Деятельность музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
статья по коррекционной педагогике

Статья представляет собой рассмотрение специфических особенностей работы с детьми, у которых выялены тяжёлые нарушения речи

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Деятельность музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Автор: музыкальный руководитель дошкольного отделения

ГБОУ школы №69

Сухарева Ирина Климовна

По мнению психологов тяжёлые нарушения речи у детей дошкольного возраста являются следствием общей задержки психического развития ребёнка. У этого фактора есть множество причин.

Поэтому при работе с такими детьми так необходима четкая координация работы всех педагогов - участников коррекционно-развивающей работы, в том числе и музыкантов.

Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств у детей. На музыкальных занятиях дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать ее на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Вместе с тем они усваивают несложные музыкальные формы. На занятиях дети слушают специально подобранные музыкальные произведения, поют, танцуют, играют на звучащих инструментах, осваивают подвижные игры с музыкальным сопровождением.

Среди прочих форм музыкальных занятий в нашем ДОУ нашла успешное применение форма музыкально-коррекционного занятия, которое в системе комплексного метода работы с детьми с ЗПР занимает особое место, т. к. объединяет психотерапевтические, музыкально - коррекционные и общевоспитательные задачи. Музыкально-коррекционное занятие - это специальное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Организация движений, слова с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Эти занятия являются своеобразным итогом коррекционно - педагогической и музыкально - воспитательной работы с детьми за определенный период. Занятия проводятся раз в месяц вместо последнего музыкального занятия и преследуют следующие задачи:

закрепить знания детей по некоторым темам;

обогатить словарный запас детей, повысить уровень интеллектуального и речевого развития;

развить музыкальный, звуковысотный, тембровый, динамический слух;

развить пространственную организацию движений у детей;

совершенствовать слуховое внимание, память, мышление;

научить детей мягкой голосоподаче, регуляции силы голоса;

научить детей управлять мышцами лица, рук, туловища и ног;

формировать выразительность движений под музыку, совершенствуя вместе с этим чувство ритма;

научить выражать основные эмоции, умению правильно проявлять свои чувства при помощи мышц лица, пантомимических движений, понимать эмоции окружающих и сопереживать им;

развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.

В основе музыкально-коррекционных занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что позволяет заинтересовать и долгое время концентрировать внимание детей с ЗПР.

Каждое занятие должно приносить ребенку удовольствие и радость, а не вызывать состояние утомления. Именно поэтому занятия проводятся в увлекательной сюжетно - игровой форме с чередованием интенсивных упражнений, требующих большой активности, со спокойными упражнениями и заданиями. Общий сюжет создает игровую ситуацию, развивает интерес и вызывает желание играть, принимать активное участие в занятии. Игровой ситуации способствуют присутствующие на занятиях необходимые атрибуты, костюмы, различные предметы, интересные персонажи. Т. о. при построении музыкально-коррекционных занятий следует учитывать ряд необходимых условий, а именно:

умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;

обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;

учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии;

обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.

Важно отметить, что музыкально-коррекционные занятия проходят на фоне эмоционального подъема. Это обеспечивается тщательным подбором музыкального репертуара и текстов, структурой занятия, умелым его проведением.

Музыкально-коррекционные занятия имеют следующую структуру:

Вводная часть – двигательная разминка, включающая в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега.

Основная часть – состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, музыкально-ритмических движений, развитие психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики, на развитие способности ориентироваться в пространстве, на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности, творческих способностей. Кроме того в основную часть включены упражнения, способствующие оптимизации функции дыхания, развитию певческих навыков, коррекции пения с движениями. Здесь же используется игра на ДМИ, способствующая развитию чувства ансамбля, самостоятельности, тембровому восприятию.

Заключительная часть включает в себя музыкально-ритмическое упражнение, зависящее от двигательной нагрузки основной части и обязательную релаксационную фазу для снятия двигательного и психоэмоционального напряжения в конце занятия.

Все виды музыкальной деятельности, используемые в процессе музыкально-коррекционных занятий, имеют коррекционную направленность. Так, в процессе слушания - восприятия музыки у детей развивается произвольность процесса восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.

В процессе певческой деятельности у детей с ЗПР развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция, развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкости).

Предлагаемые занятия могут быть использованы в качестве развлечений после знакомства с соответствующими темами. Материал занятий музыкальный руководитель вправе взять выборочно, сократив при необходимости, объем занятия с учетом психофизиологических особенностей детей и специфики работы в дошкольном учреждении.

Результативность музыкально-коррекционных занятий наглядно прослеживается на динамике психического развития воспитанников с ЗПР: в формировании у них чувства уверенности в собственных силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы, развитии психических и физических качеств в соответствии с психофизиологическими особенностями и возможностями через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует – музыка воспитывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по логоритмике с детьми среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи). Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!».

Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!». Коррекционно-образовательные цели. Ориентация в ритмических структурах, сравнение и  различение звуков по их длитель...

выступление по теме: "Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

По данной теме я выступала на городском конкурсе "Лучший учитель-логопед" 2018 г.Белово, где стала лауреатом. Этот материал удобен тем, что в тексте уже даны сноски на необходимые слайды в п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...

Здоровьесберегающие технологии в деятельности музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в деятельности музыкального руководителя  с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]. В гостях у Карамельки»

Конспект логопедического занятия  с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]...

Использование массажёров су-джок в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики создаёт максимально-комфортные условия для последую...