НОД "Их трели в музыке слышны" для старших дошкольников
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Фролова Александра Яковлевна

Восприятие музыки дошкольниками на основе единства Музыки и Природы - ценейшее средство.   Шедевры музыкального искусства и природное звучание голосов птиц в сопоставлении - это колоссальная помощь детям при их вхождении  в мировое  искусство.  Материал подобран и подготовлен как проект.  Данная статья - часть проекта.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

НОД "Их трели в музыке слышны"(с ИКТ) 

 подготовительная группа "Художественно - эстетическое  воспитание"

Цель: Приобщение к восприятию  художественного образа в музыке, живописи,  народном творчестве на основе принципа их единства .

Образовательные задачи:

  • ознакомление детей с голосами и пением птиц в природе;
  • закрепление знаний детей о голосах и возможностях музыкальных инструментов : скрипка, флейта, арфа, фортепиано, народных инструментах ( балалайка , дудочки, гудочки , окарина и т.д.);
  • восприятие шедевров мировой классики по данной теме ;

Развивающие задачи:

  • развитие музыкального мышления на основе ассоциаций с природой;
  • развитие эстетического восприятия окружающего мира;
  • развитие познавательных и творческих способностей детей;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес детей как к природе, так и к музыке;
  • приобщение к музыкальной культуре ;
  • обогащать музыкальный словарь детей, расширять их кругозор;

Материал и оборудование: фото соловья, кукушки, жаворонка, скворца; портреты композиторов :А.Алябьева, М.Глинки,  Л.К.Дакена, Ж.К.Рамо ; фонограммы голосов птиц в природе, музыкальных произведений классиков по теме; ДВД проигрыватель, мультимедиа;

Предварительная работа:

Знакомство детей с певчими птицами средней полосы на НОД "Познание окружающего мира" в течение года;

 Беседа о композиторах классиках, создавших мировые шедевры ;

Знакомство с музыкальными инструментами( по программе музыкального воспитания)

Беседа о выразительных свойствах музыки ( "Музыка и природа" О.Радыновой);

Разучивание песни "Кукушка" из репертуара шоу группы "Улыбка", закличек из русского народного фольклора;

Просмотр презентаций "Голоса птиц в природе", " Птицы и музыка"

Методические приемы:

Мотивационно побудительный этап:

  • создание ситуации занимательности;
  • загадки по теме, восприятие звуков природы;

Организационно- поисковый этап:

  • Постановка проблемы;
  • Открытие нового знания: наглядный (показ изображения птиц и одновременное звучание их голосов), практический(восприятие  фрагментов классических произведений) сопоставление звучания ;словесный (беседа. рассказ, вопросы поискового характера, ответы детей)

Заключительный этап:

  • Усвоение детьми новой информации;
  • Осмысление: анализ занятия;

Ход занятия:

Мотивационно -побудительный этап: на экране мультимедиа - лес , звучащий  множеством  голосов птиц , их перекличкой.

Муз. рук: Как удивительно красиво звучат лесные голоса! Настоящая музыка леса! Непонятная нам перекличка множества птиц... Давайте послушаем!

Как прекрасна наша природа, сам лес, наполненный солнцем, скользящим по ветвям деревьев и, конечно, музыка природы!. Птиц называют украшением природы!. Ребята, а вы можете назвать чье пение вы услышали?...Я вам помогу, загадаю загадку.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней,

Кто же это ?.

..Дети: Соловей. Видео пения соловья  в природе. 

Муз. рук. Ребята , замечательный русский композитор Александр Алябьев на стихи Антона Дельвига  очень давно написал красивую музыку - романс "Соловей"

Звучит романс в записи (фрагмент).

Муз. рук: Конечно , вы услышали трели в музыке, ведь она подражает голосу соловья. Романс исполняет высокий женский голос, сопрано. А на каком инструменте можно исполнить такие высокие звуки? Дети: Скрипка, флейта, окарина.

 Муз. рук: Правильно. Следующая загадка:

О потомстве все хлопочут,

Ну а эта мать не хочет!

Прыгнула с высокой ветки

И яйцо - в гнездо соседки!

Вновь кукует на опушке

Пестренькая ... (Кукушка)

 Видео запись пения кукушки в природе. 

Муз. рук: Голос кукушки вряд ли спутаешь с каким -либо другим! Его легко повторить. Давайте попробуем! Споем попевку : "О чем поешь, кукушечка?-(Дети)-Ку-ку, ку-ку,ку-ку! А теперь послушаем пениептицы  в произведении  французского композитора К.Л.Дакена. Оно так и называется "Кукушка"

Запись "Кукушка" К.Л.Дакена. (поисковая ситуация)

Муз. рук: Вы услышали "кукование" Дети : "Да!"

Муз. рук: А сейчас мы с вами исполним песню Андрея Варламова "Кукушка"и будем двигаться по кругу, "путешествовать".

Запись песни "Кукушка"( группа "Улыбка") Дети исполняют песню и энергично проходят змейкой, выходят на круг.

Воспитатель: ребята, а куда мы попали? (На экране видео луга. ) Правильно, мы вышли на луг.

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Рано выпорхнув спросонок,

Кто поет нам? (Жаворонок)

Звучит пение жаворонка.(запись)

Воспитатель: Да, жаворонок бывает лесной , но чаще полевой. И умеет петь, находясь высоко в небе "между небом и землей"...Мы с вами присядем и послушаем...

Муз. рук. Музыка Михаила Ивановича Глинки на слова Н. Кукольника , романс "Жаворонок"

Звучит романс "Жаворонок" М.Глинки

Муз. рук: Характер музыки напевный, грустно - печальный. Мелодия ?

Дети: Красивая, нежная, задушевная. Слова рассказывают о жаворонке, маленькой птичке, поющей очень звонко

Муз. рук: А как на Руси закликали птиц?

Дети: Жаворонки прилетали первыми, люди придумали много песенок- закличек , чтобы скорее наступила весна. А также лепили жаворонков из глины и теста, выходили в поле и закликали птиц.

Воспитатель: А давайте исполним с вами закличку про жаворонка!

 Дети хором исполняют "Жаворонушки , прилетите к нам " рнп

Воспитатель: Отгадайте, какая еще птица прилетает весной?

Отступили снега и метели,

Птицы с юга домой прилетели.

Кружат, трели разводят певцы.

Кто весну прославляет? (Скворцы)

Воспитатель: Правильно. Сейчас мы с вами поиграем в игру  "КОШКА И СКВОРЦЫ"
Один ребенок “кошка”, 6 — 8 детей - “скворцы”(одевают  шапочки. )Остальные дети по 5 — 6 человек берутся за руки и образуют кружки — “скворечники”. В каждом размещается по 2 “скворца”. “Кошка” находится в стороне. Звучит веселая музыка “скворцы” летают по комнате врассыпную. С окончанием музыки появляется “кошка” и старается поймать “скворцов”. “Скворцы” прячутся в “скворечнике”. В одном скворечнике могут находиться только два “скворца”. Пойманного “скворца” “кошка” уводит в свой дом. Игра повторяется сначала.

Воспитатель: В заключении мы услышим музыку - загадку. Слушайте! Что нового вы услышите?

Звучит "Перекличка птиц" Ж.Ф.Рамо (оркестр русских народных инструментов)

Дети отвечают : Как и в лесу, в музыке мы услышали перекличку голосов в исполнении   музыкальных инструментов. Услышали трель соловья и жаворонка , интонации пения  кукушки. Это очень радостная и  красивая музыка.

Муз. рук: Молодцы, правильно. Музыка и природа взаимосвязаны. Музыканты - композиторы сочиняют музыку, подсказанную им природой ! Вы теперь и в лесу не растеряетесь, узнаете по голосу птичку , и  на концерте  услышите в музыке трели птиц!

Мне приятно подарить вам в конце занятия маленьких птиц ( игрушки)для вашего музыкального уголка, ведь птицы--наши друзья и украшение природы! До свидания, до новых встреч!

Под музыку "Перекличка птиц" Ж.Ф.Рамо, дети прощаются и  друг за другом уходят.

Список использованной литературы:

Аудиозаписи: "Голоса леса", голоса в природе кукушки, соловья, жаворонка;

Романсы:  "Соловей" А.Алябьева, "Жаворонок "М.Глинки;

"Кукушка" К.Л.Дакен, "Перекличка птиц" Ж.К.Рамо; muzofon.com;

Загадки: kladraz.ru.

О.П.Радынова "Природа и музыка"

М.Картушина "Вокально-хоровая работа в ДОУ"

Иллюстративный материал: images. yandex.ru;

Видео материал: - YouTube  www.youtube.com/watch?v=RF15XeknRCw

smotri.com/video/view/?id=v4776985a6c и др.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического занятия "День рождения Музыки" для старших дошкольников с применением информационных технологий - фильм "Как поссорились Кисть и Скрипичный Ключ"

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника "День рождения Музыки" В преддверии праздника "День Музыки" этот сценарий может пригодиться моим коллегам - музыкальным руководителям де...

Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников

Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников с использованием визуализации.

Информационно-коммуникативная педагогическая технология  по музыкальному воспитанию усиливают познавательный интерес воспитанников, позволяют сделать музыкальные пргоизведения привлека...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников с использованием визуализации.

Педагогическая технология развития эмоционального восприятия музыки  детьми  старшего  дошкольного возраста  в процессе ее слушания с  применением ИКТ. Материал мож...

Программа конференции. Участие в 71-ой студенческой научной конференции. Форма участия очная. Дата проведения 22 апреля 2023г. Доклад "Воспитание интереса к классической музыке у старших дошкольников. Теоретический аспект"

Программа конференции. Участие в 71-ой студенческой научной конференции. Форма участия очная. Дата проведения 22 апреля 2023г. Доклад "Воспитание интереса к классической музыке у старших дошкольн...