыкальных инструментов и игрушек, так как у него к этому времени довольно хорошо развит тембровый слух. Его привлекает звучание таких детских музыкальных инструментов, как дудочка, барабан, бубен, металлофон, а также различная тембровая окраска самодельных звучащих игрушек.

Ребенок легко различает не только тембровую окраску звучания знакомых инструментов, но и динамику их звучания (тихое и громкое) и особенности темпа (быстрый и медленный); он пытается воспроизводить их, лучше передает быстрый темп.

В этом возрасте можно наблюдать развитие инструментальной импровизации-малыш с удовольствием пытается импровизировать на различных музыкальных инструментах и игрушках. Он с интересом обследует музыкальные инструменты, проявляя большой интерес к их устройству и внешнему виду.

Однако возможности приобщения ребенка к игре на детских музыкальных инструментах, безусловно, по-прежнему невелики- у него небольшой слуховой опыт и недостаточная координация движений руки.

        Задачи педагога по организации музыкального восприятия-слушания-интерпретации:

-воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку;

-организация детского экспериментирования с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;

-активизация слуховой восприимчивости

        Задачи педагога по организации музыкального исполнительства – импровизации- творчества:

-развитие двигательно активных видов музыкальной деятельности- музыкально- ритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах;

-развитие координированности движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах,

-формирование вокально певческих умений в процессе подпевания взрослому;

-стимулирование умений импровизировать и сочинять простейшие музыкально- художественные образы в музыкальных играх и танцах.

        Музыкальное развитие детей 4-5 лет

Слушание (восприятие) музыки. Определённый слуховой опыт позволяет ребенку активно проявлять себя в процессе слушания музыки. Дошкольнику нравится содержание музыкальных произведений, связанное с его жизнедеятельностью в детском саду (а не только в своем доме), так как он способен сопереживать настроению и содержанию музыки, соотносящихся с его собственным опытом. В этом случае ребенок легко устанавливает элементарные связи между знакомыми ему жизненными явлениями и музыкальными образами произведений. Восприятию музыки в этом возрасте продолжает помогать иллюстрация- она играет роль основного материала, без которого дети не могут себе представить описанные в песне события. На пятом году иллюстрация все еще нужна для качественного восприятия характера и содержания музыки.

В этом возрасте дошкольники, как правило, в общем виде улавливают развитие музыкального образа произведения. Ребенок начинает более внимательно вслушиваться в музыку и способен замечать изменения средств музыкальной выразительности, на элементарном уровне может осознавать необходимость этих изменений, что говорит о дальнейшем развитие его музыкального мышления. Появляются первые аргументированные эстетические ощущения музыки и осознанное избирательное отношение к ней. Поскольку словарный запас у детей невелик, при ответах они успешно используют карточки с условно - образным изображением содержания музыки.

В процессе слушания музыки продолжается развитие основных музыкальных способностей, прежде всего таких, как эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовысотный слух и чувство ритма, так как ребенок начинает обращать внимание на мелодию и ритмический рисунок музыкальной ткани произведения. Кроме того, продолжается развитие музыкально- сенсорных способностей детей в процессе овладения музыкально- дидактическими играми и упражнениями.

Поскольку у ребенка пятого года отмечается большой интерес к музыке, он способен запоминать, узнавать, называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшемся развитии музыкальной памяти.

Однако необходимо помнить, что у ребенка 4-5 лет еще продолжается процесс развитие органа слуха. Его барабанная перепонка нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому музыка, исполняемая для детей, не должна быть громкой и продолжительной по звучанию.

Певческая деятельность. У ребенка отмечается большой интерес к пению- любит петь со сверстниками и взрослыми, а также самостоятельно (в основном поет в пределах квинты). Отмечается наличие любимых песен с ярким характером и образами, связанными с жизнедеятельностью в семье, детском саду. Ребенок осознанно использует в пении средства музыкальной выразительности: музыкальные (высота звука, динамические оттенки), немузыкальные (выразительная мимика). Ребенок правильно пропевает мелодии отдельных небольших фраз песни, исполняет контрастные низкие и высокие звуки, а также несложный ритмический рисунок песни. При пении отмечается напевное звуковедение, пропевание небольших фраз песни, не прерывая дыхания. Певческий диапазон в пределах ре - ля первой октавы.

Однако в то же время в этом возрасте певческие возможности остаются по-прежнему небольшими:

-голосовой(певческий) аппарат ребенка не сформирован, связки очень тонкие, дыхание слабое и короткое, поэтому продолжительность пения не должна превышать 5 минут; во время пения ребенку нельзя опускать голову, так как при этом гортань сдавливается, затруднено прохождение воздуха, вследствие чего возникает перенапряжение голосового аппарата;

-дикция у многих детей остается нечеткой, так как у некоторых из них отсутствуют отдельные звуки;

-ребенок не может отследить правильность собственного пения.

