выступление по теме: "Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
статья на тему

Захарова Татьяна Анатольевна

По данной теме я выступала на городском конкурсе "Лучший учитель-логопед" 2018 г.Белово, где стала лауреатом. Этот материал удобен тем, что в тексте уже даны сноски на необходимые слайды в презентации. Текст готов для выступления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Слайд 1 титульный

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.

      Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях. И я нашла для себя такой путь. Это применение элементов сенсорной интеграции. Обратимся к понятию сенсорной интеграции.

Слайд 2        Сенсорная интеграция – это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. 

Это взаимодействие всех органов чувств таким образом, чтобы человек мог реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.

Метод сенсорной интеграции был разработан западным психологом, специалистом по детскому развитию Энн Джин Айрес (1923-1988) и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. 

Слайд 3  Энн Джин Айрес (1923-1988) логопед.

Марианна Ильинична Лынская - стью – логопед, психолог, автор М.А.Р. (motive,adaptive,play) метода активации речи, интенсивных сенсорно-интегративных курсов, создатель директор центра семейного досуга и развития «КиндерКвест».

Отечественный логопед Марианна Лынская адаптировала метод сенсорной интеграции к решению речевых задач в работе с неговорящими детьми.

Внедрение элементов сенсорной интеграции  в логопедическую работу связано, прежде всего, с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей  со сложными дефектами развития, которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти. 

Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции - усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией  через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь, свои, речевые задачи.

В 2015 году я стала использовать  элементы сенсорной стимуляции на своих занятиях с детьми с ТНР. Видя положительную динамику в речевом развитии детей, стала применять сенсорные стимулы и в индивидуальной работе с безречевым ребёнком.

Данная методика я использую, как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе с детьми. Провожу  такую работу систематически. Стараюсь, чтобы выбор вида деятельности, стимульный материал соответствовали лексической теме недели.

Слайд 4 фото

Стимульный и речевой материал я использую исходя из следующего положения: на одном занятии проводится стимуляция трёх (или более) видов восприятия. Так на занятии по лексической теме «Фрукты» ребёнок ощупывает лимон, пробует его на вкус и изучает цвет, а также обводит по кругу языком колечки из нарезанного лимона. Материал для проведения занятий приносится, в том числе, и родителями с учётом рекомендаций логопеда. Важно отметить, что в работу включаются все сохранные анализаторы – тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные.

Признаюсь, любимый инструмент в этом деле – игра с сенсорным коробом. Сейчас я расскажу о своей работе по стимуляции каждого вида восприятия, а затем и о работе с коробом. Комплексность, проводимой работы символизирует этот контейнер, который объединит в себе стимульный материал, направленный на развитие 5 основных видов восприятия. Достаю. 

Слайд 5         фото

  1. Первый вид восприятия - слуховое. Высыпаю наполнитель, высоко поднимая.

Стимульный материал, используемый в работе: записи с различными звуками живой и неживой природы, мелодиями, песнями; музыкальные инструменты; детский музыкальный планшет, звучащие игрушки и другие предметы, издающие звук.

Стимульный материал вы можете видеть на фото. Провожу следующие игры и упражнения. «Различай весёлую и грустную музыку», «Тихо и громко», «Угадай, что звучит», «Далеко-близко» и др.

Слайд 6 фото

«Сколько раз ударил барабан?», «Чья песенка?», «Повтори за мной» и т.п.

Во время занятий выразить свои эмоции движениями рук помогает музыкальное сопровождение. Музыкальные фрагменты используются и при проведении релаксации, когда дети под музыку выполняют движения пальчиками в соответствии с ритмом и характером произведения. Под тихую музыку – медленные, под громкую – бойкие.

Важно, чтобы при выполнении игр и упражнений не было принуждения, вся работа строится на интересах ребёнка и зависит от его эмоционального состояния, что соответствует требованиям ФГОС.

Слайд 7 фото

3.Обонятельное и вкусовое восприятие. Вставляю веточки ели и посыпаю орешками.

В работе использую следующий стимульный материал: мешочки с ароматными травами, натуральные овощи, фрукты, продукты, ягоды, цветы и другие растения (в зависимости от лексической темы), сладости для артикуляционной гимнастики.

Задачи по развитию речи достигаются через следующие игры:

Слайд 8 фото  Артикуляционные упражнения со сладостями 

 «Отгадай загадку», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», (Какой?Какая?Какое?), «Фрукт или овощ», сравнивание по вкусу и запаху, игра в «кафе» с отработкой относительных прилагательных, «Назови ласково».

Слайд 9 фото

4.Зрительное восприятие. Устанавливаю светильник

Стимульный материал: калейдоскоп, лупы, зеркала, светящиеся предметы и игрушки, картинки с наложенными, зашумленными изображениями, различные игрушки, наглядный материал и компьютерные презентации по лексическим темам.

Игры и задания: «Составь целое из частей», «Что изменилось?», «Пускаем солнечных зайчиков», «В темноте освещаем предметы фонариком», экспериментирование «Чем ближе источник света, тем его больше и наоборот»,

Слайд 10 фото

1.Тактильное восприятие. Выставляю диких животных леса, тактильные пенёчки, пластиковые цветочки, деревья.

 тактильные пенёчки с поверхностью  из разнообразных материалов, синельная проволока, массажные коврики для ног, массажные мячики, контейнеры с кинетически песком и различными крупами, декоративными камешками, игрушки из различных материалов и по различным лексическим темам и т.д.;

Провожу  следующие речевые игры и упражнения: «Чудесный мешочек», «Узнай предмет по контуру». Игры с тактильными пенёчками: «Найди такой же».

