"Я играю на свирели" Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Фирсова Светлана Михайловна

Конкурсное задание "Педагогическая находка" .Освоение игры на свирели в условиях детского сада .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_nahodka.doc256 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ                                       СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА          

«Я ИГРАЮ НА СВИРЕЛИ»

Музыкальный руководитель Фирсова Светлана Михайловна

МАДОУ города Рязани «Центр развития ребенка – Детский сад №158»

2019 год

 

ЦЕЛЬ: Знакомство со старинным народным музыкальным инструментом- свирелью (дудочкой). Освоение первоначальных навыков игры на свирели.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать навыки игры на духовом инструменте - свирели:  правильно держать инструмент, подавать в него воздух, извлекать звуки различной высоты ( до-2, Си, Ля, Соль)
  2. Закреплять знания детей о разнообразии группы духовых народных музыкальных инструментов, их внешнем виде, звучании.
  3. Повышать уровень специальной компетенции дошкольников путем беседы об истории создания музыкальных инструментов.
  4. Развивать умение слаженно играть в оркестре детских музыкальных инструментов.
  5. Развивать музыкально-сенсорные способности (тембровый слух, звуковысотное, ритмическое восприятие).
  6. Развивать вокально-хоровые и певческие навыки: легкость звучания, подвижность голоса, чистоту интонирования, артикуляцию, выразительность и эмоциональность исполнения;
  7. Развивать творческое воображение, поощрять творчество детей в основных видах музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство) в соответствии с ФГОС ДО.

Подготовительная работа:

  1. Беседа о традиционных русских народных инструментах.
  2. Освоение приемов игры на свирели.
  3. Разучивание тематического песенного репертуара, хороводных игр: «Добрый мельник» литовская нар. песня, «Дудочка» сл. П.Синявского, муз. М. Парцхаладзе, «Скворушка» сл. Ивенсон, муз. Т. Попатенко, русская народная потешка-игра «Ворон».
  4. Рассматривание картинок с изображением музыкальных инструментов, репродукций с изображением пастушка.
  5. Создание коллекции детских дудочек, свистулек.
  6. Консультация для воспитателей и родителей о пользе освоения навыков игры на детской свирели в музыкально–оздоровительной  работе с детьми.

Развивающая среда:

  1. Музыкальные инструменты: свистульки, дудочки, свирель.
  2. Фонограмма «Пастуший наигрыш», фонограмма наигрыша свирели, игра «Ворон» № 30 диск 1 программа «Ладушки».
  3. Дидактическое пособие – ритмические карточки «Воробьи», «Поющее дерево».
  4. ИКТ: видеоклип – отрывок из мультфильма «Пастуший рожок и стадо», презентация к песне «Скворушка».
  5. Детские музыкальные инструменты по количеству детей (свирели           Э. Смеловой)
  6. Ноутбук, проектор.

ВХОД

Фонограмма народного наигрыша  входят хороводным шагом цепочкой  через «воротики», которые образуют два ребенка. В конце дети становятся в полукруг .

ПРИВЕТСТВИЕ

Музыкальный руководитель: - Здравствуйте, ребята! (пропевая)

                                              Дети: - Здравствуйте! (поют по трезвучию)

Дети берутся за руки и цепочкой идут садиться на стулья.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, какую нам корзинку оставила осень!

Фонограмма наигрыша свирели.

А звуки-то из корзиночки раздаются! Да какие чудесные, с трелями! Интересно, что же звучит, как думаете?

(Ответы детей)

Верно, это звучала дудочка.

Видно  Осень нам дудочку оставила, чтобы мы сохранили ее до весны, а с первыми лучами весеннего солнышка передали ее и пастушку, и птицам, которые вернутся из теплых стран. Тогда снова  дудочка запоет  на все голоса по всей округе. А пока она нам расскажет о себе.

Присаживайтесь и  послушаем рассказ.

Дети садятся на стульчики.

Дудочка - один из самых древних музыкальных инструментов. А название дали ему от слова – дуть, выдувать воздух.