Музыкально-ритмическая деятельность. На пятом году продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка, он изменяется внешне, становится более стройным, пропорционально сложенным, в развитие музыкально-ритмических движений у него появляются новые возможности:

-движения под музыку становятся более легкими и ритмичными;

-отдельные действия под музыку выполняются более осознанно, ребенок может менять их самостоятельно в связи с изменением контрастных характера, регистра, ритма, темпа, динамики звучания двух,- трехчастного произведения,

-он способен выполнить довольно сложные движения, построенные на чередование движений рук и ног или на одновременном выполнение движений руками и ногами;

-танцевальные шаги и движения ребенок легко выполняет с правой ноги (после показа и указаний взрослого), повышается качество исполнения движений;

-танец может исполнять самостоятельно (при наличии не более трех движений)

Вместе с тем возможности ребенка в музыкально-ритмической деятельности по-прежнему остаются сравнительно небольшими:

-легкость движений остается относительной;

-синхронность движений в паре, в подгруппе у многих детей вызывает затруднения;

-выразительность движений недостаточна;

-условно-рефлекторные связи при обучении детей музыкально-ритмическим движениям закладываются легко-после двух-четырех повторений со словесным подкреплением, но устойчивость они приобретают лишь после 30 повторений и не всегда отличаются прочностью;

-длительность игры и пляски остается непродолжительной, так как у дошкольника пятого года возбуждение преобладает над торможением.

Игра на детских музыкальных инструментах. В этом возрасте дошкольники лучше, малыши, разбираются в тембровых, звуковысотных, динамических особенностях звучания различных инструментов, могут их сравнивать, выделять из многих других.

Особенно важно то, что они способны воспринимать и воспроизводить простую ритмическую пульсацию, несложный ритмический рисунок. Ребенок с удовольствием импровизирует несложные ритмы марша, плясовой. Ритмические импровизации легче осваиваются им на детских музыкальных инструментах со звуком неопределенной высоты: бубне, барабане, треугольнике, на различных детских музыкальных игрушках, в том числе и самодельных (из баночек, бутылочек, пластмассовых коробочек, эстетически оформленных).

В этом возрасте улучшается координация движений руки, обогащается слуховой опыт, поэтому дошкольник уже способен воспроизводить на одной пластинке металлофона несложные ритмические рисунки.

Однако надо помнить следующее: поскольку в данном возрасте возбуждение продолжает преобладать над торможением, затруднение у детей вызывает начало игры.

        Задачи педагога по организации музыкального восприятия-слушания- интерпретации:

-воспитание культуры слушания у детей, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;

-развитие умений общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки;

-развитие музыкального слуха – интонационного, мелодического, гармонического, ладового;

-освоение детьми элементарной музыкальной грамоты.

        Задачи педагога по организации музыкального исполнительства – импровизации – творчества:

-развитие координации и слуха детей, приобретение детьми певческих навыков;

-освоение детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах;

-образов в играх и драматизациях,

-стимулирование желания детей самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

        Музыкальное развитие детей 5-6 лет

Слушание (восприятие) музыки. В этом возрасте продолжается дальнейшее становление его личности; расширяются знания об окружающей жизни, о сферах общественно полезной деятельности взрослых, несвязанной с обслуживанием детей в детском саду; о природе родного края; о предметном мире, не находящемся в непосредственной близости с ребенком. Ребенок шестого года жизни любит фантазировать, поэтому при слушании музыки, опираясь на имеющийся запас жизненных впечатлений, а также на знакомые ему внемузыкальные компоненты, эмоционально реагирует на нее.

При правильно организованном педагогическом процессе, большинство детей к этому возрасту овладевают культурой слушания. Имея достаточный запас музыкальных впечатлений, они помнят, просят повторить наиболее любимые произведения. Легко различают не только первичные жанры музыки, но и их виды, а также эмоционально – образное содержание музыки. Дошкольники могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамику развития музыкального образа.

Кроме того, интенсивно продолжается развитие эмоционально – сенсорных способностей. Дети могут довольно тонко слышать и различать выразительные отношения музыкальных звуков.

Далее развиваются такие музыкальные способности, как ладовысотный слух. Развитие умственных способностей влияет на дальнейшее развитие музыкального мышления ребенка. Он уже способен к анализу музыкального произведения, его оценке: может сравнивать, обобщать, выделять отдельные музыкальные произведения по какому – либо признаку (жанру, характеру, содержанию т.д.)

Однако необходимо помнить, что имеющиеся у детей этого возраста знания, умения и навыки часто не обладают особой прочностью и даже в какой-либо период могут временно утрачиваться.

Певческая деятельность.  На шестом году жизни, как правило, потребность в пении: он способен петь гораздо более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни, владеет разнообразным по тематике репертуаром. В этом возрасте следует отметить следующие положительные особенности пения детей:

-голос стал более звонким;

-более дифференцированно выделяются дети с высокими или низкими голосами, для большинства характерен диапазон в пределах ре-си первой октавы,

-налаживается вокально-слуховая координация, дети начинают осознанно следить за правильностью и точностью певческой интонации, начинают пользоваться самоконтролем, исправлять неточности своего пения (но лучше слышат пение другого ребенка);

-могут петь не только выразительно напевно, но и отрывисто, если это необходимо для передачи выразительности музыкальных образов и настроений, переданных в песне;

-могут петь на одном дыхании фразы песни;

-певческая дикция у большинства детей правильная,

-совместное пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.

В то же время голос у детей остается достаточно хрупким, продолжается формирование вокальных связок. Поэтому педагог должен помнить об охране детского голоса.

Музыкально-ритмическая деятельность. На шестом году жизни продолжается дальнейшее физическое, психическое, а также музыкальное развитие ребенка. У него формируются осанка, движения становятся более свободными и выразительными, а в сюжетных играх, танцах - более осмысленными и управляемыми, более слаженными и уверенными. С окончанием движений, выполненных под одну часть музыки, дети осознанно могут переходить к выполнению другого движения под следующую часть. Ребенок может и желает овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующие ритмичности их исполнения. Дети этого возраста имеют достаточный запас игровых танцевальных умений, для них характерно большое желание участвовать в играх, танцах, упражнениях, этюдах. Они свободно ориентируются в пространстве помещения, в достаточной мере легко выполняют основные движения.

Большинство детей с удовольствие включаются в игровые творческие ситуации, в свободные пляски, любят придумывать свои танцы, главным образом на основе знакомых движений.

Игра на детских музыкальных инструментах. На шестом году жизни движения детей становятся все более координированными, поведение более осмысленным и управляемым самим ребенком. Продолжают развиваться основные музыкальные способности: ритмическое чувство и мелодический слух. Все это во многом объясняет большое желание детей заниматься игрой на детских музыкальных инструментах. В элементарных импровизациях наибольших успехов дошкольники добиваются в использовании таких средств музыкальной выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая окраска звука. Мелодическая линия музыкальной ткани привлекает детей, но передача ее удается им лишь пока в свободной интонации. При обучении игре на металлофоне дети легко осваивают игру только на двух пластинках, не соседствующих друг с другом. Это объясняется недостаточностью развития микрокоординации движения руки.

В этом возрасте у дошкольников проявляется чувство ансамбля, прежде всего ритмического.

        Задачи педагога по организации музыкального восприятия – слушания - интерпретации:

-обогащение слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке;

-накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов;

-обучение детей анализу, сравнению сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности;

-развитие умений творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

        Задачи педагога по организации музыкального исполнительства – импровизации - творчества:

-развитие умений чистого интонирования в пении а капелла;

-освоение навыков ритмического многоголосия посредством игрового музицирования;

-стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочинению танцев, игр, оркестровок;

-развитие умений сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.

        Музыкальное развитие детей 6-7 лет

Слушание (восприятие музыки). На седьмом году жизни ребенок имеет более широкий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, т.е. обладает большими возможностями для слушания довольно сложных музыкальных произведений. К этому времени у него имеется значительный запас музыкальных впечатлений, он знает некоторых композиторов. Ребенок избирательно относится к музыке, мотивируя свой выбор.

В этом возрасте дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствуя их форму, вслушиваются в интонационные ходы и ритмические особенности, довольно тонко слышат и осознают характер музыки, комплекс средств музыкальной выразительности, поскольку у большинства из них к этому времени интенсивно развиваются такие способности, как музыкальное воображение и мышление. Поэтому ребенок также способен давать анализ музыкального произведения, сравнивать, выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка и речи.

Успешность ребенка в данном виде музыкальной деятельности объясняется тем, что к этому возрасту достаточно развит психологический механизм восприятия музыки:

-эмоциональная отзывчивость на музыку;

-развитый музыкальный слух,

-память;

-музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального восприятия;

-способен к творчеству.

Кроме того, при системном подходе к педагогическому процессу музыкального образования у большинства детей прекрасно развиты музыкально-сенсорные способности, так как к этому времени совершенствуется работа анализаторов (слух). Это объясняется, с одной стороны, улучшением работы мозговых центров, а с другой – постоянным упражнением органов слуха, прежде всего в процессе тренировки их вовремя музыкально-дидактических игр и упражнений, а также во время восприятия музыкальных произведений.

Певческая деятельность. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность его нервной системы. Он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом, хотя вокальные связки еще окончательно не сформированы. Дети поют негромко, но напевно и звонко.

Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы: до первой октавы – до второй октавы, хотя по- прежнему выделяются дети с высокими или низкими голосами.

Большинство детей имеют значительный запас песен, выделяют любимые. Они могут осознанно осваивать различный по тематике и более яркий по средствам выразительности песенный материал. При собранности внимания все дети могут чисто интонировать, однако при малейшем отвлечение некоторые из них поют мелодию неверно. Ритмический и динамический ансамбль, как правило, отличается слаженностью и не вызывает затруднений. Ребята могут петь подолгу, однако это не всегда желательно. Взрослым необходимо помнить об охране детского голоса.

Музыкально-ритмическая деятельность. На седьмом году жизни происходит дальнейшее физическое и психическое развитие ребенка: внимание его становится более сконцентрированным, развивается воображение и мышление, он свободно ориентируется в пространстве. В этом возрасте дети достигают кульминации развития движений, в том числе и под музыку,- они становятся легкими, изящными и пластичными. У дошкольников резко возрастает способность к овладению довольно сложными по координации и темпу исполнения движениями, которые могут исполняться ими ритмично и грациозно.

В движениях под музыку дети легко ориентируются на композицию игры, на форму исполняемого танца, на характер музыки, а также пластично передают не только изобразительные, но и выразительные особенности музыки. Это возможно за счет развития музыкальных способностей, прежде всего чувства ритма и эмоциональной отзывчивости на музыку.

На седьмом году жизни у детей уже имеется большой объем музыкальных и двигательных навыков и происходит их дальнейшее закрепление.

Некоторые ребята без напоминания со стороны взрослого стремятся самостоятельно осваивать новые движения, добиваясь качественного их исполнения, принципиально оценивают качество, как своего исполнения, так и движений сверстников.

В играх, танцах дети прекрасно владеют чувством партнера, стремятся согласованно двигаться в паре, хороводе.

Ребенок инициативен и активен как в музыкально - игровом, так и в танцевальном творчестве. Дети могут подгруппой придумывать новый танец (в основном из знакомых движений), а также с удовольствием импровизируют в свободных плясках.

Игра на музыкальных инструментах. Дети с желанием участвуют в выступлениях оркестра, могут самостоятельно (с косвенной помощью взрослого) рассуждать о последовательности включения в исполнение различных групп инструментов. Они легко разбираются в мелодических и ритмических особенностях простых по музыкальной ткани пьес.

Ребенок может проявлять завидное усердие при освоении музыкального произведения. Большое удовольствие он получает от выразительной слаженной игры в оркестре.

Дошкольник также с удовольствием импровизирует на знакомых инструментах, вслушивается в мелодии, однако подбирать на слух знакомые мелодии могут лишь отдельные, музыкально одаренные дети.

За неимением детских музыкальных инструментов ребята могут исполнять довольно сложные ритмические рисунки на ударных инструментах. На ритмических самодельных игрушках; могут достаточно тонко вслушиваться в музыкально – ритмические, мелодические особенности музыкального произведения, тем самым далее успешно развивая свои музыкальные способности.

        Задачи педагога по организации музыкального восприятия – слушания - интерпретации:

-обогащение слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке;

-накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов;

-обучение детей анализу, сравнению сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности;

-развитие умений творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

        Задачи педагога по организации музыкального исполнительства – импровизации - творчества:

-развитие умений чистого интонирования в пении а капелла;

-освоение навыков ритмического многоголосия посредством игрового музицирования;

-стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочинению танцев, игр, оркестровок;

-развитие умений сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.

        Национально – региональный компонент

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательное и коррекционно-развивающее обучение позволяет решать следующие задачи:

• воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях толерантность в полинациональном обществе.

• побуждать детей к изучению истории ХМАО-ЮГРА и настоящего родного края.

• способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства ХМАО-ЮГРА.

• активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через фольклорные праздники, занятия.

• сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности

В детском саду национально-региональный компонент   пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов ханты и манси, народном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения.

Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. В ООД «Музыкальная деятельность» дети знакомятся с разными жанрами народного творчества (сказки, песенки, хороводы, пословицы, игры), что находит отражение в перспективном планирование. Через показ презентаций проходит знакомство с культурой народов ханты и манси. Проводятся фольклорные праздники и развлечения, которые отражены в перспективном планировании.

2.1.2.  Самостоятельная деятельность

- Предоставлять детям возможность самостоятельно слушать музыку, играть в разнообразные игры.

- Развивать умение импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок.

- Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками.

- Способствовать желанию детей выступать перед родителями и сверстниками.

2.1.3 Интеграция с другими образовательными областями

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

  1. Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
  2. Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками;
  3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. 

Образовательная область

«Познавательное развитие»

  1. Расширение музыкального кругозора детей;
  2. Сенсорное развитие;
  3. Формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

Образовательная область

«Речевое развитие» 

  1. Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений;
  2. Практическое овладение детьми нормами речи;
  3. Обогащение «образного словаря» 

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

  1. Развитие детского творчества;
  2. Приобщение к различным видам искусства;
  3. Использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров;
  4. Закрепления результатов восприятия музыки.
  5. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Образовательная область

«Физическое развитие»

  1. Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической деятельности; Использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности;
  2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  3. Формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации. 

2.1.4. Культурно-досуговая деятельность

- Проводить ежемесячно развлечения различной тематики: показ театрализованных представлений, вечера слушания музыки, просмотр музыкальных сказок, концертов, организованных взрослыми, музыкально-игровые программы соответствующие календарным временам года стремиться, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного. Приобщать детей к праздничной культуре своей страны: отмечать государственные праздники.

- Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формированию дружелюбия к сверстникам и взрослым.

2.1.5 Особенности взаимодействия с родителями.

-Изучение семьи и условий семейного воспитания,

-Пропаганда музыкального развития детей среди родителей,

-Активизация и коррекция музыкального развития в семье.

-Дифференцированная и индивидуальная работа с семьёй.

-Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

Формы  взаимодействия с родителями

-Тестирование и анкетирование родителей и их детей.

-Педагогические консультации, доклады, лекции по вопросам музыкального развития ребёнка в семье, которые реализуются на родительских собраниях.

-Практические занятия в детском саду по ознакомлению с методами и приёмами музыкального развития детей.

-Круглые родительские столы.

-Совместные праздники, утренники детей и взрослых.

-Создание творческих групп родителей по организации для детей утренников, праздников, игр, развлечений.

- «Родительский день» индивидуальные консультации для родителей.

-Введение традиций

-Создание домашней фонотеки

2.1.6. Особенности взаимодействия с воспитателями

Режимные моменты

Совместная деятельность педагогов с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная

деятельность с семьёй

Формы организации деятельности детей

Групповые, подгрупповые,

индивидуальные

Групповые, подгрупповые,

индивидуальные

Индивидуальные,

подгрупповые

Групповые, подгрупповые,             индивидуальные

- утренняя гимнастика;

- ООД;

-культурно-гигиеническая деятельность;

- ООД других образовательных областей;

- во время прогулки;

- в сюжетно-ролевых играх;

- дневной сон.

Использование музыки:

- во время праздников и развлечений;

- в музыкально-театрализованной деятельности;

- при слушании музыки, сказок и т.д.

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе:

Подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов, ТСО, музыкально-дидактические игры.

Консультации для родителей:

- родительские собрания;

- индивидуальные беседы;

- совместное проведение праздников и развлечений;

- открытые просмотры ООД;

- создание средств наглядно-педагогического просвещения и т.д.

 

        Особенности взаимодействия с воспитателями

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду,- следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса. Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей. Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель.

Взаимосвязь музыкального руководителя с коллегами

                                              

Часть, Формируемая участниками образовательных отношений

2.2.1 Описание работы по приоритетному направлению

Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, ориентирована на: - оказание помощи семье в воспитании детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья; - специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; - выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; - сложившиеся традиции образовательной организации.

В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, приоритетными направлениями в работе МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Гусельки» в области «Художественно-эстетического развития» считаем:

-музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов) (Парциальная программа «Ладушки» И.М. Каплунова);

-движение под музыку – универсальное средство целостного развития личности ребёнка, способствующей укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию тела и духа (Парциальная программа по ритмической пластике детей «Ритмическая мозаика» А.И Буренина)

2.2.2 Краткая характеристика парциальных программ.

п/п

Наименование

программы

Цель

Задачи

Краткое содержание

программы

1.

«Ладушки» И.М. Каплунова

Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

3. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.

4.Развивать коммуникативные способности.

5. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

6. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.

 Программа отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности, строится на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности. Программа «Ладушки» - личностно ориентированная программа, разработанная адекватно возрастным возможностям детей.

2.

«Ритмическая мозаика» А.Буренина

Формирование разнообразных умений, способностей, качеств личности средствами музыкально-ритмических движений.

1. Развитие музыкальности.

2. Развитие двигательных качеств и умений.

3. Развитие творческих способностей.

4. Развитие и тренировка психических процессо в: развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов.

 5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств.

Приобретая опыт пластической  импровизации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого.

III.Организационный раздел

3.1. Условия реализации программы:

1.Создание предметно-развивающей среды:

-обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;

   -предоставляет возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых и возможность уединения;

-способствует реализации образовательной программы;

-строится с учетом национально-культурных и климатических условий;

-должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

2.Программа по музыкальному образованию, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение ООД 2 раза в неделю в каждой возрастной группе.

Возраст ребенка

Группа

Общее количество занятий

Количество занятий в неделю

Продолжительность ООД

От 3-х до 4-х

младшая

64

2

15 минут

от 4-х до 5-ти

средняя

64

2

20  минут

от 5-ти до 6-ти

старшая

64

2

25  минут

от 6-ти до 7-ти

подготовительная

64

2

30  минут

3.2.Учебный план на 2019-2020 год

Расписание занятий музыкального руководителя на 2019-2020 учебный год

Группа

день

недели

Младшая группа

№ 4

Младшая группа

№ 7

Средняя

группа№ 1

Старшая

группа№ 3

Старшая

группа№ 6

Подготовительная

группа№ 2

Подготовительная

группа

№ 5

Понедельник

09.00-09.30

музыка

09.40-10.10

музыка

Вторник

08.40-08.55

музыка

09.05-09.20

музыка

15.45-16.10

музыка

Среда

09.10-09.30

музыка

15.45-16.10

музыка

16.25-16.55

музыка

Четверг

08.40-08.55

музыка

10.10-10.35

музыка

16.25-16.55

музыка

Пятница

08.40-08.45

музыка

09.10-09.30

музыка

10.10-10.35

музыка

3.3.  Материально-техническое оснащение музыкального зала

Методическая литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения

до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

3. И.Каплунова «Наш веселый оркестр». Методическое пособие с аудио и видео приложениями, 2 ч. СПб, 2013г.

4. И.Каплунова «Ансамбль ложкарей». Методическое пособие с аудио-приложением СПб, 2015г.

5. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» младшая группа. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением, изд. «Композитор» СПб, 2008г.

6. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» средняя группа. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением, изд. «Композитор» СПб, 2008г.

7. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» подготовительная группа. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением, изд. «Композитор» СПб, 2008г.

8. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм».

9. Каплунова И.М. и Новоскольцева И.А., «Ладушки. Программа по музыкальному

воспитанию детей дошкольного возраста»;

10. Тютюнникова Т.Э «Бим, бам, бом» Учебно-методическое пособие, изд. ЛОИРО, СПб, 2003г.

11. «Танцевально – игровая деятельность» – сборники «КУ-КО-ША».

12. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.

13. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5 – 6 лет / авт. -сост. С.И.

Бекина и др. – М., 1983.

14. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 6 – 7 лет / авт. -сост. С.И.

Бекина и др. – М., 1984.