Слайд 11 фото

Выстраивание пирамидки из стаканчиков с одновременным проговариванием слогов.  Все игры на развитие тактильного восприятия помогают мне развивать речь ребёнка.

Так, например, массажные коврики для ног я использую для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.).

Слайд 12 фото

Также развиваю речь во время лепки из теста, пластилина, игр с красками (рисование пальчиками, ладошками) игр с водой, конструирования из синельной проволоки. Играя с детьми в воде, провожу пальчиковую гимнастику “Кораблик”, “Пароход с трубой”, “Рыбка”.

Интересной является и игра с кинетическим песком.

Слайд 13 фото  работа с песком

Она развивает не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.

Слайд 14 фото

Широко используются в работе разнообразные камешки. Дети выкладывают ритмический рисунок слов с разной слоговой структурой, а также звуковые схемы слов из цветных камней, бусинок.

Слайд 15 фото

Как известно, большая часть коррекционной логопедической работы отводится автоматизации поставленного звука. Здесь ребёнку предлагаю следующие инструкции:

- дотрагиваясь до бусины, придумай и назови  слово на данный звук;

- выложи дорожку, картинку… из камешков, 3 слова – 1 камешек.

Слайд 16 фото

И вот готов сенсорный короб для работы по лексической теме: дикие животные леса. Здесь всё можно не только посмотреть, но и потрогать, услышать звуки предметов, поиграть со светом, понюхать, а самое главное – подключить детскую фантазию и создать свою собственную историю или сказку. Для ребёнка – это не занятие, а игра, которая по-настоящему интересует дошкольников, пробуждает в них любознательность, вызывает эмоциональный подъём и активное участие. Логопеду остаётся лишь параллельно решать речевые задачи.

При первом знакомстве с сенсорным коробом, я показываю ребенку, во что и как можно поиграть, обсуждаю с ним разные тактильные ощущения. Обязательно даю ему некоторое время на свободную самостоятельную игру. А затем – предлагаю свои.

Слайд 17 фото

Это следующие речевые игры и упражнения: те, что вы видите на слайде, а также «Решение проблемных задач, связанных со спасением героев», «Драмматизация литературных произведений», «У меня один, а у тебя много»,   «Что лишнее?»,  «Назови ласково», «Родственные слова».

Слайд 18 фото Весёлая рыбалка»: скажи правильно, скажи чистоговорку, определи первый(последний) звук в слове, «Определи какие гласные звуки спрятались в слове», «Посчитай, сколько слогов (звуков) в слове» и т.д.

Игры с «Весёлой рыбалкой», «Что из чего?»,  «Путаница» (на изменение слов в предложении), «Придумай загадку» и др.

 «Слайд 19 фото  

 Игры с перечисленным стимульным материалом по 5 видам восприятия дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.

Слайд 20 Диаграмма

На слайде вы видите сравнительные данные динамики  развития речевых процессов за 2 года: 1 год – работа традиционными методами и 2й год – в сочетании с элементами сенсорной интеграции. Так процент детей с высоким уровнем в 2016 стал выше на 6 процентов, со средним уровнем на 5 %, а с низким – снизился на 7 %.

высокий

средний

низкий

2015

8

25

-33

2016

14

30

-40

В результате применения в моей работе элементов сенсорной интеграции у детей с ТНР:

Повысилась мотивация к речевому общению.

Обогатился словарь.

Быстрее происходило формирование артикуляционных навыков.

Уменьшились  нарушения слоговой структуры слов.

Улучшилась лексическо-грамматическая сторона речи.

Дети стали легче выстраивать диалоги.

Развилась связная речь, дети охотнее проявляют речетворчество.

Дети успешней выполняют задания по мелкой моторике.

Дети стали эмоционально более спокойны и внимательны.

Слайд 21 спасибо за внимание

- Я очень надеюсь, что мой опыт работы будет вам полезен. Хочу поблагодарить вас за внимание.

Список литературы.

1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 – 272с.

2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил.

3. Кислинг, Улла.Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.

4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012. – 396с.

5. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016. — 28 с.

http://vombatik.ru/blog/sensorybox.html Сенсорные коробки: что это такое и как их можно соорудить?Вомбатик.ру Магазин детских товаров.Творческое развитие ребенка на Ноябрь 23, 2016 .

https://vk.com/kinderquest

Сайт в контакте KinderQuest | Активация речи Сенсорная интеграция и развитие речи с Марианной Лынской

https://sensoricinru.wordpress.com/2013/Сенсорная интеграция и мы. Ассоциация специалистов сенсорной интеграции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Статья представляет собой рассмотрение специфических особенностей работы с детьми, у которых выялены тяжёлые нарушения речи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...

Использование методов сенсорной интеграции в работе с детьми раннего возраста в доме ребенка.

В ГБУЗ «ТОСДР» проживают и воспитываются дети, имеющие в своем анамнезе различного рода нарушения, в том числе и восприятия. Таким малышам сложно обрабатывать поступающую информацию ...

ОПЫТ ОСВОЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

Далее в данной статье будут описаны применяемые мною в ходе коррекционных занятий с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, сенсорно – интегративные методы, приемы, используемое оборудование, примерные виды а...

Использование приемов сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Сенсорная интеграция необходима для движения, говорения и игры. Это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.Цель метода сенсорной интеграции - научить ...

Использование массажёров су-джок в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики создаёт максимально-комфортные условия для последую...