Как же люди придумали дудочку? А вот как.

Было это … ох, давно. Где текла река,

Дунул тихий ветерок в трубку тростника, (муз.руководитель. изображает   гудящий ветерок)

И услышал Человек звуки те…. В момент

Он подумал: сделаю себе я инструмент!

Срезал он тростинку …. Дырочки  вырезал….

Дунул осторожно…Так и заиграл!

Он играет и сегодня переливы, трель…

А тростиночку назвали люди как?  (СВИРЕЛЬ)

Фонограмма наигрыша свирели.

Свирель (произнести  напевно) – такое красивое название дали дудочке на Руси. Сколько в нем нежности, переливов.

Повторите, пожалуйста - СВИРЕЛЬ

А из чего в старину люди делали дудочки, как думаете? (Ответы детей)

Как же ветка дерева становилась дудочкой? Выбирали крепкую, прямую ветку и удаляли  из нее сердцевину (выжигали или выковыривали), затем под углом срезали край – тот, в который потом дули. Вот дудочка и готова!

Дудочка в  работе помогала.

Кто же не обходился в старину без свирели? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Конечно, помогала она пастухам и их помощникам-детям – пастушкам.

Тяжелый кнут старик – пастух ребенку не давал –

Учил его, чтоб дудочкой он стадо созывал.

А я сейчас вам спою песню о пастушке. Ее написал  композитор Георгий Струве на слова нашего земляка Сергея Есенина .

СЛУШАНИЕ. ПЕСНЯ «ПАСТУХ» сл.С.Есенина, муз.Г. Струве

Дети слушают исполнение педагога.

В каких частях вы услышали звуки, похожие на свирель?

- Правильно: в начале, во вступлении, и в конце – в заключении.

Педагог наигрывает отрывок.

Как  композитор смог изобразить звучание свирели? (Ответ – трелями)

А кто-нибудь может определить, сколько частей в этой песне? (Ответ детей - три)

Правильно: вступление – запев, где поет пастушок  – окончание. А что-нибудь повторяется? (Ответ: вступление и окончание)

Я могу их обозначить такими фигурами:   ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ.

Сейчас я попрошу расположить их так, как звучали части песни. Выкладывает ребенок.

Сейчас самое время нам послушать звучание пастушьего рожка.

ОТРЫВОК из мультфильма «ПАСТУШИЙ РОЖОК и СТАДО»

А ведь звук рожка отличается от свирели. Чем? (ответы детей) Он более резкий, потому что делали его из рога животного и отверстий в нем не было, воздух шел напрямую  или было  всего две–три дырочки.

Самая простая дудка - свистулька.

ПОКАЗ ДЕРЕВЯННОЙ ДУДКИ-СВИСТУЛЬКИ

Чтобы свистулька превратилась в дудочку, человек догадался сделать в ней отверстия (дырочки) и при исполнении закрывать и открывать их пальцами. Звуки получались разной высоты и уже звучал простенький напев.        

Люди стали делать дудки-свистульки не только из дерева. Маленьким деткам больше всего нравились свистульки – вот такие:

ПОКАЗ ГЛИНЯНОЙ СВИСТУЛЬКИ

Из какого природного материала она сделана? (Ответы детей) Верно, из глины. А фигурки из глины можно было слепить разной формы.

Глиняные дудочки – свистульки были любимыми игрушками не только на Руси, но и во всем мире. С каждой ярмарки детки ждали в подарок свистульку – веселушку.

Давайте и мы с вами отправимся вместе с Добрым мельником на ярмарку. Только помогать нам будут современные свирели, сделанные из новых материалов. Из какого же материала сделана ваша свирель? (ответы детей) Прежде, чем возьмем в руки свирели давайте разогреем ладошки и пальцы.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Музыкальный руководитель:  Есть у мельника три сына

                                                      Хороши, пригожи.

Дети (хлопают, проговаривая слова):  «Ой дуда, дуда наша,

                                                                      I     I         I        I      

                                                                 Ой дуда, дуда пастушья

                                                                       I         I          I        I

                                                                 Хороши, пригожи»

                                                                  I        I           I    I

Теперь  пальцы превратятся в клювики:  колечко между 1-2,3,4,5, поочередно постукиваем метроритм каждым пальцем по большому, проговаривая слова.