15. Музыка в детском саду. Первая младшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина

Н.А. и др. – М., 1990.

16. Музыка в детском саду. Вторая младшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина

Н.А. и др. – М., 1989.

17. Музыка в детском саду. Средняя группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н.А. и

др. – М., 1987.

18. Музыка в детском саду. Старшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н.А. и

др. – М., 1986.

19. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

– М., 1990.

20. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

21. Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя

детского сада. – М., 1991.

22. Сауко Т., Буренина А. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2 – 3

лет. Топ – хлоп, малыши! - СПб, 2001.

23. Справочник музыкального руководителя» № 2 – 2012г., ЗАО «МЦФЭР», М., - 2012г.

24. А.И. Буренина, М.И. Родина «Кукляндия», СПб Муз. палитра 2008 г;

25. Музыкальный руководитель. Иллюстрированный методический журнал для

музыкальных руководителей. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».

Журнал издается с 2004 года;

26. Музыкальная палитра. Методический журнал для музыкальных руководителей. ООО

Редакция журнала «Музыкальная палитра». Научно-методическая поддержка:

Ленинградский областной институт развития образования (ЛОИРО).

Разделы образовательной области

Материалы, оборудование

Учебно-наглядные пособия

Информационные и технические средства обучения

  1. Музыкально- ритмические упражнения;
  2. Игра на музыкальных инструментах;
  3. Слушание музыки;
  4. Распевание, пение;
  5. Музыкально- игровое и танцевальное творчество.

Стулья по росту детей; Проектор;

Экран;

Музыкальный центр; Ноутбук;

Детские музыкальные инструменты: бубен, погремушка, колокольчики, ложки деревянные, барабан, дудочка;

Игрушки из разного материала: куклы, ежик, мишка, зайка, лиса, Дед Мороз, Снегурочка, гном и т.д.;

Флажки;

Платочки и платки разного размера; Листочки;

Султанчики; Искусственные цветы;

Маски животных, птиц, овощей и т.д.; Декорации напольные и настенные: деревья, цветы, облака, бабочки, рябина и т.д.; Ширма трехсекционная для организации музыкальных игр- драматизаций;  Различные виды театров: пальчиковый, би-

ба-бо; Мольберт;

Плоскостной театр- конструктор (деревянные модели персонажей и декорации сказки);

Шумовые инструменты (на выбор).

Иллюстрации: «Осень»,

«Зима», «Лето», «Весна»

«Животные зимой»,

«Животные весной»; Иллюстрации к песням; Дидактические игры: «Птица и птенчики» и т.д.

Картотека аудиозаписей; Нотные сборники и музыкальные словари (в соответствии с рекомендуемым репертуаром по каждой возрастной группе); Литература, содержащая сценарии детских утренников, праздников, музыкальных досугов и развлечений в каждой возрастной группе; Материалы для работы с родителями;

Папки-передвижки.

Электронное пианино

«Сassio»,

Проектор; Экран;

Музыкальный центр; Ноутбук;

ДВД;

Диски с записями музыкальных произведений.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

3.3. Описание материально-технического и методического обеспечения парциальных программ.

Парциальная программа

Материально-техническое обеспечение

Методическое обеспечение

 «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева

Комплект  компакт-дисков – 12 шт.

Набор ритмических карточек

СД и ДВД  диски-3 шт.

СД и ДВД диски -2 шт.

Программа «Ладушки»

Конспекты музыкальных занятий «Праздник каждый день» И.Новоскольцева, И.Каплунова

Методическое пособие «Наш веселый оркестр»

Методическое пособие «Ансамбль ложкарей»

«Ритмическая мозаика»

А.И. Буренина

СD –проигрыватель Проекционный экран Музыкальный фонд

СД диски.

Ленточки, султанчики, платочки, цветы, флажки и т.д. по количеству детей.

А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей.

«Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Тютюнникова

Набор детских музыкальных инструментов, необходимых для данной программы

Методическое пособие «Бим, бам, бом»

Методические материалы с курсов повышения квалификации по программе Т.Э.Тютюнниковой.

3.4. Перспективное планирование праздников и развлечений

музыкального руководителя Амерхановой Г.Ф.

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

на 2019-2020 учебный год.

Месяц

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с узкими специалистами

Сентябрь

Праздник День Знаний

«Веселые старты»

1. Мастер – класс «Театр – взрослых» - актерское мастерство

1.Информационный  лист

«Внешний вид детей на музыкальных занятиях»

Консультация по проведению праздника День Знаний

Октябрь

Праздник осени

«Осенний лес» млд.гр

«Осень пришла» сред. гр

«Осень милая, шурши» стар.гр

«Осенний бал» подг. гр.

  1. Консультация

«Роль ведущего на празднике»

2.День дошкольного работника

Родительская встреча Мастер-класс «Вот как мы играем, танцуем и поем»

Консультация по проведению праздника "День дошкольного работника"

Ноябрь

Праздник День матери «Мамин день» стр. подг. гр.

1.Консультативный блок «Музыкальная предметно-развивающая среда в доу»

Анкетирование родителей "Праздник дома и в саду"

Декабрь

1. Новогоднее представление «Здравствуй, праздник, Новый год!» (все группы)

1.Тематическое занятие «Край родной навек любимый!»

2.Консультация «Музыка вне занятий»

3. Конкурс «Овация»

Косультация "Патриотическое воспитание детей в семье".

Викторина "Я живу в России"

Консультация по проведению праздника

«Новый год»

 Январь

Театрализованное представление "Новогодние приключения Ниф-Нифа, Наф-нафа и Нуф-нуфа"

 

1.Консультация «Правила кукловождения»

Выпуск информационных. буклетов «Музыкальные инструменты из подручного материала»

Консультация учителя-логопеда "Коррекция нарушения речи дошкольников"

Февраль

 Праздник «Февромарт»

(Все группы)

 Игропрактикум «Музыкальная викторина»

Развлечение «Будем в армии служить!» муз. рук-ль инструктор по ФИЗО

Праздник «Февромарт»

Март

1.Праздник 8 марта «Поздравляем с Женским днем!» (все группы)

2.Развлечение «Масленица»

Подготовка к празднику «Весна» (обсуждение сценария, разучивание ролей, изготовление атрибутов, и.т.д.)

Консультация "Лекарство, которое слушают"

Апрель

1.Развлечение «Пришла весна!» мл. ср. гр,

2  2. Развлечение "Веснянка"

   Старш, подг. группы.

  1. Консультация «Музыка вне занятий»

Развлечение «Мама, папа, я - здоровая семья» муз. рук-ль, инструктор по физ. воспитанию

Развлечение «Мама, папа, я - здоровая семья» муз. рук-ль, инструктор по физ. воспитанию

Май

Праздник 9 мая «Не забудем их подвиг великий!»

Выпускной бал «До свидания, детский сад!»

Подготовка и проведение праздника 9 Мая, выпускной бал.

Подготовка к празднику 9 Мая совместно с инструктором по ФИЗО

Разучивание репертуара к празднику

3.5. Педагогическая диагностика

Педагогическая  диагностика в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкальное развитие

в младшей группе «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки» в 2019-2020 уч. г.

Музыкальный руководитель: Амерханова Гузель Фаритовна

п/п

Ф.И. ребёнка

Развитие слухового восприятия музыки

Музыкально-ритмические движения

Итог

Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения

Знакомство с музыкальными инструментами

Уметь выразительно двигаться под  музыку

Баллы

Уровни

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

2.

Педагогическая  диагностика в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкальное развитие

в средней группе «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки» в 2017-2018 уч. г.

Музыкальный руководитель: Амерханова Гузель Фаритовна

п/п

Ф.И. ребёнка

Развитие слухового восприятия музыки

Музыкально-ритмические движения

Развитие чувства ритма

Пение

Музыкальное творчество

Итог

Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения

Представление о различных  музыкальных  инструментах, их звучании.

Умение различать звуки музыкальных инструментов и звуки природы

Называть композиторов и их произведения

Исполнение упражнений по показу взрослого

Исполнение ритмических  упражнений по показу взрослого

Развитие звуковысотного  слуха

Умение импровизировать в пении, движении, жестах и мимике.

Баллы

Уровни

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Педагогическая диагностика в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкальное развитие в старшей группе №6  «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки» в 2019-2020 уч. г.

Музыкальный руководитель: Амерханова Гузель Фаритовна

п/п

Ф.И. ребёнка

Развитие слухового восприятия музыки

Музыкально-ритмические движения

Развитие чувства ритма

Пение

Музыкальное творчество

Итог

Представление о полифоническом звучании, оркестре, хоре.

Представление о различных  музыкальных  инструментах, их звучании. Знание о вокальной  и инструментальной музыке

Представление  о музыкальном творчестве народов севера (ХМАО-Югры).

Называть композиторов и их произведения

Умение  изменять движения в соответствии с изменением темпа и ритма музыки.

Точное исполнение ритмических композиций. Желание импровизировать и самостоятельно сочинять ритмический рисунок.

Совершенствовать чувство ритма и звуковысотный слух, навыки интонирования.

Умение импровизировать в пении, движении, жестах и мимике. Умение эмоционально - эстетически трактовать образ.

Баллы

Уровни

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

2.

Педагогическая диагностика в образовательной области «Художественно-эстетическое  развитие» музыкальное развитие

в подготовительной группе «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки» в 2017-2018   уч. г.

Музыкальный руководитель: Амерханова Гузель Фаритовна

п/п

Ф.И. ребёнка

Развитие слухового восприятия музыки

Музыкально-ритмические движения

Развитие чувства ритма

Пение

Музыкальное творчество

Итог

Представление о полифоническом звучании, оркестре, хоре.

Представление о различных  музыкальных  инструментах, их звучании. Знание о вокальной  и инструментальной музыке

Представление  о музыкальном творчестве народов севера (ХМАО-Югры).

Называть композиторов и их произведения

Умение  изменять движения в соответствии с изменением темпа и ритма музыки.

Точное исполнение ритмических композиций. Желание импровизировать и самостоятельно сочинять ритмический рисунок.

Совершенствовать чувство ритма и звуковысотный слух, навыки интонирования.

Умение импровизировать в пении, движении, жестах и мимике. Умение эмоционально - эстетически трактовать образ.

Баллы

Уровни

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

2.

Педагогическая диагностика

уровня музыкального развития ребёнка

Музыкальное развитие детей отслеживается и оценивается по всем пяти видам музыкальной деятельности, заполняется таблица.

Цель: выявление уровня музыкального развития ребёнка (начало года, конец года, динамика развития).

Критерии оценки

музыкального развития ребёнка

Параметры

1 – 1,2 балла   (низкий уровень)

       1,3 – 2,3 балла   (средний уровень)

       2,4 – 3,4 балла   (высокий уровень)

 3,5 – 4 балла

  (оптимальный уровень)

Развитие слухового восприятия музыки

Практическое

несоответствие уровню нормы.  Интерес к музыке, как правило, отсутствует. Наличие любой помощи со стороны взрослых чаще всего не даёт положительных результатов. Музыкальная память посредственна.

Ребёнок имеет положительный интерес к музыке, умеет охарактеризовать её при помощи наводящих вопросов. Испытывает затруднения при определении жанров музыкальных произведений.

Яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам. Умеет самостоятельно охарактеризовать муз. произведение. Правильно даёт жанровую характеристику музыки.

Яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам. Умеет самостоятельно охарактеризовать муз. произведение. Правильно даёт жанровую характеристику музыки.

Пение

Неустойчивая музыкальная память, пение по настроению, неточное интонирование, не-правильное дыхание и фразировка.

Ребёнок обладает весьма посредственной музыкальной памятью. При помощи взрослого может определить отношения  музыкальных звуков по высоте, длительности, динамике. Не всегда верно передаёт мелодию, затрудняется в исполнении с изменением темпа.

Не испытывает затруднений при определении звуков по высоте, длительности, динамике, тембру; а также может и желает солировать, придумывать мелодию. Отличается хорошей муз.памятью, отчётливо произносит слова, верно передаёт мелодию, поёт выразительно, без напряжения.

Легко и быстро  определяет звуки по высоте, длительности, динамике, тембру; а также солирует, придумывает мелодию. Отличается хорошей муз.памятью, отчётливо произносит слова, верно передаёт мелодию, поёт выразительно, без напряжения.

Музыкально- ритмические движения

Запаздывает в движениях или ускоряет переход от одного движения к последующему (перескакивание, торопливость, заторможенность). Плохо ориентируется в пространстве при перестроениях.

 Испытывает затруднения в двигательной реакции при смене муз. фраз (в 2-х, 3х -частной форме). Выполняет упражнения только по указанию взрослого или ориентируясь на выполнение задания другими детьми.

Высокая пластичность, хорошая координация движений. Умение самостоятельно изменять движения в соответствии с изменением темпа и ритма музыки. Ребёнок.отличается творческой активностью, умеет импровизировать.

Высокая пластичность, хорошая координация движений. Умение самостоятельно изменять движения в соответствии с изменением темпа и ритма музыки. Ребёнок.отличается творческой активностью, умеет импровизировать.

Чувство ритма

Пониженное вни-мание, затруднение в выполнении ритмических упражнений. Удаётся

выполнение простейших ритмических рисунков (3-4 звука).

Исполнение ритмических упражнений по показу взрослого (5-6). Испытывает затруднение в самостоятельном определении ритмического рисунка музыкального произведения

Правильное и точное исполнение ритмических композиций. Желание импровизировать и самостоятельно сочинять ритмический рисунок.

Правильное и точное исполнение ритмических композиций. Постоянное желание импровизировать и самостоятельно сочинять ритмический рисунок.

Детское муз.творчество

Отличается неустойчивой музыкальной памятью, низкой эмоциональностью, стеснительностью. Редко проявляет желание к творчеству.

Ребёнок имеет желание импровизировать, но затрудняется при создании муз.об-раза и в основном копирует музыкальный образ, созданный другими детьми или взрослыми.

. Яркая отзывчивость на музыку разного характера и умение эмоционально передать музыкальный образ. Желание импровизировать в пении, движении, жестах и мимике.

Яркая отзывчивость на музыку разного характера и умение эмоционально передать музыкальный образ. Желание импровизировать в пении, движении, жестах и мимике.

Критерии оценки музыкального развития ребёнка разработали, опираясь на  диагностику уровня музыкального развития А. И. Бурениной (А.И. Буренина. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб, 1997 и журнал «Обруч», № 4.99) и «Уровневую оценку музыкального развития детей» С.И.Мерзляковой  (журнал «Музыкальный руководитель» № 5.2007).

 Планируемый результат:

  • Слушает музыкальное произведение до конца;
  • Узнает знакомые песни;
  • Различает звуки по высоте (в пределах октавы);
  • Замечает изменения в звучании (тихо-громко);
  • Поет, не отставая и не опережая других;
  • Умеет выполнять танцевальные движения; кружиться в паре, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п);
  • Различает и называет детские музыкальные инструменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2019-2020 год

Рабочая программа 2019-2020 год. Средняя группа...

Рабочая программа 2019-2020 г

1.1. Пояснительная запискаРабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения “Детский ...

Рабочая программа 2019-2020

      Рабочая программа воспитателей группы общеразвивающей направленности для детей 5-7 лет разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования (дал...

рабочая программа 2019-2020

рабочая программа во второй младшей группы...

Рабочая программа 2019-2020

Рабочая программа, разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образованиядля групп общеразвивающей направленности 3 год...

рабочая программа 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022

рабочая программа педагога...