Музыкальный руководитель:   Свою дудочку берем,  на ярмарку идем! Только правильно берем дудочку: конец правой рукой, а левая у мундштука. Ой, слово я произнесла, которое недавно вы узнали! Кто вспомнит, что это?

Дети: Это верхняя часть свирели, которую берут в рот.

А вот подсказка для вас. На доске вы видите, какую цифру? ( НОЛЬ) Она будет обозначать, что ни одну дырочку мы закрывать не будем, когда будем играть на ней.

Дети выходят в центр зала

«ДОБРЫЙ МЕЛЬНИК» ЛИТОВСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

Запев: Дети, спокойно двигаясь в любом направлении, поют.

Припев: Играют ритмический рисунок, прекращая движение.

Останавливаются у стола с дудочками. Разглядывают.

Воспитатель: Вот сколько товара  тут, сколько разных дудочек!

На экране изображения старинных дудочек-свирелей:  

Дети называют знакомые инструменты: дудочка, свирель, рожок, свистульки.

Произносят название нового инструмента – КУГИКЛЫ (тростинки разного размера, которые соединены тесьмой. 

Можете взять со стола дудочки и свистульки, рассмотреть. Дудочки и свистульки, сделанные из разных материалов и звучат по-разному.

Несколько детей по очереди издают звуки. Сравниваем услышанное.

А дудочки ваши уже заскучали, тоже петь хотят.

РАСПЕВАНИЕ: Правило ты вспоминай:

                              Плечи ты не поднимай!

                              Голову не опускай!

                              Ты животик раздувай,

                              Воздух плавно выдувай!

Дыхательное упражнение: «ШАРИК» – активный  вход через нос с расширением грудной клетки (воздух набираем в живот), плавный  выдох через рот на гласный звук У (выдуваем воздух).

А теперь наш голосок превратится в дудочку:

Пропеваем на одном звуке: - ДУ-ДУ-ДУ

По  трезвучию вниз – вверх: - ДУ-ДУ-ДУ 

РАБОТА НАД РИТМОМ .

Хочу загадать вам ритмические загадки: простучу вам знакомую  попевку, а вы ее отгадайте. Педагог прохлопывает ритм. 

Дети отгадывают - «АНДРЕЙ-ВОРОБЕЙ»

Давайте ее пропоем, как дудочка:

Поют на слог – ДУ.

Затем исполняют попевку  «Андрей – воробей» со словами

Я попрошу нескольких ребят подобрать подходящие ритму попевки карточки. На них изображены большие и маленькие воробышки, которые соответствуют длинным и коротким звуком песенки.  Педагог с детьми оценивает работу.

А теперь наша дудочка споет попевку. Для этого необходимо указательным пальцем левой руки зажать первое отверстие, а на доске у нас появится подсказка – поющее дерево и  цифра один. Вот  воробышек,  которого я посажу  на первую веточку. 

Дети играют под аккомпанемент.

Музыкальный руководитель: Ох, и высоко забрался наш воробей. Пусть на веточку пониже перелетит .

Цифра два укажет сколько дырочек сверху мы закроем.

Дети играют

Музыкальный руководитель:  Как слаженно звучат ваши свирели! Как вы стараетесь! Так меня радуете! Вот какая свирель замечательная, как распевает!

А  ведь в старину так и было:  где свирель или дудочка появлялась, там веселье начиналось!

И сейчас давайте споем песенку про дудочку!  А как же мы будем петь, с каким настроением? (Ответы детей)

ПЕСНЯ «ДУДОЧКА» сл. П.Синявского,  муз. М.Парцхаладзе

Музыкальный руководитель:

Мне интересно, узнаете ли вы, чью песенку сыграет моя дудочка.

Музыкальный руководитель играет на дудочке начало мелодии песни       «Скворушка» Попатенко.

Конечно, это наш «Скворушка».

В наших краях чаще всего мы можем услышать пение соловья и скворца или скворушки, так ласково его называют. А можем ли мы услышать его пение зимой? Почему? (Не можем, потому что это птица перелетная)

Давайте вспомним, какая эта песня по настроению. (Ответы детей. Спокойная, светлая, немного грустная, печальная, потому что скворушка прощается)

Предлагаю исполнить эту песню.

Старайтесь петь протяжно, выразительно, слушайте друг друга. Картинки на экране будут вам напоминать слова (Использование мнемотехники - ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

ПЕСНЯ «СКВОРУШКА ПРОЩАЕТСЯ» сл. Ивенсон, муз.                  Т. ПОПАТЕНКО

Дети исполняют песню.

Ребята, у вас с помощью голоса получилась настоящая осенняя картина! А   главный персонаж картины -  скворушка.  Я хочу, чтобы вы попробовали сыграть песенку скворушки на дудочке. Но только на разные голоса, у каждого должна быть своя песенка.

Для этого правильно возьмите дудочки (левая рука сверху, правой держим конец дудочки).    

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ  ИМПРОВИЗАЦИЯ.

А сейчас попробуем разучить песню скворушки  на трех нотах.

По очереди закрываем  3 дырочки и проговариваем:

-    Скво-руш-ка!

На доске у вас подсказка: цифры 1-2-3  - это номера отверстий на дудочке.

Дети проговаривают слова и одновременно плотно подушечкой  пальца закрывают отверстия. Затем все вместе играют. Педагог следит, чтобы все три отверстия были зажаты.

Те, у кого лучше получается, выходят  играть  ансамблем с аккомпанементом. Все аплодируют юным музыкантам. 

Ребята, вы все такие старательные, внимательные и если песенка скворушки  пока  у кого-то получается – это не беда! Ведь вы только начинаете осваивать игру на этом инструменте.

Фонограмма наигрыша свирели.

Воспитатель прикладывает дудочку к уху: 

Воспитатель:  Ой, а дудочка говорит, что она с нами поиграть хочет!

Музыкальный руководитель: Конечно поиграем с дудочкой- игралочкой !

Поиграем с большим удовольствием! Выходите в круг и выбирайте считалкой ворона!

Дети выстраиваются в круг. Дети проговаривают считалку. Воспитатель ходит внутри круга и выбирает водящего.

Дети и воспитатель:  Я куплю себе дуду, с ней на улицу пойду.

                                     Громче, дудочка, дуди. Мы – играем, ты – води!               

                                     Вот вам дудочка-дуда,  вот вам шапка ворона!

ХОРОВОДНАЯ ИГРА «ВОРОН»

Фонограмма наигрыша свирели.

Музыкальный руководитель: Ребята, дудочка говорит, что нам пора прощаться. Посмотрите-ка, в корзинке появился подарок от нашей гостьи. Здесь раскраска для вас: картинка из сказки «Дудочка и кувшинчик». Это вам за вашу музыкальность и внимание. Ребята, что вам больше всего понравилось сегодня на занятии? А вы помните, для кого нас просила Осень сохранить дудочку-свирель? (Ответы детей) Вот вам корзинка,  всего доброго!

Музыкальный руководитель (поет): До свидания!

Дети: До свидания!

Дети берутся за руки и хороводным шагом выходят из зала.

                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста "Приключения в Лондоне"

Дети продолжают знакомство со столицей Великобритании, закрепляют лексику, речевые образцы по пройденным лексическим темам посредством песен, игр....

Познавательно-исследовательская деятельность. «Овладение огнём – важное открытие древнего человека» Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Развивающее занятие ддля детей старшего дошкольного возраста с элементами практического исследования....

Методическая разработка интегрированной игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста «В поисках Колобка».

Предлагаемый материал был представлен на городской профессиональный конкурс методических разработок  «Деятельность – путь к знанию» в номинации «Физическое развитие дошкольников» по направлению «...

Конспект игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Поле чудес"

В игре закрепляются знания по развитию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста....